Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Министерство образования и науки, молодежи и спорта




АВТОНОМНОЙ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ

РЕСПУБЛИКАНСКОЕ ВЫСШЕЕ УЧЕБНОЕ ЗАВЕДЕНИЕ «КРЫМСКИЙ ИНЖЕНЕРНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Факультет исихолого-педагогический

Кафедра биологии, экологии и безопасности жизнедеятельности

 

Модульные задания

по дисциплине «Физиология (ВНД и возрастная) с основами генетики»

для студентов специальности «Дошкольное образование - 6.010100» отрасль знаний - педагогическое образование 0101.

Симферополь, 201 1


I


Модуль № I. (количество часов — 2)

Вариант 1.

Задание 1. Выберите правильный ответ на тестовые вопросы.

1. Лимбическую систему формирует

а) древняя кора и старая кора,

б) новая кора,

в) таламус,

г) ретикулярная формация,

д) гипоталамус.

2. Какие из перечисленных ниже веществ и ферментов являются производными слюнных
желез?

а) муцин, лизоцим, амилаза, мальтаза;

б) муцин, лизоцим, птиалин, мальтаза;

в) химозин, амилаза, трипсин, мальтаза;

г) химозин, муцин, трипсин, пепсин.

3. В постнатальном развитии ребенка первый критический период наблюдается в
возрасте

а) до года;

б) до 2 лет;

в) 2 до 3,5 лет;

г) в 6-7 лет.

4. Наиболее зрелой частью ЦЫС новорожденного является

а) спинной мозг;

б) кора больших полушарий мозга;

в) продолговатый мозг;

г) мозжечок.

5. Новая кора больших полушарий обеспечивает следующие функции:

1. отвечает за врожденные поведенческие акты и формирование эмоций.

2. обеспечивает гомеостаз и контроль реакций, направленных на самосохранение и сохранение вида.

3. координирует деятельность всех систем организма.

4. осуществляет высшую нервную деятельность, отвечает за сложное поведение и мышление.

5. влияет на регуляцию вегетативных функций.

6. осуществляет восприятие, оценку и обработку всей поступающей информации от органов чувств.

7. обеспечивает взаимодействие организма с внешней средой.

а) 1,2, 4, 5.

б) 2, 3, 6, 7.

в) 1,2,5,6.

г) 3, 4, 6, 7.
Л) 3,4, 5, 6.

Задание 2. Охарактеризуйте возрастные особенности пищеварительной системы.

Задание 3. Схематично изобразите синапс, подпишите составные части и объясните принцип

его работы.

Вариант 2. Задание 1. Выберите правильный ответ на тестовые вопросы.


I


1. Отдел мозга, осуществляющий высшую нервную деятельность, отвечающий за сложное
поведение и мышление

а) мозжечок;

б) кора больших полушарий;
в)средний;

г) промежуточный;

д) продолговатый.

2. На функциональную активность желез внутренней секреции влияет

а) соматическая нервная система;

б) гормоны гипофиза;

в) автономная нервная система;

г) периферическая нервная система.

3. Антитела, которые есть в организме с рождения, обусловливают иммунитет

а) искусственный, приобретенный;

б) естественный, врожденный;

в) естественный, приобретенный.

4. Кости таза у детей срастаются в

а) 2-3 года;

б) 4-5 лет;

в) 5-6 лет;

г) 7-8 лет.

5. Серое вещество спинного мозга образовано:

1. вставочными нейронами.

2. телами и дендритами двигательных нейронов.

3. аксонами нейронов, образующих нисходящие пути.

4. аксонами нейронов, образующих восходящие пути, а) 1,2.

6)1,3.

в) 2, 3.

г) 1,4.
Д) 2, 4.

Задание 2. Охарактеризуйте возрастные особенности опорно-двигательной системы. Задание 3. Схематично изобразите нейрон, подпишите его составные части и дайте им характеристику.

Вариант 3. Задание 1. Выберите правильный ответ на тестовые вопросы.

1. Регуляцию сердечной-сосудистой, дыхательной и пищеварительной деятельности,
пищевых и защитных рефлексов осуществляет

а) продолговатый мозг,

б) промежуточный мозг,

в) средний мозг,

г) варолиев мост,

д) кора больших полушарий мозга.

2. В процессе индивидуального развития человека вторая сигнальная система приобретает
ведущее значение в жизни ребенка в

а) 1 год;

б) 2-3 года;


в) 6-7 лет;

г) 10 лет.

3. Введение в организм ослабленных или убитых возбудителей инфекционного заболевания
получило название

а) прививки;

б)лечебной сыворотки;

в) иммунной реакции.

<

4. Кровь по легочной артерии движется

а) к органам тела;

б) к левому желудочку;

в) к правому желудочку;

г) к головному мозгу;

д) к легким.

5. Соматическая нервная система характеризуется следующими признаками:

1. подчинена воле человека,

2. не починена воле человека,

3. регулирует работу скелетных мышц,

4. регулирует работу внутренних органов, желез, кровеносных сосудов, а) 1,3.

6)2,3.

в) 1,4.

г) 2, 4.
Д) 3, 4.

Задание 2. Охарактеризуйте возрастные особенности системы кровообращения.

Задание 3. Схематично изобразите спинной мозг, подпишите составные элементы и

объясните принцип его работы.

Вариант 4. Задание 1. Выберите правильный ответ на тестовые вопросы.

1. Отдел ЦНС, контролирующий работу вегетативной нервной системы,

а) таламус,

б) мозжечок;

в) средний мозг;

г) гипоталамус.

2. Мозжечок выполняет следующие функции:

а) координация и слаженная работа всех органов и систем органов,

б) предохранение головного и спинного мозга от толчков и сотрясений.

в) координирует движения организма в пространстве.

г) обеспечивает доставку питательных веществ ко всем отделам ЦНС и удаление продуктов
обмена.

д) поддерживает определенный уровень осмотического давления.

3. Антисвертывающую систему крови образуют

а) оксигемоглобин;

б) фибрин;

в) гепарин; фибролизин;

г) карбоксигемоглобин.

4. Стенки кровеносных сосудов, желудка, кишечника образуют мышцы


а) поперечно-полосатые;

б) сердечные;

в) гладкие.

5. Основные свойства нервной ткани:

1. возбудимость,

2. проводимость,

3. раздражимость,

4. защита,

5. питание,

6. опора. а) 1,2,3; 6)1,3,4;

в) 4, 5, 6;

г) 2, 4, 6;
Д) 1,4,5.

Задание 2. Охарактеризуйте возрастные особенности эндокринной системы. Задание 3. Схематично изобразите большие полушария головного мозга и кору с базал^ными ганглиями, укажите границы распределения белого и серого вещества и объясните особенности их функционирования.

Модуль № 2 (количество часов - 2)

Вариант 1.

Задание 1. Выберите правильный ответ на тестовые вопросы.

1. «Рост» полипептидной белковой молекулы на рибосоме получил название:
А. транскрипции;

Б. трансляции; В.элонгации; Г. терминации.

2. Какой кариотип характерен для женщины, страдающей синдромом Шерешевского-
Тернера?

A. 45ХХ;
Б. 45X0;

B. 46ХХ;
Г. 47ХХХ.

Задание 2. Решите задачи.

1. Определите какие типы гамет и в каком количестве образуются при гаметогенезе у особей, имеющих следующие генотипы: АА; AABbcc; BbCCMM; AABBCCFf; AABbCcDdFFRrMm.

2. Известно, что карий цвет глаз доминирует над голубым. Объясните причину появления в семье кареглазых супругов голубоглазого ребенка, проиллюстрировав объяснение схематично.

Задание 3. Определите тип наследования.

i о-ч—□

п о—|—□ □—|—о ■■—|—о о—|—□

III О П О □ О ■ О


Вариант 2. Задание 1. Выберите правильный ответ на тестовые вопросы.

1. Перевод последовательности нуклеотидов молекулы и-РНК в последовательность
аминокислот полипептида получил название:

А.трансляция; Б.элонгация; В. рекогниция; Г. терминация.

2. Исследование полового хроматина у пациента мужского пола позволило выявить в 65%
клетках слизистой оболочки наличие одного тельца Барра, определите его кариотип

A. XY;
Б. XXY;

B. XYY;
Г. XXYY.

Задание 2. Решите задачи.

1. Определите какие типы гамет и в каком количестве образуются при гаметогенезе у особей, имеющих следующие генотипы: АА; ААВЬСС; ВЬССМм; AAbbCCFf; AABbCcDdFFRRMm.

2. Альбинизм является наследственной аутосомно-рецессивной патологией. Возможно ли в браке супругов, имеющих нормальную пигментацию, рождение ребенка-альбиноса? Ответ обоснуйте, используя генетическую символику.

Задание 3. Проведите анализ родословной, определите тип наследования заболевания.
I О-- 1-- □

III • ППОПО ОО □

Вариант 3.

Задание 1. Выберите правильный ответ на тестовые вопросы.

1. Начальный этап трансляции получил название

A. рекогниция;
Б. инициация;

B. транскрипция;
Г. терминация.

2. Какое количество телец Барра обнаруживается в клетках слизистой оболочки у пациентки
с кариотипом 47ХХХ?

А. 1; Б. 2; В.З; Г. отсутствуют.

Задание 2. Решите задачи.

1.Определите какие типы гамет и в каком количестве образуются при гаметогенезе у особей, имеющих следующие генотипы: Аа; AABb; AaBbCC; AABbCcFf; BbCcDdFFRrMm.


2.Отсутствие малых коренных зубов наследуется по аутосомно-доминантному типу. В браке мужчины и женщины, страдающих указанной аномалией родился мальчик, не отягощенной ею. Определите генотипы членов семьи.

Задание 3. Определите тип наследования
I О—I—■

по—|—□ ■—|—о о—|—п ■—|—о

I—I I—I □ I—I

III □ О О ■ ■ ■

Вариант 4.

Задание 1. Выберите правильный ответ на тестовые вопросы.

1. Заключительный этап трансляции получил название

A. рекогниция;
Б. инициация;

B. транскрипция;
Г. терминация.

2. При исследовании полового хроматина у мужчины было обнаружено 2 F-тельца в
большинстве лимфоцитов крови. Какое количество Y-хромосом имеет пациент?

А. 1; Б. 2; В.З; Г.4.

Задание 2. Решите задачи.

1. Определите какие типы гамет и. в каком количестве образуются при гаметогенезе у особей, имеющих следующие генотипы: Аа; AABb; AaBBCc; aaBbCcFf; BbCcddFFRrmm.

2. У здоровых супругов родился ребенок, страдающий агаммаглобулинемией (аутосомно-рецессивный тип наследования). Какова вероятность того, что второй ребенок, которому предстоит родиться, может быть здоровым?

Задание 3. Проведите анализ родословной, определите тип наследования заболевания.
I О—I—□

п □—|—о ■—|—о о—I—□ о—I—□ □—I—о

III □ О О О • □ □ □ □ □ О □


Задания для модульного контроля составу

К.б.н., ст. преп. Ибрагимовой Э.Э.

Утверждены на заседании кафедры ^олЖии, экологии и БЖД

Протокол № </ _ от ~2р, С J 20 // г.

Заведующий кафедрой д.б.н., проф. Баличиева Д.В.


;


3S


Вопросы для подготовки к экзамену по дисциплине «Физиология (ВНД и возрастная) с основами генетики»

1. Физиология (возрастная и ВНД).

1. Предмет, задачи и методы исследования возрастной физиологии, связь с другими науками.

2. Общие закономерности роста и развития детей и подростков.

3. Особенности формирования функциональных систем в онтогенезе.

4. Основы возрастной периодизации.

5. Понятие об онтогенезе. Пренатальный и постнатальный онтогенез.

6. Основные периоды постнатального онтогенеза.

7. Подходы к обоснованию деления онтогенеза на отдельные возрастные периоды.

8. Пренатальный и постнатальный онтогенез.

9. Реактивность и резистентность организма детей.
10.Акселерация и ретардация развития.

11.Виды акселерации и основные причины.

12.Критические периоды в постнатальном развитии.

13.Понятие об адаптации. Адаптивные возможности организма человека как

показатель уровня здоровья. 14.Возрастные особенности процессов адаптации организма к действию

факторов окружающей среды. 15.0бщий план строения и значения нервной системы. 16.Возрастные особенности функционирования нервной системы. П.Развитие нервной системы'в онтогенезе.

18.Возрастные изменения структуры нейрона и нервного волокна. 19.Рефлекс как"основная форма нервной деятельности. 20.Возбуждение и торможение в ЦНС. 21.Строение и функции спинного мозга. 22.Строение и функции головного мозга. 23.Функциональное созревание коры и подкорковых структур мозга в

различные возрастные периоды. 24.Функциональная ассиметрия полушарий головного мозга. 25.Типы ВНД. Пластичность типов ВНД. 26.Высшая нервная деятельность (ВНД) и ее особенности у детей

дошкольного возраста. 27.Специфические особенности ВНД человека. Условные и безусловные

рефлексы. 28.Возрастные особенности условных рефлексов. 29.Учение А.А. Ухтомского о доминанте. ЗО.Концепция функциональной системы П.К. Анохина. 31.Изменение высшей нервной деятельности у детей и подростков под

влиянием различных факторов. 32.Динамический стереотип.


ЗЗ.Ыейрофизиологические механизмы внимания и их формирование с

возрастом. 34.Нейрофизиологические механизмы восприятия и их возрастные

особенности. 35.Физиологические механизмы памяти. Зб.Строение и функции органов дыхания. 37.Морфофизиологические особенности органов пищеварения в разные

возрастные периоды. 38.Форменные элементы крови в онтогенезе. 39.0бщие свойства крови в онтогенезе. 40.Возрастные особенности сердечно-сосудистой системы. 41.Возрастные особенности системы крови. 42.Иммунитет, его виды и возрастные изменения. 43.Морфофизиологические особенности системы кровообращения в разные

возрастные периоды. 44.Гормоны. Особенности гуморальной регуляции функций в организме в

разные возрастные периоды. 45.Возрастные особенности эндокринной системы. 46.0бщая характеристика сенсорных систем. 47.Строение и возрастные особенности органа вкуса. 48.Строение и возрастные особенности органа обоняния. 49.Строение и возрастные особенности органа осязания. 50.Возрастные особенности и строение зрительного анализатора. 51.Возрастные особенности органов выделения. 52.Мочевыделительная система и ее возрастные особенности. 53.Строение и функции опорно-двигательной системы. 54.Нарушение осанки, плоскостопие и их профилактика. 55.Роль движений в психическом развитии детей и подростков. Возрастные

особенности функции почек. 56.3начение и возрастные изменения опорно-двигательного аппарата. 57.Изменения структуры и функции мышц с возрастом. 58.Строение и функции мышечной системы человека. 59.Морфофункциональные особенности опорно-двигательного аппарата у

детей. бО.Возрастные изменения мышечной работоспособности двигательных

качеств, координации движений. 61.Строение и функции выделительной системы. 62.Значение органов выделения. Энурез у детей. 63.Строение и функции пищеварительной системы.

Основы генетики.

64.Предмет, задачи и методы генетики.

65.3начение законов Менделя для генетики человека.

бб.Роль наследственности и среды в развитии детей и подростков.

67.Аутосомно-доминантный тип наследования.


I



68.Аутосомнорецессивный тип наследования.

69.Наследование, сцепленное с полом.

70.Голандрическое наследование.

71.Наследование, сцепленное с Х-хромосомой.

72.Строение, функции и виды хромосом человека.

73.Наследственный аппарат клетки. Организация генетического материала

клетки. 74.Строение и функции нуклеиновых кислот. 75.Репликация молекулы ДНК. 76.Строение и виды хромосом. 77.Денверская классификация хромосом. 78.Биосинтез белка в клетке.

79.Мутации. Классификация мутаций (генные, хромосомные, геномные). 80.Упаковка ДНК в хромосомах. 81.Гаметогенез (сперматогенез, оогенез). 82.Кариотип человека. 83.Мейоз - способ деления половых клеток. 84.Митоз - способ деления соматических клеток. 85.Наследственные болезни и их классификация.

Список рекомендуемой литературы Основная:

13. Агаджанян Н.А., Власова И.Г., Ермакова Н.В., Трошин В.И. Основы физиологии человека: Учебник. - М., 2000.

14. Швырев А.А. Анатомия и физиология человека с основами общей патологии. Ростов п/Д: Феникс, 2004.

15. Данилова Н.Н., Крылова А.Л. Физиология высшей нервной деятельности - Ростов н/Д: «Феникс», 2005.

16.Любимова З.В., Маринова К.В., Никитина А.А. Возрастная физиология: учеб. для студ.

высш. учеб. завед.: в 2-х частях. - М.: Гуманит. изд. Центр «Владос», 2003.

17. Сапин М.Р., Сивоглазова В.И. Анатомия и физиология человека (с возрастными
особенностями детского организма): учеб. пособие для студентов сред. пед. учеб. завед. -
3-е изд, стереотип. - М.: изд-й центр «Арка дня», 2002.

18. Шульговский В.В. Физиология высшей нервной деятельности с основами нейробиологии: Учебник. - М.: Издательский центр «Академия», 2003.

19. Батуев А.С.Физиология высшей нервной деятельности и сенсорных систем: Учебник для вузов. 3-е изд. - М., 2010.

20. Заяц Р.Г., Бутвиловский В.Э., Рачковская И.В., Давыдов В.В. Общая и медицинская генетика. Лекции и задачи. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2003.

21. Шевченко В.А., Топорина Н.А., Стволинская Н.С. Генетика человека: Учеб. для студ. высш. учеб. завед. - М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2002.

22. Бочков Н.П., Асанов А.Ю., Жученко Н.А. и др. Медицинская генетика: Учебник / Под ред. Н.П.Бочкова. - М.; Мастерство; Высшая школа, 2001.

23. Асанов А.Ю., Демидова Н.С, Морозов С.А. Основы генетики и наследственные нарушения у детей. - М.: Асайепна, 2003.

24. Топорина Н.А., Стволинская Н.С. Генетика человека (практикум для вузов). - М.: Наука, 2000.


Дополнительная:

7. Самсонов А.Ф. Основы генетики в дефектологии. - М: Просвещение. - 1998.

8. Бажора Ю.И., Шевеленкова А.И., Живац З.Н. и др. Клиническая генетика. Учебное пособие к практическим занятиям. Одесса: Одесский медуниверситет, 2001.

9. Айала Ф. Дж., Кайгер Дж. Современная гентика: в 3-х т.// Пер с англ. А.Д. Базыкина: под ред. ЮЛ. Алтухова. - М.: Мир, 1997.

10. Бадалян Л.О. Детская неврология: Учеб. Пособие. - М, 1998.

11. Анатомия человека: В 2 т. 2-е изд., перераб: и доп. / Под ред. М.П. Сапина. М., 1998.

12. Мастюкова Е.М., Московкина А.Г. Основные генетики: клинико-генетические основы коррекционной педагогики и специальной психологии: Учебное пособие для студентов педагогических высших учебных заведений под ред. В.И. Селиверствова, Б.П. Пузанова. -М: Гуманит. издат. центр ВЛАДОС, 2003.

Электронные информационные ресурсы:

1. http://ru.wikipedia.org/wiki

2. http://www.scorcher.ru/neuro/sciencc/base/base.htm

3. http://www.scorcher.ru/neuro/science/base/base.htm

4. http://bibliotekar.ru/100otkr/83.htm

5. http://revolution.allbest.ri^iology/00103553.html

6. http://logopediya.eom/books-medicina/fiziolog:iva-nerv-devat.php

7. http://medbiol.rU/medbiol/har/003ba223.htm#003be934.htm

8. http://medicalplanet.su/genetica/232.html

9. http://psylist.net/pedagogika/00205.htm

10. http://lib.sportedu.ru/GetTcxt.idc7TxtID-474

11. http://www.bambino.su/deviantnve-formv-povedcniya

12. http://www.kursx.ru/psy67.html

13. http://ru.wikipedia.org/wiki

14. http://www.scorcher.ru/neuro/science/base/base.htm

15. http://www.scorcher.ru/neuro/science/base/base.htm

16. http://bibliotekar.ru/100otkr/83.htm

17. http://revolution.allbest.ru/biology/00103553.html

18. http://logopcdiva.com/books-medicina/fiziologiva-nerv-deyat.php


Экзаменационные вопросы составлены,

К.б.н., ст. преп. Ибрагимовой Э.Э.

Утверждены на заседании кафедры Бй^иэгии, экологии и БЖД

Протокол № */ от 3 О. Ох£ ____ 20 jj г.

Заведующий кафедрой д.б.н., проф. Баличиева Д.В.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...