Методические рекомендации по выполнению практических и
лабораторных работ по дисциплине «Физиология (ВНД и возрастная) с основами генетики» для студентов дневной и заочной форм обучения специальности «Дошкольное образование - 6.010100» отрасль знаний - педагогическое образование 0101. Симферополь, 20 ПЛАН пластинчатым препаратам. Цель занятии: изучить строение головного мозга человека. Количество часов: 2 Оборудование: пластинчатые препараты продольного и поперечного разрезов головного мозга человека, разборные модели головного мозга человека, таблицы с изображением строения головного мозга человека и позвоночных животных. Методические указания по выполнению: Головной мозг человека состоит из трех отделов: задний мозг (продолговатый мозг, мост и мозжечок), средний мозг и передний мозг, образованный промежуточным мозгом и большими полушариями. Головной мозг состоит из нервных клеток - нейронов. Скопления тел нейронов образуют серое вещество, в котором находятся нервные центры. Скопления длинных отростков нервных клеток - аксонов - образуют белое вещество. Из аксонов состоят проводящие нервные пути. Продолговатый мозг является продолжением спинного мозга. Здесь расположены центры (отдельные ядра - скопление тел нейронов) жизненно важных безусловных рефлексов: дыхательного, слюноотделительного, сосательного, желудочного и поджелудочного сокоотделения, чихательного, рвотного, кашлевого. Повреждение продолговатого мозга приводит к мгновенной смерти человека. Мост состоит только из белого вещества и выполняет проводниковую функцию -связывает вышележащие отделы мозга с низлежащими.
Мозжечок расположен в затылочной части головного мозга, непосредственно над продолговатым. Снаружи он покрыт слоем серого вещества - корой мозжечка. Мозжечок обеспечивает координацию движений. Средний мозг расположен над мостом. Здесь расположены ядра, постоянно посылающие импульсы к скелетным мышцам, поддерживая тем самым их тонус. Кроме этого, через средний мозг проходят различные нервные пути. За средним мозгом расположен промежуточный мозг (таламус). Здесь расположены центры, которые согласовывают работу различных внутренних органов. Промежуточный мозг регулирует обмен веществ, потребление воды и пищи, поддержание постоянной температуры тела. Через него также проходят импульсы от всех рецепторов к коре больших полушарий. Большие полушария головного мозга наиболее развиты у человека. Они закрывают собой средний и промежуточный мозг. Оба полушария соединены между собой перемычкой — "мозолистым телом". Поверхность полушарий образована сплошным слоем серого вещества -корой (толщина 2-5 мм). Количество нейронов в коре - до 14 миллиардов, общая поверхность - 2000-2500 см2. Кора имеет углубления (борозди) и выпуклости (извилины). Три основные борозды - центральная, боковая и затылочная - разделяют каждое полушарие на доли: лобную, теменную, височную и затылочную. Наиболее глубокими бороздами являются центральная (отделяет лобную долю от теменной) и боковая (отделяет височную долю). Каждая доля разделяется многочисленными мелкими бороздами на отдельные извилины. Большие полушария головного мозга регулируют и координируют всю сознательную деятельность человека, обеспечивают его сознание и мышление, обрабатывают информацию, поступающую от всех органов чувств и формируют ответную реакцию на действующие раздражители. Задания:
1. На разборной модели головного мозга человека найдите правое и левое полушарие. Раскройте модель и найдите перемычку ("мозолистое тело"), которая соединяет между собой оба полушария. Благодаря перемычке полушария функционируют как одно целое. 2. На раскрытой модели головного мозга человека найдите продолговатый мозг, мост, средний мозг, промежуточный мозг, мозжечок. Обозначьте эти отделы на рисунке 5.
Рис. 5 3. Рассмотрите пластинчатые препараты головного мозга человека. Как расположены серое и белое вещество в головном мозге? 4. Внимательно рассмотрите большие полушария головного мозга. Найдите борозды и извилин. Определите местонахождение центральной и боковой борозды, долей головного мозга. 5. Пользуясь таблицей и рисунками в учебнике, сравните строение головного мозга человека и позвоночных животных. По результатам сравнения сделайте выводы об особенностях строения головного мозга человека, отметив черты сходства и различия с мозгом позвоночных животных. Вопросы для защиты практической работы: 1. Из каких отделов состоит головной мозг человека? 2. Какие функции выполняет ствол мозга? 3. К каким последствиям могут привести нарушения функционирования мозжечка? 4. Перечислите функции, характерные для больших полушарий мозга, базальных ганглиев и коры. 5. Какие отделы голоного мозга явяляются наиболее «молодыми» в филогенетическом аспекте? Литература: 1. Анатомия человека: В 2 т. 2-е изд., перераб: и доп. / Под ред. М.П. Санина. М, 1993. 2. Гаврилов Л.Ф., Татаринов В.Г. Анатомия. - М., 1985. 3. Липченко В.Я., Самусев Р.П, Атлас нормальной анатомии человека. - М, 1988. 4. Леонтьева Н. Н., Маринова К. В. Анатомия и физиология детского организма: (Основы учения о клетке и развитии организма, нервная система, опорно-двигат. аппарат): 2-е изд., перераб. - М.: Просвещение, 1986. ПЛАН ПРАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ № 1. По дисциплине: Физиология (ВНД и возрастная) с основами генетики Тема занятия: Определение типа высшей нервной деятельности. Цель исследования: научиться определять тип высшей нервной деятельности человека. Количество часов: 2. Оборудование: опросник Я. Стреляу. Содержание работы: Задачи: 1. изучить типы высшей нервной деятельности;
I 2. определить собственный тип высшей нервной деятельности по методике Я. Стреляу. Методические указания по выполнению: Древнегреческий ученный и врач Гиппократ выделил четыре типа темперамента: холерический, сангвинический, флегматический и меланхолический. Причину проявления того или иного темперамента он видел в преобладании определенной жидкости в организме человека: если преобладает кровь - темперамент сангвинический, слизь- флегматический, желчь - холерический, черная желчь - меланхолический. С развитием знаний о высшей нервной деятельности человека укоренилось понимание того, что в основе темперамента или типов высшей нервной деятельности лежит взаимодействие процессов возбуждения и торможения, сила, уравновешенность и подвижность процессов в нервных клетках коры больших полушарий. Эти компоненты образуют 8 сочетаний: сангвинический, флегматический, холерический, пылкий, беспечный, меланхолический, нервический, чувствительный. Тип высшей нервной деятельности, как и функция реактивности, относительно устойчивы и мало подвержены изменениям в онтогенезе, поскольку имеют прочные связи со свойствами нервной системы. Эти свойства наиболее отчетливо проявляются: 1) в раннем онтогенезе, когда маскирующее влияние характера еще минимально; 2) в ситуациях, исключающих возможность обращения к личному опыту или при отсутствии такового в отношении какой-либо ситуации; 3) в стрессовых ситуациях; 4) в строго контролируемых экспериментальных ситуациях; 5) в новых, привлекательных для человека ситуациях, благоприятных для проявления Таким образом, с типом высшей нервной деятельности и реактивностью связан целый ряд ситуаций проявления индивидуально своеобразных способов поведения человека. Поэтому понятно, что создание оптимальных условий для развития, воспитания и обучения личности невозможно без учета этих свойств. Ход работы: Методика: «Опросник Я. Стреляу» Инструкция: Ответить «да», «нет» или «не знаю» на нижеследующие вопросы:
1. Легко ли Вы сходитесь с людьми? 2. Способны ли Вы воздержаться от того или иного действия до момента, пока не получите соответствующие распоряжения? 3. Достаточно ли Вам непродолжительного отдыха для восстановления после утомительной работы? 4. Умеете ли Вы работать в неблагоприятных условиях? 5. Воздерживаетесь ли Вы во время спора от неделовых, эмоциональных аргументов? 6. Легко ли Вам втянуться в работу после длительного перерыва, например, после отпуска или каникул? 7. Забываете ли Вы об усталости, если работа Вас полностью поглощает? 8. Способны ли Вы, поручив кому-нибудь определенную работу, терпеливо ждать се окончания? 9. Засыпаете ли Вы легко и одинаково, ложась спать в разное время суток? 10. Умеете ли Вы хранить тайну, если Вас об этом просят? 11. Легко ли Вам возвращаться к работе, которой Вы не занимались несколько недель или месяцев? 12. Умеете ли Вы терпеливо объяснять? 13. Любите ли Вы работу, требующую умственного напряжения? 14. Вызывает ли у Вас монотонная работа скуку или сонливость? 15. Легко ли Вы засыпаете после сильных переживаний? 16. Способны ли Вы. когда требуется, воздерживаться от проявлений своего превосходства? 17. Ведете ли Вы себя естественно в присутствии незнакомых людей? 18. Трудно ли Вам сдержать злость или раздражение? 19. В состоянии ли Вы владеть собой в тяжелые минуты? 20. Умеете ли Вы, когда это требуется, приспособить свое поведение к поведению окружающих? 21. Охотно ли Вы беретесь за ответственную работу? 22. Влияет ли обычно окружение на Ваше настроение? 23. Способны ли Вы переносить поражения? 24. Разговариваете ли Вы в присутствии кого-либо, чьим мнением особенно дорожите, столь же свободно, как обычно? 25. Вызывают ли у Вас раздражение неожиданные изменения в Вашем распорядке дня? 26. Есть ли у Вас на все «готовые ответы»? 27. В состоянии ли Вы вести себя спокойно, когда ждете важного решения (например: результат вступительных экзаменов, поездки за границу)? 28. Легко ли Вы организуете первые дни своего отпуска, каникул? 29. Обладаете ли Вы так называемой «быстрой реакцией»? 30. Легко ли Вы приспосабливаете свою походку или манеру есть к походке или манере есть людей более медлительных? 31. Быстро ли Вы засыпаете? 32. Охотно ли Вы выступаете на собраниях, семинарах? 33. Легко ли Вам испортить настроение? 34. Трудно ли Вам оторваться от работы? 35. Умеете ли Вы воздерживаться от разговора, если это мешает другим? 36. Легко ли Вас спровоцировать на что-либо? 37. Легко ли Вы срабатываетесь с людьми? 38. Всегда ли, если Вам предстоит что-нибудь важное, Вы обдумываете свои поступки?
39. В состоянии ли Вы, читая текст, проследить с начала до конца ход мыслей автора? 40. Легко ли Вы вступаете в разговор с попутчиками? 41. Воздерживаетесь ли Вы от доказательства неправоты собеседника, если это по тем или иным причинам нецелесообразно? 42. Охотно ли Вы беретесь за работу, требующую большой ловкости рук? 43. В состоянии ли Вы изменить уже принятое решение, учитывая мнение других? 44. Быстро ли Вы привыкаете к новой системе работы? 45. Можете ли Вы работать ночью, если работали днем? 46. Быстро ли Вы читаете беллетристику? 47. Часто ли Вы отказываетесь от своих намерений, если возникает препятствие? 48. Умеете ли Вы держать себя в руках, если этого требуют обстоятельства? 49. Просыпаетесь ли Вы обычно быстро, без труда? 50. В состоянии ли Вы воздержаться от моментальной импульсивной реакции? 51. Трудно ли Вам работать при шуме? 52. Умеете ли Вы, когда это необходимо, воздерживаться от того, чтобы «резать правду-матку»? 53. Успешно ли Вы сдерживаете волнение перед экзаменом, встречей с начальством и т.п.? 54. Любите ли Вы частые перемены? 55. Быстро ли Вы привыкаете к новой среде? 56. Восстанавливаете ли Вы силы полностью после ночного отдыха, тяжело проработав весь предыдущий день? 57. Избегаете ли Вы занятий, требующих выполнения в непродолжительный срок разнородных действий? 58. Самостоятельно ли Вы обычно боретесь с трудностями? 59. Перебиваете ли Вы собеседника? 60. Прыгнули бы Вы в воду, не умея плавать, чтобы спасти утопающего? 61. В состоянии ли Вы напряженно работать, заниматься? 62. Можете ли Вы воздержаться от неуместных замечаний? 63. Имеет ли для Вас значение постоянное место на работе, за столом, на лекции и т. п.? 64. Легко ли Вам переходить от одного занятия к другому? 65. Взвешиваете ли Вы все «за» и «против», прежде чем принять важное решение? 66. Легко ли Вы преодолеваете препятствия? 67. Заглядываете ли Вы в чужие письма, вещи? 68. Скучно ли Вам во время стереотипных (всегда одинаково протекающих) действий, занятий? 69. Соблюдаете ли Вы правила поведения в общественных местах. 70. Воздерживаетесь ли Вы во время разговора, выступления или ответа от лишних движений, жестикуляции? 71. Любите ли Вы оживленную обстановку? 72. Любите ли Вы деятельность, требующую больших усилий? 73. В состоянии ли Вы длительное время сосредоточивать внимание на выполнении определенной задачи? 74. Любите ли Вы занятия, работу, требующую быстрых движений? 75. Умеете ли Вы владеть собой в трудных жизненных ситуациях? 76. Встаете ли Вы, если нужно, сразу же после того, как проснулись. 77. Способны ли Вы, если требуется, окончив полученную работу, терпеливо ждать, пока не кончат свою работу другие? 78. Способны ли Вы после того, как увидели что-то неприятное, действовать столь же четко, как обычно? 79. Быстро ли Вы просматриваете ежедневные газеты? 80. Случается ли Вам говорить так быстро, что Вас трудно понять? 81. Можете ли Вы, не выспавшись, нормально работать? 82. В состоянии ли Вы длительное время работать без перерыва? 83. В состоянии ли Вы работать, если у Вас болит голова, зуб и т.п.? 84. В состоянии ли Вы, если это необходимо, спокойно окончить работу, зная, что Ваши товарищи развлекаются и ждут Вас'? 85. Отвечаете ли Вы, как правило, быстро на неожиданные вопросы? 86. Говорите ли Вы обычно быстро? 87. Можете ли Вы спокойно работать, если ждете гостей? 88. Легко ли Вы меняете свое мнение под влиянием убедительных аргументов? 89. Терпеливы ли Вы? 90. Умеете ли Вы приспособиться к ритму работы более медленного человека? 91. Умеете ли Вы спланировать работу, чтобы выполнить несколько совместных действий? 92. Может ли веселая компания изменить Ваше настроение? 93. Умеете ли Вы без особого труда выполнить несколько действий одновременно? 94. Сохраняете ли Вы психологическое равновесие, когда являетесь свидетелем несчастного случая на улице? 95. Любите ли Вы работу, требующую множества разнообразных манипуляций? 96. Сохраняете ли Вы спокойствие, когда страдает кто-нибудь из близких Вам людей? 97. Самостоятельны ли Вы в грудных жизненных ситуациях? 98. Свободно ли Вы себя чувствуете в большой или незнакомой компании? 99. Можете ли Вы сразу прервать разговор, если это требуется (на пример: начало сеанса, лекции)?
100. Легко ли Вы приспосабливаетесь к методам работы других? 101. Любители Вы часто менять род работы? 102. Склонны ли Вы брать инициативу в свои руки, если случается что-нибудь из ряда вон выходящее? 103. Воздерживаетесь ли Вы от неуместных улыбок? 104. Начинаете ли Вы работать сразу интенсивно? 105. Решаетесь ли Вы выступить против общепринятого мнения, если Вам кажется, что Вы правы? 106. В состоянии ли преодолеть временную депрессию? 107. Засыпаете ли Вы с трудом, сильно устав от умственной работы? 108. В состоянии ли Вы спокойно ждать (например, очереди)? 109. Воздерживаетесь ли Вы от вмешательства, если заранее известно, что оно ни к чему не приведет? 110. В состоянии ли Вы спокойно аргументировать во время резкого разговора? 111. В состоянии ли Вы мгновенно реагировать в неожиданном положении? 112. Ведете ли Вы себя тихо, если вас об этом просят? 113. Соглашаетесь ли Вы без особых внутренних колебаний на болезненные врачебные процедуры? 114. Умеете ли Вы интенсивно работать? 115. Охотно ли Вы меняете места отдуха, развлечения? 116. Трудно ли Вам привыкнуть к новому распорядку дня? 117. Спешите ли Вы на помощь в несчастных случаях? 118. Воздерживаетесь ли Вы от выкриков, жестов на спортивных матчах? 119. Любите ли вы работу, занятия, требующие частых разговоров с разными людьми? 120. Владеете ли вы своей мимикой? 121. Любите ли Вы работу, требующую четких, энергичных движений? 122. Считаете ли Вы себя смелым? 123. Прерывается ли у вас голос (Вам трудно говорить) в необычной ситуации? 124. Умеете ли Вы преодолевать уныние? 125. Если Вас об этом просят, в состоянии ли Вы долгое время стоять (сидеть)спокойно? 126. В состоянии ли Вы подавить свое веселье, если это может кого-нибудь задеть? 127. Легко ли переходите от печали к радости? 128. Легко ли выходите из себя? 129. Соблюдаете ли Вы без особого труда обязательные в вашей среде правила поведения? 130. Любите ли вы выступать публично? 131. Приступаете ли вы к работе обычно быстро. Без длительной подготовки? 132. Готовы ли Вы прийти на помощь другому, рискуя жизнью? 133. Энергичны ли Ваши движения? 134. Охотно ли вы выполняете общественную работу? Ключ к опроснику Я. Стреляу -Совпадение - 2 балла Несовпадение - 0 баллов «Не знаю» - 1 балл Сила по возбуждению: Да - 3 4 7 13 15 17 19 21 23 24 32 37 39 45 46 56 58 60 6166 72 73 78 8182 83 94 97 98 102 105 106 113 114 117 121 122 124 130 132 133 134 Сила по торможению: Да - 2 5 8 10 12 16 27 30 35 38 42 48 50 52 53 59 62 65 67 69 70 75 77 84 87 89 90 96 99 103 108 109 ПО 112 118 120 125 126 129 Подвижность: Да - 1 6 9 11 14 20 22 26 28 29 31 33 40 41 43 44 49 54 55 64 68 71 74 • 76 79 80 85 86 88 91 92 93 95 100 101 104 111 115 119 127 131 Нет -25 57 63 116 42 балла по данному свойству - удовлетворительная концентрация. Уравновешенность по силе: Р = сила по возбуждению / сила по торможению. Чем ближе к единице - тем более высокая уравновешенность. Меньше 1 -- неуравновешенность в сторону возбуждения. Больше 1 - неуравновешенность в сторону торможения. Сангвиник - СУП (сильный, уравновешенный, подвижный), Холерик - СНП (сильный, неуравновешенный, подвижный) Флегматик - СУИ (сильный, уравновешенный, инертный) Меланхолик - Сл. (слабый) После определения собственного типа высшей нервной деятельности сделайте заключение о предпочтительных для данного типа условиях жизнедеятельности: режиме дня, профессиональной ориентации, характере питания, факторах риска здоровья и др. Вопросы для защиты практической работы: 1. Дайте понятие психического здоровья. 2. Понятие ВИД? Типы ВИД. 3. Что вы знаете об индивидуально-психических особенностях человека? 4. Как связаны между собой индивидуально-психические особенности человека и здоровье? Литература: 1. Агаджанян Н.А., Власова И.Г., Ермакова Н.В., Трошин В.И. Основы физиологии человека: Учебник. - М., 2000. 2. Данилова Н.Н., Крылова А.Л. Физиология высшей нервной деятельности - Ростов н/Д: «Феникс», 2005. 3. Шульговский В.В. Физиология высшей нервной деятельности с основами нейробиологии: Учебник. - М: Издательский центр «Академия», 2003. 4. Батуев А.С. Физиология высшей нервной деятельности и сенсорных систем: Учебник для вузов. 3-е изд. - М., 2010. ПЛАН ПРАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ № 2. По дисциплине: Физиология (ВИД и возрастная) с основами генетики Тема занятия: Выработка и угасание условного вегетативного зрачкового рефлекса на звонок у человека. Цель исследования: освоить методику выработки и угасания условного рефлекса. Количество часов: 2. Объект исследования: человек. Оборудование: звонок. Содержание работы: Задачи: 1. научиться вырабатывать условный рефлекс; 2. определить условия, необходимые для выработки условного рефлекса; 3. экспериментально подтвердить единство противоположных, процессов, ВИД -возбуждения и торможения. Методические указания по выполнению: Рефлексом называют ответную реакцию организма, осуществляемую при обязательном участии нервной системы в ответ на раздражение воспринимающих нервных окончаний -рецепторов. Рефлексы делят на безусловные и условные. Безусловные рефлексы - это врожденные, наследственно передающиеся реакции организма; являются видовыми, то есть свойственными всем представителям данного вида; относительно постоянны; осуществляются в ответ на адекватные раздражении, приложенные к одному рецептивному полю. В их осуществлении ведущая роль принадлежит мозговому стволу и спинному мозгу. Однако у человека многие сложные безусловные рефлексы осуществляются при обязательном участии коры больших полушарий. Не все безусловные , рефлексы появляются сразу к моменту рождения, многие, например, связанные с локомоцией, половыми функциями, возникают через длительный срок после рождения, но они обязательно появляются при условии нормального развития нервной системы. Условные рефлексы это реакции, приобретенные организмом в процессе индивидуального развития на основе «жизненного опыта»; являются индивидуальными: у одних представителей одного и того же вида они могут быть, а у других отсутствуют. Условные рефлексы не постоянны и в зависимости от определенных условий могут выработаться, закрепиться или исчезнуть; они могут образовываться на самые разнообразные раздражения и являются функцией коры головного мозга. Условные рефлексы вырабатываются на базе безусловных. Для образования условного рефлекса необходимо сочетание во времени какого-либо изменения внешней среды или внутреннего состояния организма, воспринятого корой больших полушарий с осуществлением того или иного безусловного рефлекса. Только при этом условии изменение становится раздражителем условного рефлекса - условным раздражителем, или сигналом. Раздражение, вызывающее безусловный рефлекс, - безусловное раздражение - должно при образовании условного рефлекса сопутствовать условному раздражению, подкреплять его. Для образования условных рефлексов необходимо возникновение временной связи, замыкания между корковыми клетками, воспринимающими условное раздражение, и корковыми нейронами, входящими в состав дуги безусловного рефлекса. Ход работы: В работе принимают участие одновременно все студенты группы: одна половина студентов - исследуемые, вторая - экспериментаторы. 1. экспериментаторы проверяют у исследуемых зрачковый рефлекс (сужения зрачка при действии света) и отсутствие расширения зрачка на свету при включении звонка. 2. Выработка условного рефлекса. При включении звонка исследуемые закрывают гла* плотным темным листом бумаги. При выключении звонка исследуемые открывают глаз, ексиериментатори наблюдают реакцию (сужение зрачка на свету). Если звенеть звонком 10 раз в сочетании с затемнением, то на второй раз только включение звонка без затемнения глаза вызывает условно-рефлекторное расширение зрачка. 3. Угасание условного рефлекса. Для угасания условного рефлекса звонок перестают подкреплять безусловным раздражителем - затемнением. Скорость угасания условного рефлекса определяется силой процесса внутреннего торможения. 4. Результаты исследования занести в таблицу.
5. Сделать вывод. Отметить после какого числа сочетаний раздражителя - звонка - с безусловным подкреплением выработался условный вегетативный зрачковый рефлекс, а также условия его угасания. Вопросы для защиты практической работы: 1. Безусловные рефлексы. Классификация безусловных рефлексов. 2. Механизмы образования условных рефлексов. 3. Условия образования условных рефлексов. 4. Классификация условных рефлексов. 5. Торможение условных рефлексов. Литература: 1. Агаджаняп Н.А., Власова И.Г., Ермакова II.В., Трошин В.И. Основы физиологии человека: Учебник. - М., 2000. 2. Данилова Ы.Н., Крылова А.Л. Физиология высшей нервной деятельности - Ростов и/Д: «Феникс», 2005. 3. Шульговский В.В. Физиология высшей нервной деятельности с основами нейробиологии: Учебник. - М.: Издательский центр «Академия», 2003. 4. Батуев А.С. Физиология высшей нервной деятельности и сенсорных систем: Учебник для вузов. 3-е изд. - М, 2010. ПЛАН ПРАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ № 3. По дисциплине: Физиология (ВНД и возрастная) с основами генетики Тема занятия: 1. Строение зрительного анализатора. Аккомодация. 2. Выявление слепого пятна на сетчатке глаза. Цель исследования: 1. определение аккомодации глаза и его аккомодационных возможностей. 2. доказать наличие слепого пятна на сетчатке глаза. Количество часов: 2. Объект исследования: человек. Оборудование: лист белой бумаги с отверстием посередине диаметром 1 см, вокруг которого по окружности нанесены буквы разного размера; таблица «Строение глаза», модель глаза; карточка для выявления слепого пятна глаза. Содержание работы: Задачи: 1. разобрать строение зрительного анализатора; 2. определить аккомодацию и аккомодационные возможности органа зрения; 3. экспериментальным путем доказать наличие на сетчатке глаза слепого пятна. Ход работы Задание 1: 1. На доске написан текст. 2. Лист с отверстием расположите на расстоянии 10-15 см от глаз таким образом, чтобы буквы на листе были четко видны, а через отверстие было видно доску с написанным на ней текстом. Испытуемый должен прочесть надпись на доске через отверстие в бумаге, глядя одним глазом, закрывая при этом другой. 3. Определите, какими кажутся при этом буквы на бумаге и на доске. Объясните причины наблюдаемого явления. 4. При тех же условиях сначала рассмотрите буквы, окружающие отверстие в листе бумаги, а затем — на доске. Определите, какими кажутся буквы на бумаге и на доске, объясните увиденное. 5. Опишите механизм аккомодации глаза, указав значение ресничной мышцы. Задание 2: 1. Прикройте рукой левый глаз и поместите тетрадь на расстоянии примерно 15 см от глаз. 2. Смотрите правым глазом на крестик и медленно то приближайте тетрадь к себе, то отодвигайте ее до тех пор, пока один из трех кружков перестанет быть виден. 3. Повторите опыт, закрывая правый глаз, фиксируя взгляд на кружочке 3. 4. Чем объясняется исчезновение одного из трех кружков? Вопросы для защиты практической работы: 1. Строение и функции зрительного анализатора. 2. Какие структуры формируют оптическую систему органа зрения? 3. Каково значение вспомогательного аппарата зрительного анализатора? 4. Что такое слепое пятно? 5. Почему на слепом пятне не образуется изображение? 6. Что такое аккомодация глаза? Каково ее значение? Литература: 1. Агаджанян Н.А., Власова И.Г., Ермакова Н.В., Трошин В.И. Основы физиологии человека: Учебник. - М., 2000. 2. Любимова З.В., Маринова К.В., Никитина А.А. Возрастная физиология: учеб. для стул. высш. учеб. завед.: в 2-х частях. - М: Гуманит. изд. Центр «Владос», 2003. 3. Сапин М.Р., Сивоглазова В.И. Анатомия и физиология человека (с возрастными особенностями детского организма): учеб. пособие для студентов сред. пед. учеб. завед. -3-е изд, стереотип. - М.: изд-й центр «Арка дня», 2002. 4. Батуев А.С.Физиология высшей нервной деятельности и сенсорных систем: Учебник для вузов. 3-е изд. - М., 2010. 5. Крылова Н.В., Наумец Л.В. Анатомия органов чувств: Атлас пособие. - М., 1991. ПЛАН ЛАБОРАТОРНОЙ РАБОТЫ № 2. По дисциплине: Анатомия, физиология, патолоп-тя детей с основами генетики. Тема занятия: Микроскопическое строение крови. Цель занятия: изучить особенности строения форменных элементов крови человека. Количество часов: 2 Оборудование: постоянные микропрепараты крови человека, микроскоп. Методические указания по выполнению: Кровь является уникальной жидкой соединительной тканью, так как она состоит из клеток (эритроциты, лейкоциты, тромбоциты) и межклеточного вещества (плазма крови). Наиболее многочисленными клетками крови являются эритроциты: в 1 мм3 их содержится 4,5-5,5 миллионов. Они имеют форму двояковогнутых пластинок, за счет которой общая поверхность эритроцитов в 1600 раз больше площади тела человека. Эритроциты человека являются безъядерными клетками; продолжительность их жизни 1 10-120 суток. Основным веществом эритроцитов является гемоглобин (соединение белка с атомом железа), имеющий красный цвет. Отсюда и другое название эритроцитов - красные кровяные клетки. Благодаря атомам железа гемоглобин может легко присоединять к себе кислород, образуя нестойкое соединение - оксигемоглобин, которое легко разлагается с выделением кислорода. Главная функция эритроцитов - дыхательная, они доставляют кислород ко всем клеткам организма. Лейкоциты, или белые кровяные клетки, - бесцветные ядерные клетки. Они значительно крупнее эритроцитов, могут легко изменять форму, способны к активному амебоподобному движеншо и фагоцитозу. Количество лейкоцитов в 1 мм крови - 5-8 тысяч. Однако их количество у одного и того же человека изменяется в течение суток: упром, до еды, их число минимально, но в течение дня постепенно увеличивается, особенно после принятия пищи или в случае воспалительного процесса или инфекции в организме человека. По наличию в цитоплазме лейкоцитов специальных гранул в виде зерен или их отсутствию лейкоциты соответственно подразделяют на 2 группы: зернистые и незернистые. Зернистые лейкоциты, в зависимости от окрашивания их цитоплазмы специальными красителями, разделяются на нейтрофилы (цитоплазма окрашивается нейтральными красителями), эозинофилы (цитоплазма окрашивается кислим красителем эозином) и базофилы (цитоплазма окрашивается щелочными красителями). Среди незернистых лейкоцитов различают моноциты и лимфоциты. Основная функция лейкоцитов - защита организма от инфекционных и чужеродных агентов. Важное физиологическое значение имеет процентное соотношение между различными видами лейкоцитов, которое называется лейкоцитарной формулой. В крови взрослого здорового человека содержится 60-70% нейгрофилов, 2-4% эозинофилов, 0,2-0,5% базофилов, 5-8% моноцитов, 20-30% лимфоцитов. Изменения лейкоцитарной формулы свидетельствуют о наличии заболевания у человека. Тромбоциты, или кровяные пластинки, - бесцветные безъядерные сферические тельца. Размеры тромбоцитов в три раза меньше по сравнению с эритроцитами. Содержание тромбоцитов в 1 мм крови - 200-400 тысяч, гфодолжителыюсть их жизни - 8-11 суток. Основная функция тромбоцитов- участие в свертывании крови. Задания: 1. Рассмотрите постоянный микропрепарат крови человека под малым увеличением микроскопа. Каких клеток больше всего в поле зрения? 2. Переведите микроскоп на большое увеличение. Внимательно рассмотрите форму эритроцитов. Имеют ли они ядро? Найдите лейкоциты. Какую форму и размеры по сравнению с эритроцитами они имеют? Какие ядра имеют разные виды лейкоцитов? 3. Найдите на препарате тромбоциты. Какую форму они имеют? 4. Обозначьте рассмотренные клетки крови человека на рисунке 1.
, ^ Рис. 12 Вопросы для защиты практической работы: 1. Какое строение имеет кровь? Какими свойствами и функциями обладает? 2. Охарактеризуйте строение, функции эритроцитов. 3. Какие виды лейкоцитов существуют? Каковы их функции? Что такое лейкоцитарная формула? 4. Как осуществляется процесс свертывания крови? Литература: 1. Анатомия человека: В 2 т. 2-е изд., иерераб: и доп. / Под ред. МП. Сапина. М, 1993. 2. Гаврилов Л.Ф., Татаринов В.Г. Анатомия. - М., 1985. 3. Липченко В.Я., Самусев Р.П, Атлас нормальной анатомии человека. - М, 1988. 4. Леонтьева Н. Н.. Маринова К. В. Анатомия и физиология детского организма: (Основы учения о клетке и развитии организма, нервная система, опорно-двигат. аппарат): 2-е изд., перераб. - М.: Просвещение, 1986. ПЛАН ПРАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ № 4. По дисциплине: Физиология (ВНД и возрастная) с основами генетики Тема занятия: Законы Менделя. Типы наследования, характерные для человека. Цель исследования: изучить законы Г. Менделя, разобрать типы наследования, характерные для человека. Количество часов: 2. Содержание работы: Задачи: 1. Изучить законы Г. Менделя. Определить их универсальность для всех видов живой материи независимо от сложности ее организации. 2. Разобрать типы наследования, характерные для человека. 3. Научиться решать задачи с менделеевским наследованием. 4. Научиться отличать различные типы взаимодействия генов (аллельных и Методические указания по выполнению: Схема 1. Типы наследования признаков: Наследование
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|