Обеспечение жилыми помещениями детей, оставшихся без попечения родителей
Защита и гарантии прав детей имеют большую социальную значимость, так как сложившаяся социально-экономическая и политическая обстановка в стране приводит к росту числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Также выросло и количество социальных сирот, т.е. сирот при живых родителях. Причин этому существует множество, но необходимо, чтобы эти дети пользовались наибольшей поддержкой со стороны государства, которое должно реально обеспечивать этим детям достойные условия жизни, защищать их права и интересы. В 1990 г. Россия присоединилась к Конвенции о правах ребенка. В ст. 20 данной Конвенции говорится о том, что государства, подписавшие ее, берут на себя следующее обязательство: «…ребенок, который временно или постоянно лишен своего семейного окружения или который в его собственных наилучших интересах не может оставаться в таком окружении, имеет право на особую защиту и помощь, предоставляемые государством»[33]. Комитет по правам ребенка (ООН), учрежденный Конвенцией о правах ребенка 1989 г., и Постоянный комитет Совета Европы, учрежденный Европейской конвенцией об осуществлении прав детей 1996 г. – созданы для контроля за выполнением прав ребенка, закрепленных в международных стандартах по правам человека. После ратификации Российской федерацией Конвенции о правах ребенка законодателем были приняты значительные усилия по приведению российского законодательства, прямо или косвенно относящегося к правам ребенка и их защите, в соответствие с Конвенцией. В соответствии со ст. 31 ГК РФ и п.1 ст.121 СК РФ функции по защите прав и интересов детей в случаях смерти родителей, лишения их родительских прав, ограничения их в родительских правах, признания родителей недееспособными, болезни родителей, длительного отсутствия родителей, уклонения родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, в том числе, при отказе родителей взять своих детей из образовательных организаций, медицинских организаций, организаций, оказывающих социальные услуги, или аналогичных организаций, при создании действиями или бездействием родителей условий, представляющих угрозу жизни и здоровью детей либо препятствующих их нормальному воспитанию и развитию, а также в других случаях отсутствия родительского попечения возлагаются на органы опеки и попечительства. Органами опеки и попечительства являются органы исполнительной власти субъекта РФ.
Помимо Конвенции о правах ребенка, ратифицированной Российской Федерацией защита жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей осуществляется в соответствии с Конституцией РФ, ГК РФ (ст. 8, 9, 10, 11, 12, 35, 292, 293), СК РФ (глава 18 «Выявление и устройство детей, оставшихся без попечения родителей, ст.143), федеральным законом от 21.12.1996 г. №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»[34] (далее – закон о социальной поддержке детей-сирот) (ст.8), федеральным законом от 24.04.2008 г. № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве»[35], федеральным законом от 24.07.1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»[36], законом Российской Федерации от 10.07.1992 г. № 3266-1 «Об образовании»[37] (ст.5, 16, 19, 50) и др. Законом о социальной поддержке детей-сирот закреплены положения, определяющие, кто относится к детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из числа детей-сирот и детей, оставшимся без попечения родителей: - дети-сироты – лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель.
- дети, оставшиеся без попечения родителей, - лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей в связи с отсутствием родителей или лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), находящимися в лечебных учреждениях, объявлением их умершими, отбыванием ими наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений; уклонением родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений и в иных случаях признания ребенка оставшимся без попечения родителей в установленном законом порядке. - лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют право на дополнительные гарантии по социальной поддержке. Федеральным законом от 29.02.2012 г. № 15-ФЗ внесены изменения в статью 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», предусматривающие, что детям-сиротам, не являющимся нанимателями, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилого помещения, а также детям-сиротам, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений. При этом если указанные лица не нуждаются в данный момент в жилье (обучаются в образовательном учреждении и проживают в общежитии, проходят военную службу по призыву), то по их письменному заявлению жилые помещения могут предоставляться по окончании ими обучения в образовательной организации или прохождения военной службы, что позволит им избежать расходов по оплате коммунальных услуг и содержанию жилого помещения во время их отсутствия.
Жилые помещения предоставляются детям-сиротам по достижении ими возраста 18 лет, а также в случаях приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. Вместе с тем законом допускается предоставление жилых помещений детям-сиротам до достижения ими возраста 18 лет в предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации случаях. Право на обеспечение жилыми помещениями сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями. Одновременно внесены изменения и дополнения в ЖК РФ, предусматривающие создание нового вида специализированного жилищного фонда - специализированного жилищного фонда для обеспечения жильем детей-сирот. Жилые помещения из указанного фонда предоставляются детям-сиротам по срочному договору найма, что, по мнению разработчиков закона, позволит предотвратить незаконные сделки, а также иные мошеннические действия, влекущие утрату права детей-сирот на жилые помещения. Срок действия договора найма специализированного жилого помещения составляет пять лет. Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не могут быть выселены из специализированных жилых помещений без предоставления других благоустроенных жилых помещений, которые должны находиться в границах соответствующего населенного пункта.
Установленный законом пятилетний срок действия договора найма жилого помещения может быть продлен не более одного раза в случаях выявления обстоятельств, свидетельствующих о необходимости оказания детям-сиротам содействия в преодолении трудной жизненной ситуации. Порядок выявления этих обстоятельств устанавливается законодательством субъекта Российской Федерации. В соответствии со ст. 20 ГК РФ местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает. В случаях, когда определить место жительство ребенка не представляется возможным, тогда местом жительства признается учреждение, в которое этот ребенок помещен под надзор, что не всегда отвечает его интересам. Таким образом, субъектам Российской Федерации предоставлена возможность предоставлять жилые помещения на территории всего субъекта Российской Федерации, исходя из интересов несовершеннолетнего и возможностей субъекта Российской Федерации. Жилые помещения детям-сиротам предоставляются в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам, установленным законодательством субъектов Российской Федерации. С целью устранения разночтений, связанных с толкованием понятия «закрепленное жилое помещение», а также с практикой ее применения, данное понятие исключено из Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». Кроме того, жилищным законодательством Российской Федерации не предусмотрена такая форма сохранения жилого помещения, как «закрепление». Фактически под «закрепленным жилым помещением» понимается жилое помещение, в отношении которого у детей-сирот имеется право собственности или право пользования, в связи с чем необходимость дополнительного закрепления жилого помещения за такими гражданами отсутствует. В целях защиты прав детей-сирот Федеральным законом «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» предусмотрен перечень обстоятельств, при которых вселение их в ранее занимаемые ими жилые помещения невозможно. Проживание детей-сирот в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются, признается невозможным, если это противоречит интересам указанных лиц в связи с наличием одного из следующих обстоятельств:
1) проживание на любом законном основании в таких жилых помещениях лиц: - лишенных родительских прав в отношении этих детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (при наличии вступившего в законную силу решения суда об отказе в принудительном обмене жилого помещения в соответствии с частью 3 ст. 72 ЖК РФ); - страдающих тяжелой формой хронических заболеваний в соответствии с указанным в пункте 4 части 1 ст. 51 ЖК РФ перечнем, при которой совместное проживание с ними в одном жилом помещении невозможно; 2) жилые помещения непригодны для постоянного проживания или не отвечают установленным для жилых помещений санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства Российской Федерации; 3) общая площадь жилого помещения, приходящаяся на одно лицо, проживающее в данном жилом помещении, менее учетной нормы площади жилого помещения, в том числе если такое уменьшение произойдет в результате вселения в данное жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Законодательством субъектов Российской Федерации могут быть установлены дополнительные обстоятельства, по которым вселение их в ранее занимаемые ими жилые помещения невозможно. Порядок установления факта невозможности проживания детей-сирот в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются, устанавливается законодательством субъекта Российской Федерации. В целях предотвращения утраты жилых помещений, нанимателями или членами семьи нанимателя по договору социального найма либо собственниками которых являются дети-сироты, во время пребывания детей-сирот в соответствующих организациях для детей-сирот, а также в период их обучения в образовательных организациях профессионального образования либо прохождения военной службы по призыву, либо отбывания наказания в исправительном учреждении на органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации возложен контроль за использованием, обеспечением надлежащего санитарного и технического состояния указанных жилых помещений, а также соблюдением прав детей-сирот при отчуждении жилых помещений или изменении и расторжении договора социального найма. В целях сохранения права на жилое помещение у граждан из числа детей-сирот, которые имели указанное право, но не смогли его реализовать по не зависящим от них причинам, введена статья, предусматривающая порядок вступления в силу Федерального закона от 29.02.2012 г. № 15-ФЗ и его применения к отношениям, связанным с предоставлением жилых помещений детям-сиротам, возникшим до вступления в силу указанного Федерального закона. Действие положений статьи 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» и ЖК РФ распространяется на правоотношения, возникшие до 1 января 2013 года, в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до 1 января 2013 года. В соответствии с ч.2 ст. 4 закона Нижегородской области от 27.12.2012 г. № 134-ОЗ «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» установление факта невозможности проживания детей-сирот в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются, осуществляется по месту нахождения таких жилых помещений в порядке, установленном Коллегией Администрации Нижегородской области.[38] Порядок установления факта невозможности проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются (далее – Порядок) утвержден постановлением Коллегии Администрации Нижегородской области от 29 марта 2013 г. № 132.[39] В п.2 данного порядка указано, что иными обстоятельствами, помимо обстоятельств, указанных в пункте 4 статьи 8 Федерального закона от 21.12.96 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», при которых проживание детей-сирот в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются, признается невозможным, являются: - проживание на любом законном основании в таких жилых помещениях лиц страдающих хроническим алкоголизмом или наркоманией - проживание на любом законном основании в таких жилых помещениях лиц имеющих судимость или в отношении которых уголовное преследование прекращено по нереабилитирующим основаниям за преступления против жизни и здоровья, половой неприкосновенности и половой свободы личности, против семьи и несовершеннолетних, здоровья населения и общественной нравственности. Далее, в п.3 данного Порядка говорится, что решение об установлении факта невозможности проживания детей-сирот в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются, принимается органом местного самоуправления по месту нахождения жилого помещения в виде правового акта на основании выявленного факта невозможности проживания. Также постановлением Коллегии Администрации Нижегородской области от 29 марта 2013 г. № 132 утвержден порядок выявления обстоятельств, свидетельствующих о необходимости оказания лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, содействия в преодолении трудной жизненной ситуации (далее – Порядок).[40] В п.2 данного Порядка закреплено, что орган опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан за 3 месяца до окончания срока действия договора найма специализированного жилого помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, проводит проверку условий жизни нанимателя по указанному договору и готовит заключение о наличии или отсутствии обстоятельств.[41] В п. 3 эти обстоятельства перечисляются: - отсутствие занятости в соответствии с действующим законодательством; - наличие отрицательной социальной среды, совершение правонарушений и антиобщественных действий; - длительная болезнь (более 3 месяцев), инвалидность, препятствующие добросовестному исполнению обязанностей нанимателя, в том числе в связи с нахождением в лечебном или реабилитационном учреждении. Заключение основывается на комплексной оценке жилищно-бытовых условий нанимателя, исполнения им обязанностей по договору найма специализированного жилого помещения, состояния его здоровья, эмоционального и физического развития, навыков самообслуживания, отношений в семье. Заключение должно содержать вывод об обоснованности заключения договора найма специализированного жилого помещения на новый 5-летний срок или заключения договора социального найма занимаемого нанимателем жилого помещения. Основанием для заключения договора найма специализированного жилого помещения на новый 5-летний срок является невозможность преодоления обстоятельств самостоятельными усилиями нанимателя и угроза прекращения права пользования жилым помещением (расторжения договора найма). Для разрешения сложившейся проблемы с обеспечением жильем детей-сирот в РФ необходимо принять определенные как практические, так и законодательные меры. Практические меры: - осуществить проверки, направленные на определение точного числа нуждающихся в жилье детей-сирот; - увеличить размер федеральных субсидий в помощь регионам с целью строительства нового жилья для детей-сирот; - ужесточить контроль над региональными властями в распределении федеральных субсидий на строительство жилья для сирот; - обеспечить исполнение региональными властями законодательства, направленного на защиту и гарантии прав детей-сирот. Несмотря на то, что многие правоведы и юристы-практики полагают, что изменения в ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», которые вступили в силу с 01.01.2013, связанные с возможностью заключения детьми-сиротами договора найма специализированного жилого помещения вместо договора социального найма (в результате заключения которого дети могли приватизировать жилье государственного или муниципального фонда) помогут оградить их от мошеннических действий в отношении приватизированного ими жилья, нам данное законодательное решение представляется неудачным. Во-первых, несмотря на то, что в ЖК РФ выделен новый вид жилых помещений специализированного жилищного фонда – жилые помещения для социальной защиты отдельных категорий граждан, к которым относятся, в том числе, дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, фактически, для заключения договоров найма специализированного жилого помещения используется жилищный фонд социального использования, поскольку строительство специализированного жилищного фонда в настоящее время практически не ведется. Во-вторых, в соответствии с абз. 3 п.6 ст.8 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» - «По окончании срока действия договора найма специализированного жилого помещения и при отсутствии обстоятельств, свидетельствующих о необходимости оказания лицам, указанным в пункте 1 настоящей статьи, содействия в преодолении трудной жизненной ситуации, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий управление государственным жилищным фондом, обязан принять решение об исключении жилого помещения из специализированного жилищного фонда и заключить с лицами, указанными в пункте 1 настоящей статьи, договор социального найма в отношении данного жилого помещения в порядке, установленном законодательством субъекта Российской Федерации.» Данная норма подтверждает факт использования жилищного фонда социального фонда, вместо жилья специализированного назначения. Возникает вопрос: целесообразно ли заключать договор найма специализированного жилого помещения, если используется жилищный фонд социального найма, и к тому же после истечения пятилетнего срока договора найма специализированного жилого помещения требуется заключить с лицами, относящимся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей договор социального найма? Еще один минус нововведений, вступивших в силу с 01.01.2013 – невозможность в дальнейшем, после истечения срока договора найма специализированного жилого помещения бесплатно приватизировать данное жилье в свою собственность, поскольку Закон о приватизации утрачивает силу с 01.03.2015 года. Получается, что возможность приобрести жилье в собственность у детей-сирот утрачивается, даже, несмотря на принадлежность к льготной категории. Для решения выявленных проблем предлагаются следующие меры нормотворческого характера: - восстановить механизм обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями по договору социального найма. Для этого ст. 57 ЖК РФ и ст.8 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке» изложить в редакциях, существовавших до внесения изменений Федеральным законом от 29.02.2012 г. №15-ФЗ[42]; - закрепить в ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке» положения, определяющие, где может находиться ребенок до получения жилья (например, социальные гостиницы).
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|