Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Проблемы реализации жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей




 

С 1 января 2013 года вступил в силу новый порядок жилищного обеспечения детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа (ФЗ № 15-ФЗ от 29.02.2012 г. о внесении изменений в ЖК РФ и ФЗ № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»). Жилые помещения детям должны предоставляться из специализированного жилищного фонда для детей-сирот по договорам найма специализированного жилого помещения сроком на 5 лет, после чего эти жилые помещения закрепляются за нанимателями на условиях бессрочного договора социального найма.

До 2013 года жилые помещения детям – сиротам предоставлялись сразу по договорам социального найма во внеочередном порядке. Промежуточное закрепление жилья на условиях специализированного найма позволило решить целый ряд вопросов с повышением гарантий жилищного обеспечения детей-сирот:

- установление отдельного от иных льготников порядка обеспечения жильем;

- закрепление на уровне закона единого правила для субъектов РФ о формирования списка детей-сирот, нуждающихся в жилищном обеспечении, основанного на заблаговременном выявлении льготников и планировании средств для приобретения специализированных жилых помещений в государственный жилищный фонд субъекта РФ;

- конретизация на уровне закона оснований нуждаемости детей-сирот в предоставлении жилья, исходя из сложившихся в правоприменительной практике за годы действия ЖК РСФСР 1983 г., ЖК РФ, ФЗ № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей» критериев признания нуждающимися (установления невозможности проживания в ранее закрепленном жилом помещении) с учетом жизненных обстоятельств, в которых могут оказаться дети-сироты;

- направленность на ликвидацию государственной задолженности по жилищному обеспечению перед лицами из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, которые не были обеспечены жильем до 1.01.2013 г., независимо от возраста таких лиц;

- исключение риска утраты нанимателем права пользования жилым помещением на период социальной адаптации ребенка-сироты во взрослой жизни. Именно поэтому договор специализированного найма жилого помещения призван обеспечивать промежуточное звено в решении жилищного вопроса таких граждан. Договор специализированного найма исключает приватизацию жилого помещения, не допускает выселение нанимателя из жилого помещения по любым основаниям, гарантирует государственное сопровождение нанимателя в течение срока договора специализированного найма (введение элемента постинтернатного сопровождения детей-сирот, хотя система постинтернатного сопровождения детей-сирот не создана).

Следует отметить, что новый ФЗ № 15-ФЗ, вступивший в силу с 1.01.2013 г. был принят 29.02.2012 г. еще до утверждения Указом Президента РФ № 761 от 1.06.2012 г. Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 гг. При этом нововведения полностью вписались в указанную Стратегию.

В качестве мер, направленных на защиту прав и интересов детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей в Стратегии предусмотрено совершенствование законодательства РФ в области защиты имущественных и неимущественных (личных) прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе своевременное обеспечение лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, благоустроенными жилыми помещениями. В таком совершенствовании уже нуждается новый механизм жилищного обеспечения детей-сирот, реализаций которого началась с 1.01.2013г.

Несмотря на целый ряд важных и эффективных правовых гарантий, установленных с принятием ФЗ № 15-ФЗ, новый порядок не учел все необходимые моменты и не устранил коллизии, которые в рамках предыдущего подхода, разрешались с учетом практики ВС РФ и КС РФ. Несовершенства нового закона ФЗ № 15-ФЗ оказалось возможным усмотреть при перестройке законодательства субъектов РФ с учетом нового порядка и в результате мониторинга первой практики применения нового закона.

Главный недостаток (упущение) нового порядка жилищного обеспечения детей-сирот состоит в том, что законодатель не закрепил возможность применения норм о социальном найме к специализированному найму, за исключением тех ограничений, которые были обусловлены целью перехода на систему специализированного найма (запрет на приватизацию и отчуждение жилого помещения).

Основные упущения сводятся к следующему:

- не установлен срок, в течение которого дети по наступлении предусмотренных в законе обстоятельств, имеют право на получение жилья. Ранее в ст. 57 ЖК РФ предусматривался внеочередной порядок предоставления жилого помещений, и даже несмотря на это формировалась задолженность по жилищному обеспечению. С 1.01.2013 г. действует особой порядок целевого предоставления жилья из специализированного жилищного фонда, который, по смыслу правовой гарантии, подразумевает немедленное предоставление жилья при наступлении установленных обстоятельств. Однако отсутствие закрепленного в законе срока вносит серьезную неопределенность в реализацию жилищной гарантии и позволяет органам власти злоупотреблять своими обеспечительными функциями;

- до 1.01.2013 г., когда жилые помещения предоставлялись детям-сиротам из фонда социального использования, согласно правовым подходам ВС РФ сложилось правило обеспечения жильем из расчета всех членов семьи ребенка – сироты. При переходе с 1.01.2013 г. на новый порядок жилищного обеспечения правоприменительный подход был неоправданно скорректирован в связи с изменение категории жилищного фонда на фонд, предназначенный специально для детей-сирот.Согласно Определению КС РФ от 24.01.2013 г. № 120-О новый порядок жилищного обеспечения предполагает предоставление жилого помещения только льготнику из расчета нормы предоставления на него. При этом совершенно не учитывается, что в ФЗ № 15-ФЗ смысл нового подхода к жилищному обеспечению детей-сирот заключается в промежуточном предоставлении жилья, как специализированного (благодаря ограниченному режиму использования помещения), с закреплением в дальнейшем этого же жилого помещения на условиях социального найма. Таким образом, конченая цель гарантии, как и прежде, обеспечение постоянным жильем детей-сирот. Напротив, получается, что ФЗ № 15-ФЗ, который был направлен на повышение правовых гарантий в области жилищного обеспечения детей-сирот, привел к ущемлению их прав в части размера предоставляемого жилья и обеспечения всей семьи ребенка – сироты жилым помещением. Такое конституционное истолкование нового подхода противоречит сложившейся до 1.01.2013 г. практики ВС РФ (Определение от 11.05.2011 г. по делу № 43-Г11-9), а также констатирует ущемление в новом законе правовых гарантий детей-сирот по сравнению с ранее действовавшей редакций ЖК РФ и ФЗ № 159-ФЗ, что само по себе не может соответствовать Конституции РФ. При этом такой подход вдвойне циничен в отношении детей, итак оставшихся без попечения родителей, и в обеспечении жильем вынужденных оставаться одинокими гражданами. В то время как иные льготные категории граждан обеспечиваются постоянным жильем с учетом членов своей семьи.Кончено корень возникшей коллизии находится в тексте ФЗ № 15-ФЗ, в котором прямо не регламентирована норма предоставления жилья (сначала по договору специализированного найма, затем социального);

- не закреплены аналогичные социальному найму положения о плате за жилое помещение и возможности освобождения малоимущих нанимателей от платы за наем, а также установления размера платы как в социальном найме;

- хотя в ФЗ № 15-ФЗ и предписывается единый механизм формирования списка льготников, регламентация этого вопроса отнесена к законодательству субъектов РФ. Практика учета детей-сирот в субъектах РФ до 1.01.2013 г. складывалась неодинаково, а упущения в работе органов опеки и попечительства, иных специализированных органов, ответственных за выявление и учет льготников не всегда учитывались как уважительное основание для восстановления права детей-сирот, лиц из их числа на жилищное обеспечение. Поэтому правило о том, что включение в список нуждающихся не может зависеть от действий самих льготников, а органы государственной власти в области защиты прав детей-сирот, в частности органы опеки и попечительства, обязаны предпринимать все меры по выявлению и включению ребенка в соответствующий список, должно найти закрепление на уровне федерального закона и одинаково реализовываться в региональном законодательстве;

- некорректно сформулированы некоторые основания нуждаемости (невозможности проживания в жилом помещении), в частности связанные с проживанием в жилом помещении родителей, лишенных родительских прав. Невозможность вселения ребенка в ранее закрепленное за ним жилое помещения обусловлена судебным отказом в принудительном обмене жилого помещения, что вступает в противоречие с положением ст. 91 ЖК РФ о выселении из жилого помещения (а не обмене) лиц, лишенных родительских прав (при этом учитывая, что норма о выселении практически не применяется). Кроме того, принудительный обмен невозможен, если жилое помещение находится в собственности, а не на праве найма;

- отсутствуют основания нуждаемости аналогичные уже закрепленным в законе, в частности проживание в жилом помещении усыновителей, если усыновление отменено судом (это основание несколько отличается от проживания в жилом помещении родителей, лишенных родительских прав) и требуется установление прекращения права пользования помещением усыновителя или признание ребенка не приобретшим право пользования;

- необходимо установление основания нуждаемости при проживании ребенка-сироты в жилом помещении в общежитии или ведомственном жилищном фонде, статус которых не является определенным согласно ст. 7 ФЗ «О введении в действие ЖК РФ» (если указанные жилые помещения не переданы в ведение органов местного самоуправления, но находились в домах, принадлежавших государственными или муниципальным предприятиям либо учреждениям);

- не решен вопрос об учете жилых помещений, находящихся в пользовании или собственности детей-сирот на территории иностранного государства в целях установления нуждаемости в предоставлении жилья на территории РФ. Отсутствие требуемой регламентации приводит к ущемлению прав детей-сирот, имеющих жилье за пределами РФ, и получающим на этом основании отказ в предоставлении жилья на территории РФ. В то время как порядок проверки качества такого жилья отсутствует, а ребенок вынуждается к переезду за пределы РФ, не получая, как гражданин РФ, жилье на территории РФ.

Следует отметить, что ряд из отмеченных дополнений включен в Законопроект № 141318-6 о внесении изменений в ст. 1 ФЗ № 15-ФЗ, подготовленный еще в сентябре 2012 г., до начала реализации нового порядка жилищного обеспечения детей-сирот.

Однако, указанный законопроект остается без движения при том, что направлен на совершенствование столь важного механизма жилищного обеспечения детей-сирот и позволит избежать развития негативной практики в субъектах РФ, предотвратит ущемление прав детей-сирот в связи с некоторыми упущениями ФЗ № 15-ФЗ.


Заключение

Анализ нормативно-правовых актов, регламентирующих участие несовершеннолетних в жилищных правоотношениях, а также практики их применения, позволил выявить следующие проблемы:

1. Реализация несовершеннолетним права на распоряжение принадлежащим ему жилым помещением (долей в праве) зависит не только от объема их дееспособности, но и от наличия предварительного разрешения органов опеки и попечительства. Иное правило установлено в п. 4 ст. 292 ГК РФ для случаев отчуждения жилого помещения, в котором проживает несовершеннолетний, не являющийся собственником этого помещения, где требуется получения согласия органов опеки и попечительства. При этом не указывается, что такое согласие должно быть предварительным. Данная формулировка дает возможность неоднозначного толкования. На наш взгляд, в обоих названных случаях необходимо указание именно на предварительное разрешение органа опеки и попечительства.

В связи с этим предлагается п. 4 ст. 292 ГК РФ изложить в следующей редакции:

«Отчуждение жилого помещения, в котором проживают находящиеся под опекой или попечительством члены семьи собственника данного жилого помещения либо оставшиеся без родительского попечения несовершеннолетние члены семьи собственника (о чем известно органу опеки и попечительства), если при этом затрагиваются права или охраняемые законом интересы указанных лиц, допускается с предварительного разрешения органа опеки и попечительства».

Соответствующие изменения также потребуется внести в Приказ Минюста РФ от 01.07.2002 г. №184.

2. В действующей редакции ГК РФ не предусмотрены последствия совершения сделки, направленной на уменьшение имущества несовершеннолетнего без предварительного разрешения органа опеки и попечительства. Федеральный закон «Об опеке и попечительстве» предусматривает следующее решение: при обнаружении такого факта орган опеки и попечительства обязан незамедлительно обратиться от имени подопечного в суд с требованием о расторжении такого договора в соответствии с гражданским законодательством.

На наш взгляд, отсылка к нормам о расторжении договора, не совсем удачный выход в такой ситуации, поскольку получается странная правовая конструкция: договор заключен с нарушением закона, однако орган опеки и попечительства должен обращаться с иском о расторжении данного договора.

Федеральным законом от 07.05.2013 г. №100-ФЗ в ГК РФ включена статья 173.1, в соответствии с которой сделка, совершенная без согласия третьего лица, органа юридического лица или государственного органа либо органа местного самоуправления, необходимость получения которого предусмотрена законом, является оспоримой, если из закона не следует, что она ничтожна. Представляется, что данная норма не с полной мере будет отвечать интересам несовершеннолетних, поскольку предусматривает оспоримость сделки, т.е. возможность признания её недействительной по иску органа опеки и попечительства. Таким образом, если факт заключения сделки без согласия органа опеки и попечительства не будет установлен и судебное разбирательство по признанию такой сделки недействительной не будет инициировано данным органом, сделка будет считаться действительной и подлежит исполнению.

На наш взгляд, интересам несовершеннолетних в большей мере соответствует признание сделки, заключенной без согласия органа опеки и попечительства ничтожной. Поскольку новая статья 173.1 допускает установление иных последствий отсутствия согласия на совершение сделки, представляется целесообразным п. 2 ст. 37 дополнить следующим предложением:

«Сделка, совершенная без такого согласия является недействительной».

Пункт 4 ст. 21 Федерального закона «Об опеке и попечительстве» исключить.

3. Действующая редакция ст. 31 ЖК РФ позволяет признать несовершеннолетних детей бывшими членами семьи собственника жилого помещения, вследствие утраты семейных отношений. Позиция Верховного суда РФ по данному вопросу неоднократно менялась. Несмотря на то, что в последнем из принятых по данному вопросу разъяснений суд встал на сторону несовершеннолетних, указав на необходимость системного толкования данного положения ЖК РФ и норм СК РФ, считаем, что для формирования единообразной судебной практики необходимо прямо исключить распространение правила ч. 4 ст. 31 ЖК РФ на несовершеннолетних детей. В связи с этим предлагаем указанную норму изложить в следующей редакции:

«В случае прекращения семейных отношений с собственником жилого помещения право пользования данным жилым помещением за бывшим членом семьи собственника этого жилого помещения не сохраняется, если иное не установлено соглашением между собственником и бывшим членом семьи. Данное положение не распространяется на несовершеннолетних членов семьи собственника».

4. ЖК РФ до внесения изменений Федеральным законом от 29.02.2012 г. №15-ФЗ предусматривал внеочередное предоставление жилых помещений по договору социального найма детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы. Новые положения предусматривают предоставление указанным категориям граждан жилых помещений из специализированного жилищного фонда. Подобное нововведение на наш взгляд ущемляет права несовершеннолетних, в частности, не давая возможность приобрести жилое помещение в собственность в порядке приватизации. Для решения данной проблемы предлагаем восстановить механизм обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями по договору социального найма. Для этого ст. 57 ЖК РФ и ст.8 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке» изложить в редакциях, существовавших до внесения изменений Федеральным законом от 29.02.2012 г. №15-ФЗ. Кроме того, представляется необходимым закрепить в ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке» положения, определяющие, где может находиться ребенок до получения жилья (например, социальные гостиницы).

Реализация предложенных мер, на наш взгляд, будет способствовать усилению гарантий реализации прав несовершеннолетних на жилище.

 


Список используемых источников:

1. Конвенция о правах ребенка [Текст]: [принята Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989 г.] // Сборник международных договоров СССР. – 1993. - №6.

2. Российская Федерация. Конституция (1993). Конституция Российской Федерации [Текст]: [принята 12.12.1993 г., в ред. от 30.12.2008 г.] // Рос. газ. - 1993.-25 дек.; - 2009. – 21 янв.

3. Российская Федерация. Законы. Гражданский кодекс Российской Федерации [Текст]: Ч.1: [от 30.11.1994 г., в ред. от 07.05.2013 г.] // Собр. законодательства Рос. Федерации. – 1994. - №32. Ст.3301; 2013. - №7. – Ст.609.

4. Российская Федерация. Законы. Семейный кодекс Российской Федерации [Текст]: [от 29.12.1995 г., в ред. от 13.02.2013 г.] // Собр. законодательства Рос. Федерации. – 1996. - №1. Ст.16; 2012.- №47. – Ст.6394.

5. Российская Федерация. Законы. Уголовный кодекс Российской Федерации [Текст]: [от 13.06.1996 г., в ред. от 05.04.2013 г.] // Собр. законодательства Рос. Федерации. – 1996. - №25. Ст.2954; 2013. - №14. – Ст.1667.

6. Российская Федерация. Законы. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях [Текст]: [от 30.12.2001 г., в ред. от 19.05.2013 г.] // Собр. законодательства Рос. Федерации. – 2002. - №1. Ст.1; 2013. - №19. – Ст.2318.

7. Российская Федерация. Законы. Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации [Текст]: [от 14.11.2002 г., в ред. от 19.05.2013 г.] // Собр. законодательства Рос. Федерации. – 2002. - №46. Ст.4532; 2013. - №19. – Ст.2326.

8. Российская Федерация. Законы. Жилищный кодекс Российской Федерации [Текст]: [от 29.12.2004 г., в ред. от 05.04.2013 г.] // Собр. законодательства Рос. Федерации. – 2005. - №1. Ст.14; 2013. - №53. – Ст.7596.

9. Российская Федерация. Законы. О приватизации жилищного фонда в РФ [Текст]: закон: [от 04.01.1991 г. №1541-1, в ред. от 16.10.2012 г.] // Ведомости СНД и ВС РСФСР. - 1991. - №28. - Ст.959; 2012. - №43. - Ст.5783.

10. Российская Федерация. Законы. Об образовании [Текст]: закон: [от 10.07.1992 г. №3266-1, в ред. от 01.12.2012 г.] // Ведомости СНД и ВС РФ. - 1992. - №30. - Ст.1797; 2012. - №47. - Ст.6397.

11. Российская Федерация. Законы. О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей [Текст]: закон: [от 21.12.1996 г. №159-ФЗ, в ред. от 29.12.2012 г.] // Собр. законодательства Рос. Федерации. - 1996. - №52. - Ст.5880; 2009. - №51. - Ст.6152.

12. Российская Федерация. Законы. Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации [Текст]: закон: [от 24.07.1998 г. №124-ФЗ, в ред. от 19.04.2013 г.] // Собр. законодательства Рос. Федерации. - 1998. - №31. - Ст.3802; 2013. - №14. - Ст.1666.

13. Российская Федерация. Законы. Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних [Текст]: закон: [от 24.06.1999 г. №120-ФЗ, в ред. от 07.05.2013 г.] // Собр. законодательства Рос. Федерации. - 1999. - №26. - Ст.1377; 2013. - №19. - Ст.2331.

14. Российская Федерация. Законы. Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации [Текст]: закон: [от 06.10.1999 г. №184-ФЗ, в ред. от 07.05.2013 г.] // Собр. законодательства Рос. Федерации. - 1999. - №42. - Ст.5005; 2013. - №14. - Ст.1638.

15. Российская Федерация. Законы. О трудовых пенсиях в Российской Федерации [Текст]: закон: [от 17.12.2001 г. №173-ФЗ, в ред. от 01.01.2013 г.] // Собр. законодательства Рос. Федерации. - 2001. - №52. - Ст.3880; 2012.- №50 (ч.5). – Ст.6966.

16. Российская Федерация. Законы. О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации [Текст]: закон: [от 29.12.2004 г. №189-ФЗ, в ред. от 05.04.2013 г.] // Собр. законодательства Рос. Федерации. - 2005. - №1. - Ст.15; 2013. - №8. - Ст.722.

17. Российская Федерация. Законы. О внесении изменений в часть первую Гражданского кодекса Российской Федерации [Текст]: закон: [от 30.12.2004 г. №213-ФЗ] // Собр. законодательства Рос. Федерации. - 2005. - №1 (ч.1). - Ст.39.

18. Российская Федерация. Законы. Об опеке и попечительстве [Текст]: закон: [от 24.04.2008 г. №48-ФЗ, в ред. от 01.07.2011 г.] // Собр. законодательства Рос. Федерации. - 2008. - №17. - Ст.1755; 2011. - №27. - Ст.3880.

19. Российская Федерация. Законы. О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «Об опеке и попечительстве» [Текст]: закон: [от 24.04.2008 г. №49-ФЗ] // Собр. законодательства Рос. Федерации. - 2008. - №17. - Ст.1756.

20. Российская Федерация. Законы. О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей [Текст]: закон: [от 29.02.2012 г. №15-ФЗ] // Собр. законодательства Рос. Федерации. - 2012. - №10. - Ст.1163.

21. Российская Федерация. Правительство. Об утверждении Правил пользования жилыми помещениями [Текст]: пост.: [от 21.01.2006 г. №25] // Рос. газ. – 2006. – 27 янв.

22. Российская Федерация. Правительство. Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность [Текст]: пост.: [от 13.08.2006 г. №491, в ред. от 03.04.2013 г.] // Рос. газ. – 2006. – 22 авг.

23. Российская Федерация. Министерство юстиции. Об утверждении Методических рекомендаций по порядку проведения государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним [Текст]: приказ: [от 01.07.2002 г. №184, в ред. от 19.01.2005 г.] // Бюл. Минюста Рос. Федерации. – 2002. - №11.

24. РСФСР. Верховный совет. Президиум. Положение о комиссиях по делам несовершеннолетних [Текст]: указ [от 03.06.1967 г., в ред. от 25.02.1993] // Ведомости ВС РСФСР. - 1967. - №23. - Ст.536; 1993. - №12. - Ст.429.

25. Российская Федерация. Министерство образования. О защите жилищных прав несовершеннолетних [Текст]: письмо: [от 20.02.1995 г. №09-М: документ не был опубликован] // Консультант Плюс: справ. правовая система.

26. Российская Федерация. Министерство общего и профессионального образования. О дополнительных мерах по защите жилищных прав несовершеннолетних [Текст]: письмо: [от 09.06.1999 г. №244/26-5: документ не был опубликован] // Консультант Плюс: справ. правовая система.

27. Российская Федерация. Федеральная миграционная служба. О порядке работы по признанию лиц вынужденными переселенцами, их учету и переучету на территории РФ [Текст]: инструкция [от 31.03.1997 г. №19: документ не был опубликован] // Консультант Плюс: справ. правовая система.

28. Обзор судебной практики по вопросам обеспечения жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 20 ноября 2013 г.).

29. Нижегородская область. Законы. О некоторых вопросах в сфере опеки и попечительства несовершеннолетних [Текст]: закон: [от 14.12.2010 г. №124-ОЗ, в ред. от 07.02.2013 г.] // Законодательный Вестник Совета народных депутатов Нижегородской области. - 2010. – 20 декабря; 2013 – 14 февраля.

30. Нижегородская область. Законы. Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей [Текст]: закон: [от 27.12.2012 г. №134-ОЗ] // Законодательный Вестник Совета народных депутатов Нижегородской области. - 2012. – 29 декабря.

31. Нижегородская область. Администрация. Порядок установления факта невозможности проживания детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются [Текст]: пост.: [от 29.03.2013 г. №132] // Электронный бюллетень Коллегии Администрации Нижегородской области.

32. Нижегородская область. Администрация. Порядок выявления обстоятельств, свидетельствующих о необходимости оказания лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, содействия в преодолении трудной жизненной ситуации [Текст]: пост.: [от 29.03.2013 №132] // Электронный бюллетень Коллегии Администрации Нижегородской области.

33. Российская Федерация. Конституционный суд. По делу о проверке конституционности отдельных положений подпунктов 1 и 2 пункта 1 статьи 220 Налогового кодекса Российской Федерации в связи с жалобами граждан С.И. Аникина, Н.В. Ивановой, А.В. Козлова, В.П. Козлова и Т.Н. Козловой: пост.: [ от 13.03.2008 г. №5-П] // Рос. газ. – 2006. – 26 марта.

34. Российская Федерация. Конституционный суд. По делу о проверки конституционности п.4 ст.292 ГК РФ [Текст]: пост.: [ от 08.06.2010 г. №13-П] // Собр. законодательства Рос. Федерации. – 2010.– №. 25. – Ст. 3246.

35. Российская Федерация. Верховный суд. Пленум. О некоторых вопросах применения судами Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» [Текст]: пост.: [ от 24.08.1993 г. №8] // Бюллетень Верховного Суда РФ – 1993. – №.11.

36. Российская Федерация. Верховный суд. Пленум. О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации [Текст]: пост.: [от 02.07.2009 г. №14] // Рос. газ. – 2009. – 8 июля.

37. Дубровская, И.А. Выселение бывших членов семьи собственника [Текст] / И.А. Дубровская // Жилищное право. – 2007. - №3. – С.9.

38. Жилищный кодекс РСФСР [Текст]: [принят 24.06.1983 г., в ред. от 06.01.2003 г.] // Ведомости ВС РСФСР. – 1983. - №26. Ст.883; 2003. - №1. – Ст.2.

39. Зенин, И.А. Основы права [Текст]: учеб. пособие / И.А. Зенин. –М.: ММИЭИФП, 2003. – 184 с.

40. Кирилловых, А.А. Жилищный кодекс РФ и права несовершеннолетних на жилые помещения [Текст] / А.А. Кирилловых // Адвокат. – 2007. - №3. – С.18.

41. Кодекс о браке и семье РСФСР [Текст]: [принят 30.07.1969 г., в ред. от 07.03.1995 г.] // Ведомости ВС РСФСР. – 1969. - №32. Ст.1397; 1995. - №11. – Ст.939.

42. Комментарий к Семейному кодексу Российской Федерации / под ред. И.М.Кузнецовой. - М.: БЕК, 2000. - 225 с.

43. Лазарев, В.В., Липень, С.В. Теория государства и права [Текст] / В.В. Лазарев, С.В Липень. – М.: Спарк, 2000. – 511 с.

44. Осипова, С.В. Согласие (разрешение) органа опеки и попечительства на совершение сделок с недвижимостью при участии несовершеннолетних [Текст] / С.В. Осипова // Нотариус. – 2008. - № 5. – С. 18 – 19.

45. Отчет прокурора Краснодарского края за 2012 год. – Режим доступа: http://www.klerk.ru/law/news/306618.

46. Перепелкина, Н.В. Правовое положение несовершеннолетних и нормы Жилищного кодекса РФ [Текст] / Н.В.Перепелкина // Жилищное право. – 2008. - № 2. – С. 8 – 10.

47. Протокол заседания Общественного совета при Управлении ФССП России по Нижегородской области (дата обращения: 11 мая 2013).

48. Седугин, П.И. Жилищное право [Текст] / П.И. Седугин. – М.: Норма, 2011. – 384 с.

49. Суханов, Е.А. Гражданское право [Текст] / Е.А. Суханов. – М.: Волтерс Клувер, 2005. – 217 с.

50. Титов, А.А. Жилищное право Российской Федерации [Текст] / А.А. Титов. – М.: Юрайт-Издат, 2007. – 452 с.

51. Толстой, Ю.К. Жилищное право [Текст]: учеб. пособие / Ю.К. Толстой. – М.: Проспект, 2011. – 128 с.

52. Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за третий квартал 2005 г. [Текст]: [утв. пост. Президиума ВС РФ от 23 ноября 2005 г.] // Бюллетень Верховного Суда РФ. - 2006. - №3.

53. Обзор законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за третий квартал 2007 г. [Текст]: [утв. пост. Президиума ВС РФ от 07 ноября 2007 г.] // Бюллетень Верховного Суда РФ. - 2008. - №1.

54. Определение Нижегородского областного суда от 08.02.2012 г. №33-7357/2012 [Электронный ресурс] // Консультант Плюс: справ. правовая система.

55. Определение Санкт-Петербургского городского суда от 14.05.2012 г. №33-5972/2012 [Электронный ресурс] // Консультант Плюс: справ. правовая система.

56. Определение Санкт-Петербургского городского суда от 08.10.2012 г. №33-12804 [Электронный ресурс] // Консультант Плюс: справ. правовая система.

57. Определение Санкт-Петербургского городского суда от 08.11.2012 г. №33-15253 [Электронный ресурс] // Консультант Плюс: справ. правовая система.

58. Определение Московского городского суда от 18.12.2012 г. №11-31371 [Электронный ресурс] // Консультант Плюс: справ. правовая система.

59. Определение Ленинградского областного суда от 17.01.2013 г. №33-273/2013 [Электронный ресурс] // Консультант Плюс: справ. правовая система.

60. Определение Санкт-Петербургского городского суда от 24.01.2013 г. №33-861/2013 [Электронный ресурс] // Консультант Плюс: справ. правовая система.

 


Приложение А

 

Приложение

к Порядку установления факта невозможности проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются

Акт обследования

жилого помещения, устанавливающий наличие или отсутствие обстоятельств невозможности проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателем или членом семьи нанимателя по договору социального найма либо собственником которого они являются

"___"________ ____ г.

Комиссия в составе:

1. _____________________________________ (Ф.И.О. представителя органа опеки и попечительства).

2. _____________________________________(Ф.И.О. представителя жилищной комиссии органа местного самоуправления).

3. ______________________________________(Ф.И.О. законного представителя, представителя учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, общественности).

Обследовала жилищно-бытовые условия __________________________________________________________________

 (фамилия, имя, отчество ребенка-сироты и ребенка, оставшегося без попечения родителей, или лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей)

являющегося нанимателем или членом семьи нанимателя по договору социального найма либо собственником жилого помещения по адресу: __________________________________________________________________

Жилое помещение принадлежит на праве: __________________________________________________________________

 (свидетельство о собственности на жилье или иной документ, удостоверяющий право пользования)

Обследованием установлены следующие основания, подтверждающие невозможность (возможность) проживания в жилом помещении: __________________________________________________________________

Заключение комиссии о невозможности (возможности) проживания в жилом помещении:_______________________________________________________

Подписи членов комиссии:

1. _____________________________________ (должность) ____________ (подпись)

__________ (расшифровка подписи)

2. _____________________________________ (должность) ____________ (подпись)

_______ (расшифровка подписи)

3. _____________________________________ (должность) ____________ (подпись)

___________________________ (расшифровка подписи)

 


Приложение Б

 

Приложение

к Порядку выявления обстоятельств, свидетельствующих

о необходимости оказания лицам из числа детей-сирот и детей,

оставшихся без попечения родителей, содействия в преодолении трудной жизненной ситуации

Акт обследования жилищно-бытовых условий нанимателя специализированного жилого помещения, о наличии (отсутствии) обстоятельств, свидетельствующих о необходимости оказания содействия в преодолении трудной жизненной ситуации

"___"________ ____ г.

Комиссия в составе:

1. __________________________________ (Ф.И.О. представителя органа опеки и попечительства).

2. __________________________________ (Ф.И.О. представителя жилищной комиссии органа местного самоуправления).

3. __________________________________ Ф.И.О. представителя общественности).

Обследовала жилищно-бытовые условия _________________________________________________________________

 (фамилия, имя, отчество лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей)

являющегося нанимателем жилого помещения по договору найма

специализированного жилого помещения по адресу: __________________________________________________________________

Обследованием установлены следующие основания, подтверждающие наличие

(отсутствие) обстоятельств, свидетельствующих о необходимости оказания

лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей,

содействия в преодолении трудной жизненной ситуации: _________________________________________________________________

Обоснование комиссии о заключении договора найма специализированного жилого помещения, на новый пятилетний срок или заключения договора социального найма занимаемого нанимателем жилого помещения: __________________________________________________________________

Подписи членов комиссии:

1. ___________________________ (должность) ____________ (подпись)

________________________________________ (расшифровка подписи)

2. __________________________ (должность) ____________ (подпись)

________________________________________ (расшифровка подписи)

3. ___________________________ (должность) ____________ (подпись)

________________________________________ (расшифровка подписи)


[1] Конституция Российской Федерации: закон [принята 12.12.1993 г., в ред. от 30.12.2008] // Рос. газ. 1993. 25 дек.; 2009. 21 янв.

[2] Жилищный кодекс Российской Федерации [от 29.12.2004 г., в ред. от 05.04.2013] // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2005. № 1. Ст. 14; 2013. №14. Ст.1646.

[3]Гражданский кодекс Российской Федерации: Ч.1 [от 30.11.1994 г., в ред. от 07.05.2013] // Собр. законодательства Рос. Федерации. 1994. №32. Ст. 3301; 2013. № 19. Ст. 2327.

[4] Седугин, П.И. Жилищное право: учеб. М., 2008. С. 2 – 3.

[5] Толстой, Ю.К. Жилищное право: учеб. пособие. М., 2011. С. 25.

[6] Крашенинников, П.В. Жилищное право: учеб. М., 2010. С.18.

[7] О приватизации жилищного фонда в РФ: закон от [04.07.1991 №1541-1, в ред. от 16.10.2012] // Ведомости СНД и ВС РСФСР.1991. №28. Ст.959; 2012. № 43. Ст.5783.

[8] О некоторых вопросах, применения судами Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации»: пост. Пленума Верховного суда Рос. Федерации [от 24.08.1993 г. №8] // Бюл. Верховного суда Рос. Федерации. 1993. №11.

[9] Жилищный кодекс РСФСР [от 24.06.1983 г.] // Ведомости ВС РСФСР. 1983. №26. Ст.883.

[10] Кодекс о браке и семье РСФСР [от 30.07.1969 г.] // Ведомости ВС РСФСР. 1969. №32. Ст.1397.

[11] О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации»: федер. закон [от 11.08.1994 г. №26-ФЗ] // Рос. газ. 1994. 14 авг.

[12] Об утверждении Правил пользования жилыми помещениями: пост. Правительства Рос. Федерации [от 21.01.2006 г. №25] // Рос. газ. 2006. 27 янв.

[13] Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность: пост. Правительства Рос. Федерации [13.08.2006 г. №491, в ред. от 03.04.2013 г.] // Рос. газ. 2006. 22 авг.; официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 12.04.2013.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...