Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Знакомство с художником и его картиной.





Учитель ИЗО:

Александр Михайлович Герасимов – живописец, художник, архитектор, родился в купеческой семье в Козлове (ныне Мичуринск), учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. Портретист, пейзажист, мастер тематической картины. Его кисти принадлежат многие известные портреты, пейзажи, жанровые картины.

(слайд № 8)

Картина «После дождя. Мокрая терраса» относится к лучшим полотнам художника.

(слайд № 9)

Замечательна история создания этой картины.

Художник вспоминал: «Я сделал этюд в два часа. Произошло это так: я писал на террасе групповой портрет моей семьи. Припекало солнце, яркими пятнами разбегаясь по зелени. И вдруг набежали тучи. Порывистый ветер, срывая лепестки роз и рассыпая их по столу, опрокинул стакан с водой. Хлынул дождь, и моё семейство скрылось в доме. А меня охватил неожиданный восторг. От свежей зелени и сверкающих потоков воды, залившей стол с букетом роз, скамейку и половицы. К счастью, оказался под руками подрамок с холстом, и я лихорадочно начал писать. Не понадобилось ничего переставлять или добавлять, - настолько было прекрасно всё, что находилось перед моими глазами».

4.Учитель ИЗО:

беседа по картине.

· Что изображено на картине?

· К какому жанру вы отнесете картину А.М. Герасимова?

· По каким деталям картины мы догадываемся, что только что прошел дождь?

· Удалось ли художнику передать ощущение свежести после дождя?

· У картины два названия. Как вы думаете почему? Какое из названий более точно передает авторский замысел?

· К какому типу текста будет отнесено ваше сочинение?

5.Учитель русского языка:

Сбор материалов к сочинению.

· Словарная работа (знакомство с новыми словами): терраса, перила, графин.(слайд № 10)

· Составление плана. ( слайд № 11)

· Обсуждение вариантов плана, запись в тетрадь. С чего начнем сочинение? Придумайте свои варианты вступления. Запишите возможные вступления (на слайде)

· Работа с учебником. Выполнение упражнения 61: прочтем слова и словосочетания в 1-3 абзацах. Каким частям нашего плана они соответствуют? Запишем в тетрадь словарные материалы, объясним орфограммы. Способ собирания материалов – подбор слов и выражений.



· Предложите свои варианты описания природы после дождя, террасы, сада (работа по рядам). Способ собирания материалов – составление предложений и частей сочинения.

· Подбор синонимов: учебник – слова в рамке; подберем синонимы к словам: картина, художник, нарисовал – чтобы избежать повтора одного и того же слова.(слайд № 12)

· Работа со стихотворением А. Яшина «После дождя» (слайд № 13): выразительное чтение, беседа (Что объединяет стихотворение

А. Яшина и картину А. М. Герасимова? Какие строчки или выражения из стихотворения можно использовать для описания картины?). Способ собирания материалов – цитирование.

· Работа со связным текстом. Вставить вместо пропусков наиболее подходящие по смыслу слова:

Только что прошёл сильный летний дождь. Он оставил свои следы всюду и на всём. Но выглянуло солнце, и всё ожило. Кругом влажный блеск, неяркий солнечный свет.

А как хорошо на террасе после дождя. Здесь всё пропитано влагой: перила, скамья, пол и крышка стола. На всех предметах ещё много воды. Пламенеют в стеклянном графине розы, на них тоже капли дождя. А рядом лежит опрокинутый стакан: видно, что дождь был сильный.

Пропитались влагой кусты и деревья в саду. На мокрых ветвях блестит свежая, умытая ливнем листва. Вспоминаются строки из стихотворения А. Яшина «После дождя»: «Капли на ветках висят, как серёжки», «В чашечках листьев на каждой травинке по огонёчку, по серебринке». Ощущается свежесть воздуха и тишина того момента, который бывает только после дождя. (слайд №14)

Запись в тетрадь предложений из текста. Способ собирания материалов – выписывание предложений.

Самопроверка

 

Написание сочинения по картине А.М. Герасимова «После дождя» (слайд № 15)

Сочинение по картине А. М. Герасимова «После дождя» ученицы 6А класса Медведевой Даши. Приложение 2.

 

 

Конспект интегрированного урока географии и изобразительного

Искусства в 6 классе по теме «Питание рек»

 

 

Тип урока - изучение нового материала

Методы обучения:

1. Объяснение нового материала

2. Репродуктивный метод

3. Частично-поисковый

Материально-техническое оборудование: компьютер, проектор, географические карты полушарий и России, атласы и контурные карты.

Цели и задачи урока:

1. Образовательные:

- сформировать представление о типах питания рек;

- cформировать понятие о тесной взаимосвязи россиянина с природой родной земли как в прошлом так и теперь.

2. Развивающие:

- научиться давать характеристику рек по карте;

- развить умение находить различные и сходные черты рек в зависимости от типа их питания.

3. Воспитательные:

- воспитать уважение к своей родине;

- воспитать чувство ответственности за свою деятельность в окружающем мире;

- воспитание чувства прекрасного на основе изучения древних памятников архитектуры Руси.

Ход урока.

I. Организационный момент

II. Изучение нового материала

 

Учитель географии: Прежде чем приступить к изучению нового материала, предлагаю прочитать вопросы, записанные на доске:

- Что такое питание реки?

Ответ: пополнение воды в реке.

- Какое бывает питание?

Ответ: реки питают дожди, родники, ручьи и маленькие реки.

Учитель географии: Как вы думаете, какое отношение к рекам имеют такие понятия, как «режим», «половодье», «паводок», «межень»? Сегодня мы узнаем ответы на этот вопрос.

Реки покрывают земной шар голубой паутиной. Они играли и играют в жизни человека большую роль. По берегам рек селились люди, возникали города, это были основные пути сообщения, вся жизнь человека была связана с реками. Реки «кормили» и «поили» людей. Они были естественной преградой от врагов. Вода в реке является символом очищения, в воде крестили новых христиан, поэтому и русские православные храмы строились на берегах рек. Приведите примеры известных вам храмов, построенных на берегах рек.

Ответ: Храм Христа Спасителя, собор Василия Блаженного (собор Покрова), церковь Покрова на Нерли, Новодевичий монастырь в Москве и др.

Учитель географии: Например, В.О.Ключевский так описывал отношение русского человека к рекам: «На реке он оживал и жил с ней душа в душу. Он любил свою реку...»

А в былинах реки считались то ли богами, то ли мифическими богатырями и в разговорную речь вошли такие уважительные и ласковые слова, как Дон-Батюшка, Амур-батюшка, Цна-голубка, Енисей-богатырь, Ока-красавица, Волга-матушка.

Разного рода древние предания тесно связаны с реками, вблизи которых издавна селился народ. В русском фольклоре река Волга называется матушкой, как живое существо, со своей волей и характером, властительница и хранительница одновременно.

Поэтому зачерпнуть шлемом воду из реки (в «Слове…») имело далеко идущий смысл: это означало приобщение к силе реки и ее покорение, а также овладение тем пространством, которое находится за рекой. Реки играют очень важную роль и в былинах. Река может быть препятствием, испытанием. Поединки часто происходят на мосту через реку - границе двух миров («своего» и «чужого»).

А какие вы знаете стихи или рассказы, легенды о реках?

Ответ: «Из далека долго течет река Волга..» - песня, «Вниз по Волге реке...» - русская народная песня, «Рождение Оки» - былина, Темза в книге «Трое в лодке» Джерома К. Джерома, Миссисипи в книгах «Приключения Тома Сойера» и «Приключения Гекльберри Финна» Марка Твена, «Тихий Дон» Михаил Шолохов, Днепр у Гоголя...

Учитель ИЗО: Не только большие, но и малые реки почитались народом, были любимы им. Прочитаю вам стихотворение И. И. Ландо «Нудоль - речка Подмосковная».

Нудоль - речушка чуть шире, чем лапоть.

То ли ей течь, то ли ей капать,

Но в половодье, бывает такое —

Кажется Нудоль солидной рекой.

Издали речку родную почуя,

К ней устремляются вешние струи,

С лепетом детским бегут ручеишки

Нудоль довольна - силы в излишке.

Нудоль кичится, волну подымая,

На берег лезет, деревья качая.

Впрочем, недолги раздолье и удаль:

Лето - и спит, успокоившись, Нудоль...

Спит, а вокруг, наклонясь над водою,

Шепчутся вербы о чем-то с ольхою.

Тихо и жарко. Летают стрекозы.

Спи, озорница, - не речка, а слезы.

Не только поэты воспевали красоту рек, но и многие художники изображали реки в своих пейзажах. Российские просторы невозможно представить без рек. Но художники кроме лирических пейзажей писали картины, на которых показывали жизнь людей не реке, порой очень тяжелую.

Иконописцы изображали реки на иконах.

Учитель географии: Представьте теперь, что вы река. Чем бы вы питались?

Ответ: Вода в бассейн реки поступает от таяния снега, ледников, дождевых и подземных вод, если в бассейне реки прекратится выпадение дождей и снега, таяние ледников, река со всеми притоками пересохнет. Жизнь реки зависит от источников питания.

Учитель географии: Так что же такое - питание рек? Питание рек - это поступление воды в реку от источника питания. Питание может быть дождевое, снеговое, ледниковое, подземное (грунтовое), чаще всего смешанное, с преобладанием того или иного источника питания на отдельных отрезках реки и в разное время года.

Учащиеся записывают типы питания рек: реки смешанного питания (С); реки ледникового питания (Л); реки с подземным питанием (П) (районы, где очень мало выпадает осадков — реки пустынь и полупустынь); реки с дождевым питанием (Д) (районы, где выпадает много дождей летом или в течение года (реки экваториального пояса — осадки выпадают практически круглый год, 7—9 месяцев в году) — Амазонка, Конго; реки умеренного или тропического поясов, с муссонным типом климата, т. е. осадки выпадают летом — Амур, Хуанхэ, Янцзы и т. д.).

В зависимости от типа питания рек можно выделить несколько режимов рек. Режим рек - это регулярные (суточные, годовые) изменения состояния реки, обусловленные физико-географическими свойствами, в первую очередь климатом. Режим реки проявляется в колебаниях уровней и расходов воды, времени установления и схода ледового покрова, температуре воды, количестве переносимых рекой наносов и др.

Половодье - фаза водного режима реки, ежегодно повторяющаяся в данных климатических условиях в один и тот же сезон, характеризующаяся высоким и длительным подъемом уровня воды, вызванная таянием снега или совместным таянием снега и ледников. Различают весеннее, весеннелетнее и летнее половодья.

Паводок - фаза водного режима реки; сравнительно кратковременное и непериодическое поднятие уровня воды в реке, возникающее в результате быстрого таяния снега, ледников, обильных дождей. В отличие от половодья паводок может возникать в любое время года.

Следующие один за другим паводки могут образовать половодье. Значительный паводок может вызвать наводнение.

Межень - фаза водного режима реки, ежегодно повторяющаяся в один и те же сезоны, характеризующаяся малой водностью, длительным стоянием низкого уровня и возникающая вследствие уменьшения питания реки.

Межень бывает обусловлена жаркой или морозной погодой, когда поверхностный сток в реку невелик или вообще отсутствует, а питание реки только грунтовое. В умеренных и высоких широтах различают летнюю и зимнюю межень.

Сделаем вывод, что полноводность реки зависит от количества воды, которую река собирает в бассейн.

Но с течением времени происходит увядание реки. Ярким примером служит река Нерль. Что вы можете рассказать об этой реке?

Ответ: Нерль - река в Ярославской, Ивановской и Владимирской области России, левый приток р. Клязьмы (бассейна Волги). Нерль стекает с северо-восточных отрогов Московской возвышенности. Питание смешанное, с преобладанием снегового.

Учитель ИЗО: Недалеко от Суздаля на берегу реки Нерли стоит село Кидекша, где в XII веке располагалась резиденция князя Юрия Долгорукого. Строительство княжеского городка связано со стремлением князя контролировать речной торговый путь из Суздаля. Выбор места был сделан не случайно. По преданию именно на месте княжеского замка когда-то было становище святых князей Бориса и Глеба на пути их следования из Ростова и Мурома в Киев. В Кидекше князем Юрием в 1152 г. была построена церковь Бориса и Глеба. Здесь погребены сын Юрия Долгорукого Борис, его жена и дочь. Храм покоряет силой и простотой. Величаво стоит он на крутом берегу Нерли.

При впадении в Клязьму на берегу Нерли - бывшая резиденция князя Андрея Боголюбского Боголюбово, а также шедевр древнерусского зодчества — храм Покрова Богородицы на Нерли (XII века.).

Храм был построен 1165 году при слиянии двух рек – Нерли и Клязьмы. Исторические источники связывают возведение храма с победоносным походом владимирских полков на Волжскую Булгарию в 1164 году. В этом походе и погиб молодой князь Изяслав. В память об этих событиях Андрей Боголюбский заложил Покровский храм. По некоторым известиям, белый камень для постройки церкви доставили сами побежденные волжские булгары.

Устье Нерли - это своеобразные речные ворота Владимирской земли на оживленном торговом пути Нерль-Клязьма-Ока-Волга. Церковь Покрова возвышается над берегом старицы Клязьмы на округлом, поросшем травой и деревьями холме.

Храм украшен прекрасной белокаменной резьбой, присущей владимиро-суздальскому зодчеству. Здесь есть и излюбленный образ царя Давида в окружении животных, настоящих и фантастических, и богатые орнаменты и удивительный ряд рельефов девичьих ликов, которые опоясывают все три фасада храма.

 

Церковь Покрова на Нерли называют шедевром мирового зодчества; вершиной творчества владимирских мастеров эпохи расцвета Владимиро-Суздальского Руси.

Бывало, что во время весеннего разлива вода подступала к самым стенам церкви, и тогда над водной гладью одиноко высился ослепительно сверкающий белизной легкий одноглавый храм, словно свеча, вырастающий над просторами заливных лугов во всей своей ясности и красоте...

Предание рассказывает, что князь Андрей Боголюбский построил храм Покрова на Нерли после кончины своего любимого сына Изяслава - в память о нем. Вероятно, поэтому светлой грустью веет от этой уединенно стоящей на берегу Нерли церкви.

Храм был посвящен новому на Руси празднику - Покрова Богородицы. Этот праздник призван был свидетельствовать об особом покровительстве Богородицы Владимирской земле. Когда-то здесь была пристань, где причаливали шедшие по Клязьме речные суда. Но, к сожалению, современное состояние реки не позволяет судам совершать плавание.

Учитель географии: В чем же причина сложившейся ситуации? Да, вы правы - в хозяйственной деятельности человека. Мы расходуем воды больше, чем её поступает в реку, вследствие чего река не успевает напитаться. Кроме этого климат становится более теплым, выпадает меньше осадков и летние месяцы становятся особенно сухими.

III. Закрепление полученных знаний

Учитель географии: Решите кроссворд, используя полученные знания.

Приложение 3.

IV. Творческое задание

Учитель ИЗО: составьте синквейн

(это стих, который

состоит из 5 строк:

1 строка - одно существительное

2 строка - два прилагательных

3 строка - три глагола

4 строка - одна небольшая фраза

5 строка - одно заключающее слово)

Вода

прозрачная и быстрая

бежит, журчит, плескается:

жизнью ручей наполняется -

река.

Учитель ИЗО: Сегодня мы с вами поговорили о питании рек и коснулись темы хозяйственной деятельности человека. Но мы говорили и о том, как важно знать историю своей родины. Мы узнали о том, в какой неразрывной связи наши реки находятся с человеком, его душой, верой. Мы вспомнили памятники исторического и духовного наследия наших предков. Вы увидели, как тесно связана география с другими школьными предметами. Какими?

Ответ: литература, история, архитектура.

V. Домашнее задание

- Выучить новые понятия и определения.

- Нарисовать рисунок на тему: «Лирика русского пейзажа».





Рекомендуемые страницы:

Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015- 2021 megalektsii.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.