Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Мисаренко Г. Г. Данное пособие составлено на основе анализа типичных ошибок уче­ников при определении частей речи. Последовательное выполнение уп­ражнений пособия помогает детям осмыслить понятия, соответствую­щие теме, и формирует план учебных действий,




 

 

УДК 372. 41: 808. 2

ББК81. 2Рус-9

 М65

 

 

Мисаренко Г. Г.

М 65 Учимся определять части речи: Учебн. пособие. — М.: Ин­ститут инноваций в образовании им. Л. В. Занкова: Издатель­ство Оникс, 2005. — 64 с: ил. — (Русский язык в начальной школе. Дидактический материал).

 

 

Данное пособие составлено на основе анализа типичных ошибок уче­ников при определении частей речи. Последовательное выполнение уп­ражнений пособия помогает детям осмыслить понятия, соответствую­щие теме, и формирует план учебных действий, необходимых для пра­вильного решения грамматических и орфографических задач.

Пособие может быть использовано учителями для работы в классе, воспитателями групп продлённого дня или родителями для индиви­дуальной работы с детьми, испытывающими трудности в усвоении рус­ского языка.

ISBN 5-488-00092-5                                                             ® АНО «Институт инноваций в обра-

зовании им. Л. В. Занкова», 2005 © ООО «Издательство Оникс», 2005 © Мисаренко Г. Г., 2005

От автора

 

Определение принадлежности слова к той или иной части речи является важной операцией правописания, которая по­могает верно выбрать способ проверки. Как и любая другая грамматическая операция, она включает в себя ряд последо­вательных действий, выполнение которых гарантирует пра­вильный результат. А одной из главных причин ошибок учени­ков являются как раз их неправильные действия.

Дети зачастую выполняют задания бессистемно, непосле­довательно, применяя совсем не те операции, которые необ­ходимы в данном случае. Это называется отсутствием ориен­тировочной основы действий. Помимо этого, ученики прини­мают во внимание только смысловое значение слова и не уме­ют проанализировать его с грамматических позиций. Другими словами, они определяют части речи на интуитивно-практи­ческом уровне, далеко не всегда опираясь при этом на суще­ственные признаки.

Для коррекции этих недостатков в начале почти каждого упражнения дан готовый план действий. Его цели: во-первых, показать ученику способы решения учебной задачи; во-вторых, помочь ему осознать собственную мыслительную работу; в-третьих, развивать речь ребёнка. Необходимо, чтобы ребё­нок, приступая к работе, внимательно изучил этот план, рас­сказал кому-нибудь (взрослому, соседу по парте) или же само­му себе порядок действий. Проговаривание поможет ему при помощи внешней речи хорошо осмыслить процесс выполне­ния поставленного задания. Нельзя допускать, чтобы ребёнок приступил к работе без такого устного планирования.

Упражнения, представленные в данном пособии, выполня­ют три функции:

• формируют учебную деятельность;

 

 

• развивают у детей аналитическое мышление: учат срав­нивать две стороны одного и того же объекта (смысловое со­держание слова и формальные признаки части речи), отли­чать существенные и несущественные признаки, абстрагиро­ваться от одних признаков, концентрируя внимание на других и т. п.;

• повышают уровень орфографической грамотности. Помимо этого, в сборник включены упражнения, которые

недостаточно представлены в учебниках, — на практическое усвоение совершённого и несовершенного вида глагола и на понимание смысловых различий между качественными и при­тяжательными прилагательными.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...