Мисаренко Г. Г. Данное пособие составлено на основе анализа типичных ошибок учеников при определении частей речи. Последовательное выполнение упражнений пособия помогает детям осмыслить понятия, соответствующие теме, и формирует план учебных действий,
Стр 1 из 13Следующая ⇒
УДК 372. 41: 808. 2 ББК81. 2Рус-9 М65
Мисаренко Г. Г. М 65 Учимся определять части речи: Учебн. пособие. — М.: Институт инноваций в образовании им. Л. В. Занкова: Издательство Оникс, 2005. — 64 с: ил. — (Русский язык в начальной школе. Дидактический материал).
Данное пособие составлено на основе анализа типичных ошибок учеников при определении частей речи. Последовательное выполнение упражнений пособия помогает детям осмыслить понятия, соответствующие теме, и формирует план учебных действий, необходимых для правильного решения грамматических и орфографических задач. Пособие может быть использовано учителями для работы в классе, воспитателями групп продлённого дня или родителями для индивидуальной работы с детьми, испытывающими трудности в усвоении русского языка. ISBN 5-488-00092-5 ® АНО «Институт инноваций в обра- зовании им. Л. В. Занкова», 2005 © ООО «Издательство Оникс», 2005 © Мисаренко Г. Г., 2005 От автора
Определение принадлежности слова к той или иной части речи является важной операцией правописания, которая помогает верно выбрать способ проверки. Как и любая другая грамматическая операция, она включает в себя ряд последовательных действий, выполнение которых гарантирует правильный результат. А одной из главных причин ошибок учеников являются как раз их неправильные действия. Дети зачастую выполняют задания бессистемно, непоследовательно, применяя совсем не те операции, которые необходимы в данном случае. Это называется отсутствием ориентировочной основы действий. Помимо этого, ученики принимают во внимание только смысловое значение слова и не умеют проанализировать его с грамматических позиций. Другими словами, они определяют части речи на интуитивно-практическом уровне, далеко не всегда опираясь при этом на существенные признаки.
Для коррекции этих недостатков в начале почти каждого упражнения дан готовый план действий. Его цели: во-первых, показать ученику способы решения учебной задачи; во-вторых, помочь ему осознать собственную мыслительную работу; в-третьих, развивать речь ребёнка. Необходимо, чтобы ребёнок, приступая к работе, внимательно изучил этот план, рассказал кому-нибудь (взрослому, соседу по парте) или же самому себе порядок действий. Проговаривание поможет ему при помощи внешней речи хорошо осмыслить процесс выполнения поставленного задания. Нельзя допускать, чтобы ребёнок приступил к работе без такого устного планирования. Упражнения, представленные в данном пособии, выполняют три функции: • формируют учебную деятельность;
• развивают у детей аналитическое мышление: учат сравнивать две стороны одного и того же объекта (смысловое содержание слова и формальные признаки части речи), отличать существенные и несущественные признаки, абстрагироваться от одних признаков, концентрируя внимание на других и т. п.; • повышают уровень орфографической грамотности. Помимо этого, в сборник включены упражнения, которые недостаточно представлены в учебниках, — на практическое усвоение совершённого и несовершенного вида глагола и на понимание смысловых различий между качественными и притяжательными прилагательными.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|