Планы практических занятий по новейшей истории стран Запада
Планы практических занятий по новейшей истории стран Запада (1945 – 2000 гг. ) (40 часов) Практическое занятие № 1-2 (4 часа) Тема 1. Начало «холодной войны» и становление биполярного мира. Задание № 1: Подготовить доклад, посвященный американской или советской внешнеполитическим послевоенным концепциям (на выбор студента). Задание № 2: На основе изучения научной литературы, посвященной историографии холодной войны. Представьте точки зрения в следующей последовательности: представители и их труда, причины холодной войны, сущностные характеристики холодной войны: Советская историография Современная российская историография Ортодоксальная школа холодной войны (США) Ревизионистское направление (США) Постревизионистское направление (США) Современная американская историография Цели выполнения заданий: 1) выяснение причин и обстоятельств начала холодной войны, а также изучение историографических дискуссий по ключевым моментам холодной войны; 2) совершенствование навыков работы с первоисточниками и научной литературы, умения составлять план устного ответа; 3) развитие умения делать выводы и обобщения на основе изучения научной литературы. Методические рекомендации Выполнение задания № 1 предполагает анализ важнейших документов начального этапа холодной войны. Если студент выбирает изучение советской внешнеполитической концепции, то это предвыборная речь И. В. Сталина от 9 февраля 1946 г., интервью И. В. Сталина газете «Правда» от 14 марта 1946 г. по итогам Фултонской речи У. Черчилля. Кроме того, важно знать и понимать позицию СССР во время первых послевоенных кризисов – иранского, турецкого, и, конечно же, германского. Что касается американской внешнеполитической концепции, то здесь важнейшими для анализа документами являются «длинная телеграмма» Дж. Кеннана, отправленная из американского посольства в Москве 22 февраля 1946 г., а также его статья «Истоки советского поведения» (июль 1947 г. ). Изучение выступления президента Г. Трумэна, в котором была провозглашена т. н. «доктрина Трумэна» и Гарвардской речи госсекретаря Дж. Маршалла 5 июня 1947 г. также помогут составить целостное представление о целях и задачах внешней политики США на начальном этапе холодной войны. Наконец, известная речь У. Черчилля в Фултоне (штат Миссури), произнесенная 5 марта 1946 г. и ставшая первым публичным проявлением новой эпохи в международных отношениях также заслуживает внимания.
Задание № 2 направлено на изучение основных тенденций развития отечественной и зарубежной историографии холодной войны. В отечественной историографии долгое время доминировал тезис о мировом господстве в качестве главной внешнеполитической установки США, дополняясь представлениями об антикоммунизме и милитаризме Вашингтона. Лишь в последние два с лишним десятилетия для отечественных исследователей характерно стремление выйти за пределы сложившихся стереотипов и мифов о холодной войне, написать ее «новую» историю с учетом новых документов и появившихся методологических подходов. Зарубежная историография холодной войны чрезвычайно богата и разнопланова, а ее отличительной чертой является сосуществование различные школы и направления, среди которых самыми известными являются ортодоксальное, ревизионистское и постревизионистское. Значительную помощь для выполнения этого задания окажет знакомство с монографией А. М. Филитова «Холодная война»: историографические дискуссии на Западе (Москва, 1991) и статьей Н. И. Егоровой «Новая история " холодной войны" » в современных зарубежных исследованиях» (Новая и новейшая история. 2009. №4).
Источники Главный противник: документы американской внешней политики и стратегии 1945-1950 гг. / Сост. и авт. вступ. ст. И. М. Ильинский. М.: Изд-во МГУ, 2006. Добрынин А. Ф. Сугубо доверительно: посол в Вашингтоне при шести президентах (1962-1986 гг. ). М., 1996. История США: хрестоматия: учеб. пособие по дисциплине «Всеобщ. история» для студентов вузов / Сост. Э. А. Иванян. М.: Дрофа, 2005. Кеннан Дж. Ф. Дипломатия Второй мировой войны глазами американского посла в СССР Джорджа Кеннана. М.: Центрполиграф, 2002. Кеннан Дж. Ф. Истоки советского поведения // США: экономика, политика, идеологи. - 1989. № 12. С. 218-239. Черчилль У. Мускулы мира: Избранные речи разных лет. М.: ЭКСМО-Пресс, 2002. Литература Батюк В. И. Первые заморозки. Советско-американские отношения в 1945-1950 гг. М.: РНФ, 1995. Богатуров А. Г., Аверков В. В. История международных отношений 1945-2008. Учебник для вузов. М.: Аспект Пресс, 2010. Ваисс М. Международные отношения после 1945 г. / Пер. с фр. С. Ф. Колмакова. М.: Городец, 2005. Вильямс В. Э. Трагедия американской дипломатии. М.: Изд-во ИМО, 1960. Давыдов М. Е. Эволюция взглядов Дж. Л. Гэддиса на причины холодной войны // Вестник Томского государственного университета. 2011. №343. С. 90-94. Егорова Н. И. «Новая история " холодной войны" » в современных зарубежных исследованиях// Новая и новейшая история. 2009. №4. С. 116 - 129. Кальвокоресси П. Мировая политика, 1945-2000: В 2-х кн. М., 2003. Кн. 1. Лундестад Г. Восток, Запад, Север, Юг: основные направления международной политики, 1945-1996. М.: Весь мир, 2002. Мальков В. Л. Россия и США в XX веке = Russia and the United States in the 20th Century: очерки истории межгосударственных отношений и дипломатии в социокультурном контексте. М.: Наука, 2009. Многосторонняя дипломатия в годы холодной войны. Сб. статей / Отв. ред. Н. И. Егорова. М.: ИВИ РАН, 2008. Печатнов В. О. От союза к холодной войне: советско-американские отношения в 1945-1947 гг. М.: МГИМО, 2006. Скороспелова Т. В., Галдобина С. В. Советско-американская " холодная война" (1946-1956 гг. ) в отечественной историографии // Вестник Екатерининского института. 2011. №4. С. 168-178. Уткин А. И. Мировая «холодная война». М.: ЭКСМО, 2005. Филитов А. М. «Холодная война»: историографические дискуссии на Западе / А. М. Филитов. - М.: Наука, 1991. - 198 с. Холодная война 1945-1963 гг.: Историческая ретроспектива / Отв. ред. Н. И. Егорова, А. О. Чубарьян. М.: ОЛМА-Пресс, 2003.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|