Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Практическое занятие № 4-5 (4 часа)




Практическое занятие № 4-5 (4 часа)

Тема: Пятая республика и события «Красного мая» во Франции.

Задание № 1: Подготовить сообщение «Режим Пятой республики и политическая деятельность Шарля де Голля»

Задание № 2: Подготовить сообщение «Социально-экономическое развитие Франции в 1950-60-е гг. »

Задание № 3: Написать эссе на тему «Французское высшее образование и французское студенчество накануне событий весны 1968 г. »

Задание № 4: На основе изучения источников и литературы составить таблицу «Красный май 1968 г. и его уроки»: Причины и предпосылки, основные действующие лица, основные события, результаты, уроки.

Цели выполнения заданий:

1) изучение особенностей функционирования Пятой республики во Франции и политического режима Шарля де Голля;

2) выявление причин, обстоятельств и последствий молодежного протеста 1968 г.;

3) совершенствование навыков работы с первоисточниками и научной литературы, умения составлять план устного ответа;

4) развитие умения делать выводы и обобщения на основе изучения научной литературы.

Методические рекомендации

Задание №1 направлено на изучение политического режима, сформировавшегося во Франции после падения в 1958 г. Четвертой республики. Для этого чрезвычайно важно проанализировать конституцию Пятой республики, а также составить целостное представление о голлизме как доминирующем идеологическом течении той поры. Ключевые положения голлизма предполагали возрождение авторитета Франции на международной арене, построение сильного государства через укрепление исполнительной власти, а также сплочение нации через социальные реформы и перераспределение национального дохода. Целесообразно познакомиться с мемуарами де Голля, в которых представлено его видение политического руководства.

Задание №2 предполагает выявление особенностей социально-экономического развития Франции в 1950-60-е гг., ставшие настоящей эпохой «просперити». Масштабное социальное реформирование, субсидирование научно-технических разработок, бурное развитие т. н. «новых отраслей» экономики, активное участие в процессе европейской интеграции стали неотъемлемыми чертами развития французской социально-экономической сферы. Тем не менее, даже бурное экономическое развитие не смогло предотвратить масштабный протест 1968 г., основной движущей силой которого стали студенты.

Задание №3 ориентировано на изучение французской системы высшего образования и общественно-политических взглядов французских студентов. В этой связи чрезвычайно важно выявить степень влияния на студентов идеологии «новых левых» (Г. Маркузе, Т. Адорно, М. Хоркхаймер и др. ), коммунистических и анархических идей. Целесообразно познакомиться с книгой Г. Маркузе «Одномерный человек», в которой наиболее полно выражены взгляды «новых левых».

Задание №4 призвано реконструировать обстоятельства майских событий 1968 г., знаменовавших собой масштабный кризис голлизма. Студенты, рабочие, госслужащие в ходе майских событий наряду с социально-экономическими требованиями выдвигают и политические, призванные изменить режим, сформировавшийся при Ш. де Голле. Гренельские соглашения и проведение общенационального референдума стали попыткой власти провести реформы, которые, однако, закончились безрезультатно.

Источники

Голль Ш. де На острие шпаги / Пер. с фр. О. Дубицкой. М.: Европа, 2006. 226 с.

Голль Ш. де Мемуары надежд: Обновление 1958-1962 / Пер. с фр. Ю. В. Дубинина. М.: Про-гресс, 2000. 337 с.

Маркузе Г. Одномерный человек. М.: АСТ, 2003. 331 с.

Маркузе Г. Критическая теория общества: Избранные работы по философии и социальной критике. М.: АСТ, Астрель, 2011. 384 с.

Французская республика. Конституция и законодательные акты / Под ред. В. А. Туманова. М.: Прогресс, 1989. 445 с.

Литература

Арзаканян М. Ц. Генерал де Голль на пути к власти. М.: Прогресс-традиция, 2001. 261 с.

Арзаканян М. Ц. История Франция. М.: Дрофа, 2005. 481 с.

Борисов Ю. В. Де Голль и США: 40-60-е годы XX века // Новая и новейшая история. 2008. №1. С. 27-48.

Карпантье Ж., Лебрен Ф. История Франции. СПб., 2008. 605 с.

Курлански М. 1968 год, который потряс мир / М. Курлански. М.: ВКТ, 2008. 541 с.

Максимов В. Де Голль и голлисты. " Коннетабль" и его соратники. М., 2014. 800 с.

Семенов А. Л. Левое студенческое движение во Франции (1956-1968). М.: Наука, 1975. 189 с.

Семенов А. Л. Май 1968 г. во Франции: 30 лет спустя // Карло Росселли и левые в Европе: к 100-летию со дня рождения. М.: ИВИ РАН, 1999. С. 150-156.

Сидоров А. Н. Жан-Поль Сартр и либертарный социализм во Франции (50-70-е гг. ХХ в. ). Иркутск: Изд-во ИГУ, 2006. 102 с.

Смирнов В. П. Франция в XX веке. М.: Дрофа, 2001. 352 с.

Практическое занятие № 6-7 (4 часа)

Тема: Проблема выбора пути общественного развития в странах Восточной Европы в 1945-1948 гг. Построение «реального социализма»

Задание № 1. Подготовить сообщение «Восточная Европа между Западом и Востоком: альтернативы и реалии».

Задание № 2. На основе анализа источников и научной литературы необходимо заполнить таблицу «Специфика построения " реального социализма" в странах Восточной Европы»: ГДР Польша Венгрия Чехословакия Югославия.

Задание № 3. Составить хронологическую таблицу «Формирование мировой социалистической системы».

Цели выполнения задания: 1) приобретение знаний по истории стран Центральной и Восточной Европы в послевоенные годы: выявление причин и предпосылок «левого выбора» в восточноевропейских странах, а также национальной специфики государств в построении «реального социализма»; 2) совершенствование навыков структуризации материала и умения заполнять таблицу на основе анализа первоисточников и научной литературы; 3) развитие навыков сравнительного анализа путем сопоставления послевоенной ситуации в ГДР, Польше, Венгрии, Чехословакии и Югославии.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...