Источники. Литература. Практическое занятие № 9-10 (4 часа). Тема: Особенности социально-экономического и политического развития стран Латинской Америки в 1950-1970-е гг.
Источники Мусатов В. Л. СССР и венгерские события 1956 г.: новые архивные материалы / В. Л. Мусатов // Новая и новейшая история. - 1993. - № 1. - С. 5-21. Млынарж З. Мороз ударил из Кремля: Воспоминания одного из лидеров Пражской весны / Пер. с чеш. - М.: Республика, 1992. - 287 с. «Пражская весна» и международный кризис 1968 года. Документы / Гл. ред. Н. Г. Томилова. - М.: Международный фонт «Демократия», 2010. - 428 с. Советский Союз и венгерский кризис 1956 года: Документы / Редкол. Т. М. Исламова, И. Ви-да. - М.: РОССПЭН, 1998. - 863 с. Балканские страны в новое и новейшее время. Сборник документов. Кишинев, 1977 Международное совещание коммунистических и рабочих партий. Документы и материалы. Москва, 5-17 июня 1969 года. М., 1969 Хрестоматия по новейшей истории. Т. 3. Ч. 1. С. 235-239 Великий Октябрь и революции 40-х годов в странах Центральной и Юго-восточной Европы. М., 1982 Литература 1956: Осень в Будапеште / Научн. ред. Б. И. Желицки. - М.: Март, 1996. - 254 с. Венгрия 1956 г. Очерки истории кризиса / Отв. ред. С. Ю. Булах. - М.: Наука, 1993. - 178 с. Власть - общество - реформы: Центральная и Юго-Восточная Европа: вторая половина XX в. / Отв. ред. Э. Г. Задорожнюк. - М.: Наука, 2006. - 441 с. Желецки Б. Й. Венгрия в 1956 г. Эволюция оценок историков / Б. Й. Желицки // Новая и но-вейшая история. - 1992. - № 3. - С. 24-32. Желицки Б. Й. Общий кризис «реального социализма» и демократические преобразования в Венгрии / Б. Й. Желицки // Вопросы истории. - 2000. - № 6. - С. 53-71. Исламов Т. М. Венгерское восстание 1956 г. в отечественной историографии / Т. М. Исламов // Вопросы истории. - 1997. - № 11. - С. 28-46. Латыш М. В. «Пражская весна»1968 г. и реакция Кремля / М. В. Латыш. - М.: Б. и., 1998. - 383 с. Мусатов В. Л. Трагедия Имре Надя / В. Л. Мусатов // Новая и новейшая история. - 1994. - № 1. - С. 167-175.
Мусатов В. Л. Янош Кадар: политический путь / В. Л. Мусатов // Новая и новейшая история. - 2008. - №5. - С. 71-76. Орехов А. М. События 1956 г. в Польше и кризис советско-польских отношений / А. М. Орехов // Советская внешняя политика в годы «холодной войны». - М., 1995. - С. 260-289. Орлик И. И. Запад и Прага в 1968 г. / И. И. Орлик // Новая и новейшая история. - 1996. - № 3. - С. 3-20. Пихоя Р. Г. Чехословакия, 1968 г. Взгляд из Москвы / Р. Г. Пихоя // Новая и новейшая история. - 1994. - № 6. - С. 12-29; 1995. - № 1. - С. 24-41. Политические кризисы и конфликты 50-60-х гг. в Восточной Европе / Отв. ред. Ю. С. Новопашин. - М.: ИСБ, 1993. - 229 с. «Пражская весна» и международный кризис 1968 года: статьи, исследования, воспоминания / Гл. ред. Н. Г. Томилина. - М.: МФД, 2010. - 524 с. Филитов А. М., Водопьянова З. К. Почему Семенов жалеет патроны? Волнения в Берлине в июне 1953 года / А. М. Филитов, З. К. Водопьянова // Родина. - 2002. - №10. - С. 15-27. Волокитина Т. В., Марьина В. В. История Восточной Европы – от начала II Мировой войны до современности // ННИ. 1996. № 6 Восточная Европа на пути к общеевропейскому сотрудничеству // ННИ. 1990. № 1 Восточная Европа: контуры посткоммунистической модели. М., 1992 Государство в политической системе СССР и стран Восточной Европы / Политические системы СССР и стран восточной Европы в 20-60-е годы. М., 1991 Мокшин В. К. Восточная Европа: Истоки и перспективы революций. М., 1989 Тоталитаризм: исторический опыт восточной Европы. М., 1995 Петелин Б. В. Страны Центральной и Юго-Восточной Европы: основные этапы развития. Учебное пособие. М., 1997
Практическое занятие № 9-10 (4 часа). Тема: Особенности социально-экономического и политического развития стран Латинской Америки в 1950-1970-е гг. Задание №1: На основе изучения научной литературы подготовить доклад «Социально-экономическое и политическое развитие Латинской Америки в 1950-70-е гг. ». Задание №2: Прочитать сборник документов «Фидель Кастро. Избранные произведения, 1952-1986 гг. » и монографию В. А. Бородаева «Кубинская революция и становление новой политической системы, 1953-2006 гг. » для последующего коллоквиума по теме «Кубинская революция 1959 г. и особенности кубинской модели социализма».
Задание №3: На основе изучения источников и научной литературы составить хронологическую таблицу «Чилийская революция 1970-1973 гг. Установление диктатуры А. Пиночета». Задание №4: Подготовить мультимедийную презентацию, посвященную одному из латиноамериканских революционеров – Фидель Кастро, Рауль Кастро, Эрнесто Че Гевара, Аль-фредо Гевара, Орландо Боррего и др. (по выбору студентов). Цели выполнения заданий: 1) осмысление основных тенденций социально-экономического и политического развития стран Латинской Америки в 1950-1970-е гг.; 2) изучение причин, хода и последствий революций на Кубе и в Чили; 3) совершенствование навыков работы с источниками и научной литературы, развитие умений составлять план устного ответа, заполнять хронологическую таблицу и использовать информационные технологии для осмысления исторического процесса. Методические рекомендации Выполнение задания №1предполагает самостоятельное выделение студентами основных социально-экономических и политических тенденций развития стран Латинской Америки в 1950-70-е гг. Особое внимание необходимо уделить процессу импортозамещающей индустриализации, характерному для большинства стран региона, а также оценке финансовых и торговых отношения латиноамериканских государств с США. В контексте политической истории целесообразно обратиться к изучению национал-реформизма, наиболее ярко проявившегося в Бразилии при президенте Ж. Варгасе и Аргентине при Х. Д. Пероне. История возникновения и развития Организации американских государств также должна быть рассмотрена в рамках выполнения задания №1. Задание №2 ориентировано на изучение одного из наиболее сложных и дискуссионных вопросов при изучении латиноамериканской истории новейшего времени – истории Кубинской революции. Студенты должны самостоятельно изучить речи Фиделя Кастро, прочитать научную литературу по теме и подготовиться к научному коллоквиуму, в рамках которого должны быть получены ответы на следующие вопросы: причины революции, ход событий, социальный состав и численность кубинских революционеров, взгляды лидеров повстанцев (Ф. Кастро, Р. Кастро, Э. Че Гевары), причины победы революционеров. Не менее важно разобраться в специфике кубинской модели социализма и ее трансформации после распада социалистического блока в конце 1980 – начале 1990-х гг.
Задания №3 направлены на развитие умения составлять хронологическую таблицу на основе самостоятельного изучения источников и научной литературы. Студенты должны выявить ключевые события Чилийской революции 1970-1973 гг., закончившейся установлением диктатуры А. Пиночета. В рамках выполнения задания №4 студенты должны подготовить мультимедийную презентацию, посвященную одному из известных латиноамериканских революционеров – Фидель Кастро, Рауль Кастро, Эрнесто Че Гевара, Альфредо Гевара, Орландо Боррего и др. В презентации необходимо отразить основные вехи биографии выбранного героя, его взгляды и роль в истории.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|