Методические рекомендации. Источники. Литература. Практическое занятие № 8 (2 часа). Тема: Системный кризис в странах Восточной Европы в 1950-60-е гг.
Методические рекомендации Выполнение первого задания предполагает изучение многочисленных факторов, повлиявших на выбор послевоенного общественного развития в странах Центральной и Восточной Европы. Прежде всего, необходимо разобраться в сложной внутриполитической ситуации, которая характеризовалась наличием различных центров притяжения - местные коммунистические движения, довоенные партии и группировки, которые ориентировались на западноевропейские демократии, крестьянские политические движения, предлагавшие идеи аграризма. Помимо анализа внутренней политической ситуации, также нужно обратить внимание на внешние факторы - роль СССР и западных государств в регулировании внутренних процессов в странах Восточной Европы, геополитическое значение региона для начавшейся «холодной войны». Второе задание ориентировано на выявление общих механизмов и национальной специфики построения «реального социализма» в странах Восточной Европы. Необходимо проследить изменения в социально-экономической, партийно-политической, культурно-образовательной и религиозной сферах. Наконец, выполнение третьего задания позволит выявить основные этапы формирования мировой социалистической системы. Помимо упоминания СЭВ и ОВД, необходимо обратить внимание на советско-югославский конфликт 1948-1955 гг., продемонстрировавший наличие первых проблем в «советском блоке». Источники Восточная Европа в документах российских архивов, 1944-1953 / Сост. Н. М. Баринова. В 2-х т. М.; Новосибирск: Сибхронограф, 1997. Конституции государств Центральной и Восточной Европы / Отв. ред. В. Н. Варламова. М.: МОНФ, 1997. Советский фактор в Восточной Европе: 1944-1953 гг. В 2-х т. Документы. М.: РОССПЭН, 1999.
Литература Авторитарные режимы в Центральной и Восточной Европе (1917-1990-е гг. ). М., 1999. Аникеев А. С. Как Тито от Сталина ушел: Югославия, СССР и США в начальный период «холодной войны» (1945-1957). М.: ИСЛРАН, 2002. Власть – общество – реформы: Центральная и Юго-Восточная Европа: вторая половина XX в. / Отв. ред. Э. Г. Задорожнюк. М.: Наука, 2006. Волокитина Т. В., Мурашко Г. П., Носкова А. Ф. Народная демократия: миф или реальность? Общественно-политические процессы в Восточной Европе, 1944-1948 гг. М.: Наука, 1993. Волокитина Т. В. Москва и Восточная Европа: власть и церковь в период общественной трансформации 40-50-х годов XX в. М.: РОССПЭН, 2008. История Румынии. М.: Весь мир, 2005. История Сербии и Черногории. Босния и Герцеговина, Македония, Словения, Хорватия. М.: Монолит, 2002. Москва и Восточная Европа: Становление политических режимов советского типа, 1949-1953 гг. Очерки истории / Т. В. Волокитина, Г. П. Мурашко, А. Ф. Носкова. М.: РОССПЭН, 2008. 684 с. Погодин А. Л. История Польши. М.: Монолит-Евролинц-Традиция, 2002. Тоталитаризм. Исторический опыт Восточной Европы. «Демократическое интермеццо» с коммунистическим финалом. 1944 – 1948. М.: Наука, 2002.
Практическое занятие № 8 (2 часа). Тема: Системный кризис в странах Восточной Европы в 1950-60-е гг. План: Помощь СССР в экономическом и международно-правовом становлении государств народной демократии. Основные этапы строительства социализма в государствах Восточной Европы, их особенности и содержание. Позитивные и негативные явления процесса социалистического строительства в Восточной Европе. Задание. Подготовить сообщение «Системный кризис в странах Восточной Европы в 1950-60-е гг. ». Цели выполнения задания: 1) приобретение знаний по истории стран Центральной и Восточной Европы в 1950-60-е гг.; выявление причин, характера и природы системного кризиса в странах народной демократии;
2) совершенствование навыков структуризации материала и умения заполнять таблицу на основе анализа первоисточников и научной литературы; 3) развитие навыков сравнительного анализа путем сопоставления кризисов в ГДР, Польше, Венгрии и Чехословакии. Методические рекомендации Выполнение задания предполагает изучение истории системного кризиса в странах народной демократии по предложенной структуре на основе анализа исторических свидетельств и научной литературы. Для выявления причин кризиса необходимо обратиться к характеристике внутриполитической и социально-экономической ситуации в каждой из указанных стран, а также проанализировать международные отношения в обозначенный период, обратив особое внимание на характер взаимодействия восточноевропейских стран с СССР. Заполнение пункта «Основные события» направлено на конспективное, тезисное изложение ключевых, поворотных событий в истории того или иного кризиса. Зафиксированная хронология событий поможет лучше разобраться с природой и особенностями кризиса. Раздел «Основные действующие лица» посвящен людям, сыгравшим заметную роль в кризисных событиях вне зависимости от занимаемой ими должности. Пункт «Роль СССР в развитии кризиса» направлен на выявление позиции советского руководством во время кризисов и предполагает анализ документов, касающихся советской внешней политики. Наконец, необходимо обратиться к оценкам кризисов в историографии, с четким вы-делением позиции отечественных и зарубежных авторов.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|