Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

CALS/ИПИ-технология. ГОСТ ИСО МЭК 15288-2005 (Информационная технология. Системная инженерия. Процессы ЖЦ систем).




CALS-технология изначально предназначалась для

повышения эффективности управления и сокращения затрат на информационное взаимодействие между государственными учреждениями и коммерческими предприятиями в процессах заказа, поставок и эксплуатации средств вооружения и военной техники (ВВТ).

На начальных этапах разработки и внедрения CALS-технологии было организовано единое информационное пространство, обеспечивающее оперативный обмен данными между заказчиками, производителями и потребителями ВВТ, а также повышение управляемости, сокращение бумажного документооборота и связанных с ним затрат.

Концепция CALS изначально базировалась на идеологии ЖЦ средств ВВТ и охватывала в основном фазы производства и эксплуатации.

Доказав свою эффективность, концепция CALS начала активно применяться в промышленности, строительстве, транспорте и других отраслях экономики, расширяясь и охватывая все этапы жизненного цикла наукоемкой продукции — от замысла до утилизации.

В 1988 году с CALS были сняты типично военные ограничения и она стала называться Computer-Aided Acquisition and Support — «компьютеризированные поставки и материально-техническое обеспечение». В этом варианте была усилена организационная направленность CALS.

Концепция, появившаяся в 1993 году, сохранила существующую аббревиатуру CALS, но получила более широкую трактовку — Continuous Acquisition and Life-cycle Support (бесперебойные поставки и поддержка жизненного цикла).

В новом названии учитывалась методология параллельного проектирования, интегрированной логистической поддержки, управления конфигурацией и управления документопотоком. Это позволило интегрировать процессы на всем протяжении жизненного цикла изделий от выражения потребности в изделии до его утилизации.

CALS иногда называют «бизнесом в высоком темпе» (Commerce At Light Speed), чем подчеркивается переориентация этих технологий в направлении информационных магистралей и электронной коммерции.

Идея, изначально связанная только с поддержкой логистических систем, превратилась в глобальную стратегию перехода на безбумажную электронную технологию, повышающую эффективность процессов жизненного цикла изделий за счет совместного использования информации на всех его этапах.

Сегодня CALS — это стратегия правительства и промышленности, направленная на эффективное создание, обмен и использование электронных данных, обеспечивающая управление жизненным циклом изделия с помощью международных стандартов, реорганизации предпринимательской деятельности и передовых информационных технологий.

Компьютерное сопровождения процессов ЖЦ изделий — Continuous Acquisition and Life Cycle Support (CALS) – бесперебойные поставки и поддержка ЖЦ.

CALS-технологии внедряются в различных отраслях промышленности.

Русскоязычное название технологии CALS: технология информационного сопровождения и поддержки этапов ЖЦ наукоемких изделий (сокращенно — ИПИ-технология).

 

********************************************

Процессы ЖЦ систем

CALS следует понимать как компьютерное сопровождение процессов жизненного цикла изделий.

Каждая стадия имеет определенную цель и вклад в полный ЖЦ и рассматривается при планировании и выполнении ЖЦ системы.

Каждый процесс ЖЦ при необходимости может быть начат в любой момент ЖЦ, при этом нет определенного порядка в использовании процессов.

Любой процесс может выполняться одновременно с любыми другими процессами ЖЦ и может быть реализован на любом уровне иерархии структуры системы.

Процессы ЖЦ распространяются на любой уровень системной иерархии и на любую стадию ЖЦ.

Процессы ЖЦ основываются на принципах модульности (максимальная слаженность функций процесса и минимальная связь между процессами) и собственности (процесс связывается с ответственностью).

 

Функции, которые осуществляются данными процессами, определяются в зависимости от конкретных целей, результатов и набора действий, составляющих данный процесс.

Процессы не препятствуют и не исключают использование дополнительных процессов, которые организация посчитает полезными.

Процессы заключения соглашения. Организации являются производителями и потребителями систем. Они торгуют продуктами и услугами. Одна организация может, выступая в качестве приобретающей стороны, ставить задачу другой организации, выполняющей роль поставщика продуктов или услуг, что достигается путем соглашений между ними.

Процессы заключения соглашений могут применяться с меньшими формальностями, если приобретающая сторона и поставщик принадлежат одной организации. Подобным же образом эти процессы могут использоваться в рамках организации для согласования распределения ответственностей на уровне предприятия, проекта и технических функций.

1.4.4. Процессы предприятия. Процессы предприятия связаны с гарантиями того, что потребности и ожидания заинтересованных сторон, взаимодействующих с организацией, будут удовлетворены.

На стратегическом уровне процессы предприятия связаны:

- с управлением и совершенствованием бизнеса или обязательств организации,

- с обеспечением и развертыванием ресурсов и активов.

- с управлением рисками в конкурентных или неопределенных ситуациях.

Ответственность за эти процессы обычно несет высший уровень организации. Процессы предприятия создают устойчивый имидж предприятия для многих организаций и подразумевают в качестве движущей силы коммерческий успех или прибыль.

Стандарт может применяться как бесприбыльными, так и создающими прибыль организациями. Процессы предприятия в равной степени относятся и к бесприбыльным организациям, поскольку эти организации также подотчетны заинтересованным сторонам, ответственны за ресурсы и сталкиваются с рисками в своей деятельности.

1.4.5. Процессы проекта. Процессы проекта связаны с управлением ресурсами и активами, распределяемыми управленческим персоналом предприятия, и с их использованием для безусловного выполнения соглашений, заключенных организацией.

Они относятся к управлению проектами:

- к планированию в терминах затрат, сроков выполнения и достижения результатов,

- к контролю мероприятий для гарантии того, что они соответствуют планам и техническим критериям,

- к определению и выбору корректирующих действий, устраняющих задержки в развитии и недостатки в достижениях.

Обычно в одной организации может осуществляться сразу несколько проектов.

Процессы проекта могут использоваться для обеспечения инфраструктуры организации на корпоративном уровне, например, оборудования, обеспечивающих служб, технологической базы.

1.4.6. Технические процессы. Технические процессы связаны с техническими мероприятиями, проводимыми в течение ЖЦ. Они преобразуют потребности правообладателей сначала в продукт, а затем, используя данный продукт, обеспечивают устойчивую реализацию услуги тогда и там, где это необходимо, с целью удовлетворения заказчика.

Технические процессы применяются для создания и использования системы независимо от того, представлена ли она в виде модели или в виде конечного продукта. Технические процессы применяются на любом уровне иерархии структуры системы.

1.4.7. Применение процессов. Каждый процесс ЖЦ (см. рис. D.8 Приложения D, ISO 15288) может быть инициирован при необходимости в любой момент ЖЦ, причем не существует фиксированных правил его использования.

Подробности задач и сроки применения этих процессов на протяжении ЖЦ зависят от множества факторов, включая социальные, торговые, организационные и технические факторы, каждый из которых может изменяться в течение ЖЦ системы. Отдельный ЖЦ системы является сложной системой процессов, обычно обладающих параллельными, итеративными, рекурсивными и зависящими от времени характеристиками.

Процессы могут выполняться параллельно в рамках проекта (например, проектные действия и действия по подготовке к созданию системы выполняются одновременно) или между проектами, например, когда системные элементы разрабатываются одновременно в различных проектах.

Итеративное использование процессов, то есть повторное применение процесса или множества процессов на одном уровне иерархии, имеет важное значение для постоянного уточнения результатов процесса.Например взаимодействие между последовательными действиями по верификации и действиями по комплексированию может постепенно укреплять уверенность в соответствии продукта предъявленным требованиям.

Рекурсивное использование процессов, то есть повторное применение одного и того же процесса или множества процессов к последовательным уровням детализации иерархической структуры системы, является ключевым аспектом применения стандарта. Результаты процессов на любом уровне, будь то информация, артефакты или услуги, являются входами для таких же процессов, но реализуемых на более низком или более высоком уровнях. В итоге возникает ответная информация, артефакты или услуги, которые могут модифицировать первоначальный выход процесса.

Результаты процессов, полученные на всех уровнях системной архитектуры, могут быть согласованы и совместимость их достигнута, например, в виде описаний системных элементов, формирующих системную архитектуру.

Изменяющийся характер воздействий на систему (например, изменения среды функционирования, новые возможности реализации системных элементов, модифицированная структура и обязанности в организациях) требует постоянной проверки выбора и синхронизации использования процессов. Таким образом, применение процесса в течение ЖЦ является интенсивно меняющимся во времени действием, реагирующим на множество внешних воздействий на систему.

Стадии ЖЦ помогают при планировании, выполнении и управлении процессами ЖЦ, несмотря на их сложность, обеспечивая достижимые и распознаваемые цели и структуру на высоком уровне. В частности, предшествующий опыт работы на аналогичных рынках или в аналогичных производственных секторах может помочь в выборе стадий и применении процессов ЖЦ для построения соответствующей и эффективной модели ЖЦ для любой системы.

 


12. Стандарт CobiT: домены процессов, информация и информационные критерии, ресурсы. Стратегические и тактические вопросы. Принципы управления. Принципы аудита. Модель зрелости. Критические факторы успеха (КФУ), ключевые индикаторы цели (КИЦ), критические индикаторы результата (КИР). Управление ИТ по CobiT.

Пример: стандарт CobiT

В состав стандарта входят шесть книг:

1. Резюме для руководителя.

2. Описание структуры.

3. Объекты контроля.

4. Принципы управления.

5. Принципы аудита.

6. Набор инструментов внедрения стандарта.

CobiT: единый подход к сбору и анализу информации, подготовке выводов и заключений на всех этапах управления, контроля и аудита ИТ; бенчмаркинг ИТ-процессов с "лучшими" практиками (в том числе отраслевыми).

CobiT должен обеспечить соответствие ИТ требованиям бизнеса. Ресурсы ИТ управляются бизнес-процессами.

CobiT обеспечивает управление и контроль на высшем уровне - 34 цели. Одна цель на один ИТ-процесс

Все ИТ-процессы образуют 4 домена:

Планирование и Организация; Проектирование и Внедрение; Эксплуатация и Сопровождение; Мониторинг.

На этой базе создается адекватная система контроля ИТ-среды.

Система учитывает задействованные ресурсы ИТ. Аудиторам необходимо оценить ИТ.

CobiT предлагает семь информационных критериев:

1. Эффективность - актуальность информации для соответствующего бизнес-процесса, гарантия своевременного и регулярного получения правильной информации

2. Продуктивность - доступность информации благодаря оптимальному применению ресурсов

3. Конфиденциальность - защита информации от неавторизованного использования

4. Целостность - точность, полнота, достоверность информации в оценках бизнеса

5. Пригодность - предоставление информации по требованию бизнес-процессов

6. Согласованность - соответствие законам, правилам и договорным обязательствам

7. Надежность — доступ руководства организации к информации, необходимой для текущей деятельности, создания финансовых отчетов, оценки степени соответствия.

ИТ-ресурсы генерируют информацию для принятия решений на уровне бизнес-процессов. ИТ-ресурсы должны соответствовать требованиям бизнеса.

1. Работники – компетенции, навыки в сфере ИТ

2. Приложения - автоматизированные и «ручные» процедуры

3. Технологии – Hard, Soft, операционные системы, СУБД, средства сетевого управления, multimedia

4. Оборудование – ресурсы разработки и поддержки ИТ

5. Данные - внутренние и внешние, структурированные и неструктурированные, видео- аудио и т.д.

********************************************

Принципы управления ИТ

Принципы управления CobiT предоставляют руководителю инструмент управления ИТ, позволяют дать ответ на вопрос:

"Какой уровень управления необходим ИТ- организации, насколько он соответствует целям организации?"

В Принципах Управления CobiT сосредоточено краткое описание КФУ, КИЦ,КИР для каждого ИТ-процесса.

Эти описания дополняют общий подход к управлению ИТ, изложенный в Структуре CobiT.

Установка: совершенствование всех взаимосвязанных процессов предприятия;

связь ИТ-процессов, ИТ-ресурсов, информации со стратегией и целями организации; эффективное использование информации; повышение капитализации, получение конкурентных преимуществ.

В книге Принципы управления описаны виды представления информации:

1. Инструментальная панель;

2. Карты оценки;

3. Эталонное тестирование.

В основу Принципов управления CobiT положены: индикаторы для инструментальной панели, единицы измерения для карт оценки, шкалы сравнения для эталонного тестирования.

1. Что беспокоит руководство организации? Все потребности бизнеса выполняются?

2. Результат бизнес-процесса должен быть отражен на сбалансированной карте оценок бизнеса как Ключевой Индикатор Цели. Где измеряется удовлетворение потребностей?

3. ИТ-процессы своевременно предоставляют правильную информацию бизнес-процессам. Это - Критический Фактор Успеха бизнеса. Как связаны проблемы реализации бизнес-процессов с ИТ организации?

4. Ключевой Индикатор Цели, основанный на сбалансированной карте оценки, представляет ИТ-информацию, сопоставимую с критериями информации (семь критериев). Где это измеряется?

5. Требуется учесть влияние множества Критических Факторов Успеха. Они должны быть измерены как Ключевые Индикаторы Результата для ИТ-процессов. Что еще должно быть измерено и усовершенствовано?

 

********************************************

Стратегические вопросы: 1 - все информационные потребности организации могут быть обеспечены имеющимися в организации ИТ в случае их правильного применения? 2 - какова зависимость организации от инфраструктуры и способности управлять рисками? 3 – какие проблемы управления ИТ требуют решения?

Тактические вопросы: 1 - что является результатом ИТ-процессов? 2 - что является решением проблем в ИТ? 3 - из чего состоят эти решения? 4 - будут ли работать эти решения? 5 - как их реализовать?

Ответы на "тактические" вопросы в CobiT дают Модели Зрелости, Критические Факторы Успеха (КФУ), Ключевые Индикаторы Цели (КИЦ) и Ключевые Показатели Результата (КПР).

********************************************

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...