Сущность опеки и попечительства над несовершеннолетними детьми.
Дети-сироты, дети, брошенные и покинутые своими родителями, всегда относились к числу нуждающихся в так называемом презрении (заботе) со стороны государства. В наше время официальное признание получил термин «дети, оставшиеся без попечения родителей». Об их праве на особую защиту, государственную помощь специально говорится в п.1 ст.20 Конвенции о правах ребенка. Утрата детьми попечения родителей может быть вызвана разными причинами. Их перечень нельзя исчерпывающим образом установить в законе. Пункт 1 ст. 121 СК РФ определяет лишь основные из них. Начинаются они с очевидных событий и завершаются теми, существование которых еще нужно доказать. С другой стороны, приходится иметь дело с причинами как объективного, так и субъективного характера. К первым относится смерть родителей; их тяжелая болезнь, делающая невозможной заботу о ребенке, защиту его прав; признание родителей недееспособными; ограничение или лишение родителей родительских прав. Остальные из перечисленных в п.1 ст. 121 СК РФ причин утраты родительского попечения – следствие либо невозможности защищать ребенка, заботится о нем из-за пребывания родителей в условиях изоляции (местах лишения свободы, медицинских учреждениях и т.п.), либо нежелание выполнять свой родительский долг. Правда, такое нежелание в свою очередь может объясняться как немотивированным уклонением от выполнения родительских обязанностей, так и стечением обстоятельств (новая семья, проживание в другой местности и т.п.). Одной из форм проявления безразличия к ребенку со стороны родителей является отказ взять его из учреждения, где он находится. Если это больница, или другое медицинское учреждение, то в результате такого отказа, после излечения, несовершеннолетний попадает в категорию детей, утративших родительское попечение. То же самое можно сказать о ситуациях, когда ребенок находится в воспитательном учреждении, учреждении социальной защиты населения либо другом аналогичном учреждении, куда он был помещен родителями на время. Нежелание взять ребенка домой, в соответствии с п.1 ст. 121 СК РФ, может рассматриваться как основание для последующего его устройства, в качестве утратившего попечение родителей. При этом не имеет значения, какими соображениями руководствуется родитель, что мешает ему взять к себе своего ребенка. Основанием же для лишения родительских прав является отказ забрать ребенка без уважительных к тому причин (ст. 69 СК РФ).
Не исключается возникновение какой-то другой жизненной ситуации, способной повлечь за собой прекращение попечения о ребенке со стороны его родителей. Отсутствие в п. 1 ст. 121 СК РФ ограничений в определении причин и признаков такой ситуации превращают данное положение законы в гибкий инструмент помощи детям, оставшимся без попечения родителей или попавшим в бедственное положение. Но если ребенок растет в семье родителей – беженцев, временных переселенцев, то он, по общему правилу, делит с ними все трудности. Поэтому его нельзя причислить к детям, оставшимся без попечения родителей: они заботятся о ребенке по мере своих возможностей. Другое дело, если такой заботы почему-то нет. Тогда имеются все признаки утраты родительского попечения, отягощенных положением ребенка – беженца, временного переселенца. Утрату родительского попечения следует относить к фактам, имеющим юридическое значение. При наличии обстоятельств, перечисленных с ч.1 п.2 ст. 12 СК РФ, возникает обязанность органов опеки и попечительства принять меры по защите прав и интересов детей, которая одновременно является правом этих органов, как уполномоченных государством на ее осуществление. Поэтому важно знать, когда именно этот факт возник, каким образом подтвердить его осуществление.
Смерть родителей удостоверяется свидетельством о смерти. Началом утраты родительского попечения в этом случае будет день, когда она наступит. При лишении родительских прав, ограничении в родительских правах, признании родителей недееспособными, утрата родительского попечения наступает с момента вступления решения суда в законную силу. То же самое можно сказать, когда родитель лишается свободы. В таких случаях за точку отчета нужно брать дату взятия под стражу. При болезни родителей дело обстоит несколько сложнее. Если она связана с помещением на длительное лечение, то утрата родительского попечения возникает, когда родителя помещают в медицинское учреждение. Когда тяжело больной родитель находится дома, момент наступления утраты родительского попечения устанавливается в каждом конкретном случае в зависимости от характера болезни, ее начала. Аналогично решается вопрос в случае, если родители страдают хроническим алкоголизмом или наркоманией. Наибольшую трудность в установлении момента утраты родительского попечения представляют случаи, когда возникает проблема в определении степени заботы родителей о своем ребенке, которая может быть большей или меньшей. Для утраты родительского попечения характерно отсутствие всякой заботы о насущных потребностях ребенка и (или) его воспитании. Именно тогда возникает опасность для жизни, здоровья, воспитания несовершеннолетнего, либо угроза ее наступления. Когда же эта забота сводится к минимуму, возникает ситуация, свидетельствующая о проявлении грозного симптома – неблагополучия в семье, что требует применения мер профилактического характера. В систему профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в Устиновском районе г.Ижевска входят комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав, органы управления образованием, опеки и попечительства, управления социальной защиты населения, по делам молодежи, здравоохранения, службы занятости и внутренних дел. Данные органы системы профилактики проводят индивидуальную профилактическую работу в отношении несовершеннолетних и их родителей или законных представителей. Индивидуальная работа заключается в выявлении несовершеннолетних и семей, находящихся в социально опасном положении, а также проведение социально-психологической реабилитации по предупреждению совершения антиобщественных действий.
Основными направлениями работы органов и учреждений системы профилактики являются: - предупреждение безнадзорности, беспризорности, правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетних, а также выявление и устранение причин и условий, способствующих этому, - обеспечение прав и законных интересов несовершеннолетних, - социально-педагогическая реабилитация несовершеннолетних, выявление и пресечение случаев вовлечения несовершеннолетних в совершение преступлений. Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав обеспечивает координацию деятельности и взаимодействие в работе органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений. В течении 2003 года комиссией было рассмотрено 574 дела, что на 10.3% меньше, чем в 1998 году. Из них - за употребление спиртных напитков -209 дела (снижение на 6.7%), - за мелкое хулиганство - 84 дела (увеличение на 35.5%), - уклонение от учебы - 27 представлений (снижение на 74.7%), - отказных материалов - 80 постановлений (снижение на 14.8%), - иные антиобщественные поступки - 32 (снижение на 41.8%). Надо отметить, что удельных вес учащихся школ составил 53.43%, учащиеся профтехучилищ - 18.06%, учащиеся ССУЗов - 6.62%, учащиеся прочих учебных заведений -2.04%, работающие подростки - 4.58% и занятых подростков -15.27%. Основные показатели работы комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав представлены в приложениях. Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав уделяет большое внимание профилактике правонарушений и преступлений. Поэтому на заседаниях комиссии в текущем периоде было рассмотрено 4 вопроса воспитательно-профилактического характера, по каждому из которых было приняты решения по улучшению работы.
1) 15.02 "Информация социальных структур по вопросу выполнения Постановления Главы администрации N 594 от 18.05.01 " О мерах по профилактике подростковой преступности" за период с декабря 2002 года по февраль 2003 года" 2) 28.03 " Организация работы по оказанию социально реабилитационной помощи подросткам, находящихся в социально-опасном положении" 3) 11.04 "Организация работы общеобразовательных школ по профилактике вредных привычек и пропаганде здорового образа жизни" 4) 25.04 " Организация работы ОППН с судимыми подростками, их взаимодействие с подразделениями криминальной милиции по профилактике рецидивной преступности" Также были проведены 2 совещания у заместителя главы администрации Г.В. Филимоновой. 1) 29.02 "Состояние преступности среди несовершеннолетних и организация системы профилактики" 2) 21.03 "Состояние профилактической работы в школах с высоким уровнем совершенных преступлений" Одной из основных задач комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав является выработка механизма взаимодействия всех служб и учреждений системы профилактики. Сложился определенный механизм работы системы профилактики в Устиновском районе (схема 1). Из представленной схемы видно, что отдел народного образования в своей работе тесно взаимодействует с КДН, ОППН Устиновского района, отделами опеки и попечительства, по делам семьи и женщин, центром "Семья", социальными педагогами школ района. Работу по вопросам профилактики РОНО ведет в двух направлениях: - работа с учащимися, склонных к пропускам занятий - работа с учащимися, склонных к правонарушениям - работа с семьей. В начале учебного года РОНО совместно с отделом профилактики правонарушений несовершеннолетних Устиновского района работает по вопросу всеобуча. РОНО совместно с социальными педагогами школ выходят в семьи для индивидуальных бесед с родителями и несовершеннолетними, не приступивших к занятиям. Вопросы всеобуча решаются совместно с работниками Прокуратуры Устиновского района. Для решения вопросов профилактики правонарушений и преступлений в школах района созданы Советы профилактики. В состав Советов включены инспектора ОППН Устиновского района, курирующие данное образовательное учреждение. На заседаниях Совета проходит обсуждение учащихся, допускающих пропуски занятий, нарушающих правила внутреннего распорядка и Устава школ. ОППН Устиновского района активно привлекается для проведения лекций и бесед для учащихся и их родителей по правонарушениям и возможной ответственности.
При проведении единых профилактических дней в ОУ и месячников "Подросток" школы активно привлекают центры "Семья", "Подросток", "Антиспид", работников суда и прокуратуры, специалистов наркологов и медиков. Школы района выходят в центр "Семья" для проведения занятий по профилактике табакокурения и алкоголизма. При работе с семьей, в случае выявления конкретных фактов неблагополучия, используют следующие формы: - профилактические беседы - рейды и выходы в семьи - обсуждение на Советах по профилактике, социальной защите и реабилитации детей. Для проведения профилактических бесед и осуществления выходов в семьи привлекаются участковая служба, КДН, инспектора ОППН, специалисты отдела по делам семьи и женщин, центра "Семья". При решении вопросов о лишении родительских прав осуществляется тесная связь с отделом опеки и попечительства и ОППН Устиновского района. Проводятся совместные заседания РОНО и отдела опеки и попечительства по вопросам лишения родительских прав. В плане структурного взаимодействия со службами района РОНО активно задействует все структуры для проведения родительских собраний, конференций, дней открытых дверей. Основной задачей по профилактике правонарушений среди подростков отдел по делам семьи и женщин и центр "Семья" считают: выработка механизма взаимодействия специалистов отдела и центра "Семья" с социальными педагогами школ, специалистами отдела опеки и попечительства, РОНО, ОППН, участковыми службами, поликлиниками, дошкольными учреждениями по выявлению круга социально-неблагополучных семей, дети которых проживают в Устиновском районе. Совместно с РОНО, КДН, отделом по делам молодежи, поликлиниками проводятся месячники "Подросток". Ежемесячно проводятся семинары для социальных педагогов школ. Специалисты центра "Семья" организовывают и проводятся циклы профилактических занятий с учащимися школ по профилактике зависимостей. Прошли семинары по темам: "Наркотическая зависимость среди детей и подростков", "Реабилитация алкогольной семьи", "Трудоустройство подростков на летний период". При координационном совете отдела по делам семьи и женщин создана секция по работе с неблагополучными семьями, которая подготавливает информацию о семьях группы "социального риска" для участковых инспекторов и социальных работников с целью осуществления патронажа семей. За период 2003 года детей из семей "социального риска" были направлены в оздоровительные санатории "Юськи" - 21 ребенок, "Рябинушка" - 6 детей. За период 2003 года было направлено 19 детей и 6 детей в санатории соответственно. В отделе по делам семьи и женщин состоят на учете 346 многолетних семей (в них 1132 детей), количество семей отнесенных к "группе риска" - 396 (в них 867 детей).За период 2003 года специалистами служб семья было обследовано 430 семей. С целью осуществления семейной политики отдел по делам семьи и женщин совместно со школами района используют такую форму взаимодействия как родительские конференции. 12 апреля 2002 года была проведена родительская конференция на тему: "Забота о здоровье детей. Сотрудничество семьи и школы в действии." Отдел по делам семьи и женщин оказывает содействие в трудоустройстве через центр занятости, депутатов и руководителей предприятий. Было трудоустроено 4 несовершеннолетних. После принятия Федерального закона "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" органы социального обслуживания населения должны осуществлять индивидуальную профилактическую работу с безнадзорными и беспризорными несовершеннолетними и оказывать помощь в организации оздоровления и отдыха. Фактически в настоящее время эта функция возложена на отдел по делам семьи и женщин. В связи с этим, возникла острая необходимость в создании такого структурного подразделения, которое бы обеспечивало временное проживание и социальную реабилитацию безнадзорных и беспризорных несовершеннолетних, нуждающихся в экстренной помощи. Из представленной схемы видно, что отдел по делам молодежи взаимодействует с коллективами клубов по месту жительства и средними специальными учебными заведениями. Всего в нашем районе 11 клубов по месту жительства. Ежеквартально, проводятся циклы профилактических мероприятий в рамках акции "Подросток" для несовершеннолетних из детско-подростковых клубов и ССУЗов района: - лекции и психологические тренинги по профилактике вредных привычек, - посещение кафедры судебно-медицинской экспертизы, - встречи с работниками Прокуратуры, РОВД, ИДН, - лекции студентов медицинской академии по профилактике вредных привычек. Тренинги по вопросу профилактики наркозависимости, негативному влиянию вредных привычек на организм проводят специалисты МП "Социальная служба молодежи". В 2002-2003 учебном году ежеквартально проводятся тренинги с демонстрацией видеоматериалов для студентов техникумов. Отделом по делам молодежи было организовано и проведено районное совещание "Наркомания - пути решения проблемы" с приглашением служб, работающих по данной проблеме. Ежедневно с 15 до 21 ч. на Молодежном телефоне доверия проводят прием волонтеры, 2 раза в неделю психологи Центра консультирования работают с населением района. Планируется апробировать и запустить консультирование на телефоне доверия по вопросам ВИЧ-инфицирования. Разработан проект программа! профилактической работы среди подростков и молодежи района. Отдел по делам молодежи по вопросам трудоустройства несовершеннолетних активно взаимодействует с Центром занятости, Молодежной биржей и депутатами. За второе полугодие 2002 г. в отдел обратилось 4 подростка, из них 2 направлено и трудоустроено через УЦЗН, 1-через Молодежную биржу труда, 1-Первомайский центр трудовой реабилитации. В период летних каникул через Молодежную биржу труда было трудоустроено 528 несовершеннолетних (проживающих в нашем районе). Кроме того, с помощью УЦЗН трудоустроились еще 534 подростка,, дополнительно Автозавод трудоустроил 31 подростка. Всего в 2002 году в летний период работали 1093 подростка. Что касается сотрудничества училищ с инспекторами ОППН, участковыми инспекторами, то, к сожалению, пока не сложилась система взаимодействия. Работа носит разовый характер (по просьбе администрации училища). Также практикуются встречи с сотрудниками следственного отдела, представители РОВД иногда присутствуют на заседаниях Совета профилактики училища. Общая профилактика правонарушений несовершеннолетних отделом профилактики правонарушений несовершеннолетних при Устиновском РОВД осуществляется в следующих направлениях: - работа с семьей, - работа со школами, - работа по месту жительства. Все проводимые профилактические меры тесно взаимосвязаны с другими структурными подразделениями и носят комплексных характер. Для улучшения взаимодействия с учебными заведениями по профилактике правонарушений учащихся в Устиновском районе создана комиссия из представителей РОВД, РОНО, администрации и психологов школ. Разработана программа, целью которой явились: - знакомство учащихся с основами Российского законодательства, особенно в части прав и обязанностей лиц, не достигших совершеннолетия, - формирование у подростков оптимальной модели поведения в криминогенных ситуациях, связанных с правонарушениями. Неблагополучная обстановка в семье является одной из главных причин криминальной активности несовершеннолетних. Поэтому для результативности в индивидуально-профилактической работе с не-благополучными семьями выделяют несколько этапов работы. 1. Выявление родителей или' лиц, их замещающих, не исполняющих обязанностей по воспитанию детей. При выявлении инспектора ОППН тесно взаимодействуют с отделом социальной защиты населения, здравоохранения, отделом опеки и попечительства, семьи и женщин, комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав, РОНО, администрацией учебных заведений с целью обмена информацией и своевременному выявлению фактов не выполнения обязанностей по воспитанию детей и жестокого обращения. Сотрудник ОППН не реже 1 раза в месяц проводит сверку учетов родителей, отрицательно влияющих на своих детей, по всем подразделениям с которыми взаимодействует. 2. Непосредственная индивидуальная работа с родителями после постановки на учет. Этот этап осуществляется при скоординированности действий сотрудников ОППН, участковых инспекторов милиции, пат-рульно-постовой службой, дежурных частей, использовании возможностей комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, органов социальной защиты населения, образования, здравоохранения, всевозможных общественных объединений. Инспектора ОППН совместно с КДН, отделом опеки и попечительства готовят материалы для применения к родителям гражданско-правовых мер: - ограничение в дееспособности, - отобрание детей без лишения родительских прав, - лишение родительских прав. Таким образом, проведение профилактической работы по предупреждению безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних представляет собой целенаправленный процесс, включающий в себя комплекс форм и методов, применяемых органами системы профилактики, и направленных на предупреждение и пресечение противоправного поведения.
профилактики
Классификация причин утраты родительского попечения на объективные и субъективные не отличается определенностью, если речь идет о здравствующих родителях. Здесь надо различать два случая: родители не хотят заботиться о своих детях или они не могут этого сделать (живут в другом городе, имеют другую семью и т.п.). В первом случае, кроме мер, связанных с устройством ребенка, требуется применение к родителям мер ответственности. Во втором случае причины утраты родительского попечения чаще всего оцениваются как уважительные. Оценивая причины утраты родительского попечения, следует иметь в виду, что далеко не всегда отсутствие заботы о ребенке со стороны каждого из родителей объясняется одними и теми же обстоятельствами. Обычно имеет место совокупность разного рода причин, относящихся к каждому родителю: мать в больнице – отец в местах лишения свободы; отец лишен родительских прав – мать, бросив ребенка, уехала в неизвестном направлении и т.п. Если мать не состоит в браке с отцом ребенка, то приходится анализировать причины только её поведения, отношения к воспитанию ребенка. В тех случаях, когда точную дату утраты родительского попечения установить невозможно, она определяется в зависимости от конкретной ситуации представителем органа опеки и попечительства по месту нахождения ребенка. После проверки поступивших в эти органы информации составляется акт обследования с выводами о наличии или отсутствии факта утраты родительского попечения. Дату составления этого акта следует считать моментом начала этой утраты. Защита личных и имущественных прав и интересов детей, оставшихся без родительского попечения, возлагается на органы опеки и попечительства – устанавливается для защиты прав и интересов недееспособных или не полностью дееспособных граждан. Опека и попечительство над несовершеннолетними устанавливается также в целях их воспитания. Соответствующие этому права и обязанности опекунов и попечителя определяются законодательством о браке и семье (ст. 31 СК РФ и п.1 ст.121 СК РФ). Семейный кодекс возлагает на эти органы обязанности: по выявлению детей, оставшихся без попечения родителей, их учету (ст. 122 СК РФ); по устройству таких детей (ст. 123 СК РФ); по осуществлению последующего контроля за условиями их содержания, воспитания и образования.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|