Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Оставшихся без попечения родителей.




 

    Лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют дополнительные гарантии по социальной защите[9]:

1. Дети-сироты, оставшиеся без попечения родителей, получившее основное общее и среднее (полное) общее образование, зачисляются на курсы по подготовке к поступлению в учреждения среднего и высшего профессионального образования без взимания с них платы за обучение.

2. Лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, вправе получать бесплатно второе начальное профессиональное образование.

3. Лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающихся во всех типах государственных ли муниципальных учреждений начального, среднего и высшего профессионального образования, а также обучающихся, потерявших в период обучения обоих или единственного родителя, зачисляются на полное государственное обеспечение до окончания ими данного образовательного учреждения.

4. Обучающиеся, воспитанники всех типов образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, при выпуске из этих образовательных учреждений обеспечиваются соответствующим образовательным учреждением сезонной одеждой и обувью по нормам, утверждаемым Правительством РФ, а также единовременным денежным пособием в сумме не менее двух минимальных размеров оплаты труда.

5. Обучающимся из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, помимо полного государственного обеспечения выплачивается стипендия, размер которой увеличивается не менее чем на пятьдесят процентов по сравнению с размером стипендии, установленной для обучающихся в данном образовательном учреждении, а также выплачивается сто процентов заработной платы, начисленной в период производственного обучения и производственной практики.

6. Обучающимся из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, до окончания обучения выплачивается ежегодное пособие на приобретением учебной литературы и письменных принадлежностей в размере трехмесячной стипендии. Выплаты указанного пособия осуществляются в срок до 30 дней с начала учебного года за счет средств, выдаваемых образовательным учреждениям из соответствующих бюджетов.

7. Выпускники всех типов образовательных учреждений из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, приезжающие в эти образовательные учреждения в каникулярное время, выходные и праздничные дни, по решению Совета образовательного учреждения могут зачисляться на бесплатное питание и проживание на период своего пребывания в данном образовательном учреждении.

8. Выпускники образовательных учреждений из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, за счет средств образовательных учреждений начального, среднего и высшего образования при трудоустройстве на предприятия, в учреждения и организации всех форм собственности обеспечиваются одеждой и обувью, мягким инвентарем и оборудованием по нормам, утверждаемым Правительством РФ, а также единовременным денежным пособием в сумме не менее пяти минимальных размеров оплаты труда. По желанию выпускников образовательных учреждений им может быть выдана денежная компенсация в размерах, необходимых для их приобретения, или перечислена указанная компенсация в качестве вклада на имя выпускника в учреждение Сберегательного банка Российской Федерации.

9. При предоставлении обучающимся из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, академического отпуска по медицинским показаниям за ними сохраняется на весь период полное государственное обеспечение, им выплачивается стипендия. Образовательное учреждение содействует организации их лечения.

10. Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, обучающиеся в образовательных учреждениях всех типов и видов, администрацией данных учреждений обеспечиваются бесплатным проездом на городском, пригородном, в сельской местности, на внутреннем транспорте (кроме такси), а также бесплатным проездом в период каникул к месту жительства и обратно к месту учебы. Проездные билеты установлены в единой форме по всей Российской Федерации. В Удмуртской республике такие билеты выдаются в форме «Единого билета», утвержденной приказом МНО № 559 от 18.12.2002г. (Приложение № 2).

Детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляется бесплатное медицинское обслуживание и оперативное лечение в любом государственном и муниципальном лечебно-профилактическом учреждении, в том числе проведение диспансеризации, оздоровления, регулярных медицинских осмотров за счет соответствующего бюджета.

Детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляются бесплатные путевки в школьные и студенческие спортивно-оздоровительные лагеря (базы труда и отдыха), в санаторно-курортные учреждения при наличии медицинских показаний, бесплатный проезд к месту отдыха, лечения и обратно за счет средств, выделяемых на эти цели из соответствующего бюджета, за счет средств внебюджетных фондов и других, не запрещенных законом, источников. Так, в Удмуртии ежегодно облечиваются дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в санаторно-курортных учреждениях, ежегодно в одном из детских санаторно-курортных учреждений «Селычка» опекаемым детям-сиротам в возрасте от 7 до 17 лет предоставляются льготные бесплатные путевки Министерством народного образования республики. В 2002 году только в Устиновском районе получили квалификационное лечение в этом санатории 10 опекаемых детей-сирот.[10]?

Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), имевшие закрепленное жилое помещение, сохраняют на него права на весь период пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания населения, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, на период службы в рядах Вооруженных Сил РФ, на период нахождения в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленное жилое помещение, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях все видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил РФ, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства в течение трех месяцев равноценной ранее занимаемому или (или их родителями) жилому помещению жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Регистрационный учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется как по месту жительства (место закрепления за ними жилой площади), так и по месту временного пребывания (учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, общежитие, семья опекуна (попечителя), приемная семья).

Снятие детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с регистрационного учета по месту жительства или по месту пребывания осуществляется только с согласия органов опеки и попечительства.

Выпускникам общеобразовательных учреждений для детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, находящимся на территории РФ, не имеющим закрепленного жилого помещения, оно предоставляется вне очереди органами исполнительной власти однократно по месту выявления и первичного устройства ребенка в семью или на воспитание в соответствующее учреждение или по месту регистрации их рождения, или по месту последнего проживания на территории соответствующих районов и городов субъектов РФ, если место их рождения находится за пределами территории РФ.

При отсутствии необходимого жилого фонда таким лицам может предоставляться целевая безвозвратная ссуда на приобретение жилого помещения жилой площадью не менее установленных социальных норм за счет средств бюджетов субъектов РФ.

Требование законодательства о необходимости предварительного разрешения органов опеки и попечительства на совершение сделок в отношении приватизированных жилых помещений, собственниками которых являются дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, распространяется также на жилые помещения, в которых несовершеннолетние временно отсутствуют, однако на момент приватизации имеют на это жилое помещение равные с собственником либо нанимателем права.

В случае смерти родителей или принудительного размена жилой площади родителей, лишенных родительских прав, органы опеки и попечительства, руководители учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, опекуны (попечители), приемные родители обязаны в течение месяца приватизировать жилую площадь, оформить договор передачи жилого помещения (или части его) в собственность детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей. Приватизация осуществляется за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации.

Для обеспечения жилой площадью детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, могут создаваться специальные жилищные фонды за счет средств соответствующих бюджетов и других, не запрещенных законом, источников.

Детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, гарантируется право собственности на земельные участки, ранее предоставленные их родителям на правах собственности, постоянного (бессрочного) пользования для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, личного подсобного хозяйства, садоводства, животноводства, индивидуального жилищного строительства, дачного хозяйства, а также на земельные доли, права на которые были получены родителями в ходе приватизации и реорганизации предприятий и организаций агро-промышленного комплекса.

Органы государственной службы занятости населения (далее – органы службы занятости) при обращении к ним детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в возрасте от 14 до 18 лет, осуществляют профориентационную работу с указанными лицами и обеспечивают диагностику их профессиональной пригодности с учетом состояния здоровья за счет средств Государственного фонда занятости населения РФ.

Предприятиям, учреждениям, организациям, создающим социальные рабочие места гражданам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, могут предоставляться налоговые льготы в соответствии с законодательством РФ.

Должностные лица, виновные в нарушении условий трудовых договоров (контрактов), регулирующих их отношения с гражданами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, несут ответственность в порядке, установленном законодательством РФ.

Органы исполнительной власти субъектов РФ обеспечивают профессиональную подготовку и профессиональную деятельность выпускников учреждений социального обслуживания для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В учреждениях социального обслуживания могут быть созданы специальные рабочие места.

Ищущим работу впервые и зарегистрированным в органах государственной службы занятости в статусе безработного детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, выплачивается пособие по безработице в течение 6 месяцев в размере уровня средней заработной платы, сложившегося в республике, крае, области, городах Москве и Санкт-Петербурге, автономной области, автономном округе.

Органы службы занятости в течение указанного срока осуществляют профессиональную ориентацию, профессиональную подготовку и трудоустройство лиц данной категории.

Работникам из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, высвобождаемым из организаций в связи с их ликвидацией, сокращением численности или штата, работодатели (их правопреемники) обязаны обеспечить за счет собственных средств необходимое профессиональное обучение с последующим их трудоустройством в данной или другой организациях.

За защитой своих прав дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а равно их законные представители, опекуны (попечители), органы опеки и попечительства и прокурор вправе обратиться в установленном порядке в соответствующие суды РФ. Однако, следует отметить, что в данном случае дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, могут требовать от соответствующих учреждений полное государственное обеспечение и выплаты соответствующих пособий до достижения им 23 лет, например, из определения Конституционного суда РФ г.Москвы от 08.02.01г.: «Конституционный суд РФ заслушал в пленарном заседании заключение судьи Л.М. Жарковой, проводившей на основании ст. 41 Федерального конституционного закона «О Конституционном суде Российской Федерации» предварительное изучение жалобы гражданина А.Г. Ташкинова, установил:

1. Гражданин А.Г. Ташкинов – бывший воспитанник детского дома, призванный непосредственно по завершении обучения в среднем профессионально-техническом училище на военную службу и поступивший после окончания ее срока на очное отделение биологического факультета Пермского государственного университета, был зачислен на полное государственное обеспечение как лицо, имеющие на это право в соответствии с ФЗ от 21.12.96г. «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» в редакции от 08.02.98г.). На основании того же Федерального закона приказом ректора Пермского государственного университета полное государственное обеспечение и выплата соответствующих пособий А.Г. Ташкинову, в связи с достижением 23-летнего возраста, были прекращены.

Дзержинский районный суд г.Перми отказал А.Г.Ташкинову в иске к Пермскому государственному университету и Министерству образования РФ о предоставлении ему льгот, предусмотренных для студентов из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, до окончания профессионального обучения в очном образовательном учреждении. Определением судебной коллегии по гражданским делам Пермского областного суда решение суда первой инстанции было отменено и дело направлено на новое рассмотрение.

В своей жалобе в Конституционный суд РФ А.Г.Ташкинов оспаривает конституционность положений преамбулы и статьи 1 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», в соответствии с которым право на полное государственное обеспечение и дополнительные гарантии предоставляются лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, до окончания профессионального обучения в очных образовательных учреждениях в возрасте 18 лет, но не более чем до 23 лет.

По мнению заявителя, оспариваемые положения ограничивают для мужчин, исполнивших конституционную обязанность по несению военной службы до поступления в учреждения высшего профессионального образования, право на полное государственное обеспечение до окончания очного обучения, приводят к созданию для них неравных условий реализации конституционного права на образование по сравнению с лицами, не призывавшимися на военную службу, что противоречит ст.ст. 19 и 43 Конституции РФ и пункту 3 ст. 6 ФЗ «О дополнительных гарантиях детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

2. Конституция РФ в соответствии с целями социального государства, закрепленными в ее ст.7 (часть 1), гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных (ст. 39, часть 1).

Осуществление государством конституционной обязанности по установлению гарантий социальной защиты предполагаемой учет особенностей положения определенных категорий граждан (детей-сирот, нетрудоспособных, малообеспеченных и др.), для которых государственная поддержка является необходимым источником средств к существованию. Правовое основание предоставления социальной помощи, круг лиц, на которых она распространяется ее виды и размеры устанавливаются законом (ст. 39 часть 2 Конституции РФ), в том числе, исходя из имеющихся у государства на данном этапе социально-экономического развития финансовых и иных средств и возможностей.

Федеральный закон «О дополнительных гарантиях по социальной защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» определяет общие принципы, содержание и меры государственной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также устанавливает, что лица, обучающиеся в учреждениях среднего и высшего профессионального образования, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в возрасте 18 лет и старше, но не более чем до 23 лет, имеют право на полное государственное обеспечение и дополнительные социальные гарантии до окончания профессионального обучения в очных образовательных учреждениях (абзац восьмой ст.1), и что лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающихся во всех типах государственных или муниципальных учреждений начального, среднего и высшего профессионального образования, а также обучающиеся, потерявшие в период обучения обоих или единственного родителя, зачисляются на полное государственное обеспечение до окончания или данного общеобразовательного учреждения (пункт 3 ст.6).

Законодатель, урегулировав отношения, возникающие в связи с предоставлением органами государственной власти материальной помощи учащимся лицам из числа детей-сирот, представил тем самым этой категории граждан дополнительные правовые гарантии по социальной защите в целях обеспечения реализации ими права на получение образования.

Вывод о дополнительном характере такой поддержки основывается на положениях ст. 43 Конституции РФ, по смыслу которых родители или лица, из заменяющие (включая соответствующие государственные органы), обязаны обеспечить получение детьми лишь основного общего образования (часть 4), а высшее образование в государственном или муниципальном учреждении и на предприятиях каждый вправе бесплатно получить на конкурсной основе (часть 3); при этом гражданам гарантируется свобода выбора формы обучения – очной или заочной (пункт 5 ст.2 ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании»).

Кроме того, оспариваемые нормы распространяются в равной мере на всех граждан из числа детей-сирот в возрасте от 18 до 23 лет, обучающиеся в учреждениях среднего и высшего профессионального образования, независимо от пола и конкретных обстоятельств реализации ими права на образование.

Таким образом, преамбулой и абзацем восьмым ст.1 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» не затрагивается конституционное право заявителя на получение высшего образования и не нарушается конституционный принцип равенства прав и свобод человека и гражданина, а поэтому данная жалоба не может быть признана допустимой в соответствии с требованиями пункта 1 ст. 97 Федерального конституционного закона «О Конституционном суде РФ».

Вместе с тем, указанные положения не препятствуют разрешению вопроса о предоставлении А.Г.Ташкинову до окончания учебы, т.е. и после достижения им 23-летнего возраста, мер государственной поддержки на основании правовых актов, регламентирующих порядок социальной защиты студентов, в том числе постановление Правительства РФ от 20.06.92 г № 409 «О неотложных мерах по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в редакции от 21.12.2002г.), а также положения пункта 4 ст. 42 Закона РФ «Об образовании», допускающего принятие общеобразовательными учреждениями в пределах имеющихся бюджетных и внебюджетных средств по предоставлению мер социальной поддержки конкретных учащихся, нуждающихся в них, независимо от возраста.

Исходя из изложенного, и руководствуясь пунктом 2 части первой ст. 43 и частью первой ст. 49 Конституционного закона «О Конституционном суде РФ», Конституционый суд определил:

1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Ташкинова Алексея Григорьевича, поскольку она не отвечает требованиям Федерального закона «О Конституционном суде РФ», в соответствии с которыми жалоба может быть признана допустимой.

2. Определение Конституционного суда РФ по данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...