3.2. Коносамент как ценная бумага. Товарораспорядительная функция коносамента
3. 2. Коносамент как ценная бумага. Товарораспорядительная функция коносамента Первоначально, до английского закона о коносаментах 1855 г., коносамент являлся только распиской в приеме груза, выданной на основании договора морской перевозки (чартера)*. Однако с увеличением объемов морской торговли ценными грузами крайне негативным явлением стало омертвление больших материальных ценностей, заключенных в грузах, на длительный срок – время морской перевозки – и их исключение на этот период из коммерческого оборота. Необходимо было найти инструмент, который позволил бы заменить эти временно омертвленные ценности если не в производственном, то хотя бы в коммерческом (торговом) обороте. Существовал и был хорошо законодательно обеспечен многовековой опыт использования векселя в качестве эквивалента временно отсутствующих денежных средств. Придание коносаменту некоторых свойств векселя позволило решить проблему: если товар выведен из физического оборота, то появился его эквивалент в коммерческом обороте. Законный держатель коносамента является законным распорядителем груза, и в коммерческом плане (продажа, залог и т. д. ) с коносаментом можно сделать все, что можно было бы сделать с реальным грузом, а передавая коносамент можно передать и те права относительно груза, которые в нем заключены. Для того чтобы коносамент мог заменить груз в коммерческом обороте, он должен обладать установленными законом свойствами ценной бумаги и оборотного документа. 3. 2. 1. Понятия и свойства ценных бумаг и оборотных документов ГК РФ дает определение ценной бумаги в ст. 142, п. 1: «Ценной бумагой является документ, удостоверяющий с соблюдением установленной формы и обязательных реквизитов имущественного права, осуществление или передача которых возможна только при его предъявлении».
Следует отметить, что, вопреки определению, данному ГК РФ, коносамент не требует соблюдения установленной формы, необходимо только наличие обязательных реквизитов. Коносамент издается на бланке перевозчика в произвольной форме. Союз российских судовладельцев в 1999 г. разработал проформы коносаментов (Jurinflot T-1 u Jurinflot T-2 для трамповых и Jurinflot L-1 для линейных перевозок), которые, однако, не получили широкого распространения. Правомерный держатель ценной бумаги имеет права на обозначенное в ней имущество. Важнейшим свойством ценных бумаг является то, что реализация прав по ним возможна только при физическом предъявлении подлинника ценной бумаги. Это исключает возможность передачи ценных бумаг современными средствами передачи информации (факс, телекс, электронная почта и т. д. ). Пересылка коносамента возможна только обычной почтой. Подлинник ценной бумаги имеет реальную стоимость, равную стоимости обозначенного в ней имущества. Коносамент может стоить дороже судна, на котором перевозится груз, а ошибки с коносаментом могут привести к потере судна судовладельцем. Утраченная ценная бумага может быть восстановлена только решением суда (ст. 148 ГК РФ). К ценным бумагам относятся все виды векселей, акции, облигации, чеки, банковские депозиты, сертификаты, коносаменты и прочее. Большинство ценных бумаг удостоверяет имущественное право, выраженное в деньгах. Деньги абсолютно взаимозаменяемы и являются эквивалентом любого имущества. Коносамент и некоторые подобные ему ценные бумаги удостоверяют права на индивидуализированный товар, обозначенный в документе. Такие документы являются носителями более узкого, чем имущественное, «вещного» права и называются товарными ценными бумагами. Обозначенная в такой бумаге партия товара не может быть заменена ни деньгами, ни другой партией товара того же наименования.
В отношениях по ценным бумагам возникают понятия «должник по бумаге» – лицо, выдавшее бумагу, и «кредитор по бумаге» – лицо, имеющее право на имущество, обозначенное в бумаге. Ценным бумагам свойственен признак публичной достоверности, сущность которого заключается в том, что закон предельно ограничивает основания, опираясь на которые, должник может отказать в исполнении требования кредитора (практически это дефекты бумаги – подделка, подлог или пропуск срока платежа). В большинстве случаев ценные бумаги обладают оборотоспособностью. Оборотные документы (Negotiable)* – это ценные бумаги, которые могут свободно переходить из рук в руки, и с таким переходом передаются все права, заключенные в бумаге в совокупности (ст. 142 ГК РФ). Оборот ценных бумаг призван ускорить, облегчить и обезопасить оборот материальных ценностей. Оборотные документы обладают некоторыми специальными юридическими свойствами, в частности: 1. Правомерный держатель оборотного документа освобождается от любых возражений в исполнении требования со стороны должника. Рассмотрим это свойство на примере векселя и сравним его с коносаментом (рис. 3. 4).
Рис. 3. 4. Оборот ценной бумаги Должник по векселю (векселедатель) выдает вексель своему партнеру «А» по какой-либо сделке (1) и получает определенное встречное удовлетворение (2). «А» этим векселем рассчитывается по другой сделке со своим партнером «В» (3, 4). «В» рассчитывается с «С» и так далее. Наконец вексель попадает к последнему держателю (кредитору), который предъявляет его к оплате (5). Должник должен платить (6) и не имеет права выдвигать какие-либо возражения или встречные требования, несмотря на то, что должник не знает кредитора и ни в каких коммерческих отношениях с кредитором не состоит, он не может даже сослаться на недействительность сделки (1 – 2), на основе которой выдан вексель. Оборот коносамента аналогичен обороту векселя. Выдав коносамент грузоотправителю, партнеру по договору морской перевозки, перевозчик по свойствам коносамента как ценной оборотной бумаги должен выдать груз грузополучателю (кредитору); несмотря на то, что перевозчик ни в каких отношениях с грузополучателем не состоял и в договоре перевозки этот получатель не упоминался. Однако, коносамент одновременно является еще и носителем обязательного права. Уникальность коносамента в том, что в нем объединяются две категории юридических отношений: обязательственные – из договора морской перевозки и имущественные – из свойств ценной бумаги. Поэтому исполнение требования о выдаче груза по коносаменту может быть обусловлено встречным требованием исполнения держателем коносамента его обязательств по договору морской перевозки (например, оплатой фрахта). Вместе с тем так же, как и векселедатель, перевозчик не может сослаться на недействительность сделки, на основе которой выдан коносамент, т. е. на то, что коносамент был выдан, а груз не погружен.
2. Все лица, через которых прошел вексель (на схеме «А», «В», «С», «D» – индоссаты), становятся солидарно ответственными, наряду с векселедателем, за исполнение требования, т. е. в случае неоплаты векселя основным должником (векселедателем), кредитор имеет право обратиться с тем же требованием к индоссатам. Это называется правом регресса по векселю. По коносаменту, если перевозчик не может выдать груз, так как он его утратил, держателю коносамента бессмысленно обращаться к лицам, через которых прошел коносамент. Коносамент не дает право регресса – все лица, начиная с грузоотправителя, после передачи коносамента теряют все права на груз и не имеют больше никакого отношения к договору морской перевозки. Специфика перевозок с выдачей оборотного коносамента состоит в том, что в период морской перевозки перевозчик не знает своего партнера по договору, а лицо, желающее заявить свои права по договору морской перевозки, должно предъявить полный комплект коносаментов. 3. Права добросовестного приобретателя не зависят от наличия или отсутствия правового титула у его предшественника. То есть вор или лицо, нашедшее оборотный документ, переуступая документ, могут передать безукоризненный правовой титул, хотя сами такого титула не имеют. Это непременное условие оборота ценных бумаг и наличных денег.
Оборот вещей не позволяет передать больший правовой титул, чем имеет передающее лицо (даже добросовестный приобретатель ворованной вещи не становится законным собственником). Коносамент символизирует оборот вещей, следовательно, передача коносамента тоже не позволяет передать более обоснованный правовой титул. Однако, перевозчик, в лице капитана, выдавая груз, не обязан проверять правовой титул предъявителя коносамента – это предмет разбирательства между последним и предыдущим держателями коносамента. Как следует из изложенного, коносамент не обладает некоторыми важными свойствами оборотных документов, так как, символизируя «вещное право», он участвует в обороте как вещь, а не как деньги. Поэтому его, как и другие товарные ценные бумаги в мировой практике, называют квазиоборотным документом (GUasi-negotiable, Semi-negotiable Instrument). Существо имущественного права, заключенного в коносаменте, – это право распоряжаться товаром, поэтому его называют товарораспорядительным документом (Document of Title). Именно это право необходимо купцам, чьим интересам, в первую очередь, и служит коносамент. Утверждение, что коносамент подтверждает право собственности на товар некорректно. Право собственности состоит из трех элементов: владение, использование и распоряжение. В период морской перевозки (оборота коносамента) грузом владеет капитан, использовать груз не может никто, а у держателя коносамента есть только право распорядиться грузом. В результате того, что коносамент объединяет в себе две категории юридических отношений (обязательственные и имущественные), при передаче коносамента передаются не только имущественные права, но и права и обязанности по договору морской перевозки этого товара. Оборотоспособность ценной бумаги определяется ее формой. Коносамент, как и любая ценная бумага, может быть составлен в трех формах, в зависимости от обозначения лица, имеющего право требовать исполнения от кредитора (в случае коносамента – грузополучателя): – именной коносамент (Straight B/L, Non-negotiable B/L); – предъявительский коносамент(Bearer B/L); – ордерный коносамент(To order B/L). Именной коносамент. В именном коносаменте точно и однозначно обозначено физическое или юридическое лицо, имеющее право требовать груз. Оборот коносамента затруднен, так как права, заключенные в нем, не передаются иначе, чем оформлением уступки права требования – цессии. Именные коносаменты выписываются на некоммерческие грузы (личные вещи, выставочные грузы) либо на особо ценные грузы, не участвующие в обычном коммерческом обороте (антиквариат, произведения искусств, племенные животные). Именные коносаменты могут использоваться в закупках грузов, предназначенных для промышленного использования, а не для дальнейшей перепродажи.
Предъявительский коносамент. Предъявительский коносамент передается из рук в руки без выполнения каких-либо формальностей, всякий держатель предъявительского коносамента является законным получателем груза. Предъявительские коносаменты опасны в обороте и используются редко. Ордерный коносамент. По ордерному коносаменту определенное лицо имеет право приказать кому выдать груз. Это право фиксируется словами «по приказу» – «to order», если в коносаменте не указан приказодатель, коносамент считается «по приказу отправителя». Любое лицо, наделенное полномочиями отдавать приказ, может получить груз или приказать выдать его любому третьему лицу. Приказ о выдаче груза третьему лицу осуществляется посредством индоссаментной надписи на коносаменте. Индоссаментная надпись (приказ) должна быть ясной и недвусмысленной и содержать подпись приказодателя. Индоссаментная надпись (индоссамент) тоже может быть трех видов: – именной (Special Endorsement), в котором однозначно указан получатель груза. Такой индоссамент превращает весь коносамент в именной и необоротный, например:
«Все права по настоящему коносаменту переданы (имя)………. » /подпись/ «All interest under this Billof Lading are transferred to the ________» /signature/
– бланковый, в котором указана только подпись приказодателя без указания кому выдать груз. Такой индоссамент превращает весь коносамент в предъявительский, и в дальнейшем он может передаваться простым вручением без индоссаментов. При любой передаче перед подписью приказодателя может быть вписано имя любого лица, и коносамент трансформируется в именной или ордерный. – ордерный – перед именем нового держателя сохраняются слова «по приказу». Например:
«Выдайте по приказу (имя) …. » /подпись/ «Deliver to the order of (name) …. » /sign/ Ордерный коносамент может многократно переходить из рук в руки с помощью ордерных индоссаментных надписей. Важно не прерывать цепочки индоссаментов. Законным владельцем груза является лицо, в пользу которого сделана последняя индоссаментная надпись. По обычаям делового оборота, надписи скрепляются печатью. Следует отметить, что капитан не обязан проверять подлинность подписей в индоссаментах.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|