3.3.1. Разновидности коносаментов
3. 3. 1. Разновидности коносаментов Сквозной коносамент (Throught B/L) выписывается на порт назначения, в который данное судно не следует, предусматривается перевалка груза в промежуточном порту на другое судно. Обязательно указание порта перевалки, если возможно, то и указание второго судна. Такой коносамент отличается от любого транспортного документа мультимодальной (комбинированной) перевозки: он покрывает только океанскую и морскую перевозки и не покрывает перевозок наземными видами транспорта. Долевой коносамент (Delivery order) – это письменный приказ о выдаче части груза из партии, перевезенной по одному коносаменту. Приказ может быть адресован представителю продавца груза в порту выгрузки или перевозчику. В первом случае продавец адресует коносаментную партию своему представителю в порту выгрузки, фактически она распродана нескольким покупателям, и представителю дается приказ о выдаче соответствующих частей груза конкретным покупателям. Морской перевозчик не имеет отношения к такому долевому коносаменту. Долевой ордер судна (Ship’s delivery order) – это приказ перевозчику выдать груз, перевезенный по одному коносаменту, частями нескольким покупателям. Фактически держатель коносамента просит перевозчика обменять ранее выданный коносамент на несколько долевых. Сумма долевых коносаментов должна равняться первоначальному. Комплект долевых коносаментов выдается только в обмен на первоначальный (см. разд. 3. 2. 2). Служебный коносамент (МЕМО). Это коносамент без оплаты, по которому перевозятся грузы, принадлежащие самому перевозчику (снабжение судов, средства укрупнения грузов, найденные грузы). Он необходим только для предъявления в таможне.
3. 4. Документы, альтернативные коносаменту Коносамент как товарораспорядительный документ служит целям международной торговли, для перевозчика же это обременительный и рискованный документ. В том случае, если для интересов торговли не требуется оборотный документ, в морских перевозках успешно применяется морская накладная (Sea Waybill, W/B). Морская накладная не является ценной оборотной бумагой, она служит доказательством договора морской перевозки и распиской перевозчика в приеме груза. Если коносамент и груз движутся в порт выгрузки разными путями, и возникает риск задержки в доставке коносамента, то накладная движется вместе с грузом на борту судна. В накладной точно указан получатель, и груз выдается после удостоверения его личности. В частности, морская накладная может применяться: – для фидерных перевозок; – для внутрикорпоративных перевозок между филиалами одной корпорации; – для перевозок, когда отправитель и получатель совпадают в одном лице или между агентами одного принципала (например, продажи на условиях EXW, DDP, DDU, морской участок мультимодальной перевозки и т. д. ); – для перевозок по торговым контрактам, по которым не предусмотрена оплата каждой отгрузочной партии в отдельности; – для перевозок с очень коротким сроком доставки; – для перевозок в адрес торговых агентов, комиссионеров и на консигнационные склады. В 1990 г. Международный морской комитет одобрил «Унифицированные правила для морских накладных» (CMI Uniform Rules for Waybills). Существует несколько типовых форм накладной: «The GGBS Waybill» Генерального Совета Британского судоходства, «GenWaybill» БИМКО. С 1993 г. морская накладная включена в ICC UCP-500 «Унифицированные правила и обычаи о документарных аккредитивах». Вместе с тем применение морской накладной создает определенные проблемы для банков, грузополучателей и страховщиков груза. Морская накладная, не являясь оборотной бумагой, не переносит ни права и обязанности по договору морской перевозки, ни права распоряжения грузом. Контроль над грузом остается у отправителя до момента выдачи груза получателю.
В морскую накладную может быть включен пункт в пользу перевозчика о том, что отправитель принимает условия договора одновременно от своего имени, от имени получателя и от имени собственника груза. На лицевой стороне накладной может быть сделана надпись NODISP («No disposal», «Без передачи распоряжения»). Если эта надпись вычеркнута, права на распоряжение грузом передается получателю, если надпись оставлена – контроль над грузом остается у отправителя. Для использования накладной в банковских расчетах банк может быть обозначен в накладной как получатель. Для страховщиков груза сложности возникают из-за неопределенности ответственности морского перевозчика, так как правила Гаага-Висби не применяются к накладной в обязательном порядке, а включаются в нее только по соглашению отправителя и перевозчика. Комбинированный коносамент FIATA коносаментом не является, совпадает только по названию и имеет некоторые общие с коносаментом свойства, рассматривается в связи с комбинированными (интермодальными, мультимодальными) перевозками.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|