Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Обязательные реквизиты коносамента




Обязательные реквизиты коносамента

1. Предоставляются грузоотправителем:

1. 1. наименование отправителя и его местонахождения (Shipper);

1. 2. порт разгрузки, согласно договору морской перевозки (Port of Discharge);

1. 3. наименование получателя, обозначенное тем или иным способом (Consignee);

1. 4. наименование груза, необходимые для идентификации груза марки, число мест и масса груза или обозначенное иным образом количество, указание на опасный характер груза или его особые свойства (Particulars Fumished by Shipper of Goods);

1. 5. фрахт и другие платежи, причитающиеся с получателя (Freight and Charges).

2. Вносятся в коносамент перевозчиком:

2. 1. наименование перевозчика и его местонахождение (Owners);

2. 2. порт погрузки и дата приема груза перевозчиком в порту погрузки (Port of Loading);

2. 3. внешнее состояние груза и его упаковки;

2. 4. число оригиналов коносамента (Number of Original);

2. 5. время и место выдачи коносамента;

2. 6. подпись перевозчика или лица, действующего от его имени.

Отсутствие каких-либо реквизитов не делает коносамент ничтожным, но может подорвать его значение как товарораспорядительного документа.

По требованию отправителя или по усмотрению перевозчика в коносамент могут быть включены и другие, необязательные реквизиты.

3. 1. Коносамент как доказательство договора морской перевозки

Ни в одной форме организации судоходства коносамент не является договором морской перевозки, так как в нем нет контракта. Термин перевозка по коносаменту некорректен, можно говорить перевозка с выдачей коносамента или без такой выдачи.

Для того чтобы определить место коносамента в процессе заключения и исполнения договора морской перевозки, необходимо учитывать три положения:

– что считается моментом заключения договора;

– надлежащая форма договора;

– вступление договора в силу.

Моментом заключения договора является акцепт твердой оферты одной стороны другой стороной.

После заключения договора, по требованию закона или по настоянию одной из сторон, договору должна быть придана надлежащая форма.

Существует три формы договора: устная, простая письменная и нотариально удостоверенная письменная форма. В отдельных, установленных законом случаях, требуется государственная регистрация письменной формы договора. Например, для внешнеторгового контракта закон очень четко устанавливает: «несоблюдение простой письменной формы внешнеэкономической сделки влечет недействительность сделки» (ГК РФ ст. 162, п. 3). В КТМ такой четкой нормы не содержится – ст. 117 п. 1: «Договор морской перевозки груза должен быть заключен в письменной форме»; п. 2: «Наличие и содержание договора морской перевозки груза могут подтверждаться чартером, коносаментом или другими письменными доказательствами».

Следовательно, несоблюдение простой письменной формы не вызывает его недействительности, так как его можно подтвердить впоследствии любыми другими письменными документами.

Договор вступает в силу с момента заключения или с определенной даты в будущем по усмотрению сторон (консенсуальные договоры) или с момента выполнения определенных конкретных действий (реальные договоры). Например, договор страхования является реальным, так как вступает в силу с момента оплаты страховой премии. Договор морской перевозки является консенсуальным, т. е. для его вступления в силу необходимо и достаточно согласования условий договора между отправителем и перевозчиком.

Рассмотрим процесс заключения договора в трамповом и линейном судоходстве (рис. 3. 1).

 

 

Рис. 3. 1. Заключение договора в трамповом судоходстве

 

(1). Фрахтователь (Charterer) через брокера подает твердую оферту судовладельцу с предложением фрахтования судна.

(2). Судовладелец (Owner) акцептует твердую оферту фрахтователя.

(3). Акцепт твердой оферты является моментом заключения договора, а если оферта подана в письменной форме и акцепт сделан в письменной форме, то возникает и надлежащая письменная форма договора. Однако чистого и полного акцепта первой же твердой оферты практически не бывает: в ответ на твердую оферту фрахтователя приходит контр-оферта, в которой предлагаются некоторые другие условия договора. На контр-оферту судовладельца, в свою очередь, приходит контр-оферта фрахтователя. В обмене контр-офертами и заключается процесс переговоров о фрахтовании судна, который только в конце завершается акцептом. Таким образом, к моменту акцепта нет какой-либо письменной формы, которая могла бы рассматриваться как договор морской перевозки.

(4). После акцепта брокер должен немедленно зафиксировать достигнутые результаты переговоров в едином документе Fiхture Recapitulation. С точки зрения закона это надлежащая письменная форма договора. В случаях, когда рейс выполняется на основе Fiхture Recapitulation без оформления полного текста чартера – это небрежная практика.

(5). Хорошая практика требует оформления полного текста чартера. С этого момента все требования закона в отношении заключения договора выполнены: имели место акцепт твердой оферты и последующее надлежащее письменное оформление договора. Строго говоря, заключен договор фрахтования (ст. 787 ГК РФ), однако КТМ не делает различия между договорами фрахтования и морской перевозки груза.

(6). После фактической погрузки будет выдана штурманская расписка как доказательство фактического приема груза.

(7). Чартер – партия – это только договор, штурманская расписка – это только расписка, а отправителю (продавцу) нужен товарораспорядительный документ, и он просит выдать ему коносамент.

Очевидно, что в трамповом судоходстве коносамент не является формой договора, но, безусловно, служит доказательством его наличия.

В трамповом судоходстве осложняется передача прав по договору с передачей коносамента (рис. 3. 2).

 

Рис. 3. 2. Система отношений после переуступки коносамента

Между фрахтователем и судовладельцем заключен чартер, и стороны этого договора будут неизменны. На основании чартера после погрузки выдан коносамент (1). Коносамент, как оборотный документ, передается в третьи руки – держателю коносамента (2). В дальнейшем отношения судовладельца и держателя коносамента будут регулироваться условиями коносамента (3).

Для держателя коносамента обязательны только условия договора, изложенные в самом коносаменте. Включить все условия чартера в коносамент невозможно из-за очень большого объема чартера. В трамповом коносаменте приводятся только некоторые условия (Paramount Clause, General Average, New Jason Clause, Both-to Blame Collision Clause). Для того, чтобы сделать условия чартера обязательными для держателя коносамента, в нем делаются ссылки на конкретный датированный чартер «To be used with charter-parties …». Такая ссылка инкорпорирует в коносамент все условия чартера: они считаются включенными, хотя текстуально и не воспроизведены.

Большинство проформ чартеров «Дженкон», «Пропкон», «Бенакон», «Сканкон» и другие имеют собственные проформы коносаментов, в типографском тексте которых содержатся ссылки на чартер. Однако, если есть ссылки на чартер, держатель должен иметь возможность ознакомиться с содержанием чартера, т. е. требовать его копию. Если, несмотря на требования держателя, ему не предоставляют копии чартера, то указание в коносаменте «as per Charter» не будут иметь для него юридического значения. Если в собственном тексте коносамента существуют противоречия с текстом чартера, то в отношениях с фрахтователем преобладает текст чартера, а в отношениях с держателем коносамента, который не был стороной чартера – текст коносамента (КТМ ст. 119).

В линейном судоходстве обычная схема заключения договора приведена на рис. 3. 3.

 

Рис. 3. 3. Схема заключения договора в линейном судоходстве

Грузоотправитель посылает агенту линии оферту-предложение о заключении договора перевозки груза на линейных условиях. Форма оферты может быть любой (1), обычно это букинг-нота (Booking note), оформленная на бланке линии. Агент от имени линии акцептует оферту (2), условия договора не обсуждаются, так как в линейном судоходстве используется «договор присоединения». Таким образом, акцепт букинг-ноты и есть момент заключения договора, а если букинг-нота подана в письменной форме и акцепт сделан в письменной форме, возникает надлежащая письменная форма договора. Говорить о том, что букинг-нота является «договором бронирования места на линейном судне» некорректно, так как в морском праве не рассматривается «договор бронирования», а акцептованная букинг-нота создает права и обязанности по договору морской перевозки в полном объеме; договор морской перевозки консенсуальный и вступает в силу с момента заключения до фактического начала перевозки.

На основании акцептованной букинг-ноты после фактической погрузки или приема груза к перевозке выдается коносамент (4).

В линейном судоходстве в коносаменте прямо воспроизводятся условия договора морской перевозки, всякий держатель коносамента может с ними ознакомиться, и они рассматриваются как полностью принятые последним. Следует иметь в виду, что за пределами текста линейного коносамента остаются тарифы и тарифные условия (существенная часть договора), они всегда считаются инкорпорированными в условия линейного коносамента.

Таким образом, коносамент подписывается и выдается на определенном этапе исполнения договора, более позднем, чем его заключение и оформление, в связи с чем, еще до подписания коносамента могут возникнуть споры и претензии из-за ненадлежащего исполнения договора морской перевозки.

Наличие коносамента является первоклассным доказательством договора морской перевозки как с точки зрения расписки, выданной в процессе исполнения договора, так и в качестве ценной бумаги, которая может быть выдана только на основании какого-либо договора. В зарубежной практике коносамент называют меморандумом ранее заключенного договора морской перевозки.

Принципиально важным является то, что коносамент является носителем обязательственного права: с передачей коносамента к новому держателю переходят права и обязанности по договору морской перевозки, заключенному раннее без участия держателя.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...