4. 2. 5. Роттердамские правила. Библиографический список. Приложения. Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации. Глава XIII. Договор морского агентирования
4. 2. 5. Роттердамские правила 23 сентября 2009 г. в Роттердаме открыта для подписания новейшая Конвенция ООН «О договорах полностью или частично морской международной перевозки грузов», которая получила наименование Роттердамские правила. Это универсальная конвенция, которая, во-первых, является еще одной попыткой отрегулировать международные комбинированные (мультимодальные) перевозки груза, поскольку принятая по этому поводу конвенция ООН 1991 г. так и не вступила в силу, и, во-вторых, должна заменить все предыдущие конвенции о коносаментах и морской перевозке грузов (Гаагские правила, Правила Гаага-Висби и Гамбургские). Наряду с принятыми в действующих конвенциях понятиями перевозчик, фактический перевозчик, отправитель и получатель, в Роттердамских правилах введен целый ряд новых понятий: договор об организации перевозок, линейная перевозка, нелинейная перевозка, исполняющая сторона, морская исполняющая сторона, документальный грузоотправитель, держатель, право контроля над грузом, контролирующая сторона и другие не апробированные в практике понятия. В то же время понятие коносамент не применяется ни в отношении морской перевозки, ни в отношении комбинированной перевозки, вместо него используется более широкое понятие транспортный документ в оборотной или необоротной форме. Принципиально важно, что конвенция устанавливает возможность выдачи оборотного транспортного документа, покрывающего перевозку несколькими видами транспорта. Наряду с понятием «транспортный документ» конвенция вводит понятие транспортная электронная запись в оборотной и необоротной форме. Если использование необоротной электронной записи не вызывает сложностей, то оборотная форма создает серьезные проблемы: она должна быть выдана в соответствии с процедурами, обеспечивающими исключительный контроль с момента ее выдачи до момента утраты ею юридической силы и возможность передачи исключительного контроля.
Транспортная электронная запись применяется по соглашению перевозчика и отправителя, процедура ее выдачи и оборота устанавливается в договоре (каких-либо практических рекомендаций по этому поводу конвенция не содержит). Период ответственности перевозчика установлен аналогично Гамбургским правилам – от момента получения груза до момента его сдачи. Предел ответственности перевозчика повышен до 875 SDR за место или 3 SDR за килограмм брутто (по правилам Гаага-Висби 2 SDR за килограмм, по Гамбургским правилам – 2, 5 SDR). Принципы применения предела ответственности аналогичны предыдущим конвенциям. В обязательствах перевозчика и, в частности, морского перевозчика существенных отличий Роттердамских правил от предыдущих конвенций нет. В Роттердамских правилах, как и в Правилах Гаага-Висби, содержится примерный перечень обстоятельств, освобождающих перевозчика от ответственности за потери и повреждения груза, а также за задержку в доставке. В Гамбургских правилах такого перечня не было. Однако Роттердамские правила, как и Гамбургские, не освобождают перевозчика от ответственности за ущерб, нанесенный грузу в результате навигационной ошибки. Конвенция очень большая по объему, содержит 96 статей (Правила Гаага-Висби состоят всего из 17 статей). Стремление к детализации правил привело к большой сложности формулировок. Как и для любой конвенции ООН, приняты аутентичные тексты на пяти языках: английском, арабском, испанском, китайском, русском и французском. Однозначная трактовка формулировок при таком разнообразии аутентичных текстов, как показала практика применения предыдущих многоязычных конвенций, будет затруднена. Вступят ли Роттердамские правила в силу и когда это произойдет, покажет будущее.
Библиографический список 1. Гражданский кодекс Российской Федерации. – М.: Эксмо, 2006. 2. Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации. – М., 1999. 3. Лимонов Э. Л. Внешнеторговые операции морского транспорта и мультимодальные перевозки. – СПб.: ООО «Модуль», 2009. 4. Иванов Г. Г. Правовое регулирование морского судоходства в Российской Федерации. – М.: Спарк, 2002. 5. Кокин А. С. Коносамент: Правовые аспекты. – М.: Транспорт, 1987. 6. Тетлей В. Претензии и иски при перевозке грузов морем. Морские требования по грузу/ пер. с англ. – М.: Транспорт, 1983. 7. Плужников К. И. Транспортное экспедирование. – М.: Росконсульт, 1999. 8. Курбатов М. А., Лимонов Э. Л. Агентирование судов в иностранных портах. – М.: ПРИА «Морфлот», 1982. 9. Миллз С. Коносамент. Руководство к хорошей практике / пер. с анг. – Одесса: ЗАО «Пласке», 2000.
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1 КОДЕКС ТОРГОВОГО МОРЕПЛАВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Глава XIII. Договор морского агентирования (Извлечение) Статья 232. Определение договора морского агентирования По договору морского агентирования морской агент обязуется за вознаграждение совершать по поручению и за счет судовладельца юридические и иные действия от своего имени или от имени судовладельца в определенном порту или на определенной территории.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|