Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

4. 2. 5. Роттердамские правила. Библиографический список. Приложения. Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации. Глава XIII. Договор морского агентирования




4. 2. 5. Роттердамские правила

23 сентября 2009 г. в Роттердаме открыта для подписания новейшая Конвенция ООН «О договорах полностью или частично морской международной перевозки грузов», которая получила наименование Роттердамские правила.

Это универсальная конвенция, которая, во-первых, является еще одной попыткой отрегулировать международные комбинированные (мультимодальные) перевозки груза, поскольку принятая по этому поводу конвенция ООН 1991 г. так и не вступила в силу, и, во-вторых, должна заменить все предыдущие конвенции о коносаментах и морской перевозке грузов (Гаагские правила, Правила Гаага-Висби и Гамбургские).

Наряду с принятыми в действующих конвенциях понятиями перевозчик, фактический перевозчик, отправитель и получатель, в Роттердамских правилах введен целый ряд новых понятий: договор об организации перевозок, линейная перевозка, нелинейная перевозка, исполняющая сторона, морская исполняющая сторона, документальный грузоотправитель, держатель, право контроля над грузом, контролирующая сторона и другие не апробированные в практике понятия.

В то же время понятие коносамент не применяется ни в отношении морской перевозки, ни в отношении комбинированной перевозки, вместо него используется более широкое понятие транспортный документ в оборотной или необоротной форме. Принципиально важно, что конвенция устанавливает возможность выдачи оборотного транспортного документа, покрывающего перевозку несколькими видами транспорта.

Наряду с понятием «транспортный документ» конвенция вводит понятие транспортная электронная запись в оборотной и необоротной форме.

Если использование необоротной электронной записи не вызывает сложностей, то оборотная форма создает серьезные проблемы: она должна быть выдана в соответствии с процедурами, обеспечивающими исключительный контроль с момента ее выдачи до момента утраты ею юридической силы и возможность передачи исключительного контроля.

Транспортная электронная запись применяется по соглашению перевозчика и отправителя, процедура ее выдачи и оборота устанавливается в договоре (каких-либо практических рекомендаций по этому поводу конвенция не содержит).

Период ответственности перевозчика установлен аналогично Гамбургским правилам – от момента получения груза до момента его сдачи. Предел ответственности перевозчика повышен до 875 SDR за место или 3 SDR за килограмм брутто (по правилам Гаага-Висби 2 SDR за килограмм, по Гамбургским правилам – 2, 5 SDR). Принципы применения предела ответственности аналогичны предыдущим конвенциям.

В обязательствах перевозчика и, в частности, морского перевозчика существенных отличий Роттердамских правил от предыдущих конвенций нет.

В Роттердамских правилах, как и в Правилах Гаага-Висби, содержится примерный перечень обстоятельств, освобождающих перевозчика от ответственности за потери и повреждения груза, а также за задержку в доставке. В Гамбургских правилах такого перечня не было. Однако Роттердамские правила, как и Гамбургские, не освобождают перевозчика от ответственности за ущерб, нанесенный грузу в результате навигационной ошибки.

Конвенция очень большая по объему, содержит 96 статей (Правила Гаага-Висби состоят всего из 17 статей). Стремление к детализации правил привело к большой сложности формулировок. Как и для любой конвенции ООН, приняты аутентичные тексты на пяти языках: английском, арабском, испанском, китайском, русском и французском. Однозначная трактовка формулировок при таком разнообразии аутентичных текстов, как показала практика применения предыдущих многоязычных конвенций, будет затруднена. Вступят ли Роттердамские правила в силу и когда это произойдет, покажет будущее.

 


 

Библиографический список

1. Гражданский кодекс Российской Федерации. – М.: Эксмо, 2006.

2. Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации. – М., 1999.

3. Лимонов Э. Л. Внешнеторговые операции морского транспорта и мультимодальные перевозки. – СПб.: ООО «Модуль», 2009.

4. Иванов Г. Г. Правовое регулирование морского судоходства в Российской Федерации. – М.: Спарк, 2002.

5. Кокин А. С. Коносамент: Правовые аспекты. – М.: Транспорт, 1987.

6. Тетлей В. Претензии и иски при перевозке грузов морем. Морские требования по грузу/ пер. с англ. – М.: Транспорт, 1983.

7. Плужников К. И. Транспортное экспедирование. – М.: Росконсульт, 1999.

8. Курбатов М. А., Лимонов Э. Л. Агентирование судов в иностранных портах. – М.: ПРИА «Морфлот», 1982.

9. Миллз С. Коносамент. Руководство к хорошей практике / пер. с анг. – Одесса: ЗАО «Пласке», 2000.

 


 

 

ПРИЛОЖЕНИЯ

 


 

Приложение 1

КОДЕКС ТОРГОВОГО МОРЕПЛАВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Глава XIII. Договор морского агентирования

(Извлечение)

Статья 232. Определение договора морского агентирования

По договору морского агентирования морской агент обязуется за вознаграждение совершать по поручению и за счет судовладельца юридические и иные действия от своего имени или от имени судовладельца в определенном порту или на определенной территории.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...