Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Содержание организованной деятельности детей




Содержание организованной деятельности детей

1. Организационный момент.

Воспитатель читает стихотворение:

На завалинках, в светёлке                        Словом, эти посиделки

Иль на брёвнышках каких                        Были праздником души.

Собирали посиделки                                 Быт людей отмечен веком,

Пожилых и молодых.                                 Поменялся старый мир.

При лучине ли сидели,                        Нынче все мы по «сусекам»

Иль под светлый небосвод –                    Личных дач или квартир.

Говорили, песни пели                               Наш досуг порою мелок,

И водили хоровод.                                      И, чего там говорить:

А играли как в горелки!                            Скучно жить без посиделок,

Ах, горелки хороши!                                  Их бы надо возродить!

– Сегодня на уроке познакомимся с русской народной культурой.

2. Словарная работа.

Зава́ линка – земляная невысокая на́ сыпь вдоль наружных стен избы.

Светёлка (устар. ) – небольшая комната, обычно в верхней части жилья.

Посиде́ лки (устар. ) – зимняя вечеринка молодёжи в деревне.

Лучи́ на – тонкая длинная щепка.

Небосво́ д – то же, что небо.

Хорово́ д – русская народная игра – движение людей по кругу с пением и пляской.

Горе́ лки – русская народная игра, в которой стоящий впереди ловит других участников, убегающих от него поочерёдно парами.

Быт людей – повседневная жизнь.

Сусе́ ки – отделения в ла́ ре – в большом деревянном ящике для хранения муки.

Досу́ г – свободное от работы время.

– Как понимаете строки стихотворения: эти посиделки были праздником души?

– Какой призыв звучит в конце стихотворения? Что значит – возродить посиделки?

– Объясните значение слова «ру-ко-дель-ни-ца». (Рукодельница – искусница в рукоделии; искусница – умеющая, хорошо знающая своё дело; рукоделие – ручной труд – преимущественно женский – шитьё, вязание. ) Сегодня необычный праздник. Праздник этот ремесла, домашнего очага.

Праздник не безделья, а искусного рукоделья!

А как шили-вышивали, так и песни напевали.

Песни пели от души, песни были хороши!

Весело поётся – весело прядётся.

– Послушайте внимательно, отгадайте загадки, а отгадки вы найдёте на этой выставке (прялка, веретено, чесало, пряжа).

Стригли, щипали, а после чесали,

Чисто, пушисто – к доске привязали!

                                                 (Прялка. )

– Что это: чистое да пушистое к доске привязано? Конечно, шерсть! С овечки её остригли – после расщипали, а после... (Чесали. )

– Объясните слова: прялка – прядь – пряха – прясть – пряжа – прядение – прядильня.

Прялка – приспособление для ручного прядения, приводимое в движение ножной педалью;

прядь (спец. термин) – скрученная нить;

пряха – женщина, занимающаяся ручным прядением;

прясть – скручивая волокна, делать нити;

пряжа – нити, полученные прядением;

прядение – (от слова «прясть») ручное, машинное;

прядильня (устар. ) – прядильная фабрика или мастерская.

– Чем оно больше вертится, тем толще становится. (Веретено. )

Педагог показывает веретено.

Как из белых мхов, из того ли сруба дубового

Вытекала речка тихоструйная.

Как из белой-то кудели да из долгого льна,

Да с того ли донца расписного

Выпрядала девица тонкую нить,

Нитку тонкую, нитку прочную…

Веретено – главная вещь в девичьем рукоделии. Деревянное, тонкое, изящное. У каждой девушки было своё веретено. А вот делал веретено либо отец для дочери, либо парень для любимой девушки.

Подарил мне батюшка чудо-веретёнышко, серебряное донышко.

Нитка белая бежит, веретёнышко дрожит.

Ты вертись, моя вертушка, дорогая мне игрушка,

Мне и весело, и жарко, я-то день-деньской кручу,

Нитки тонкие сучу и тихонечко пою…

– Вот так пели песни девушки и женщины, собираясь в долгие зимние вечера в одной избе на посиделки. Рассаживались по лавкам и принимались за рукоделие. Веретено знай крутится, а на веретено нитка ложится. Работали раньше день-деньской, и даже вечером, когда на улице уже было темно. В печке огонь зажигали, весело поленья трещали в печке. В переднем углу свете́ ц ставили, лучину зажигали.

Светец – девичья отрада (радость). Светец – деревянный (или железный). Столбик с рогатиной наверху. Поэтому светец ещё и козой называли. В рогатину вставляли лучину, рядом со светцом обязательно ставили посудину с водой, чтобы рассыпающиеся искры не подпалили пол или стены. Светец украшала резьба. Глядели девушки на этот светец и мечтали о своём будущем.

– В старину вечерами избы освещались горящими лучинами, которые вставляли в железную подставку – светец. Словно высокий сказочный цветок, стоял светец на изогнутых ножках. Кованый, чёрный… А каким украшением был в доме! Зажгут осиновую лучину… Уютно, светло. Можно и шерсть прясть. И ребятишкам есть дело: менять лучины, догоревшие в кадку с водой бросать.

– Чем в старину освещали избы?

– Что такое светец?

– Как выглядел светец?

– Что можно делать при лучине?

– Что ярче светит?

– Разложите карточки в порядке усиления освещения: свеча, настольная лампа, люстра, прожектор, солнце.

Открывает комплект картинок вперемешку: лампа настольная, солнце, прожектор, свеча, люстра.

– На такие посиделки парни тоже приходили, работу с собой приносили. Кто лапти плёл, кто упряжью конской занимался. А что еще делали на таких посиделках? Пели песни, игры играли.

Что за диво посиделки на Руси!

Так и хочется и вас, детишек, пригласить.

Вечерком зимой студёной

В тёплый дом зайти с поклоном

Да совета у сердечка попросить!

– А совет простой – беречь пляски и песни народные, слово русское хранить, потому как в этом скрыта душа народа. Я хочу, чтобы каждый из вас хранил в душе своей любовь и уважение к своим истокам, передавая своим будущим детям и внукам любовь к России. В знак благодарности каждому из вас подарю рисунок для раскрашивания – на нём изображена девушка с прялкой.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...