Атмосферно-вакуумная перегонка нефти
Стр 1 из 14Следующая ⇒ Введение Первые сведения о нефти появились почти пятнадцать веков назад, но до середины XIX века использование нефти промышленного значения не имело. Приблизительно в это же время в России начались интенсивные поиски полезного применения нефти для нужд промышленности и сельского хозяйства. В России в 1823 г. в Моздоке по проекту братьев Дубининых ив 1837 г. в селе Балаханы (Азербайджан) по проекту П. Воскобойникова были построены небольшие нефтеперегонные заводы, на которых в железных кубах осуществлялась перегонка нефти с целью получения осветительного керосина. В 60-х годах XIX века в районах Грозного и Баку были построены первые нефтеперегонные заводы для промышленного производства керосина. В конце 70-х годов в Баку уже эксплуатировалось более 200 заводов, принадлежащих отдельным лицам и фирмам. В XIX веке в России нефть была открыта только в районе Баку на Апшеронском полуострове и на Кавказе, и именно развитие этих двух районов положило начало российской нефтяной промышленности. С открытием двигателя внутреннего сгорания Р. Дизелем началась новая эра применения светлых нефтепродуктов в промышленности. Широкое использование двигателей Р. Дизеля на нефтеналивных и военных судах резко увеличило потребность промышленности в нефтяном топливе. Л. Нобель одним из первых поддержал Р. Дизеля в его изобретении и способствовал быстрому распространению дизельных двигателей. Кроме того, компания Нобель нашла эффективное применение тяжелых фракций нефти в качестве дешевого топлива в паровых котлах после изобретения распылительной форсунки для сжигания мазута. Это позволило резко увеличить прибыльность нефтяного бизнеса.
В 20-е и 30-е годы XX столетия в Баку были построены установки первичной переработки нефти, причем некоторые установки вакуумной перегонки нефти работают до сих пор. По тем временам это позволило значительно увеличить отборы фракций от нефти. Выбору оптимального варианта переработки способствует технологическая классификация нефтей. В ее основу (табл. 1) положены: - содержание серы в нефтях и светлых нефтепродуктах; - выход фракций, выкипающих до 350°С; - потенциальное содержание базовых масел; - индекс вязкости базовых масел; - суммарное содержание парафина. Переработка нефти физическими и физико-химическими методами позволяет получить гамму продуктов топливного назначения и сырья для нефтехимического синтеза. На первой стадии идет обезвоживание и обессоливание нефти, ее ректификация, т. е. разделение на фракции - бензиновую, светлые дистилляты, вакуумный газойль и гудрон (нефтяной остаток с началом кипения выше 538°С). Прямогонные бензиновые фракции поступают на риформинг, где происходит превращение парафиновых и циклических насыщенных углеводородов в ароматические, и далее идут на смешение с другими бензиновыми фракциями для получения высокооктановых бензинов. Таблица 1 Технологическая классификация нефтей Етлых
Продолжение табл. 1
Светлые дистилляты проходят стадию ректификации, где разделяются на керосиновую и дизельные фракции, затем поступают на установки гидроочистки для удаления сернистых и азотных соединений, после чего дистилляты готовы к использованию.
Вакуумный газойль поступает на установки каталитического крекинга и гидрокрекинга. Каталитический крекинг позволяет переработать вакуумный газойль в катализат с высоким содержанием светлых нефтепродуктов. Получают: - тяжелый нефтяной газ с высоким содержанием пропан-пропиленовой и бутан-бутиленовой фракций; - бензин, имеющий высокое октановое число; - легкий газойль, содержащий большое количество ароматических углеводородов. Гидрокрекинг - это каталитический крекинг, идущий под высоким давлением и в присутствии водорода. В процессе гидрокрекинга получается большое количество светлых нефтепродуктов с низким содержанием серы. На установке алкилирования сжиженные олефины, поступающие с каталитического крекинга, реагируют с изобутаном в присутствии кислотных катализаторов с получением высокооктанового компонента бензина. Установки коксования при высокой температуре позволяют превратить тяжелое остаточное сырье в светлые нефтепродукты, такие как бензин и дизельные фракции. Кроме того, получается также твердый материал, называемый коксом. Чтобы получить высококачественную серу, необходимо на заводе иметь несколько различных установок по удалению и получению серы. Такие установки наиболее эффективно работают, когда перерабатывается высокосернистая нефть. Производство масел и парафинов имеется не на каждом заводе, что обусловлено качеством перерабатываемой нефти. Чтобы получить высококачественные масла, необходимо вакуумные фракции нефти направить на установки экстракции и депарафинизации для получения базовых масел, которые затем смешивают с присадками, чтобы получить товарные смазочные масла.
В 50-е годы начали получать мазут с температурой начала кипения более 350°С, что было обусловлено большим спросом на керосино-газойлевые фракции, используемые как дизельное топливо, а также развитием процессов каталитического крекинга и риформинга, на которых бензин получался лучшего качества. Целевым продуктом становится крекинг-остаток, который используется как печное или котельное топливо. Большое значение приобретает процесс легкого термического крекинга тяжелых нефтяных остатков (вис-брекинг) с целью снижения вязкости котельных топлив. Значение процесса термического крекинга под давлением для получения бензина резко уменьшается. Термический крекинг начинают использовать также с целью получения высокоароматизированного сажевого сырья и а-олефинов. В настоящее время процесс термического крекинга не является перспективным (за исключением, пожалуй, висбрекинга) и новые установки неся. Процесс коксования применяют в нефтеперерабатывающей промышленности начиная с 20-х годов, но в те годы целевым продуктом был кокс. В 40-е годы начали осуществлять изомеризацию легких бензиновых фракций и увеличивать ресурсы изобутана путем изомеризации н-бутана. В настоящее время используют установки изомеризации в основном по первому варианту. В 60-е годы повышение требований к качеству продуктов переработки нефти привело к широкому внедрению гидрогенизационных процессов, особенно гидроочистки и гидрокрекинга. В России широкое развитие получили процессы гидроочистки светлых нефтепродуктов, а не процессы гидрокрекинга и гидрообессеривания тяжелых нефтяных фракций и остатков. В результате на сегодняшний день в целом ряде регионов страны мы имеем тяжелую экологическую обстановку, вызванную использованием местными тепловыми электростанциями сернистых мазутов. Подготовка нефти 2. 1.1. Подготовка нефти на промыслах и ее транспортировка
Нефть, добываемая из земных недр, содержит растворенные газы, воду и соли. Содержание газов колеблется от 1-2 до 4 мас. %. Эти колебания зависят в основном от типа нефти, условий ее стабилизации на промысле, вида транспортирования, атмосферных условий и ряда других факторов. Подготовка нефти на промыслах заключается в ее сепарации (снижении давления с отделением попутных газов), обезвоживании с разрушением эмульсий и отстое от механических примесей. На месторождениях нефть, как правило, подвергается двух- или трехступенчатой сепарации. Газы I ступени сепарации под давлением 0,6-0,7 МПа направляют на газоперерабатывающие заводы (ГПЗ); газы II и III ступеней сепарации после компримирования также направляют на ГПЗ. В зависимости от физических свойств нефти данного месторождения для более полного удаления попутного газа, а также лучшего разрушения эмульсии «вода-нефть» нефть перед последней ступенью сепарации подогревают. В этом случае, с одной стороны, улучшаются свойства нефти для дальнейшего транспорта, с другой - увеличивается объем выделяющихся газов, которые необходимо переработать на ГПЗ. Попутные газы нефтедобычи являются ценным сырьем для нефтехимии, так как в них содержится значительное количество углеводородов С2-С5. Однако и сепарация нефти на промыслах не всегда достаточно полно обеспечивает выделение легких углеводородов из нефти, т. е. в нефти остаются углеводороды C1-C4, которые частично выделяются из нефти при ее хранении и транспорте. В целях уменьшения потерь нефти, а также в целях получения дополнительного количества углеводородов Сз-C5 используют процесс стабилизации нефти. В этом случае после отбора 2,2-3,2 мае. % углеводородов Сз-C5 удается сохранить в нефти достаточное количество углеводородов С4-Сз, чтобы обеспечить в последующем необходимое качество бензинов. На практике используют разные схемы подготовки нефти к транспорту и выделения легких углеводородов. Вариант схемы выбирают в зависимости от: - конкретного географического расположения промыслов; - содержания газов в нефти; - условий и дальности транспорта нефти и газа; - возможного строительства установок по подготовке нефти и газоперерабатывающих заводов. На рис. 1.1 представлена наиболее распространенная схема первичной подготовки нефти, осуществляемой в целях организации ее транспорта на нефтеперерабатывающие заводы и получения легкого углеводородного сырья. Рис. 1.1. Подготовка нефти на промыслах: 1-сепараторы; 2-компрессор; 3-отстойник; 4-насосы; 5-газоперераба-тывающий завод; 6-нефтестаби-лизационная установка; I-пластовая нефть; II, Ill-газы первой и второй сепарации; IV-нестабильная нефть; V-вода для закачивания в пласт; VI-метан; VII-этан; VIII-нестабильный бензин; IX-метан и этан; Х-стаби-лизованная нефть; XI-фракция легких углеводородов
Процесс стабилизации нефтей, предназначенный для удаления легких углеводородов, может быть осуществлен разными методами. Для стабилизации только нефтей на промыслах применяют одноколонные установки, а двух колонные установки используют для стабилизации нефти в одной колонне и стабилизации газового бензина в другой. Последние используют для нефтей с высоким содержанием растворенных газов - более 1,5 мае. %. На рис. 1.2 представлена одна из схем стабилизации нефти на действующих установках.
-
• Рис. 1.2. Стабилизация нефти на промыслах: 1-теплообменник; 2-печь; 3- насос; 4- ректификационная колонна; 5-конденсатор-холодильник; 6-емкость; I-нефть; П-несконденсировавшийся газ; Ill-широкая фракция легких углеводородов; IV-стабилизованная нефть Нестабильная (сырая) нефть подогревается вначале в теплообменнике 1 потоком отходящей стабильной нефти, затем в печи 2 и поступает в ректификационную колонну 4 (стабилизатор). Легкие углеводороды, выходящие с верха колонны, конденсируются в конденсаторе-холодильнике 5 и собираются в емкости 6, откуда они передаются потребителям как широкая фракция легких углеводородов. Стабильная нефть из куба колонны 4 проходит теплообменник 1, где отдает тепло поступающей на установку сырой нефти, и направляется потребителям. Ниже дан типичный состав широкой фракции легких углеводородов стабилизации нефти на установках такого типа в мас. %:
С2 С3 2,0-3,2 17 -20 6-7 н-С4 19-23 изо-С5 10-12 н-С5 12-14 С6 и выше 20-32 В среднем отбор широкой фракции легких углеводородов составляет 2,5 мас. % на нестабильную нефть. С одной стороны, он ограничивается возможностью подогрева нефти в печи 2 до температуры ниже температуры, при которой разлагаются органические соединения серы, и образуется сероводород; с другой - температурой конденсации паров легких углеводородов в конденсаторе-холодильнике 5. На ряде установок для увеличения отбора широкой фракции используют схему с циркуляцией горячего кубового потока нефти через трубчатую печь. В целях увеличения выхода углеводородов С4-С5 при стабилизации нефти, но при одновременном уменьшении содержания в широкой фракции более тяжелых компонентов, используют схемы с двумя стабилизационными колоннами или устанавливают дополнительный сепаратор для кубового продукта стабилизационной колонны. В России, как и в других странах, установки стабилизации нефти часто компонуют в едином технологическом комплексе, где перерабатывается попутный нефтяной газ, а стабильная нефть используется в качестве абсорбента для извлечения из попутного газа газового бензина. Нефть подвергается обезвоживанию: при неизменной концентрации солей в воде (без разбавления пресной водой) содержание воды уменьшается с 5-50 до 0,5-10 мае. %. В ряде случаев нефть вторично промывают чистой водой для удаления хлоридов и отстаивают в резервуарах. Окончательное обезвоживание и обессоливание нефти проводят на нефтеперерабатывающих заводах (НПЗ) на специальных электрообессоливающих установках (ЭЛОУ). Нефть, поступающая с промыслов на нефтеперерабатывающие заводы, должна соответствовать нормативам, приведенным в табл. 1.1. Таблица 1.1 Характеристика нефтей, поступающих с промыслов на НПЗ
В Росси нефть на нефтеперерабатывающие заводы доставляется в основном трубопроводным транспортом. Только некоторые заводы могут принять нефть по железной дороге, причем, как правило, по ней доставляют в основном газоконденсат. Водным транспортом нефть на нефтеперерабатывающие заводы практически не доставляется. Иначе обстоит дело при доставке нефтепродуктов покупателю. Нефтепродуктопроводов на территории России недостаточно, поэтому завод по трубам откачивает светлые нефтепродукты - бензин, дизельное топливо, топливо для реактивных двигателей - до ближайшей нефтебазы, которая находится в том же городе, что и завод. С нефтебаз все нефтепродукты отгружаются, как правило, железнодорожным транспортом. Темные нефтепродукты и часть светлых могут отгружаться железнодорожным транспортом прямо с завода. На некоторых заводах имеются продуктопроводы. Например, ПО «Нижний-Новгород нефтеоргсинтез» имеет трубопровод, по которому можно перекачивать светлые нефтепродукты из Нижнего Новгорода до западной границы России; из Рязани идет продуктопровод до Украины и т. д. Но надо отметить, что таких продуктопроводов мало. Во время навигации в России нефтепродукты могут, перевозится по реке танкерами. 1.2. Подготовка нефти к переработке на нефтеперерабатывающих заводах
Глубокое обессоливание нефти обеспечивает снижение коррозии и уменьшение отложений в аппаратуре, увеличение межремонтных пробегов установок (особенно атмосферно-вакуумной трубчатки (АВТ), висбрекинга, термического крекинга и коксования), улучшение качества сырья для каталитических процессов, а также товарных продуктов - топлив, битума и электродного кокса. Вода с растворенными в ней солями находится в извлеченной из пласта нефти в виде мелких капель размером от 1,6 до 250 мкм. Капли соленой воды сорбируют на поверхности естественные эмульгаторы, содержащиеся в нефти, нефтяные кислоты, асфальтено-смолистые вещества, микрокристаллы парафинов, механические примеси. Это затрудняет слияние и укрупнение капель. В настоящее время подготовка нефтей к переработке проводится в два этапа: на промысле и непосредственно на нефтеперерабатывающем предприятии. На нефтеперерабатывающих заводах в результате подготовки нефти содержание в ней воды снижается до 0,1 мас. % и содержание солей до 3-5 мг/л. При содержании воды 0,1 мас. % и ниже в нефти остаются только мельчайшие капли воды размером менее 4,3 мкм. Время осаждения таких капель велико, скорость осаждения их составляет 1*10-7 м/с. Из-за низкой концентрации капель частота их столкновения и вероятность укрупнения весьма невелики. Указанное обстоятельство заставляет ограничиваться остаточным содержанием воды около 0,1 мас. %. В случае если на завод поступает нефть с содержанием солей 100 мг/л, воды 0,5 мас. %, - только обезвоживание до 0,1 мас. % позволит снизить содержание солей лишь в пять раз - до 20 мг/л. Таким образом, для достижения концентрации солей в нефти менее 5 мг/л необходимо уменьшить также соленость воды примерно в пять раз за счет разбавления ее пресной водой. После электрообессоливающей установки в нефти снижается также содержание никеля и ванадия в 1,5-3 раза. Однако не отмечается пропорциональность между степенью удаления хлоридов и тяжелых металлов. Типовая схема ЭЛОУ, используемой на НПЗ, представлена на рис. 1.3. Рис. 1.3. Принципиальная схема электрообессоливающей установки: 1, 7, 8, 9, 14-насосы: 2-теплообменники; 3- инжекторный смеситель 4-электроды: 5, 12-клапаны автоматического сброса соленой воды; 6,11-электродегитраторы; 10-диафрагмовый смеситель; 13-отстойник; I-сырая нефть; П-деэмульгатор; Ill-раствор щелочи; IV-вода; V-обессоленная нефть; А, Б, В, Г-зоны обессоливания Сырая нефть прокачивается через теплообменники 2 и с температурой 80-120°С поступает в электродегидратор первой ступени 6. Перед насосом 1 в нефть вводится деэмульгатор, а после теплообменников - раствор щелочи, чтобы довести рН воды до 7,0-7,5. Подача раствора щелочи необходима для подавления сероводородной коррозии и нейтрализации неорганических кислот, попадающих в нефть при обработке скважин кислотными растворами. Расход щелочи для повышения рН воды на единицу составляет Юг/т. Насосом 8 подается свежая вода на первую и вторую ступени электрообессоливания. В инжекторном смесителе 3 нефть перемешивается с раствором щелочи и водой, и смесь подается в нижнюю часть электродегидратора 6 через трубчатый распределитель с перфорированными горизонтальными отводами. Обессоленная нефть выводится из электродегидратора сверху через коллектор, конструкция которого аналогична распределителю. Благодаря такому расположению устройств ввода и вывода нефти обеспечивается равномерность потока по всему сечению аппарата. Отстоявшаяся вода отводится через дренажные коллекторы в канализацию или отстойник 13 (из отстойника вода возвращается в процесс). Из электродегидратора 6 сверху нефть, не полностью обезвоженная, поступает под давлением в электродегидратор второй ступени. Перед этим электродегидратором нефть смешивается со свежей водой в диафрагмовом смесителе 10. Вода для промывки предварительно подогревается до 65-70°С. Обессоленная и обезвоженная нефть из верхней части электродегидратора 11 отводится с установки. В блоке электрообессоливания необходимо выделить четыре зоны обессоливания. В зоне А нефть смешивается со свежей промывной водой и деэмульгатором. Интенсивность смешения должна быть таковой, чтобы промывная вода диспергировалась до такого же распределения капель, как и пластовая. При недостаточном диспергировании промывная вода будет осаждаться в первую очередь, и эффект разбавления пластовой воды не будет достигнут. Обычно при расчетах принимают, что в этой зоне происходит полное смешение пластовой и промывной вод и концентрация хлоридов в каплях вновь образовавшейся эмульсии выравнивается. Наибольшее распространение на установках ЭЛОУ получили смесители двух типов1, инжектор и смесительный клапан. В качестве промывной воды используется речная вода или технологические конденсаты; содержание солей в промывной воде не должно быть более 300 мг/л. В зоне Б происходит отстой наиболее крупных капель вновь образовавшейся эмульсии, а в зоне В под действием электрического поля интенсифицируется столкновение и слияние мелких капель. Укрупненные капли опускаются в зону Б. В зоне Г происходит дополнительный отстой капель, выведенных из зоны В поднимающимся потоком нефти. Следует отметить, что в зонах Б и Г крупные капли, опускающиеся вниз, сталкиваются с мелкими каплями, которые поднимаются с потоком нефти, и сливаются с ними. Деэмульгаторы (преимущественно неионогенные, например блоксополимеры пропилен- и этиленоксидов с пропиленгликолем, оксиэтилированные алкиламины и фенолы, оксиэтилированные жирные кислоты), обладают большой поверхностной активностью и вытесняют эмульгаторы из поверхностного слоя капель воды, образуя гидрофильный адсорбционный слой без структурно-механической прочности. На установках электрообессоливания применяют деэмульгаторы как водорастворимые, так и нефтерастворимые. Последние предпочтительнее, так как они в меньшей степени вымываются водой и не загрязняют сточные воды. Кроме того, нефтерастворимые деэмульгаторы легче попадают на поверхность раздела фаз разрушаемой эмульсии и в силу этого являются более эффективными. Обычно деэмульгаторы подают в нефть только на первую ступень, на вход сырьевого насоса.
При применении водорастворимых деэмульгаторов такая схема подачи не является оптимальной, так как деэмульгатор на каждой ступени частично растворяется в дренажной воде и его содержание в нефти может оказаться недостаточным для разрушения эмульсии. В связи с этим для обеспечения нормальной работы всех ступеней деэмульгатор подают с большим избытком, что увеличивает затраты на обессоливание. Водорастворимые деэмульгаторы применяют в виде 1-2%-х водных растворов. Нерастворимые в воде деэмульгаторы применяют в товарном виде и подают в нефть без разбавления. Основными параметрами, расчет и оптимизация которых требуется при проектировании ЭЛОУ, являются следующие: - температура; - давление; - тип и расход деэмульгатора; - число ступеней; - расход промывной воды и ее распределение между ступенями; - конструкция и размер электродегидратора. Параметры электрообессоливания должны быть выбраны такими, чтобы максимально интенсифицировать три основные стадии процесса - столкновение, слияние (укрупнение) и осаждение капель воды. Рассмотрим основные параметры и их влияние на процесс электрообессоливания более подробно. Температура. С повышением температуры уменьшается вязкость нефти, что ускоряет как столкновение и слияние, так и осаждение капель воды. Стабильность пленки, защищающей каплю, также снижается при повышении температуры, во-первых, за счет увеличения растворения и скорости диффузии естественных эмульгаторов в нефти и, во-вторых, за счет снижения вязкости и когезии, т. е. сцепления пленки. С увеличением температуры снижается и расход деэмульгатора. Обычно температуру повышают до достижения вязкости 2-4 мм/с. В справочниках приведены вязкости нефтей при двух температурах, как правило, при 20 и 50°С. Давление. В процессе обессоливания давление в электродегидраторах определяется давлением насыщенных паров нефти, перепадом давлений на каждой ступени ЭЛОУ и гидравлическим сопротивлением участков технологической схемы после блока ЭЛОУ. Оно не должно превышать давления, на которое рассчитаны электродегидраторы. Расход и схема подачи промывной воды. При двухступенчатом элек-трообессоливании применяют две схемы подачи промывной воды - параллельную и последовательную. По первой схеме часть воды подается перед первой ступенью электрообессоливания, а остальное количество - перед второй ступенью. По второй схеме промывная вода подается только перед второй ступенью, а вода второй ступени подается в первую ступень. Обычно при проектировании задаются следующими параметрами: - производительность ЭЛОУ по нефти G т/ч; - качество сырья перед ЭЛОУ - содержание воды в нефти мае. % и содержание солей в нефти, г/м3; - качество сырья после ЭЛОУ - содержание воды в нефти <0.20 масс.% и содержание солей в нефти, г/м3; - содержание солей в промывной воде рекомендуется принимать неболее 300 г/м3; - содержание воды в нефти после первой ступени электрообессоливания <0,25 мас. %. Основным аппаратом ЭЛОУ является элекродегидратор. В настоящее время наибольшее применение на установках электрообессоливания получили горизонтальные электродегидраторы. Преимущества их по сравнению с использовавшимися ранее вертикальными и шаровыми электродегидраторами следующие: - высокая удельная производительность; - более благоприятные условия осаждения, которые можно оценить отношением S/V (где S - средняя площадь горизонтального сечения, м2; V- объем электродегидратора, м3); чем больше S/V, тем лучше условия осаждения, так как снижается линейная скорость вертикального движения нефти и водяным каплям легче осаждаться; - меньшая стоимость за счет сравнительно небольшого диаметра электродегидраторов, способных работать при повышенных давлениях и температурах; - меньшее количество электрооборудования и более простая электрическая схема. Характеристика отечественных электродегидраторов, применяемых на ЭЛОУ нефтеперерабатывающих предприятий, приведена в табл. 1.2. Таблица 1.2 Характеристика отечественных электродегидраторов
*L(Н)-длина (высота) аппарата Поперечный разрез горизонтального электродегидратора 1ЭГ160 изображен на рис. 1.4. Напряжение к электродам электродегидраторов подводится с помощью проходных изоляторов. Электроды внутри аппарата поддерживаются на подвесных изоляторах.
Рис. 1.4. Поперечный разрез горизонтального электродегидратора 1ЭГ160: 1-штуцер для ввода сырья; 2-нижний маточник; 3,4-электроды; 5-верхний маточник; 6-вывод обессоленной нефти; 7-проходной изолятор; 8-подвесной изолятор; 9-вывод отстоявшейся водыРис. 1.4. Поперечный разрез горизонтального электродегидратора 1ЭГ160: 1-штуцер для ввода сырья; 2-нижний маточник; 3,4-электроды; 5-верхний маточник; 6-вывод обессоленной нефти; 7-проходной изолятор; 8-подвесной изолятор; 9-вывод отстоявшейся воды Для изготовления проходных изоляторов используют эбонитовые втулки или фторопласт. Подвеска электродов осуществляется либо на эбонитовых тягах, либо на гирляндах из фарфоровых изоляторов или стеклянных гирляндах. Питание электродов дегидраторов на отечественных установках производительностью 6 млн. т в год осуществляется от двух трансформаторов. Мощность трансформатора в зависимости от напряжения (22-44 кВ) составляет 40-50 кВт. Расход электроэнергии на таких установках составляет 2,5-5,0 кВт на 1000 м3 переработанной нефти. Атмосферно-вакуумная перегонка нефти Обезвоженная и обессоленная нефть подвергается ректификации на атмосферно-вакуумных трубчатках (АВТ). Согласно перспективным схемам, рекомендуемым научно-исследовательскими и проектными организациями, на типовом НПЗ должна быть одна или две установки АВТ мощностью 6-12 млн т в год по перерабатываемой нефти. Число и ассортимент получаемых фракций должны обеспечить сырьем все остальные установки завода. Направление переработки нефти обычно выбирают с учетом потребностей района, прилегающего к НПЗ, что позволяет уменьшить затраты на транспортирование полученной продукции. Наименьшее число фракций отбирается при чисто топливном варианте переработки. Это - бензин, керосин, дизельное топливо, вакуумный газойль - сырье для каталитического крекинга или гидрокрекинга и остаток, добавляемый в котельное топливо либо используемый как сырье для установок коксования, гидрокрекинга, получения битума. Переработка нефти по топливному варианту может быть глубокой и неглубокой. При глубокой переработке стремятся получить максимальный выход суммы светлых нефтепродуктов, при неглубокой - котельных топлив. В последнем варианте установка первичной перегонки состоит только из атмосферной части. По топливно-масляному варианту переработки нефти в вакуумной колонне отбирают три-четыре масляные фракции. Как при топливном, так и при нефтехимическом вариантах переработки нефти в схему АВТ включают вторичную перегонку бензина с получением сырья для каталитического риформинга или для выделения бензольной, толуольной и ксилольной фракций. В последнее время ставится задача углубления переработки нефти и повышения качества нефтепродуктов. Эта задача на установках АВТ решается путем организации мероприятий, направленных на увеличение отбора дистиллятных фракций, как в атмосферной, так и в вакуумной колоннах, и обеспечение их четкого выделения. При выборе ассортимента продукции необходимо учитывать качество сырья. Например, получать узкие фракции для установки ароматизации особенно целесообразно при высоком содержании нафтенов в бензиновых фракциях, масляные фракции - при высоком потенциальном содержании и большом индексе вязкости этих фракций. Однако учитывать специфику сырья можно только для относительно малотоннажных производств. При производстве же наиболее массовых продуктов - бензинов, реактивных, дизельных и котельных топлив - задача ставится так: из любого сырья получать высококачественную товарную продукцию, используя вторичные процессы. К большинству фракций, получаемых на АВТ, даже по фракционному составу нельзя предъявлять требований ГОСТ на товарные продукты. В этих случаях качество отбираемых фракций определяется межцеховыми нормами. Последние должны быть составлены таким образом, чтобы качество товарных продуктов, получаемых из фракций на АВТ после вторичного процесса, соответствовало требованиям ГОСТ, а выход их был максимальным. Например, дизельное топливо получается на заводе после гидроочистки соответствующей фракции, получаемой на АВТ. При гидроочистке температуры выкипания 50 и 90 об. % продукта уменьшаются на 5-15°С (в зависимости от свойств катализатора и режима процесса). Следовательно, при отборе дизельной фракции на АВТ температуры кипения 50 и 90 об. % фракции должны быть на 5-15°С выше, чем нормируется по ГОСТ. В результате увеличивается отбор дизельной фракции на АВТ и после гидроочистки получается товарный продукт. Такое однозначное решение возможно только в простейшем случае. Поскольку вторичные процессы можно проводить с разной глубиной и смешивать продукты разных процессов, вопрос о качестве отбираемых на АВТ фракций становится многовариантным и решается методом подбора. При переработке высококачественных нефтей товарные продукты можно получать непосредственно на АВТ. В этом случае необходимо добиваться полного соответствия фракционного состава и других нормируемых свойств требованиям ГОСТ, изменяя пределы отбора фракций. Подобным способом удается привести в соответствие с требованиями ГОСТ фракционный состав, содержание серы, вязкость, плотность, температуры застывания и вспышки. Фракционный состав нефтяных фракций нормируется разгонкой по Энглеру. Для пересчета кривых истинных температур кипения (НТК) в выбранных пределах отбора фракций в кривые стандартной разгонки пользуются графиком Скобло (рис. 2.1). Суммарный отбор светлых дистиллятов зависит не только от качества нефти, но и от ассортимента получаемых продуктов. Максимальный отбор дизельной фракции приводит к максимальному отбору светлых дистиллятов.С увеличением отбора керосиновой фракции уменьшаются температуры выкипания 50 и 90 об. % дизельной фракции (если ее отбирают в соответствии с требованиями ГОСТ) и общий отбор светлых дистиллятов. В России распространены установки мощностью 6-8 млн т/год. Производительность отдельных установок после реконструкции достигла 9-9,5 млн т нефти в год. Технологическая схема установки АВТ должна обеспечивать получение выбранного ассортимента продуктов из заданного сырья наиболее экономичным способом. Ввиду большого разнообразия используемых нефтей и их качества, а также возможного ассортимента продуктов не всегда следует применять одну типовую схему. При выборе схемы АВТ необходимо определять: - мощность установки; - возможность и целесообразность комбинирования АВТ с другими установками; - схему отдельных блоков установки; - схему размещения оборудования на территории установки. Выбранная схема должна обеспечивать большую глубину отбора, четкость фракционирования, гибкость процесса, большой межремонтный пробег и высокие технико-экономические показатели. При составлении схемы следует учитывать и применять самые прогрессивные решения.Для новых НПЗ характерно применение крупных технологических установок с минимальным числом их повторения. При повышении мощности технико-экономические показатели установок первичной перегонки нефти улучшаются (табл. 2.1).
Таблица 2.1 Технико-экономические показатели установок АВТ различной производительности (в расчете на I т нефти)
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|