Одну из главных проблем психологии составляет выяснение вопроса о том, какие из потребностей у человека являются ведущими в детерминации поведения, какие — подчиненными.
Стр 1 из 7Следующая ⇒ Во-вторых, память животных по сравнению с человеком ограничена. Они могут пользоваться в своей жизни только той информацией, которую приобретают сами. Следующим поколениям себе подобных существ они передают лишь то, что как-то закрепилось наследственно и отразилось в генотипе. Остальной благоприобретенный опыт при уходе животного из жизни оказывается безвозвратно утраченным для будущих поколений. Иначе обстоит дело у человека. Его память практически безгранична. Он может запоминать, хранить и воспроизводить теоретически бесконечное количество информации благодаря тому, что ему самому нет необходимости всю эту информацию постоянно помнить и держать в своей голове. Для этого люди изобрели знаковые системы и средства для записи информации. Они могут не только записывать и хранить ее, но также передавать из поколения в поколение через предметы материальной и духовной культуры, обучение пользованию соответствующими знаковыми системами и средствами. Не менее важные различия обнаруживаются в мышлении человека и животных. Оба названных вида живых существ чуть ли не с рождения обладают потенциальной способностью к решению элементарных практических задач в наглядно-действенном плане. Однако уже на следующих двух ступенях развития интеллекта — в наглядно-образном и словесно-логическом мышлении — между ними обнаруживаются разительные различия. Только высшие животные, вероятно, могут оперировать образами, причем это до сих пор в науке остается спорным. У человека данная способность проявляется с двух- и трехлетнего возраста. Что же касается словесно-логического мышления, то у животных нет и малейших признаков этого типа интеллекта, так как ни логика, ни значения слов (понятия) им не доступны.
Более сложным является вопрос о сравнении проявления эмоций у животных и человека. Трудность его решения состоит в том, что первичные эмоции, имеющиеся у человека и животных, носят врожденный характер. Оба вида живых существ, по-видимому, их одинаково ощущают, однообразно ведут себя в соответствующих эмоциогенных ситуациях. У высших животных — антропоидов — и человека имеется много общего и во внешних способах выражения эмоций. У них же можно наблюдать что-то подобное настроениям человека, его аффектам и стрессам. Вместе с тем у человека есть высшие нравственные чувства, которых нет у животных. Они, в отличие от элементарных эмоций, воспитываются и изменяются под влиянием социальных условий. Много усилий и времени ученые затратили на то, чтобы разобраться в вопросе об общности и различиях в мотивации поведения людей и животных. У тех и других, без сомнения, есть немало общих, чисто органических потребностей, и в этом отношении трудно обнаружить сколько-нибудь заметные мотивационные различия между животным и человеком. Есть также ряд потребностей, в отношении которых вопрос о принципиальных различиях между человеком и животными представляется однозначно и определенно нерешаемым, т.е.спорным. Это — потребности в общении (контактах с себе подобными и другими живыми существами), альтруизме, доминировании (мотив власти), агрессивности. Их элементарные признаки можно наблюдать у животных, и окончательно до сих пор не известно, передаются они человеку по наследству или приобретаются им в результате социализации. У человека имеются и специфические социальные потребности, близкие аналоги которых нельзя обнаружить ни у одного из животных. Это — духовные потребности, потребности, имеющие нравственно-ценностную основу, творческие потребности, потребность в самосовершенствовании, эстетические и ряд других потребностей.
Одну из главных проблем психологии составляет выяснение вопроса о том, какие из потребностей у человека являются ведущими в детерминации поведения, какие — подчиненными. Итак, человек в своих психологических качествах и формах поведения представляется социально-природным существом, частично похожим, частично отличным от животных. В жизни его природное и социальное начала сосуществуют, сочетаются, иногда конкурируют друг с другом. В понимании подлинной детерминации человеческого поведения необходимо, вероятно, принимать в расчет и то и другое. До сих пор в своих политических, экономических, психологических и педагогических представлениях о человеке мы по преимуществу учитывали социальное начало, а человек, как показала жизненная практика, даже в относительно спокойные времена истории не переставал быть отчасти животным, т.е. биологическим существом не только в смысле органических потребностей, но и в своем поведении. Основная научная ошибка марксистско-ленинского учения в понимании природы человека состояла, вероятно, в том, что в социальных планах переустройства общества в расчет принималось только высшее, духовное начало в человеке и игнорировалось его животное происхождение. Вопрос 18 Бихевиоризм. Краткая история возникновения и развития, используемые методы исследования, отношения с другими психологическими концепциями, экспериментальная феноменология, практические (прикладные) результаты в сфере образования.
Поведение следует рассматривать не как цепочку отдельных реакций, а с точки зрения его целостной организации. Такое целостное поведение Толмен описывал как систему, связанную со своим окружением сетью познавательных отношений. Организм ориентируется в ситуациях, к которым приспосабливается, благодаря тому, что выделяет определенные признаки, позволяющие различать "что ведет к чему"
Данная школа - крупнейшая в мировой психологии XX века — всегда была представлена у нас (как в научных работах, так и в учебных курсах) очень скупо и преимущественно критически. В результате в сознании российских психологов бихевиоризм представлен в основном в виде набора упреков в его адрес. Психология оформилась в самостоятельную науку в последней четверти XIX в. Ее предметом было провозглашено сознание, а основным методом - интроспекция, т. е. изощренное профессиональное самонаблюдение. В качестве центральной задачи ставилось изучение содержания сознания, выявление его элементов (которых, по некоторым гипотетическим оценкам, должно насчитываться десятки тысяч) и связей между ними, образующихся по законам ассоциации. Эру науки о поведении принято отсчитывать с 1913 г., когда Джон Уотсон на ежегодном собрании Американской психологической ассоциации выступил с программным докладом «Психология с точки зрения бихевиориста», который в том же году был опубликован. Однако идеи бихевиоризма к тому времени уже витали в воздухе, и главная заслуга Уотсона состоит, пожалуй, в том, что он, как нынче принято выражаться, их озвучил. В этом смысле Уотсон, безусловно, выступил революционером. Но это был не отчаянный порыв одинокого бомбиста, а закономерное разрешение назревшей революционной ситуации.
Представление об адаптивной (по отношению к внешним стимулам) природе психики и рефлекторном характере поведения восходит еще к картезианскому учению о рефлексе, сформулированному в XVII в. (сам Декарт, кстати, термина «рефлекс» еще не употреблял, да и механизм проведения нервных импульсов на том уровне развития науки был еще неведом, однако схема циркуляции «животных духов» довольно точно предвосхитила схему рефлекторной дуги). Сама идея тождества механизмов поведения всех живых организмов - как животных, так и человека — принадлежит именно Декарту. Правда, Декарт специфику человеческого поведения все же видел в его одухотворенности, отчего бихевиористы категорически отказались. Уотсон(1878-1958), Лешли(1890-1958), Хантор. Предмет-поведение (условный рефлекс S-R) метод – объективное наблюдение/эксперимент поведение- объективно наблюдаемые системы реакций организма на внешний и внутренний стимул. Условный рефлекс- основ. ед. анализа явл. поведение, а именно формиров. навыков, кот. проис. за счет формир. условного рефлекса. Все пси. явления и функции это результат двигат. Активности. Эксперимент Торндайка «проблемный ящик»,Э Лешли исследования для того, чтобы узнать, как влияет на мозг он приучал мыш, к какому либо действию и потом у него удалял часть мозга и пришел к выводу, что мозг умное вещ-во. 2 Э как крыса в лабиринте. Смысл его Э, то что крыса обязана была голодна. Они формировали навык, чтобы крыса бегала по нужному направлению к еде. 1 заставил психологию отказаться от того, что есть в ней самого волнующего и привлекательного — внутреннего мира, то есть сознания, чувственных состояний, душевных переживаний;2трактует поведение как совокупность ответных реакций на определенные раздражители, тем самым низводя человека др уровня автомата, робота, марионетки;3опираясь на тот аргумент, что все поведение выстраивается в ходе прижизненной истории, пренебрегает врожденными способностями и склонностями;4не уделяет внимания изучению мотивов, намерений и целевых установок человека;5не в силах объяснить яркие творческие достижения в науке и искусстве;6опирается на опыт изучения животных, а не человека, поэтому представляемая им картина человеческого поведения ограничивается теми чертами, которые человек разделяет с животными;7неэтичен, так как использует в экспериментах жестокие методы, включая болевое воздействие;8недостаточное внимание уделяет индивидуально-психологическим особенностям, пытаясь свести их к индивидуальному репертуару поведения;9игнорирует категории морали и нравственности;10антигуманен и антидемократичен, поскольку ставит своей целью манипуляцию поведением, так что его результаты хороши для концлагеря, а не для цивилизованного общества.Б. Ф. Скиннер. Всей историей своего развития бихевиоризм продемонстрировал - значение этого научного направления и его историческая судьба сродни тем, что характерны для любой психологической школы. В свое время его рождение отвечало насущным требованиям науки и практики, всей общественной жизни, явилось позитивным шагом в развитии науки, поскольку позволило отвергнуть отжившие и малопродуктивные представления прошлого. Однако притязания бихевиористов оказались слишком преувеличенными (разве не то же самое можно сказать про любую школу?). Попытки свести все многообразие психических явлений к поведенческим реакциям в ряде случаев действительно производят впечатление примитивизации. Да и аналогии с поведением животных, в известных пределах - бесспорные, за этими пределами начинают звучать абсурдом.
Бихевиоризм берется объяснить наше поведение и способствовать его формированию в наилучшем направлении. Кое в чем это удается блестяще, кое в чем - более или менее правдоподобно и успешно, однако исчерпывающего объяснения и безупречного практического инструментария он дать не в состоянии. Только вряд ли это может-служить поводом для упреков — ведь никто из психологов, к какой бы школе они ни принадлежали, такого успеха пока не добился. Несмотря на то, что взгляды Б. Скиннера подвергались жесткой критике за присущий им механицизм и крайний радикализм (саму концепцию Б. Скиннера часто обозначают как радикальный бихевиоризм), его идеи нашли широкое практическое применение в психотерапии, образовании, психологии рекламы, организационной и юридической психологии. Тем не менее, последователи Б. Скиннера предприняли попытки интеграции бихевиорального подхода и направлений в психологии, изучающих интрапсихические процессы. В частности, А. Стаатс разработал теорию психологического бихевиоризма, в рамках которой учитывается влияние генетической заданности, личностного развития и социального научения на поведенческие реакции. Особое внимание А. Стаатс уделял проблеме психологической адаптивности и поведению индивида в группе. Предложенная им жетонная система подкреплений, изначально использовавшаяся в психиатрических клиниках, впоследствии получила широкое применение в практической социальной психологии. Суть этой системы заключается в том, что индивид за желаемый поведенческий акт получает жетон — стимул второго порядка, являющийся символическим выражением части желаемого стимула первого порядка. Если у индивида в течение определенного времени накапливается количество таких «частей» эквивалентное целому, он имеет право обменять свои жетоны на реальный материальный либо социальный бонус. Впоследствии данная система подкрепления была модифицирована для использования в групповом контексте. В этом случае суммируются жетоны, заработанные всеми членами группы, и бонус получает вся группа как социальное целое. В данной модификации жетонная система подкрепления широко используется при работе с детскими и подростковыми группами, в организационной психологии при создании кружков качества, разработке систем мотивации персонала, в командообразовании и т. п. Еще одним эффективным практическим нововведением А. Стаатса стала процедура тайм-аута. В ее основе лежит идея о том, что для устранения нежелательного поведения часто бывает достаточным извлечение индивида на какое-то время из среды, в которой данное поведение проявляется. Это, по мнению А. Стаатса, автоматически приведет к тайм-ауту в действии стимула, подкрепляющего проблемное поведение. В результате такое поведение не только ситуативно прекратится, но, возможно, и не возобновится при возвращении в изначальную среду. Использование тайм-аута позволяет отказаться от функционального анализа в модели модификации поведения Б. Скиннера, что особенно актуально для условий школьного обучения, не позволяющих в большинстве случаев проводить эту достаточно сложную и требующую специальной подготовки процедуру. Идея тайм-аута также широко используется в современной конфликтологии, в ведении переговоров, в процессе командной работы и для решения иных прикладных социально-психологических задач. В целом бихевиоральный подход был и остается востребованным в сферах образования, менеджмента, маркетинга и других значимых областях человеческой деятельности. Не случайно бихевиоризм на протяжении длительного времени считался, наряду с психоанализом, одним из наиболее фундаментальных и авторитетных направлений в психологии. Уверенное владение техниками модификации поведения по сей день является обязательным условием профессиональной подготовки практических социальных психологов.
ВОПРОС 19 необихевиоризм. Краткая история возникновения и развития, используемые методы исследования, отношения с другими психологическими концепциями, экспериментальная феноменология, практические (прикладные) результаты в сфере образования. Скиннер сконструировал экспериментальный ящик, в котором белая крыса (голубь) могла нажимать на рычажок (кнопку). Перед подопытным животным была кормушка и набор раздражителей, из которых Скиннер составлял множество различных 'планов подкрепления' (например, перед крысой' закреплялись два рычага, и она оказывалась в ситуации выбора; или крыса получала пищу только при загорании лампочки после нажатия на рычаг; или пища выдавалась только при нажиме с определенной силой, частотой и т. д.) Начиная с 30-х гг. XX в. психологи, опиравшиеся на идеи Дж. Уотсона и А. Вейсса, постоянно пересматривали свои бихевиористские позиции, стремясь к большей точности и проработанности; наиболее известными необихевиористами были Э. Толмен, К. Халл, Э. Газри, Б. Ф. Скиннер и К. Спенс. Самым известным из них стал переживший своих коллег Б. Ф. Скиннер. Их учениками и последователями (перечислим лишь нек-рых) были Ритчи и Глейтман (у Толмена), Миллер и Маурер (у Халла), Шеффилд и Миллер (у Газри), Сидмен и Катанья (у Скиннера) и Логан и Амсель (у Спенса); все они внесли заметный вклад в развитие Н. Следует тж упомянуть Кантора, создателя теории интербихевиоризма, согласно к-рой реакция определяет стимул, равно как и стимул реакцию. Несмотря на то что у Кантора было немного последователей, его влияние до сих пор весьма ощутимо. Теории научения необихевиористов различаются в неск. аспектах, прежде всего в отношении места, отводимого в них понятию подкрепления и понятиям промежуточных переменных. Мн. др., кажущиеся принципиальными отличия носят терминологический характер. Базовыми понятиями всех этих теорий яв-ся стимул и реакция в самом широком и наименее дискуссионном смысле этих слов. Хотя Толмен придавал особое значение усвоению отношений S—S (между стимулами), а не ассоциаций S—R (между стимулом и реакцией), эти знаковые когниции «что-ведет-к-чему» указывают — по крайней мере интуитивно — на то, что разумный организм будет делать или куда он направится. Хотя Скиннер и избегал понятия вызывающих (реакцию) стимулов (eliciting stimuli), его понятие сигнального (дифференцировочного) стимула (Sd) все же имеет отношение к контролю порождаемого поведения. Скиннеровские определения стимула и реакции яв-ся функциональными, а это значит, что, как и всех остальных необихевиористов, его преим. интересовало молярное поведение, а не специфические двигательные реакции. Он назвал это оперантным поведением; то же самое Газри называл актами, а Толмен, Халл и Спенс — просто молярным поведением. Предмет – объектив. исслед. реакции орг-ма на стимул внеш. Среды метод наблюдение и описание эксперимента (s-p-R) Толмен когнитивный необихевиоризм (когнитивные карты) В качестве промежуточной когнитивной карты, данное промежуточное применение опосредует стимула на реакцию. Игнорирование специфики поведения человека; негативное отношение к теории и абсолютизацию эмпирического описания, основанного на фиксации непосредственно наблюдаемого; отказ от целостного подхода, стремление элиминировать ценностные установки по отношению к изучаемым объектам как препятствующие достижению истины и вообще научности; принципиальный разрыв связей с философией.
ВОПРОС 20 гештальт-психология. Краткая история возникновения и развития, используемые методы исследования, отношения с другими психологическими концепциями, экспериментальная феноменология, практические (прикладные) результаты в сфере образования. Гештальт пси была основана как психолог направление в начале 20-х гг. 3-мя немецкими психоаналитиками Макс Вергеймер (1880-1943) Вольфгант Келер (1887-1967) Курт Коффка (1886-1941). 1912 г-год выхода работы Вертгеймера «экспериментальные исследования восприятия движения» пример «движущая строка» каждый раз возникает новый гештальт-новое, качественно отличное от других целостное образование. Целостный подход – строится как целостная структура, особенности которой определяется здесь и теперь сущ-ими простран-ми и временными условиями воспрятия того или иного конкретного материала. «метод феномелогического самонаблюдения» (МФС) похож на метод «внутреннего восприятия! Ф. Брентано, при кот предлагалось воспринимать явления внутреннего мира не предвзято и целостно.(фигура и фон» В отличии от психоанализа и бихевиоризма, гештальтпси не меняла радикально предмет исследов – сознание чел, изучаекмое МФС. Закон «презнатности» - согласно ему наши перцептивное поле стремиться к структуированию наиболее хорошим, т е простым образом. В. Келера «исследование интеллеката человекоподобных обезьян» (процесс структуирования зрит поля) шимпанзе. Сознание чел. Закон «презнатности» (круг 0) целостный подход фигура и фон инсайд (внезапное нахождение решения) поле (бралось и чел. и жив.) гештальт – новое, качественно отличное от др. целостное образ-е. «метод феномелогического самонаблюдения» исслед.интеллекта чел. подоб обезьян должна обезьяна увидеть и палку и банан (бегущая строка)Эксперименты Келера, что является первичным - восприятие целого или элементов. Животное дрессировалось на выбор более светлого из двух оттенков серого. Затем следовал критический опыт: в новой паре темная поверхность заменялась более светлой. Животное продолжало выбирать более светлую из этой комбинации, хотя ее не было во время дрессировки. Поскольку отношение между светлым и темным в критическом опыте сохранялось, значит, оно, а не абсолютное качество определяло выбор. Следовательно, элемент не имеет значения, а получает его в определенной структуре, в которую он включен. Тот факт, что такие структуры свойственны курам, означал, что структуры являются первичными примитивными актами. Мейнонг считал гештальт-качество вовсе не автоматически появл. в сознании – для его возникновения требуется специфическая активность субъекта, по установлению отношений между звуками, результатом кот. и явл. Переживании целостной мелодии. Лейптская шк за Отсутствие процессуального Аспекта. Восприятие. Внутренняя картина переносится на внешнее. Основные понятия гештальт-метода Организм – живая целостная система. Среда – то, что окружает организм и необходимо для его существования. Граница – то, что отделяет организм от среды. Контакт – процесс взаимодействия организма со средой. Потребность – дефицит в организме, побуждающий его взаимодействовать со средой для восстановления баланса жизнедеятельности. Граница контакта – феномены, возникающие на границе индивидуального «организма» и «окружающей среды».
В современном обществе переход российской экономики к рыночным отношениям обусловил потребность в специалистах нового профиля, одной из основных целей высшего образования является подготовка высокообразованных специалистов, способных к профессиональному росту и профессиональному развитию. Проблемное поле в образовательной системе обусловлено многими факторами, в частности социальными ожиданиями к качеству образования и результатам обучения и воспитания, новым характером отношений и деятельности студента и преподавателя, а также в целом образовательной средой: содержанием обучения, организационными формами, методами и средствами обучения и контроля и др. В профессиональном образовании существует множество подходов, форм и методов обучения, которые различаются основными целями, отношением к учащимся, способами постановки целей, содержанием обучения, педагогическим управлением, а также психологическими теориями и концепциями, лежащими в основе каждого подхода. Первоначально гештальт-метод разрабатывался, прежде всего, для нужд лечения неврозов и других болезненных нарушений, основателем данного направления является Ф. Перлз. Однако ещё при его жизни гештальт-метод вышел за рамки сугубо медицинской практики (хотя с успехом применяется там и поныне) и стал универсальным психологическим методом, который применим к широкому кругу человеческих проблем и различным областям жизни человека, таким как: клиническая психотерапия; семейная терапия; тренинги для людей, стремящихся к личностному росту и улучшению коммуникации; тренинги для представителей различных профессиональных групп (например, педагогов, менеджеров); гештальт-педагогика; консультирование организаций. Еще одним основным процессом в гештальт-подходе, является феноменология. Неповторимое восприятие каждым из нас мира, приобретение собственного опыта, создание наших смыслов. «Смысл – это связь между фигурой и фоном... Решающим является то, как люди делают выбор, организуют и творят свою жизнь во времени». Паттерны влияния поля – повторяющиеся инварианты – являются тем, что мы называем фиксированными гештальтами, матрицами, которые формируют характер. Таким образом, характер влияет на создание того, что становится фигурой и на то, какова связь между фигурой и фоном, и таким образом в огромной степени влияет на смысл. Характер – это замороженное оформление того, что раньше было адаптивной и обычно здоровой реакцией, а теперь является неконтекстуальным, анахроничным и устаревшим» Гештальт-метод основан на убеждении, что люди рождаются со способностью и возможностью находиться в приносящем удовлетворение контакте с другими людьми и вести творческую и радостную жизнь. Однако иногда, в детстве или позже, что-то прерывает этот процесс и человек «застревает» в каких-то ситуациях или представлениях о самом себе, которые мешают ему двигаться дальше. Задача гештальта – исследовать и открыть, как эти ситуации и представления влияют на человека в настоящий момент. Таким образом, концептуальные представления гештальт-метода основаны на трёх координатах: теории поля, феноменологии и диалоге. С точки зрения данного метода за каждым человеком признаётся уникальная личность, имеющая всё необходимое для решения проблем, поэтому своими целями гештальтисты ставят: · расширение осознавания и посредством этого достижение большей внутриличностной целостности; · наполненности и осмысленности жизни; · улучшение контакта с внешним миром в целом, и с окружающими людьми; · анализ процесса существования самого себя и своего присутствия в мире; · анализ, способствующий созданию гибких и адекватных форм сознания и поведения и порождающий творческую ответственность.
ВОПРОС 21 Теория Курта Левина Школа КЛ: Т.В.Дембо, Б.В.Зейгарник; Ф.Хоппе. Краткая история возникновения и развития, используемые методы исследования, отношения с другими психологическими концепциями, экспериментальная феноменология, практические (прикладные) результаты в сфере образования. Свою теорию личности Левин (1890-1947) называл «Теория психологического поля». Основные положения теории изложены в работах «Динамическая теория личности» (1935), «Принципы топологической психологии» (1936). Метод эксперимент. Предмет потребности заряженная система кот. движет личность и его мотив пси-ие процессы. Исследовал личность с помощью экспериментов. Потребности: биологические, квазипотребности. Личность –система заряж. оболочек, квази потреб.,кот. зависит от этих оболочек. Мотивы-объекты кот., имеют жизненное пространство в отношении к их личности П(потреб)-М(мотив) Свою теорию личности Левин разрабатывал в русле гештальтпсихологии, дав ей название «теория психологического поля». Он исходил из того, что личность живет и развивается в психологическом поле окружающих ее предметов, каждый из которых имеет определенный заряд (валентность). В своей модели психологического объяснения поведения Курт Левин стремился осуществить анализ условий протекания явлений и свести их к основным объяснительным конструктам. Конструктами стати понятия общей динамики, такие, как напряжение, сила, поле (по аналогии с электромагнитным и гравитационным полями). Потребность может принимать одно из трех состояний: состояние "голода", состояние "насыщения" и состояние "пресыщения". Поведение возможно только тогда, когда у человека есть в нем потребность. Отсутствие потребности ("насыщение"), а уж тем более пресыщение должны приводить к прекращению поведения. Топологическая и векторная репрезентация, осуществленная Леейном, не раскрывает ничего нового относительно поведения, которое они, как предполагается, объясняют. Это возражение формулируется различным образом и различными критиками. Некоторые, такие, как Гэррет (Garrett, 1939), утверждают, что левиновские репрезентации – это громоздкие изображения очень простых психологических ситуаций, а Брольер (Brolyer, 1936-1937) называет их рисуночными аналогиями или иллюстративными метафорами. Лондон (London, 1944) говорит, что они изображают то, что уже известно, не добавляя никакого нового знания или инсайта. Линдсей (Lindzey, 1952) в обзоре "Field theory in social science" Левина отмечает тенденцию Левина к использованию скорее иллюстраций "постфактум", нежели предварительных предсказаний, основанных на предложениях, выведенных из базовой теории. Хаусхолдер (Householder, 1939) также отмечает, что Левин не формулирует законы и не рассматривает операции, необходимые для определения констант уравнений, на основе которых можно осуществлять предсказания поведения индивида в данной ситуации. Спенс (Spence, 1944) отрицает, что экспериментальная работа Левина как-то связана с его теорией. "Левиновская теория привлекательна. В соединении с его интересными экспериментами это создает замечательную иллюзию того, что они както между собой связаны" Т.В.Дембо ПРОЦЕДУРА ПРОВЕДЕНИЯ
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|