Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Типичные исследования. Методы исследования




В основном эмпирические данные Адлер добывал в терапевтической ситуации, и по большей части они представляют реконструкции прошлого по воспоминаниям пациента и оценку поведения в настоящем на основе вербальных отчетов. Здесь достанет места упомянуть лишь несколько примеров исследований Адлера.

Ранние воспоминания

Адлер полагал, что ключом к пониманию базового жизненного стиля могут быть самые ранние воспоминания, о которых человек сможет сообщить (1931). Например: девушка начинает описание ранних воспоминаний со слов: "Когда мне было три года, мой отец..." Это указывает на то, что она заинтересована в отце больше, чем в матери. Затем она продолжает говорить о том, что отец привел двух пони – для старшей сестры и для нее – и что старшая сестра вела пони за повод вдоль по улице, тогда как ее собственный пони тащил ее за собой по грязи. Такова судьба младшего ребенка – оказываться на вторых ролях в отношениях со страшим сиблингом – и это мотивирует на попытку обогнать лидера. Ее жизненный стиль руководствуется амбициями, желанием быть первой, глубоким чувством разочарования, опасности, предчувствием поражения.

Молодой человек, обратившийся по поводу острых приступов тревоги, воспроизвел следующую сцену. "Когда мне было четыре года, я сидел у окна и смотрел на рабочих, которые строили дом на другой стороне улицы, а мама в это время вязала чулок". Это воспоминание указывает на то, что молодого человека в детстве баловали, так как память сохранила образ заботливой матери. То, что он смотрит на работающих других, позволяет предположить, что его жизненный стиль – стиль скорее наблюдателя, а не участника. Это подтверждалось тем, что он испытывал тревогу всегда, когда пытался избрать сферу профессиональной деятельности. Адлер предложил ему подумать о занятии, где могла бы быть использована его склонность к наблюдению и созерцанию. Пациент воспринял совет Адлера и стал удачливым торговцем произведениями искусства.

Адлер использовал свой метод как в индивидуальной, так и в групповой работе и обнаружил, что это – простой и экономный путь изучения личности. Ранние воспоминания теперь используются в качестве проективной методики (Mosak, 1958).

Детские переживания

Адлера особенно интересовали ранние события, предрасполагающие ребенка к ошибочному жизненному стилю. Он выявил три важных фактора: 1) неполноценность ребенка; 2) "испорченность" ребенка; 3) отверженное положение ребенка. Дети с физической или умственной недостаточностью несут тяжкое бремя и скорее всего при встрече с жизнью будут чувствовать неадекватность. Они считают себя неудачниками и часто таковыми являются. Тем не менее, в случае понимания и поддержки родителей они могут компенсировать неполноценность и обратить слабость в силу. Многие выдающиеся люди в детстве страдали органической слабостью, которая затем была компенсирована. Снова и снова Адлер говорил о зле избалованности, которое считал величайшим проклятием, довлеющим над ребенком. У избалованных детей не развивается социальное чувство; они становятся деспотами, ждущими от общества того, чтобы то приспосабливалось к их эгоцентрическим желаниям. Таких людей Адлер считал потенциально самыми опасными для общества. Отвержение ребенка также приводит к несчастливым последствиям. Испытывая плохое отношение к себе в детстве, эти люди во взрослом возрасте становятся врагами общества. Их стиль жизни определяется потребностью отомстить. Эти три условия – органическая слабость, избалованность и отвержение – продуцируют ошибочное представление о мире и находят воплощение в патологическом жизненном стиле.

 

Вопрос 27 Неофрейдизм. Краткая история возникновения и развития, используемые методы исследования, отношения с другими психологическими концепциями, экспериментальная феноменология, практические (прикладные) результаты в сфере образования.

Неофрейдизм – направление в современных, преимущественно американских, философии и психологии. Возник в кон. 1930-х гг. в процессе соединения психоанализа с американской социологической и этнографи -ческой теориями. Перенося центр тяжести с внутрипсихических процессов на межличностные отношения, неофрейдизм истолковывает психические нормы как приспособление личности к социальной среде (учение о защитных формах поведения в духе бихевиоризма и др.). Неофрейдизм отклоняет учение З. Фрейда о либидо и сублимации и либо вообще отрицает роль бессознательного, либо видит в нем связующее звено между социальными и психическими структурами Итак, как уже было сказано в конце 30-х годов возникает неофрейдизм соединивший психоанализ Фрейда с социологическими теориями. Подвергнув критике ряд положений классического психоанализа в толковании внутрипсихических процессов, но оставив важнейшие его концепции (иррациональные мотивы человеческой деятельности, изначально присущие каждому индивиду), представители неофрейдизма перенесли центр тяжести на исследование межличностных отношений. Это сделано в стремлении ответить на вопросы о человеческом существовании, о том, как человек должен жить и что должен делать. Причиной неврозов у человека они считают тревогу, зарождающуюся еще у ребенка при столкновении с исходно враждебным ему миром и усиливающуюся при недостатке любви и внимания. Позже такой причиной становится невозможность для индивида достичь гармонии с социальной структурой современного общества, которое формирует у человека чувство одиночества, оторванности от окружающих, отчуждение. Именно общество рассматривается как источник всеобщего отчуждения и признается враждебным коренным тенденциям развития личности и трансформации ее жизненных ценностей и идеалов. Через исцеление индивида может и должно произойти исцеление всего общества. К числу наиболее известных представителей неофрейдизма относятся: Карл Густав Юнг (1875--1961), Альфред Адлер (1870—1937), Карен Хорни (1885-1953), Эрих Фром (1900-1980), В. Райх (1897-1957), Г. Маркузе (1898-1979) и др.

Предмет-бессознательное метод-свободные ассоциации. С т.з Хорни на развитие личности влияет общ-во и соц окр чел считала, что чел может измениться. Основным элементом структура личности рассмат бессоз чув-во беспокойство тревоги «я идеальное» «я реальное» «я с т з др» 1 стремление к людям(уступчив) 2 против(агрессия) 3 от людей(устранение) 1 она отвергала высказ Фрейда относит женщин и особенно его утвержд о том, что их биол природа предопред зависть к пенису. 2 во вр пребывания в Чикаго и Нью-Йорке она обменивалась мнениями с Эрих Фромм, в следствии пришла к выводу соц-культурные условия оказывают глубокое влияние на развитие и функционир индивидуума 3 в основе нарушений функционир личности лежат уникальные стили межличностных отношений. Использование психоаналитической теории и фрейдизма в различных областях знаний: медицине, психологии, социологии, философии, лингвистике, художественном творчестве на основе концепции о решающей роли социокультурных факторов в этиологии невроза. Под влиянием амер. социологических и бихевиористских установок неофрейдисты стали придавать особое значение роли социальной среды. В результате внутри фрейдизма произошли существенные преобразования. Оказались отвергнутыми теория сублимации и учение о либидо. Неофрейдисты, по существу, “социологизировали” психологию. Немалое воздействие на Н. оказала амер. школа культурантропологии. Особое значение психоанализ имеет для наук о человеке, в т.ч. для исследований различных аспектов научного и художественного творчества, психологии, медицины, морали, религии. Он проникает также в такие узкоспециализированные дисциплины, как лингвистика, кибернетика, теория архитектуры и даже физика. Возрастает влияние психоанализа в теориях и практике современного искусства. Не менее существенно воздействие психоанализа на филос. и социологические школы, политологию и культурологию.

Эдипов комплекс Хорни связывает не с сексуально-агрессивным конфликтом между ребенком и родителями, а с тревогой, возникающей в связи с базовыми нарушениями в отношениях ребенка с матерью и отцом, например, отвержением, гиперпротекцией, наказаниями. Агрессия, вопреки мнению Фрейда, не врождена, а представляет средство защиты своей безопасности. Нарциссизм в реальности – не самовлюбленность, а самовозвеличивание и завышенная самооценка, возникающая в связи с чувством небезопасности. Хорни также подвергает сомнению представления Фрейда о вынуждении повторения, Оно, Я и Сверх-Я, тревоге и мазохизме (1939). Положительно Хорни относится к фундаментальным, по ее мнению, разработкам Фрейда в области психического детерминизма, бессознательной мотивации и эмоциональных, нерациональных мотивах. (1945) Хорни делит потребности на три группы: 1) движение к людям – например, потребность в любви; 2) движение от людей – например, потребность в независимости; 3) движение против людей – например, потребность в силе. Каждая из этих групп представляет базовую ориентацию по отношению к другим и к себе. В различии этих ориентаций Хорни находит основу внутреннего конфликта. Нормальный и невротический конфликт различаются по степени: "...несоответствие между сторонами конфликта для здоровой личности значительно меньше, чем для невротика" (1945, с. 31). Иными словами, конфликты есть у всех, но у некоторых людей – в отягощенной форме, в первую очередь в связи с ранними переживаниями отвержения, неприятия, гиперпротекции и других вариантов неудачных отношений с родителями.

 

Вопрос 28 Современная гуманистическая психология (Маслоу, Роджерс Олпорт). Краткая история возникновения и развития, используемые методы исследования, отношения с другими психологическими концепциями, экспериментальная феноменология, практические (прикладные) результаты в сфере образования.

Оригинальность гуманистической психологии (авторы А. Маслоу, К. Роджерс, Г. Олпорт) в том, что она развернулась в сторону здоровой, гармоничной личности, не задетой невротическими недугами. Основные идеи:
- человек не заложник своего прошлого опыта, не пассивное животное и не жертва природы;
- человек больше устремлен в будущее, к самореализации;
- главный мотив - развитие созидающего начала человеческого Я;
- человек должен изучаться в его целостности;
- каждый человек уникален.

Особенности взглядов авторов гуманистической психологии состоят в следующем:
А. Маслоу. Основной источник активности человека - в стремлии к самоактуализации. Самоактуализация означает:
- понимание реальной жизни со всеми ее сложностями (без "страусиных эффектов");
- принятие себя и других («Я есть Я», «Ты есть Ты»);
- естественность поведения, самостоятельность суждений;
- доброжелательность;
- открытость опыту;
- профессиональную увлеченность любимым делом;
- нравственную разборапюсть в средствах достижения цели;
- реализацию всех своих потенциальных возможностей;
- конгруэнтность (соответствие переживания его истинному содержанию, достигаемое при преодолении внутренних защитных механизмов индивида).

Самоактуализация заложена в природе человека. Но он должен реализовать ряд потребностей, образующих иерархическую лестницу:
- физиологические потребности в пище, одежде, жилье, сексе и др. (низшие);
- потребность в безопасности (сохранение возможности удовлетворения низших потребностей, обеспечение работой, обеспечение личной безопасности и др.);
- социальные потребности (удовлетворение индивидуальных стремлений к контактам с другими людьми);
- потребность в уважении, статусе, в осознании собственного достоинства;
- потребность в самоактуализации, саморазвитии, самосовершенствовании (высшие потребности).

Как правило, реализация более высокого уровня потребностей предполагает реализацию (включение) более низких уровней.

Препятствия для самореализации:
- ощущение «винтика», зависящего от всех и вся (феномен «выученной беспомощности»);
- стерильное разделение окружающих людей на «своих» и «чужих»;
- «самоедство», психологический критшсанский «мазохизм»;
- наличие запретных для обсуждения и анализа тем, мировоззренческих позиций и т. д.

Психотерапевтическая помощь (логотерапия) требуется человеку, когда вокруг него образуется экзесциальный вакуум:
- когда человек потерял смысл жизни;
- когда становятся непроходимыми препятствия для самореализации.

Смысл жизни постигается развитием у себя способностей любить, сопереживать.

Слабое место подхода Маслоу в некоторой биологизации нравственных качеств человека. К сожалению, люди не рожадаются абсолютно добрыми, они могут такими стать.

К. Роджерс. Фундаментом личности является Я-концепция "самость".

Восприятие самого себя формируется в процессе взаимодействия с другими людьми, окружающей средой. Структура Я-концеиции:
- реальное Я (восприятие того, какой «я есть»);
- идеальное Я (представление того, каким бы «я хотел и должен быть»).

Поведение человека можно понять исключительно на основе познания его Я-концепции. Любые реакции и поведение человека обусловлены тем, как он субъективно воспринимает происходящее вокруг, каковы его субъективные переживания. Если реальное Я не совпадает с идеальным Я, то индивид оказывается в состоянии тревоги и растерянности. Это представляет опасность для Я-концепции, угрожает потерей самоуважения. Поэтому в действие приводятся механизмы психологической самозащиты, которые не пускают угрожающие переживания в сознание. Обычно это:
- искажение восприятия, или намеренно ложное истолкование своего переживания (например, ради сохранения Я-концеиции человек интерпретирует факт неназначения на руководящую должность происками злоумышленников, завистников);
- реакция отрицания, игнорирования переживания (например, весь мир летит кувырком, но «в Багдаде все спокойно...»).

«Полноценно функционирующий человек» должен характеризоваться:
- открытостью к переживаниям и благоразумием;
- самоприятием и уважением к себе;
- интернальностью (ответственностью за все, что с ним происходит, перед самим собой);
- творческим образом жизни, адаптивностью к реальным условиям жизни;
- насыщенностью жизни в каждый момент времени.

Психотерапия К. Роджерса - не директивная не предполагающая активного воздействия на пациента со стороны психотерапевта: никаких просьб, оценок, рекомендаций и советов. Только роль "выпрамляющего зеркала":
- слушай, поясняй его переживания, устанавливай позитивный контакт и спокойную атмосферу полного взаимного доверия;
- смотри на мир глазами пациента.

Пациенту отводится равноправная ответственность за терапевтические последствия.

Маслоу – его теория называется теорией самоактуализации. Ранний Маслоу не похож на позднего Маслоу.

1 период у Маслоу: разработка представлений о самоактуализирующихся личностях. Он выделил 15 черт, присущих этим людям (брал для описания Макса Вертгеймера и еще одного своего учителя Рута Бенедикта, а также и самого себя): это люди с ярко выраженной индивидуальностью, нередко склонны к одиночеству, им характерно чувство общности с человечеством в целом, у них философское чувство юмора, они критичны и к хорошему и к плохому; для них характерны пиковые переживания (радость от самовоплощения в некой деятельности) (!!!) - ощущения полной воплощенности экзистенциальных потребностей человека (это основная черта только самоактуализирующихся личностей, но затем пересмотрел данную точку зрения). Смотри качества самоактуализирующейся личности в тетрадке по общей психологии, листик, который дала Шибаева. Однако ни одного из 3-ёх своих респондентов он не обнаружил наличие всех 15 характеристик, он просто описал идеал.

2 период у Маслоу – создал теорию человеческой мотивации, хотя он употреблял слово потребности. По Маслоу человек строит отношения с миром на основе иерархии потребностей. Он критикует теорию инстинктов, сменил понятием базовых потребностей и считал, что эти потребности врожденны. Выделяет 5 групп базовых потребностей, которые находятся в определённой иерархии.

1. Физиологические потребности.

2. Потребность в безопасности

3. Социальные потребности – потребность в любви, потребность в контактах, в межличностном признании

4. Моральные потребности – потребность в признании, значимости, самоуважении и др.

5. Потребность в самоактуализации.

Высшие – 2 последних этапа, самый высший – потребность в самоактуализации.

Он считал, что большинство людей озабочены удовлетворением низших этажей потребностей, поэтому до верхнего этажа потребности не доходят. Считал, что это возможно только в Америке, т.к. только там у человека созданы условия для того, чтобы не застревать на нижних этажах потребностей.

3 период у Маслоу – редакция первоначальных представлений. Он оспорил свою идею о строгой иерархии потребностей, и сказал, что можно самоактуализироваться и без удовлетворения потребностей низшего уровня. Он отказался от идеи узости круга самоактуализирующихся людей (которые уже имеют немалый жизненный путь), сюда же он начал причислять людей, у которых наблюдаются тенденции, стремление к самоактуализации, ценности самоактуализации, кто стал на путь развития в направлении самоактуализации (а не достигших уже самоактуализации, как в 1-ом своём периоде); добавил сюда просто здоровых людей, которые являются больше деятелями и больше прагматиками, есть среди них и трансцеденты (которых всё равно мало), эти люди больше живут на уровне духовного бытия, у этих трансцендентов он насчитывает 24 особенности.

Описаны следующие тенденции (невротические), обратная сторона самоактуализирующейся личности:

- попытка реализовать «Я идеальное», вместо «Я реальное» часто приводит к краху надежд, к разочарованности, неустойчивости по отношению к неудачам.

- у каждого человека есть некие регрессивные тенденции - это синдром страха перед собственными возможностями, называется комплекс Ионы.

Характеристики самоактуализирующейся личности по Маслоу:

1.Более адекватное восприятие действительности, свободное от стереотипов и предрассудков и постоянный интерес к неизведанному.

2.Принятие себя и других такими, какими они есть, отсутствие защитных форм поведения и непринятие такого поведения у других.

3.Спонтанность проявлений, простота и естественность, соблюдение ритуалов, традиций, церемоний.

4.Деловая направленность. Такие люди заняты обычно не собой, а своей жизненной задачей или миссией. Обычно они соотносят свою деятельность с универсальными ценностями и склонны рассматривать ее под углом зрения вечности, а не текущего момента. Поэтому все они в какой-то степени философы.

5.Они нередко склонны к одиночеству и для них характерна позиция отстраненности по отношению ко многим событиям, в том числе событиям собственной жизни. Это помогает им относительно спокойно переносить неприятности и быть менее подверженным воздействиям извне.

6.Автономия и независимость от окружения; устойчивость под воздействием фрустрирующих факторов.

7.Свежесть восприятия, нахождение каждый раз нового в уже известном.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...