Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Пиковые переживания, характеризующиеся ощущением исчезновения собственного Я.




9.Чувство общности с человечеством в целом.

10. Дружба с другими самоактуализирующимися людьми; узкий круг людей, отношения с которыми весьма глубокие. Отсутствие проявлений враждебности в межличностных отношениях.

11. Демократичность в отношениях. Готовность учиться у других.

12. Устойчивые внутренние моральные нормы. Самоактуализиоующиеся люди ведут себя нравственно, они остро чувствуют добро и зло; они ориентированы на цели, а средства всегда подчиняют этим целям.

13. «Философское» чувство юмора. Они относятся с юмором к жизни в целом и к самим себе, но никогда не считают смешной чью-либо ущербность или невзгоды.

14. Креативность, не зависящая от того, чем человека занимается и проявляющаяся во всех действиях самоактуализирующейся личности.

15. Они не принимают безоговорочно ту культуру, к которой принадлежат. Они не конформны, но и не склонны к бездумному бунтарству. Они достаточно критично относятся к своей культуре, выбирая из нее хорошее и отвергая плохое. Они не идентифицируются со своей культурой, ощущая себя в большей степени представителями человечества в целом, чем представителями своей страны. Поэтому они нередко оказываются в изоляции в той культурной среде, которую они не желают принять.

«-» Была критика в адрес внеисторичности его теории, отсутствие культурных контекстов в анализе человека, а также за придание потребностям врождённого характера (он инстинкты врождённые заменил на врождённые потребности).

«-» Франкл критиковал гедонизм (высшее наслаждение, удовольствие от самого себя) в трактовке проблемы самоактуализации, он считал, что она является побочным эффектом при реализации человеком смысла жизни.

«-» Что самореализация объявлена конечной целью.

«+» - введение понятия иерархия потребностей; пытался прорваться к описанию оптимума психического развития, пытался описать что такое человек на пике его физического, духовного, психического развития.

Предмет-личность с ее мотивациями и потребностями. Метод-исследов. Наблюдение и эксперимент Гуманистическая психология — третье и самое новое направление персонологии — предлагает радикально противоположную трактовку человеческой природы. Ученые, причисляющие себя к этому течению (также рассматриваемому как «третья сила» или «развитие потенциала человека»), заявляют, что человек от природы хорош и способен к самосовершенствованию. С точки зрения гуманистической психологии, сама сущность человека постоянно движет его в направлении личного роста, творчества и самодостаточности, если только чрезвычайно сильные обстоятельства окружения не мешают этому. Сторонники гуманистической психологии также утверждают, что люди — в высшей степени сознательные и разумные создания без доминирующих бессознательных потребностей и конфликтов. В общем, гуманистические персонологи рассматривают людей как активных творцов собственной жизни, обладающих свободой выбирать и развивать стиль жизни, которая ограничена только физическими или социальными воздействиями.

Теория Маслоу о самоактуализации личности, основанная на изучении здоровых и зрелых людей, ясно показывает основные темы и положения, характерные для гуманистического направления. Теория Маслоу, подчеркивающая уникальность человека и наличие потенциала саморегулируемого и эффективного функционирования, обладает огромной притягательной силой для тех, кто разделяет его оптимистическую точку зрения на человечество. Первым объектом критики стало само исследование самоактуализирующихся людей, осуществленное Маслоу. По мнению многих, это исследование не отвечало критериям научности, — в частности, критерию повторяемости, — и поэтому его нельзя назвать иначе, как спекулятивным. Особенно резкую критику вызвала субъективность критериев выбора самоактуализирующихся людей. Д. Мак-Клелланд, Ш. Бюлер, М. Б. Смит указывают на то, что эти критерии не могут не находиться в прямой связи с системой ценностей самого автора исследования или, по меньшей мере, культуры, к которой он принадлежит. «Кто вправе выбирать наиболее самоактуализирующихся людей — Маслоу, Святой Павел или Мао Цзе-дун?» Критика субъективности критериев выбора самоактуализирующихся людей

 

Вопрос 29 Культурно-историческая концепция ЛСВ. Понятие высших психических функций (ВПФ). Системное строение ВПФ. Присвоение как специфически человеческая форма передачи общественно-историческая опыта. Интериоризация и опосредование.

Предмет-ВПФ эксперимент генетический метод развитие чел естественная (линия развития натур)—ВПФ(-по структуре опосредованы –по генезису соц –по фун-ии произвольны);культурная –сред-ва произвольны регуляции поведения----речь,схемы, карты и тд. 1предложил рассматривать ВПФ в их системном отношении, те взаимосвязь, взаимовлияние 2 рассмотр любого процесса в развитии: попытка рассмотреть выявления структура(что это такое?) генезис(что, зачем, когда и тд), функция, нарушении(патология) 3 истор подход в проблеме развития ребенка 4 С ТЗ ЛСВ чео развив в процессе активности присвоении средств и действительн с ними. Он предложил идею Д чел, основную активн-силу, кот приводит к развитию сознания. Эксперимент дошкольник, млад шк,подрост и взросл.Практикум 3 двойной стимуляции. Не доработал многие вещи в виде цитат.

Концепция разрабатывалась Выготским и его школой (Леонтьев, Лурия и др.) в 20-30 гг. XX в. Одной из первых публикаций была статья "Проблема культурного развития ребенка" в журнале "Педология" в 1928 г.

Следуя идее общественно-исторической. природы психики, Выготский совершает переход к трактовке социальной среды не как "фактора", а как "источника" развития личности. В развитии ребенка, замечает он, существует как бы две переплетенных линии. Первая следует путем естественного созревания. Вторая состоит в овладении культур, способами поведения и мышления. Вспомогательными средствами организации поведения и мышления, которые человечество создало в процессе своего истор. развития, являются системы знаков-символов (например, язык, письмо, система счисления и др.).

Овладение ребенком связью между знаком к значением, использование речи в применении орудий знаменует возникновение новых психологических функций, систем, лежащих в основе высших психических процессов, которые принципиально отличают поведение человека от поведения животного. Опосредованность развития человеческой психики "психологическими орудиями" характеризуется еще и тем, что операция употребления знака, стоящая в начале развития каждой из высших психических функций, первое время всегда имеет форму внешней деятельности, т. е. превращается из интерпсихической в интрапсихическую.

Первый принцип — он же "основной фундаментальный закон построения высших психических функций" предполагает процессы опосредования и интериоризации и вытекает из культурно-исторического подхода к психике человека. Второй и третий принципы также следуют из него, но здесь соответствующие факты описываются с помощью естественнонаучных понятий и верифицируются естественнонаучными методами

Выготский. В отечественной психологии мышление изучалось в ряде научных школ: в школе Л.С. Выготского – как высшая психическая функция, речевое мышление. Л. С. Выготский изучал мышление с позиции теории культурно-исторического развития психики. Мышление понимается им как «культурный» процесс, опосредованный языком, т. е. предметом изучения психологии мышления являлось речевое мышление. Выготский предложил использовать генетический метод для изучения любого психического явления, в том числе мышления, изучать данное явление в филогенезе, в онтогенезе и в социогенезе. Основной единицей речевого мышления объявлялось понятие (значение слов). Л.С. Выготский показал, что значения слов развиваются, и в зависимости от того, какой ступени достиг ребенок в развитии мышления, находятся все другие его психические функций: внимание, память и т. д. Фундаментальным законом развития ВПФ в онто-и-филогенезе является механизм интериоризации – перенос внешнего предметного действия во внутренний план.

КИТ Выготского. Выготский рассматривает развитие внимания в контексте концепции о развитии ВПФ. Внимание подчиняется законам развития ВПФ. Соновная идея рассмотрения внимания – выделение роли ср-в в формировании внимания как ВПФ. Внимание разделяется на натуральное (непосредственное, непроизвольное) и культурное (опосредованное, произвольное).

Л.С. Выготский. Опыты на направленность внима­ния. Ребенок должен был выбрать из двух стоящих перед ним чашек ту, в которой невидимо для него был положен орех, другая чашка оставалась пустой. На крышки чашек были прикреплены прямоугольники светло- и темно-серого цвета. Ребенок действовал методом проб и оши­бок. Затем экспериментатор делал указательный жест, обращая внимание ребенка на прямоугольники. Ребенок начинал правильно выполнять задание.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...