Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Самообразование и самовоспитание как фактор совершенствования профессионального мастерства




От чего зависит уровень профессионализма учителя, работающего в школе? Конечно же, прежде всего от самого учителя.

Сегодня жизненный успех каждого из нас зависит от самостоятельности, умения использовать внутренние резервы личности, максимально развивать способности, проявлять творческую активность. В педагогике такая работа носит название самовоспитание, саморазвитие.

Самовоспитание, саморазвитие – это сознательная практическая деятельность, направленная на возможно более полную реализацию человеком себя как личности [4, 122].

Профессиональное самовоспитание, саморазвитие - это сознательная деятельность, направленная на совершенствование своей личности в соответствии с требованиями профессии к человеку [4, 123].

Какие сходства и различия можно выделить в сущности определений «самовоспитание, саморазвитие», «профессиональное самовоспитание, саморазвитие»? Как взаимосвязанные эти процессы?

Личностное саморазвитие и профессиональное самовоспитание неразрывно связаны между собой.

Изучение жизни и деятельности великих людей убеждают в том, что критическое отношение к себе, к результатам своей деятельности стимулируют человека к постоянному личностному и профессиональному самосовершенствованию. Так, Альберт Эйнштейн считал себя не талантливым, а трудолюбивым, и свои достижения в науке относил на огромную работоспособность [4, 123].

Работа по самовоспитанию необходимо начинать с самоизучения, осознания своих успехов и неудач, с недовольства собой, которое возникает в процесс сравнения своих результатов работы с достижениями других людей, оценки своих поступков, анализа своих психических состояний, переживаний.

Следующим шагом самовоспитания является формирование целей, т.е. целепологание как выбор личностно – значимых целей саморазвития. От выбора цели зависит эффективность такой работы. Чем шире и значимее цель, тем вернее она может стать перспективной в жизни человека.

Выдвинуть, сформулировать, а тем более реализовать названные цели практически невозможно без самопознания и самооценки. Самопознание и самооценка - изучение и оценка своих личностных особенностей (интересов, склонностей, характера и т.д.), типологических свойств нервной системы в процессе самонаблюдения и использования методов диагностики. Знание этих качеств позволяет построить программу саморазвития с учетом работоспособности, уравновешенности, эмоциональной стабильности.

При необходимости программа саморазвития, средства и методы корректируются на основе самоконтроля. Самоконтроль – это осознание и оценка субъектом собственных действий, психических процессов и состояний, результатов продвижения в саморазвитии.

Однако одного желания изменить себя бывает недостаточно, и поэтому после выдвижения целей личностного саморазвития очень важно наметить программу действий самовоспитания. Для реализации программы используются специфические методы: самоубеждение, самовнушение, самоприказ, самоободрение, аутогенная тренировка.

Ознакомьтесь с характеристикой методов самовоспитания и придумайте вопрос-загадку к каждому методу, приведите примеры самоубеждения, самовнушения, самоприказа, самоободрение, аутогенной тренировки. Оцените четкость, многосторонность, ясность, лаконизм, оригинальность и содержательность вашего вопроса, приведенного примера.

Самоубеждение применяется, когда человек знает, как надо вести себя, чего он хочется достичь, но у него недостаточно силы воли, чтобы реализовать себя в определенной ситуации. Поэтому, приняв решение, он подкрепляет его убедительными аргументами: создает притягательную для себя цель, рисует в своем воображении перспективы саморазвития, будущие успехи [4, 126].

Самовнушение, или другими словами самогипноз, помогает вести себя, не выходя за рамки принятых в данном обществе правил культурного поведения, владеть собой в самых трудных ситуациях. Самовнушение достигается путем словесных инструкций, мысленного воспроизводства определенных ситуаций, связанных с достижением поставленных целей. Самовнушение может быть применено в процессе самовоспитания любых качеств личности. В течение нескольких недель, а иногда и месяцев с целью изменения поведения в требуемую сторону по много раз в день произносится заранее подготовленная фраза: «Я ни при каких обстоятельствах не буду повышать голос!», «Меня не выведут из себя никакие замечания окружающих!» и делается это повторение заученных формул до тех пор, пока уверенность становится непоколебимой, не останется ни тени сомнений в возможности справиться с собой, вести себя в соответствии с самовнушением [22, 268].

Эмоционально более насыщенным является метод самоприказа. Это волевое усилие, предполагающее мобилизацию всех душевных сил человека в экстремальной или просто сложной ситуации, как правило, очень значимой для человека. Чаще всего это короткое, отрывистое распоряжение, сделанное самому себе. Например: «Разговаривать спокойно!», «Не поддаваться на провокацию!». Самоприказ помогает сдерживать эмоции, вести себя сдержанно, соблюдать требования этикета [22, 268].

Во многих жизненных ситуациях целесообразно применять метод самоободрения. Когда важно «оглянуться назад», вспомнить о своих успехах в аналогичном положении. Прошлые успехи говорят человеку о его возможностях, о скрытых резервах в духовной, интеллектуальной, волевой сферах и вселяют уверенность в своих силах. Ободряя себя, надо бороться не со своими недостатками, а изменять свое отношение к ним. Относиться к длинному носу, оттопыренным ушам, низкому росту с юмором.

«Уменя самые красивые уши в мире», - улыбаясь, говорил Сократ. «Назначение ушей воспринимать звуки. Моя огромная ушная раковина позволяет делать это наиболее эффективно». [22,270].

Все методы самовоспитания тесно связаны между собой, переплетаются и иногда применяются почти одновременно. Максимальному их использованию способствует метод аутогенной тренировки.

Аутогенная тренировка – метод, благодаря которому происходит мышечная релаксация, самовнушение, концентрация внимания, умение контролировать непроизвольную умственную активность с целью повышения эффективности значимой для человека деятельности [11, 26].

Более детально познакомиться с приемами самовоспитания можно в следующих книгах: Уманский Л.И. Организаторские способности и их развитие. – Курск, 1967; Рувинский Л.И. Самовоспитание чувств, интеллекта. – М., 1983.

Чтобы работать эффективно, учитель должен постоянно повышать не только общекультурный, но профессиональный уровень, свою психолого-педагогическую образованность. Каждый человек в конкретных условиях и с учетом особенностей своей личности может воспользоваться самыми разнообразными средствами и способами самовоспитания. Среди этого многообразия можно выделить следующие группы: средства и способы самопознания, самопрограммирования и самовоздействий.

В деле самопознания учителем особенностей своей личности в роли эталонов самооценки выступают знания о профессии педагога и личности учителя, представления об идеале. Оцениваются реальные проявления личности. Средством здесь выступает поведение и практическая деятельность учителя, а способами – самонаблюдение, самоанализ, самоиспытание, самооценка и т.д.

В качестве основного средства самопрограммирования в литературе о самовоспитании выделяют самообязательство (письменное или устное). В нем отражаются как особенности личности, так и требования профессии. Самообязательство одновременно является способом программирования изменений своей личности.

Программирование изменений своей личности может осуществляться и в других формах: составление планов самообразования и самовоспитания, ведение дневниковых записей и т.д.

Центральное место в деле самовоспитания занимает реальная самовоспитательная деятельность. И к ее средствам можно отнести различные упражнения, обучающие игры, описание опыта других людей и многое другое.

Весьма эффективным средством самовоспитания учителя является литература, особенно литература о жизни и деятельности выдающихся ученых, педагогов и писателей, об опыте их работы над своей личностью (К.Д. Ушинский, Н.И. Пирогов, Л.Н. Толстой).

Средствами самовоспитания будущего учителя являются и различные виды искусств, способствующие формированию и развитию в нем высокого духовного начала.

Вопросы для самоконтроля

1. Рассмотрите этапы формирования педагогического мастерства. Поясните их на примерах.

2. Определите взаимосвязь ступеней профессионализма учителя с педагогическим творчеством.

3. Должен ли учитель быть творческим человеком? Докажите или опровергните эту точку зрения.

4. Учитель должен уметь в процессе учебно-воспитательной работы управлять собой, учениками, сотрудничать с ними. С помощью каких средств происходит развитие этих умений. Какие из этих умений сформированы у вас?

5. Раскройте суть этапов профессионального самовоспитания, саморазвития.

6. Чем самоубеждение отличается от самовнушения? Самовнушение от аутогенной тренировки?

7. Опишите основные способы и средства работы по самовоспитанию личности будущего учителя.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...