Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Профессиональное мастерство1




Вам предлагается ответить на несколько блоков вопросов. Отвечая, не пропускайте ни одного вопроса. Не тратьте времени на раздумье, выбирайте наиболее типичный и естественный для Вас ответ: «да» (+) или «нет» (-). В ответах избегайте неопределенности.

Блок первый (проверяются сила, уравновешенность, подвижность нервных процессов – природная предпосылка для становления Вашего профессионального мастерства).

1.1 Обычно у вас высокая работоспособность?

1.2 Вам легко сконцентрировать внимание на заданном объекте?

1.3 Обычно при работе у вас хорошее настроение?

1.4 После напряженного труда Вы быстро восстанавливаете силы?

1.5 Вам легко переключаться с одной деятельности на другую?

1.6 В Ваших руках любая работа спорится?

1.7 Обычно Вы действуете быстро и решительно?

1.8 Вам легко переключиться в новую ситуацию?

1.9 Вас не утомляет долгое присутствие других рядом с Вами?

1.10 Ваша речь обычно ритмичная, эмоциональная?

Обработка результатов.

Подсчитайте количество положительных ответов по первому блоку. Если их окажется 8-10, у Вас высокий уровень психофизической готовности к деятельности учителя, 4-7 – средний, 1-3 – уровень критический. При среднем и критическом уровне: возвратитесь к вопросам с отрицательными ответами, выделите для себя смысл и их значимость, подумайте над конкретными примерами индивидуальной тренировки.

Блок второй (определяются ведущие свойства психики, способности, склонности поведения – социально- психологическая основа совершенствования профессионального мастерства). Будьте внимательны: вопросы со сдвоенными ответами (++) с предыдущим блоком.

2.11 О Вас говорят, что Вы наблюдательны и эмоциональны?

2.12 Вам легко заметить или почувствовать состояние другого человека?

2.13 Вы любите фантазировать, придумывать?

2.14 Вы сами стремитесь к общению с другими людьми?

2.15 Вы терпеливы и выдержаны по отношению к другим?

2.16 Вас считают человеком сообразительным и энергичным?

2.17 Сталкиваясь с трудностью, Ваша мысль работает интенсивнее?

2.18 Вам нравится работа, требующая заранее продуманного плана?

2.19 Вы полагаете, что у Вас развито чувство ритма и красоты?

2.20 Вы дорожите своим и чужим временем?

Обработка результатов

Подсчитайте по двум блокам количество положительных ответов: 16-20 – высокий показатель педагогического совершенства; 10-15 – достаточный уровень склонностей и способностей для профессионального совершенствования; До 9 – уровень критический. Наличие критического уровня требует сосредоточить Ваше внимание и действия на недостающих свойствах своей психики и поведения.

Блок третий (определяются качества личности высоко профессионального педагога). Будьте внимательны: вопросы со сдвоенными ответами (++) с предыдущими блоками.

3.21 Вы человек эрудированный и с широким кругозором?

3.22 Вы всегда дисциплинированы и во всем ответственны?

3.23 У Вас развито чувство собственного достоинства и уважения к другим?

3.24 Вас считают человеком порядочным и счастливым?

3.25 О Вас говорят, что Вы внимательны к другим и тактичны?

3.26 Вам легко представить и поставить себя на место другого человека?

3.27 Вы человек самокритичный и справедливый?

3.28 Вы оптимист и всегда верите в лучшее будущее?

3.29 Вы любите детей и Вам интересно в их обществе?

3.30 Вы цените шутку и не обижаетесь, когда подшучивают над Вами?

3.31 Вы можете увлечь делом и повести за собой?

3.32 Вы любите свою специальность, по данным дисциплинам читаете дополнительную литературу?

3.33 Вы умеете видеть любую сложившуюся ситуацию с позиции другого человека?

3.34 Вы любите предавать другим свои знания на понятном для них языке?

3.35 Ваша деятельность всегда обдуманна и целенаправленна?

3.36 Вопросы детей не вызывают у Вас раздражения и беспокойства?

3.37 Вы постоянно учитываете интересы и стремления других?

3.38 Вы умеете выбрать точный план действий и точный тон общения?

3.39 У Вас всегда хватает терпения убеждать других в том, что им не хочется, но надо делать?

3.40 Вы критичны к себе, считаетесь с чужим мнением?

Обработка результатов

Подсчитайте количество положительных ответов: 30-40 – свидетельство высокого профессионального уровня; 20-29 – уровень достаточно высокий; до 19 – уровень критический. При критическом уровне: возвратитесь к отрицательным ответам, проанализируйте, в каких сферах необходимо работать над собой. Выработайте конкретную программу своих действий по развитию профессионального мастерства.


«Карта личности педагога»

Для реализации программы саморазвития будущий педагог составляет свой психологический портрет – «Карту личности». «Карта личности педагога» может рассматриваться как руководство по организации самопознания (что изучать) и как материал для дальнейшего анализа своих личностных свойств (оценка уровня развития). Она позволяет оценить будущему педагогу свои достоинства и недостатки, осознать свои возможности, тем самым почерпнуть силы для дальнейшего самовоспитания, то есть создать мотивацию.

Изучите качества и свойства своей личности (состояние здоровье, физическая активность, способности, качества личности, направленность личности, профессиональные умения и навыки, индивидуальные особенности психических процессов). Оцените каждый показатель по 10-балльной системе (10 баллов – наибольший результат,… 1 балл – качество отсутствует совсем). Обменяйтесь с одним, двумя соседями по парте карточками. Ваша задача оценить качества и свойства соседа по 10-балльной системе с вашей точки зрения.

1 Фоновые показатели:

1.1. Состояние здоровье.

1.2. Физкультурная активность.

2 Способности:

2.1 Познавательные

2.2 Коммуникативные

2.3 Конструктивные.

2.4 Организаторские.

2.5 Перцептивные.

3 Характер и качества личности:

3.1 Требовательность.

3.2 Справедливость.

3.3 Добросовестность.

3.4 Тактичность.

3.5 Оптимизм.

3.6 Выдержанность.

3.7 Самокритичность.

3.8 Деловитость.

3.9 Моральная зрелость.

4 Направленность:

4.1 Интересы.

4.2 Ценности.

4.3 Гуманизм.

4.4 Любовь к людям (детям).

4.5 Идеалы.

5 Профессиональные умения и навыки:

5.1 Интеллектуальное развитие.

5.2 Психомоторная культура (умения управлять собой)

5.3 Развитие организаторских, коммуникативных, перцептивных, конструктивных и дидактических умений.

6 Индивидуальные особенности психических процессов:

6.1 Скорость мыслительных процессов.

6.2 Стратегия мышления.

6.3 Эмоциональность (характер эмоций).

6.4 Воля, самообладание.

6.5 Целеустремленность.

6.6 Память.

6.7 Внимательность.

Обработка результатов. Рефлексия.

Проанализируйте, насколько ваше представление о качествах и свойствах Вашей личности соответствует точке зрения других людей. Если результаты существенно отличаются (разница 4 балла и более) сделайте вывод, почему? Составьте программу развития отдельных качеств и свойств личности с показателем менее 7, 6 баллов.

Для культурного и интеллектуального развития человека выделяют определенные средства. В первую очередь это самообразование – чтение разнообразных научных, художественных книг, книг об искусстве, работа со справочной литературой. Самообразование каждый понимает по-своему: одни стремятся узнать как можно больше обо всем; другие предпочитают как можно больше знать в узкой области, связанной, как правило, с профессиональной деятельностью. С точки зрения всестороннего развития целесообразно сочетать общую образованность с интересам к отдельной области знаний. Другим важным средством культурного и интеллектуального саморазвития являются использование специальных упражнений по развитию памяти, мышления и речи [4,128]. К средствам управления своим психическим состоянием следует отнести и создание в процессе убеждения, самовнушения, самоприказа и самоободрения определенных установок. Ситуация успеха, переживаемая педагогом в процессе деятельности, сама становится средством дальнейшего самовоспитания.

Программа самовоспитания педагога, которая также является средством его саморазвития, обязательно содержит оценку его саморазвития, оценку педагогических способностей и пути их дальнейшего развития.

В вашу программу самовоспитания должны войти упражнения, правила, действия по формированию и развитию качеств, умений с показателем менее 5 баллов.

Почему важно наметить программу действий самовоспитания в рамках учебно-научной деятельности? Потому что одного желания изменить себя бывает порой недостаточно.

Результатом работы по самовоспитанию и саморазвитию являются позитивные изменения в личности и успешное продвижение в учебно-исследовательской деятельности. Последнее проявляется в улучшении качества деятельности, в осознании своих успехов.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...