Профессиональное мастерство1
Вам предлагается ответить на несколько блоков вопросов. Отвечая, не пропускайте ни одного вопроса. Не тратьте времени на раздумье, выбирайте наиболее типичный и естественный для Вас ответ: «да» (+) или «нет» (-). В ответах избегайте неопределенности. Блок первый (проверяются сила, уравновешенность, подвижность нервных процессов – природная предпосылка для становления Вашего профессионального мастерства). 1.1 Обычно у вас высокая работоспособность? 1.2 Вам легко сконцентрировать внимание на заданном объекте? 1.3 Обычно при работе у вас хорошее настроение? 1.4 После напряженного труда Вы быстро восстанавливаете силы? 1.5 Вам легко переключаться с одной деятельности на другую? 1.6 В Ваших руках любая работа спорится? 1.7 Обычно Вы действуете быстро и решительно? 1.8 Вам легко переключиться в новую ситуацию? 1.9 Вас не утомляет долгое присутствие других рядом с Вами? 1.10 Ваша речь обычно ритмичная, эмоциональная? Обработка результатов. Подсчитайте количество положительных ответов по первому блоку. Если их окажется 8-10, у Вас высокий уровень психофизической готовности к деятельности учителя, 4-7 – средний, 1-3 – уровень критический. При среднем и критическом уровне: возвратитесь к вопросам с отрицательными ответами, выделите для себя смысл и их значимость, подумайте над конкретными примерами индивидуальной тренировки. Блок второй (определяются ведущие свойства психики, способности, склонности поведения – социально- психологическая основа совершенствования профессионального мастерства). Будьте внимательны: вопросы со сдвоенными ответами (++) с предыдущим блоком. 2.11 О Вас говорят, что Вы наблюдательны и эмоциональны?
2.12 Вам легко заметить или почувствовать состояние другого человека? 2.13 Вы любите фантазировать, придумывать? 2.14 Вы сами стремитесь к общению с другими людьми? 2.15 Вы терпеливы и выдержаны по отношению к другим? 2.16 Вас считают человеком сообразительным и энергичным? 2.17 Сталкиваясь с трудностью, Ваша мысль работает интенсивнее? 2.18 Вам нравится работа, требующая заранее продуманного плана? 2.19 Вы полагаете, что у Вас развито чувство ритма и красоты? 2.20 Вы дорожите своим и чужим временем? Обработка результатов Подсчитайте по двум блокам количество положительных ответов: 16-20 – высокий показатель педагогического совершенства; 10-15 – достаточный уровень склонностей и способностей для профессионального совершенствования; До 9 – уровень критический. Наличие критического уровня требует сосредоточить Ваше внимание и действия на недостающих свойствах своей психики и поведения. Блок третий (определяются качества личности высоко профессионального педагога). Будьте внимательны: вопросы со сдвоенными ответами (++) с предыдущими блоками. 3.21 Вы человек эрудированный и с широким кругозором? 3.22 Вы всегда дисциплинированы и во всем ответственны? 3.23 У Вас развито чувство собственного достоинства и уважения к другим? 3.24 Вас считают человеком порядочным и счастливым? 3.25 О Вас говорят, что Вы внимательны к другим и тактичны? 3.26 Вам легко представить и поставить себя на место другого человека? 3.27 Вы человек самокритичный и справедливый? 3.28 Вы оптимист и всегда верите в лучшее будущее? 3.29 Вы любите детей и Вам интересно в их обществе? 3.30 Вы цените шутку и не обижаетесь, когда подшучивают над Вами? 3.31 Вы можете увлечь делом и повести за собой? 3.32 Вы любите свою специальность, по данным дисциплинам читаете дополнительную литературу? 3.33 Вы умеете видеть любую сложившуюся ситуацию с позиции другого человека? 3.34 Вы любите предавать другим свои знания на понятном для них языке?
3.35 Ваша деятельность всегда обдуманна и целенаправленна? 3.36 Вопросы детей не вызывают у Вас раздражения и беспокойства? 3.37 Вы постоянно учитываете интересы и стремления других? 3.38 Вы умеете выбрать точный план действий и точный тон общения? 3.39 У Вас всегда хватает терпения убеждать других в том, что им не хочется, но надо делать? 3.40 Вы критичны к себе, считаетесь с чужим мнением? Обработка результатов Подсчитайте количество положительных ответов: 30-40 – свидетельство высокого профессионального уровня; 20-29 – уровень достаточно высокий; до 19 – уровень критический. При критическом уровне: возвратитесь к отрицательным ответам, проанализируйте, в каких сферах необходимо работать над собой. Выработайте конкретную программу своих действий по развитию профессионального мастерства. «Карта личности педагога» Для реализации программы саморазвития будущий педагог составляет свой психологический портрет – «Карту личности». «Карта личности педагога» может рассматриваться как руководство по организации самопознания (что изучать) и как материал для дальнейшего анализа своих личностных свойств (оценка уровня развития). Она позволяет оценить будущему педагогу свои достоинства и недостатки, осознать свои возможности, тем самым почерпнуть силы для дальнейшего самовоспитания, то есть создать мотивацию. Изучите качества и свойства своей личности (состояние здоровье, физическая активность, способности, качества личности, направленность личности, профессиональные умения и навыки, индивидуальные особенности психических процессов). Оцените каждый показатель по 10-балльной системе (10 баллов – наибольший результат,… 1 балл – качество отсутствует совсем). Обменяйтесь с одним, двумя соседями по парте карточками. Ваша задача оценить качества и свойства соседа по 10-балльной системе с вашей точки зрения. 1 Фоновые показатели: 1.1. Состояние здоровье. 1.2. Физкультурная активность. 2 Способности: 2.1 Познавательные 2.2 Коммуникативные 2.3 Конструктивные. 2.4 Организаторские. 2.5 Перцептивные. 3 Характер и качества личности: 3.1 Требовательность. 3.2 Справедливость. 3.3 Добросовестность.
3.4 Тактичность. 3.5 Оптимизм. 3.6 Выдержанность. 3.7 Самокритичность. 3.8 Деловитость. 3.9 Моральная зрелость. 4 Направленность: 4.1 Интересы. 4.2 Ценности. 4.3 Гуманизм. 4.4 Любовь к людям (детям). 4.5 Идеалы. 5 Профессиональные умения и навыки: 5.1 Интеллектуальное развитие. 5.2 Психомоторная культура (умения управлять собой) 5.3 Развитие организаторских, коммуникативных, перцептивных, конструктивных и дидактических умений. 6 Индивидуальные особенности психических процессов: 6.1 Скорость мыслительных процессов. 6.2 Стратегия мышления. 6.3 Эмоциональность (характер эмоций). 6.4 Воля, самообладание. 6.5 Целеустремленность. 6.6 Память. 6.7 Внимательность. Обработка результатов. Рефлексия. Проанализируйте, насколько ваше представление о качествах и свойствах Вашей личности соответствует точке зрения других людей. Если результаты существенно отличаются (разница 4 балла и более) сделайте вывод, почему? Составьте программу развития отдельных качеств и свойств личности с показателем менее 7, 6 баллов. Для культурного и интеллектуального развития человека выделяют определенные средства. В первую очередь это самообразование – чтение разнообразных научных, художественных книг, книг об искусстве, работа со справочной литературой. Самообразование каждый понимает по-своему: одни стремятся узнать как можно больше обо всем; другие предпочитают как можно больше знать в узкой области, связанной, как правило, с профессиональной деятельностью. С точки зрения всестороннего развития целесообразно сочетать общую образованность с интересам к отдельной области знаний. Другим важным средством культурного и интеллектуального саморазвития являются использование специальных упражнений по развитию памяти, мышления и речи [4,128]. К средствам управления своим психическим состоянием следует отнести и создание в процессе убеждения, самовнушения, самоприказа и самоободрения определенных установок. Ситуация успеха, переживаемая педагогом в процессе деятельности, сама становится средством дальнейшего самовоспитания.
Программа самовоспитания педагога, которая также является средством его саморазвития, обязательно содержит оценку его саморазвития, оценку педагогических способностей и пути их дальнейшего развития. В вашу программу самовоспитания должны войти упражнения, правила, действия по формированию и развитию качеств, умений с показателем менее 5 баллов. Почему важно наметить программу действий самовоспитания в рамках учебно-научной деятельности? Потому что одного желания изменить себя бывает порой недостаточно. Результатом работы по самовоспитанию и саморазвитию являются позитивные изменения в личности и успешное продвижение в учебно-исследовательской деятельности. Последнее проявляется в улучшении качества деятельности, в осознании своих успехов.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|