Поддержание долгосрочной жизнеспособности управления стоимостью.
Поддержание долгосрочной жизнеспособности управления стоимостью. Коль скоро система управления стоимостью стала частью вашей корпоративной культуры, один лишь тот факт, что на ее основе ежедневно принимается множество решений, будет поддерживать ее в действенном и жизнеспособном состоянии. Но помимо этого не надо забывать о надлежащей организации и кадровом обеспечении процесса планирования, равно как и о непрерывной переподготовке базового персонала. Если управление стоимостью является для вас долгосрочной целью, то ваши специалисты по планированию должны быть хорошо знакомы с этими операциями. На наш взгляд, наилучшим кандидатом на должность руководителя плановой службы был бы человек, имеющий большой опыт практической работы в бизнесе, предпочтительно — в качестве руководителя деловой единицы. Такой человек во главе плановой службы будет пользоваться уважением производственных менеджеров, а затем, спустя 2—4 года, сможет вновь вернуться к работе, связанной с управлением производством. Руководя процессом планирования, такой специалист сумеет наладить хорошую обратную связь и организовать консультации с главами производственных подразделений по поводу жизнеспособности их стратегий, ориентации работы их предприятий на факторы стоимости и новых инициатив, которые они собираются предпринять. В то же самое время руководитель плановой службы будет помогать менеджерам высшего эшелона принимать более взвешенные решения, снабжая их полной информацией о текущих и будущих конкурентных действиях, которые способна осуществить компания, и оценивая важные инициативы компании с точки зрения их стоимостного потенциала.
Аппарат плановой службы на корпоративном уровне должен быть как можно малочисленнее. В крупных многопрофильных компаниях функции планирования следует передавать в деловые единицы. Коли результаты работы деловой единицы оцениваются так, как если бы она была самостоятельным объектом, она должна иметь возможность и самостоятельно планировать свою деятельность. Помимо руководителя плановой службы в корпоративный аппарат могут входить постоянные специалисты, играющие роль своего рода “долгосрочной памяти” организации, или же он может состоять из работников, сменяющих друг друга на ротационной основе. С нашей точки зрения, лучше всего комбинировать обе эти модели. Некоторые компании используют корпоративное планирование в качестве учебной базы для способных молодых администраторов. После 2-3 лет работы в центре у них развивается неплохое знание всех сторон деятельности компании. Затем они могут занять ту или иную должность на уровне деловой единицы и оттуда начать подниматься вверх по корпоративной лестнице. По мере развития и взросления компании все важнее становится функция сохранения качества человеческого капитала. Люди время от времени меняют работу, в разные деловые единицы приходят новые руководители, и их, как правило, надо хотя бы вкратце знакомить с планами и с оперативными факторами стоимости их бизнеса. На каждом уровне организации надо вести постоянную работу по обучению и переподготовке сотрудников. Поскольку подлинное управление стоимостью требует от тех, кто принимает решения на всех уровнях, смены типа мышления, обычно на внедрение этой системы уходит года два. В течение первого года менеджеров учат пользоваться инструментарием управления стоимостью, особенно факторами стоимости. За второй год они глубже осваивают управление стоимостью, и когда у них появляется уверенность в том, что система действенна и эффективна, они могут вводить системы поощрения на основе стоимости.
2. 3 Процесс управления стоимостью бизнеса. Участие нематериальных активов в технологическом процессе на разных стадиях жизненного цикла предприятия В связи с развитием рыночных отношений все большее значение на стоимость организаций оказывает состояние ее нематериальных активов. Одним из объектов учета в организациях являются нематериальные активы, в составе которых важное место занимает деловая репутация компании, или гудвилл (goodwill). Увеличение нематериальных активов ведет (как выше сказано) к увеличению стоимости своих компаний как одной из основных стратегических целей. То есть нематериальные активы в деятельности предприятий становятся настолько значимыми, что недостаточная проработанность их существенно увеличивает риск искажения и ухудшения финансового положения организаций, формирующейся в бухгалтерском учете и отчетности. Мировой экономический опыт подтверждает это и убеждает нас в необходимости разработки подходов к усовершенствованию и отражению в учете деловой репутации (гудвилла) организации. В связи с переходом на МСФО, автор считает целесообразным придерживаться международного термина «гудвилл», вместо отечественного - «деловая репутация». Гудвилл имеет богатую историю развития в практике мирового бухгалтерского учета. Но, несмотря на давнее происхождение, он по-преж-нему актуален, тем более, в современных рыночных отношениях. В последнее время знания, компетенции, деловая репутация фирмы и другие нематериальные активы стали ключевыми факторами конкурентных преимуществ фирм в экономике наиболее развитых стран. Гудвилл - категория, которая широко используется в различных областях: бухгалтерском учете, гражданском праве, экономической теории, средствах массовой информации и др. У этой категории множество синонимов и близких по смыслу и значению терминов - авторитет, известность, доверие, имидж, брэнд и др. В материалах западных исследований можно насчитать несколько десятков определений и показателей деловой репутации. Это объясняется тем, что репутация в деловой сфере зависит от большого числа факторов и результатов деятельности организации, начиная от производственно-хозяйственных и заканчивая положением фирмы на рынках, ее ориентацией на стратегическое развитие.
Прежде чем перейти к рассмотрению вопросов отражения гудвилла в бухгалтерском учете коммерческих организациях, необходимо рассмотреть понятие данной категории учета. В отечественной учетной литературе используются такие понятия, как цена фирмы, гудвилл, доброе имя, деловые связи, партнеры фирмы и др. В англоязычной экономической литературе это понятие именуется goodwill. Гудвилл - это понятие, представляющее огромный интерес как для руководителей организаций, так и для заинтересованных внешних пользователей, желающих принять решение об инвестировании, поскольку оценка гудвилла - это и есть оценка будущих доходов организации. Немецкий ученый И. Ф. Шер (1846-1924) определял гудвилл как «особый вид вуалирования баланса». Он говорил, что этот способ представляет собой так называемое «разводнение капиталов», имеющее место при слиянии акционерных обществ. Стоимость активов приобретенной компании искусственно завышалась на величину гудвилла, а поскольку эти активы списывали неравномерно, искажались финансовые результаты. Ф. Пикслей (1852-1933) определял гудвилл как «дисконтированную стоимость ожидаемых будущих сверхприбылей». Под сверхприбылью он понимал «сумму превышения получаемой предприятием прибыли на вложенный капитал, с учетом присущих бизнесу рисков». Гудвилл свойствен любому предприятию, которое имеет сверхприбыль, функционирует и может быть куплено. Но объектом отражения в бухгалтерском учете может быть только «приобретенный гудвилл». По мнению Б. А. Райзберга, Л. Ш. Лозовского, гудвилл - это активы, капитал фирмы, не поддающийся материальному измерению [101]. Джоэл Дж. Сигел, Джей К. Шим трактуют гудвилл в переводе с английского (goodwill) как теоретически текущую дисконтированную ценность будущего превышения прибыли данной компании над прибылью других компаний данной отрасли [35].
Несмотря на оригинальность этих определений, авторы считают целесообразным дополнить и уточнить данные определения. По их мнению, «гудвилл» - это преимущества, получаемые покупателем в случае покупки фирмы (уже существующей) по сравнению с созданием новой фирмы. К данным преимуществам относим следующие: наличие постоянных клиентов; выгодное месторасположение фирмы; высококвалифицированный персонал; хорошо поставленная система сбыта; благоприятные условия кредитования. На сегодняшний момент гудвилл как экономическая и как учетная категория остается предметом одной из самых ярких дискуссий среди теоретиков и практиков экономической науки. Выбор учета объединения компаний и вопрос учета и оценки гудвилла до сих пор не сходит со страниц профессиональной печати. Новые правила учета слияний и поглощений компаний и учета гудвилла для американских компаний утверждены принятыми Положениями о стандартах финансового учета SFAS 141 «О коммерческих объединениях» и 142 «Гудвилл и другие нематериальные активы», вышедшими в 2001 г. [144]. В России учету гудвилла посвящено ПБУ 14/2007 «Учет нематериальных активов», утвержденное приказом МФ РФ от 27. 12. 2007 г. В общем виде гудвилл образуется под влиянием нематериальных активов (созданных и приобретенных), которые в совокупности придают организации новые качества или возможности, вследствие чего она получает дополнительные доходы. В число таких факторов входят: фирменное наименование, высокое качество продукции или услуг, технологическая культура, устойчивость связей с поставщиками и потребителями, перспективность бизнеса, эффективность менеджмента и т. д. Проанализировав основные виды нематериальных активов, авторы пришли к выводу о том, что привлечение нематериальных активов и объем затрат на нематериальные активы на разных стадиях жизненного цикла неодинаков. Нас заинтересовало, насколько это существенно. Авторами проанализировано участие нематериальных активов в технологическом процессе на разных стадиях жизненного цикла предприятия (табл. ).
Таблица Участие нематериальных активов в технологическом процессе на разных стадиях жизненного цикла предприятия
Проведенные авторами исследования свидетельствуют о том, что привлечение нематериальных активов необходимо, конечно же, на первой стадии жизненного цикла, но они не играют решающей роли, они являются обязательными, так как на этой стадии в первую очередь важно иметь начальный капитал и материальные активы и они являются преобладающими. Наибольшая величина задействованных нематериальных активов имеется и необходима на второй и третьей стадиях жизненного цикла. Предприятие не выдержит конкурентоспособности, если оно не будет развиваться. На второй стадии необходимо учитывать достаточность профессиональных знаний и навыков, усовершенствованных методов и способов ведения бизнеса, наличие мотивации сотрудников предприятия для снижения финансовых рисков и прогнозирования финансового состояния в целом. То есть необходимо сказать, что значимость нематериальных активов на этой стадии выше, чем на первой и последней стадиях жизненного цикла, а значит и расходы на их привлечение более существенны как по стоимости, так и по значимости.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|