Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Основные подходы к определению стоимости гудвилла




Основные подходы к определению стоимости гудвилла

Согласно российскому стандарту (ПБУ 14/2007) величина приобретенной деловой репутации организации определяется расчетным путем как разница между покупной ценой, уплачиваемой продавцу при приобретении предприятия как имущественного комплекса (в целом или его части), и суммой всех активов и обязательств по бухгалтерскому балансу организации на дату ее покупки (приобретения) [92].

При приобретении объектов приватизации на аукционе или по конкурсу деловая репутация организации определялась как разница между покупной ценой, уплачиваемой покупателем, и оценочной (начальной) стоимостью проданной организации (ранее в ПБУ 14/2000). В ПБУ 14/2007 данная величина не определяется. Авторы считают это неправильным и нецелесообразным.

Следовательно, величина приобретенной деловой репутации должна рассчитываться по следующей формуле:

Gпр. = D - (A - O),

где D - денежные средства, уплачиваемые продавцу за организацию (как имущественного комплекса); А - активы организации по балансу; О - обязательства организации по балансу.

Соответственно, величина деловой репутации при приобретении объектов приватизации на аукционе или по конкурсу должна определяться следующим образом:

Gк. = C - Sоцен.,

где С - цена, уплачиваемая покупателем при приобретении; Sоцен. - оценочная (начальная) стоимость организации.

Проблема с определением стоимости внутренне созданной деловой репутации (Д. Р. вн. ) в действительности вполне разрешима. Это относится, прежде всего, к организациям, акции которых котируются на фондовых рынках. По установившемуся на отчетную дату курсу акций данной организации можно определить реальную стоимость ее капитала. Присоединив к ней величину обязательств и вычтя затем справедливую стоимость активов на отчетную дату, получаем стоимость внутренне созданной деловой репутации.

По нашему мнению, необходимо вывести формулу из вышесказанного:

Д. Р. вн. =К+О-Сса,

где К - величина капитала; О - обязательства; Сса - справедливая стоимость активов на отчетную дату.

Справедливая стоимость означает стоимость, по которой покупатель и продавец заключают сделку и в основе которой лежит текущая рыночная стоимость.

Подобного рода расчеты следует проводить в системе управленческого учета не реже одного раза в год. Полученную таким образом величину стоимости внутренне созданной деловой репутации целесообразно отражать в финансовой отчетности, что позволит избежать негативных явлений, присущих нынешней ситуации, когда она не учитывается. Причем до тех пор, пока Комитет по МСФО не изменит свои правила в рассматриваемой области, стоимость внутренне созданной деловой репутации нужно отражать если не в балансе, то хотя бы в виде справочной информации в приложении к балансу. Такой подход существенно повысит роль финансовой отчетности в выработке более взвешенных решений, принимаемых различными группами пользователей.

В отличие от других нематериальных активов, гудвилл (деловая репутация) имеет ряд особенностей: его невозможно передать, продать или подарить. Он не может быть самостоятельным объектом сделки, не может быть отчужден, подобно тому, как репутация человека не может существовать отдельно от него, т. е. она не принадлежит предприятию на основе права собственности. Деловая репутация присуща всей компании и неотделима от нее. Если выбытие и реализация нематериальных активов в бухгалтерском учете отражаются через счет 91 «Прочие доходы и расходы», то для деловой репутации такие операции невозможны. Ее часто легко лишиться, приняв неверное решение или в силу других обстоятельств, но трудно восстановить, а стоимостной измеритель нередко оказывается условным.

По РСБУ деловая репутация амортизируется в течение двадцати лет, но не более срока деятельности организации. Амортизационные отчисления по положительной деловой репутации определяются линейным способом [92].

В соответствии с МСФО амортизация деловой репутации должна проводиться систематически на протяжении срока ее полезной службы. При этом должны отражаться ожидаемые поступления будущих экономических выгод от деловой репутации, и, если нет доказательств иного, применяется прямолинейный метод списания деловой репутации.

Сроки полезного использования деловой репутации точно определить достаточно сложно, но в МСФО делается предположение, что такой срок не может превышать 20 лет с момента первоначального признания. Период и метод начисления амортизации должны уточняться в конце каждого года, а при их изменении следует вносить коррективы в порядок списания деловой репутации.

 

Качественные и количественные методы оценки гудвилла. Степень влияния качественных показателей на гудвилл. Управление деловой репутацией в конкурентной борьбе

За рубежом различают четыре метода учета гудвилла:

· 1. Немедленное списание. Согласно этому методу, гудвилл немедленно списывается на счет собственного капитала, как правило, на счет чистой прибыли. Сторонники этого метода доказывают, что гудвилл неизмерим и не имеет никакой реальной будущей стоимости. Таким образом, он должен быть списан на счет собственного капитала. Другое объяснение для этого метода заключается в том, что переплата за активы приобретенной компании представляет собой ожидание будущей сверхприбыли. Поскольку эта прибыль в конечном счете попадает в собственный капитал, она может быть зачтена в счет оплаты надбавки к покупной цене. Немедленное списание гудвилла может привести к искажению результатов, в тех случаях когда материальные активы недооценены, тем самым создавая возможность завышения гудвилла. Даже при том, что существуют некоторые убедительные доводы в пользу этого метода, представляется, что он использовался только потому, что был самым легким и наиболее широко распространенным, а не потому, что являлся концептуально верным. Данный метод до сих пор применяют в некоторых европейских странах (например, Дания, Нидерланды).

· 2. Учет в качестве доходов или расходов будущих периодов. Положительный гудвилл учитывается как «Расходы будущих периодов» с последующим списанием в течение установленного срока, а отрицательный гудвилл, возникающий при превышении балансовой стоимости активов присоединяемого предприятия над суммой покупки, отражается на счете «Доходы будущих периодов». В данном случае мы имеем дело с бухгалтерским парадоксом, когда экономически однородные явления считаются в одном случае внеоборотным активом, а в другом обязательством. Между тем данный метод получил распространение в некоторых странах СНГ (Беларусь, Украина).

· 3. Амортизация. Амортизация позволяет организации распределить стоимость нематериальных активов на протяжении срока, в течение которого предполагается извлечение выгоды от их приобретения. В тех случаях когда амортизация становится обязательной, на первый план выходит период списания. В случае неопределенного срока использования актива, что обычно имеет место в случае с гудвиллом, нормы амортизационных отчислений устанавливаются в расчете максимум на сорок лет. Многие годы лица, готовившие и использовавшие финансовую отчетность, критиковали требования бухгалтерского учета по амортизации гудвилла как расходов на протяжении срока, не превышающего 40 лет.

Критики утверждали, что гудвилл может не обесцениваться и что, даже если это происходит, произвольные суммы, признаваемые периодически как амортизационные отчисления, вряд ли отражают это обесценение. В этом отношении процесс амортизации просто оказывает продолжительное отрицательное воздействие на величину прибыли, тем самым снижая ее значимость для инвесторов. Разработчики стандартов бухгалтерского учета, напротив, до недавнего времени отстаивали мнение, что гудвилл, в большинстве случаев, вероятно, является истощающимся активом и что признание амортизации гудвилла делает величину объявленной прибыли более полезной для инвесторов, отражая снижение его стоимости. Jennings, LeClere and Thompson (2001) предоставляют эмпирические данные относительно того, какой из этих подходов наиболее совместим с тем, как инвесторы оценивают ценные бумаги.

Для исследования данной проблемы они установили, насколько колебания курсов акций объясняется прибылью до вычета амортизации гудвилла и объявленной прибылью, включающей расходы на амортизацию гудвилла. Анализ был основан на большой выборке компаний, чьи акции торгуются на публичном рынке, сообщавших о приобретенном гудвилле в период 1993-1998 гг.

Результаты подтвердили правоту критики прежних правил бухгалтерского учета гудвилла. В каждом году и в течение шестилетнего периода в целом, прибыль до вычета амортизации гудвилла лучше объясняла колебания курсов акций, чем объявленная прибыль, и для каждого года объясненная корреляция являлась статистически значимой. Кроме того, полученные данные говорят о том, что амортизация гудвилла просто добавляет «шум» к объявленной прибыли.

Первыми это поняли больше всех «пострадавшие» от гудвилла американцы и перестали его считать амортизируемым активом. В июне 2001 г. В США был принят стандарт IAS 142, который отменяет амортизацию гудвилла и предписывает проводить ежегодно переоценку, если выявлены факты, влияющие на изменение его стоимости, - например, утрату тех положительных факторов, на которые рассчитывал покупатель, соглашаясь на более высокую цену. Сумма уценки списывается на расходы, но не учитывается при исчислении налога на прибыль.

4. Учет без амортизации. Капитализация гудвилла без амортизации позволяет получить самые благоприятные данные финансовой отчетности. Компания получает на баланс актив вместо уменьшения собственного капитала, и чистая прибыль периодически не сокращается. Однако это может привести к гораздо большим злоупотреблениям, чем при любом другом методе.

Логическое обоснование для учета без амортизации базируется на представлении о том, что гудвилл не уменьшается в стоимости. Высокие организаторские способности, доброе имя и репутация, безупречный персонал вообще не теряют своей стоимости, а только ее увеличивают.

Гудвилл может рассматриваться как инвестиции и должен оставаться на балансе непогашенным. Но без начисления амортизации счет гудвилл может стать объектом для злоупотреблений и потерять то ограниченное значение, которое он имеет теперь. Для снижения риска таких злоупотреблений стандартами бухгалтерского учета устанавливается требование по проведению регулярных проверок гудвилла на предмет потери стоимости (проверка на обесценение).

31 марта 2004 г. вступил в силу новый стандарт МСФО (IFRS) 3 «Объединение компаний», отменяющий требование об амортизации гудвилла.

Таким образом, происходит сближение МСФО и ГААП США. МСФО (IFRS) 3 требует оценки гудвилла (после первоначального признания) по себестоимости за минусом накопленных убытков от обесценения.

Следовательно, гудвилл не амортизируется, вместо этого проводятся ежегодные (или более регулярные) проверки на обесценение. В случае установления факта обесценения гудвилла, должен немедленно признаваться убыток от обесценения. Обесценение более не является исключительным вопросом, который возникает, когда имеют место обусловливающие его события или появляются его признаки, оно является основным элементом ежедневного процесса подготовки финансовой отчетности. В связи с появлением МСФО (IFRS) 3 на смену субъективности, присущей определению и оценке обусловливающих событий, приходят ежегодно выполняемые и четко определенные действия.

Согласно МСФО (IFRS) 3 отрицательный гудвилл должен незамедлительно признаваться (покупателем) в качестве дохода в отчете о прибылях и убытках.

Отмена амортизации гудвилла и введение амортизации НМА с определенным сроком полезного использования будет оказывать определенное воздействие на прибыль. Краткосрочная прибыль на акцию (EPS) может в некоторых случаях упасть в результате увеличившегося числа НМА с коротким сроком полезного использования, что может привести к более высоким амортизационным отчислениям в первые годы после приобретения. Также может повыситься неустойчивость прибыли, поскольку прежние предсказуемые ежегодные амортизационные отчисления на гудвилл заменяются периодическим признанием убытков от обесценения. Нужно также иметь в виду, что убытки от обесценения, скорее всего, будут происходить в те годы, когда и так уже были получены неблагоприятные результаты финансово-хозяйственной деятельности, тем самым ещё больше понижая прибыль.

Ожидается, что применение МСФО (IFRS) 3 должно увеличить прозрачность в отношении сделок по объединению компаний. Возросший объем раскрытия информации о стоимости компонентов, составляющий покупную цену, даст аналитикам немедленную возможность определения случаев переплаты за приобретение. Возросшие требования к раскрытию информации в МСФО (IFRS) 3 дадут аналитикам и акционерам больше информации для оценки деятельности руководства предприятия.

Исследовав основные методы учета гудвилла за рубежом, были выявлены как преимущества, так и недостатки. Первый метод учета гудвилла считаем неприменимым для российской практики, так как величину гудвилла и его будущую стоимость можно определить, что противоречит данному методу. Метод учета в качестве доходов или расходов будущих периодов, по нашему мнению, не находит должного отражения и не заслуживает внимания, так как одна и та же категория в учете является и внеоборотным активом, и обязательством. Метод учета амортизации считаем положительным с введением нового стандарта, который предписывает ежегодно проводить переоценку выявленных фактов, влияющих на изменение его стоимости. Метод учета гудвилла без амортизации считаем целесообразным при проведении регулярных проверок гудвилла на предмет потери стоимости (проверка на обесценение).

В заключение можно сказать, что при сравнении балансовой стоимости чистых активов компании и его рыночной капитализации можно заметить их существенное различие. Часто это различие связано именно с наличием не отраженного в отчетности гудвилла, актива компании, которым российские организации только учатся управлять.

В ходе работы выявлены особенности отражения гудвилла в разных странах, методы определения гудвилла, определены различные пути появления деловой репутации. Определены нематериальные ресурсы, обеспечивающие предприятию более высокий уровень прибыли по сравнению с другими предприятиями. Предложена методика расчета по определению приобретенного и внутренне созданного гудвилла. Рассмотрев особенности организации учета гудвилла, авторы считают целесообразным, отразить методику бухгалтерского учета неидентифицируемых активов на основе концепции гудвилла.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...