Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Факторы, определяющие гудвилл




Для отражения и использования гудвилла на российских предприятиях необходимо выделить факторы, определяющие его наличие. Выявлены следующие основные факторы, отражающие наличие данного актива на предприятии:

деловая репутация предприятия как внешняя составляющая;

деловая репутация как внутренняя составляющая;

устойчивая репутация качества;

обученный и опытный персонал предприятия - кадровый потенциал;

навыки маркетинга и сбыта;

наличие деловых связей;

отлаженная и эффективно функционирующая, опытная система управления;

устойчивая клиентская база;

выгодное месторасположение предприятия;

широкая номенклатура производимой продукции (работ, услуг);

наличие экспортной продукции (работ, услуг);

наличие региональной сети филиалов (региональной сбытовой сети).

Выявленная авторами классификация позволит найти подходы к отражению в учете оценки гудвилла.

Идентификация и признание отрицательной деловой репутации значительно сложнее. Новый международный стандарт МСФО (IFRS)3 «Объединение компаний», регламентирующий учет объединения активов и обязательств при покупке организации, исключает концепцию отрицательного гудвилла как такового. В этом случае повторно проводится оценка идентифицируемых активов и обязательств покупаемой организации. Если гудвилл сохраняет отрицательное значение, то его величина признается на счете прибылей и убытков в качестве прибыли. Причиной возникновения отрицательного гудвилла может быть завышение стоимости активов, занижение величины обязательств, учет условных обязательств, что может быть установлено в результате повторной оценки деловой репутации.

Начиная с 01. 04. 2004, для целей отражения приобретаемых активов в рамках МСФО применяется новый стандарт МСФО (IFRS) 3 «Объединение компаний». Важным отличием данного стандарта от предыдущего (IAS 22) является требование о проведении ежегодной оценки деловой репутации вместо ее линейной амортизации. Кроме того, организации необходимо ежегодно производить тестирование деловой репутации на обесценение. Стандарты не налагают ограничений на результаты проводимой оценки для целей ее отражения в финансовой отчетности, однако правила инвестиционной этики, существенно ужесточившиеся в последнее время, рекомендуют, чтобы оценка имущества и нематериальных активов была проведена независимой стороной (специализированным оценщиком). В со-ответствии с МСФО 3 на дату покупки необходимо признать в отчетности деловую репутацию приобретенной организации и провести ее оценку [64].

Деловая репутация (гудвилл) не может существовать отдельно от предприятия. И именно эта особенность отличает данный вид активов от других объектов учета.

Необходимо сказать, что в течение прошлого столетия было написано много научных трудов по проблеме учета гудвилла, но ее решение до сих пор труднодостижимо.

Проблема с учетом возникшего на предприятии гудвилла в российском учете появилась только после реформирования экономического строя и перехода на рыночные отношения. В советский (дорыночный) период развития нашей страны предприятие рассматривалось исключительно как субъект гражданских правоотношений, и только с введением Гражданского Кодекса Российской Федерации предприятия смогли выступать не только в качестве участников, но и как объекты сделок купли-продажи. И здесь решающая роль принадлежит доброй воле покупателя, который готов переплатить за приобретаемое предприятие. То есть необходимо отметить, что особым нематериальным элементом предприятия является его фактическое положение на рынке, деловая репутация, сложившиеся коммерческие связи.

Гудвилл как вид нематериальных активов может возникнуть у предприятия, купившего другое предприятие в соответствии с договором купли-продажи предприятия как единого имущественного комплекса.

Типовые бухгалтерские записи, возникающие у покупателя-пред-приятия собственника, представлены в таблице.

 

Таблица Типовые операции у покупателя-предприятия (собственника)

Содержание операции Дебет Кредит
Гудвилл положительный    
1. Уплачены денежные средства за приобретаемое предприятие
2. Внесена плата за государственную регистрацию и отнесена на увеличение вложений по приобретению предприятия как имущественного комплекса
3. Отражены вложения в приобретение предприятия как имущественного комплекса
4. Оприходованы по оценочной стоимости основные фонды доходные вложения в материальные ценности нематериальных активов ( исключая гудвилл) оборудования к установке материалов и т. д. o 008
5. Принята к учету дебиторская задолженность 62/деби-торы предприятия
6. Принята к учету кредиторская задолженность 60, 70, 69 и др.
7. Перечислены денежные средства за приобретение предприятия 50, 51, 52
8. Принят накопленная амортизация по основным средствам нематериальным активам o 60 o 60 o 02 o 05
9. Принят к учету гудвилл (деловая репутация)
10. «Деловая репутация организации» в течение 20 лет (но не более срока деятельности предприятия) отнесена на издержки производства (обращения) 20, 26, 44
Гудвилл отрицательный    
11. Отражена отрицательный гудвилл (деловая репутация)
12. Отражено ежемесячное списание отрицательного гудвилла ( деловой репутации) организации на финансовые результаты (операционные доходы)

 

Также необходимо сказать и о созданном самой организацией гудвилле. Обычно к созданному самой организацией гудвиллу относят следующие нематериальные ресурсы:

брэнд;

опыт управления предприятием;

уровень квалификации персонала;

стратегическое положение на рынке;

наличие стабильных покупателей;

наличие постоянных поставщиков;

налаженная сеть распространения продукции (дистрибьюторская сеть);

кредитная история организации;

выгодное географическое положение;

уровень цен на товары и услуги;

качество продукции и услуг;

отношения с государственными органами;

репутацию.

Данные факторы обеспечивают предприятию более высокий уровень прибыли по сравнению с аналогичными предприятиями, которые уступают ему в вышеназванных характеристиках.

Ситуация с гудвиллом в России достаточно непроста. С одной стороны, ПБУ 14/2007 включает его в состав нематериальных активов. С другой стороны, гудвилл не признается нематериальным активом в целях налогообложения прибыли согласно п. 3. ст. 257 НК РФ.

Важно отметить и то, что в российском законодательстве не существует в настоящее время стандарта по учету объединений компаний (покупке и слиянию) и соответственно, отражению положительной и отрицательной деловой репутации, которая при этом возникает.

В учете различают положительную и отрицательную деловую репутацию. Положительную деловую репутацию организации следует рассматривать как надбавку к цене, уплачиваемую покупателем в ожидании будущих экономических выгод, и учитывать в качестве отдельного инвентарного объекта.

Отрицательную деловую репутацию организации следует рассматривать как скидку с цены, предоставляемую покупателю в связи с отсутствием следующих факторов:

наличие стабильных покупателей;

репутация качества;

навыки маркетинга и сбыта;

деловые связи.

В налоговом учете положительная деловая репутация не соответствует понятию и критериям, необходимым для признания данного объекта в составе нематериальных активов (п. 3 ст. 257 НК РФ). Поэтому для целей налогообложения прибыли деловой репутации как таковой не будет.

Вправе утверждать, что проблема учета гудвилла, созданного самой организацией, по крайней мере, в отношении организаций, акции которых котируются на фондовых рынках, существует.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...