Общая и профессиональная педагогики как научные отрасли: объект и предмет познания, задачи и функции, место и взаимосвязь в системе педагогических наук.
Педагогика как научная область знания о человеке. Объект и предмет познания общей педагогики. Система педагогических наук, отрасли и ветви современной педагогической науки. Профессиональная педагогика как отрасль педагогической науки, ее место и функции в системе педагогических наук, объект и предмет познания. Методы педагогического исследования. Взаимосвязь педагогической теории и практики. Этапы становления научной педагогики. Перспективы развития педагогической науки. Педагогика профессионального образования рабочих как ветвь профессиональной педагогики, ее цели и задачи исследования.
Основные педагогические категории. Понятийный аппарат науки как ее основа. Особенности понятийного аппарата педагогики. Сущность понятия "категория". Характеристика основных педагогических и профессионально-педагогических категорий: общее понятие воспитания, воспитание в узком и широком значении, образование, обучение, самовоспитание, самообучение, самообразование, работник, рабочий, профессия, специальность, профессиональная квалификация, профессиональное мастерство. Понятие личностного трудового потенциала работника.
Тенденции развития общего и профессионального образования в современный период. Понятие профессионального образования. Взаимосвязь профессиональной подготовки с основными направлениями научно-технического и социального развития общества. Общество как воспитательная система. Воспитательные функции государства и особенности их реализации в современный период. Закон об образовании Российской Федерации, как государственный документ регулирующий развитие системы образования. Место и задачи профессионального образования в системе образования Российской Федерации; профессиональные программы. Принципы государственной политики в области образования.
Проявление дореволюционных и советских образовательных традиций в подготовке будущих специалистов. Новые типы учебных заведений и особенности профессиональной подготовки в них. Переход от единообразия к разнообразию в организации и управлении учебно-воспитательного процесса начального профессионального образования. Государственный стандарт начального профессионального образования, его назначение, структура, содержание.
Начальное профессиональное образование как воспитательно-образовательная система.
Понятие системы образования. Начальное профессиональное образование как составная часть системы народного образования, его назначение, цели и задачи, принципы построения и перспективы развития. Образовательные учреждения начального профессионального образования и специфика построения воспитательных отношений в них. Кадровое обеспечение системы начального профессионального образования. Педагогические идеи и теории развития начального профессионального образования до революции, в советский и современный периоды. Становление и развитие учебных заведений начального профессионального образования от горнозаводских школ до современных колледжей. Особенности функционирования начального профессионального образования в условиях рынка.
Особенности профессиональной подготовки рабочих.
Особенности начальной профессиональной подготовки в учебных заведениях. Взаимосвязь производственных и педагогических процессов в обучении рабочих, специфика взаимосвязи производственного и теоретического обучения, взаимосвязь общего политехнического и профессионального образования. Взаимосвязь профессиональной подготовки специалистов и уровня развития производства. Соответствие педагогических процессов уровню развития производства по конкретной профессии.
Общие педагогические закономерности, их проявление и реализация в учебных заведениях начального профессионального образования с учетом специфики практической подготовки рабочих: обусловленность процесса обучения потребностями общества; зависимость эффективности процесса обучения от специфики его содержания, возможностей обучаемых, выбора форм и методов обучения; единство преподавания и учения; единство образования воспитания и развития учащихся в процессе обучения. Требования производства к уровню профессиональной подготовки рабочих. Понятие конкурентоспособного рабочего.
Общая характеристика педагогического процесса.
Понятие педагогического процесса, как способа развития личности. Единство и взаимосвязь процессов воспитания, обучения и развития в формировании личности. Общее в педагогических процессах воспитания, образования, обучения и др. Виды педагогического процесса. Структура педагогического процесса и его основные компоненты (согласно концепции Ю.К. Бабанского или В.С. Безруковой). Педагогические цели, принципы, содержание педагогического процесса, педагогические методы, формы и средства как основные компоненты любого педагогического процесса, их сущность для профессиональной подготовки. Основное правило построения компонентов педагогического процесса. Движущие силы развития педагогического процесса. Управление педагогическим процессом - понятие и структура.
Характеристика педагогических целей.
Понятие педагогических целей. Особенности педагогических целей. Цели как системообразующий фактор развития педагогического процесса. Разновидности педагогических целей: нормативные и инициативные; цели обучения, воспитания, развития; цели организационные и методические. Структура педагогических целей. Специфика основных педагогических целей для профессиональной подготовки. Построение “Дерева целей”. Процесс педагогического целеполагания. Требования к формулированию целей. Особенности диагностично поставленных целей. Ошибки в формулировании целей.
Характеристика педагогических принципов.
Общенаучное понятие принципов. Сущность педагогических принципов и их роль в построении педагогического процесса. Требования и правила реализации педагогических принципов. Общепедагогические принципы и их характеристика, особенности реализации в системе начального профессионального образования. Дидактические принципы и их характеристика, особенности реализации в системе начального профессионального образования. Принципы профессионального образования, их характеристика и реализация. Выбор принципов. Подходы к формулированию принципов.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|