Понятие о профессии, специальности, квалификации, квалификационном разряде. Профессионально-квалификационные требования к подготовке квалифицированных рабочих.
Профессиональный состав рабочих (специалистов) в соответствующей отрасли производства* и тенденции к его изменению. Классификация рабочих профессий. Единый тарифно-квалификационный справочник работ и профессий рабочих. Перечень основных и вспомогательных профессий рабочих соответствующей отрасли производства*. Образовательные учреждения для подготовки рабочих по профессиям различной сложности. Профессионально-квалификационная характеристика (профессиограмма) - основа для разработки содержания подготовки рабочего. Анализ профессионально-квалификационных характеристик и способы их составления. Цели, задачи и содержание подготовки квалифицированных рабочих (профессионально-техническая ветвь “Дерева целей”).
Государственный стандарт начального профессионального образования Учебные планы подготовки специалистов в училищах, технических лицеях, на предприятиях и учебных центрах - основной документ, определяющий содержание обучения и организацию учебного процесса. Государственный стандарт начального профессионального образования. Характеристика национально-регионального компонента государственного стандарта. Учебные планы профессиональных образовательных учреждений как система передаваемых знаний, навыков и умений. Межпредметные связи, типы и виды межпредметных связей в учебных планах подготовки рабочих соответствующих отраслей промышленности. Подходы к составлению учебных планов в различные годы, структура традиционных учебных планов подготовки рабочих в различных типах учреждений начального профессионального образования. Основные направления изучения учебных планов и способы их разработки. Современные взгляды на структуру и содержание учебных планов для обучения в профессиональных училищах и лицеях. Способы реализации в учебных планах идей гуманизации: интегративности, вариативности, непрерывности, многоступенчатости, гуманитаризации и др. Трудности, возникающие при проектировании и осуществлении регионального и местного компонентов учебных планов в современных экономических условиях.
Содержание теоретического обучения в профессиональных училищах. Специфика содержания общетехнических и специальных предметов при обучении специалистов соответствующих отраслей. Логика науки и логика учебного предмета. Сочетание индуктивного и дедуктивного методов построения содержания учебного предмета. Понятие об учебном материале и учебном предмете. Технические науки и техническое знание; фундаментальное и прикладное техникознание. Дидактический анализ содержания учебных предметов подготовки рабочих. Группы учебного материала. Интегрированные учебные дисциплины. Общие и специальные знания. Уровни изучения и усвоения содержания предметов. Сопоставление предметных структур и содержания учебных дисциплин вуза и учреждений начального профессионального образования. Влияние особенностей содержания учебного материала на применяемые организационные формы и выбор специфических методов, на логику его раскрытия и структуру построения дисциплины. Относительная нестабильность содержания учебной дисциплины. Критерии отбора учебного материала для общетехнических и специальных предметов. Радиальная, концентрическая и ступенчатая структуры учебного курса.
Содержание производственного обучения в профессиональных образовательных учреждениях. Технологические процессы и трудовые процессы в соответствующей отрасли промышленности. Трудовая деятельность и ее элементы: трудовой процесс, трудовая операция, трудовой прием, трудовой действие.
Сущность и особенности производственных знаний, навыков и умений, формируемых в результате производственного обучения рабочих. Виды навыков и умений, примеры этих видов. Этапы формирования навыков и умений. Система межпредметных связей теоретического и производственного обучения в формировании целостной системы знаний и практических умений. Понятие о системах производственного обучения. Характеристика, достоинство и недостатки различных систем производственного обучения. Влияние особенностей технологического процесса в отрасли на выбор системы производственного обучения. Критерии отбора учебного материала при формировании содержания производственного обучения.
Учебно-программная документация по общетехническим, специальным предметам и производственному обучению, ее анализ и принципы разработки.
Тематические и сводно-тематические планы. Задачи изучения, корректировки, перспективной разработки тематических планов. Направления, методы и приемы анализа тематических планов и их разработка, в зависимости от назначения и места учебного предмета в системе дисциплин учебного плана. Программа учебного предмета. Основные требования к программе и принципы разработки программы. Последовательность действий инженера-педагога при анализе содержания программ теоретического и производственного обучения. Изменение действующих и разработка новых учебных программ предметов для подготовки рабочих для соответствующей отрасли промышленного производства.
Учебная литература по предметам общетехнического и специального циклов и ее анализ и выбор основного учебника.
Цель учебной литературы, ее особенности как литературного жанра. Виды учебной литературы: учебник, учебное пособие, учебно-методическое руководство, справочник. Место учебной литературы в ряду дидактических средств. Учебник. Модели и структура учебников. Методы анализа учебников. Выбор основного учебника органолептическим методом. Изучение инженером-педагогом учебных пособий, сборников задач и упражнений, учебно-методических материалов. Обоснование и формирование учебно-методического комплекса печатных и иных дидактических средств.
Справочники, их структура и методика использования в учебном процессе.
Методический анализ учебного материала Сущность методического анализа учебного материала по техническим дисциплинам. Содержание урока как объект методического анализа: понятийная структура учебной информации, классификация понятий, характеристики технических понятий. Логическая структура учебной информации. Методическая редукция понятий: определение, приемы редуцирования учебной информации (лингвистическая трансформация, вербальность и метафоричность формулировок, элиминация отдельных аспектов учебной информации, мнемотехника). Определение состава предметно-познавательных действий учащихся в содержании учебного материала, виды мыслительных операций в формировании технических понятий.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|