Организационные формы теоретического обучения в учебных заведения начального профессионального образования.
Урок как организационная форма взаимодействия преподавателя и учащихся. Типы уроков теоретического обучения и их структура в образовательных учреждениях начального профессионального образования. Факторы, влияющие на выбор типа и структуры урока по предметам теоретического обучения. Методическая подструктура урока теоретического обучения. Современные подходы к лабораторно-практическим работам как связующему звену между теоретическим обучением и практическим (производственным). Внеурочная работа по общетехническим и специальным дисциплинам: экскурсии на базовое предприятие, консультации, домашняя работа, факультатив, учебная конференция, тематический вечер, викторина, олимпиада, выставка. Формы организации теоретических занятий в учебно-производственных комбинатах и в отделах подготовки кадров промышленных предприятий. Организационные формы обучения учащихся учреждений начального профессионального образования в учебных мастерских и на предприятии. Урок как ведущая форма организации учебно-производственного процесса. Цели, задачи урока производственного обучения. Структура уроков производственного обучения (вводный инструктаж, текущий инструктаж, заключительный инструктаж). Типы уроков. Фронтальное и индивидуальное производственное обучение в мастерских. Выбор типа и структуры урока производственного обучения. Формы организации производственного обучения учащихся на предприятии. Преимущества и недостатки различных форм обучения на предприятии. Влияние особенностей профессии на выбор организационных форм производственного обучения рабочих соответствующей отрасли промышленности.
Внеурочные формы приобретения рабочих навыков: предвыпускная производственная практика на штатном рабочем месте, внеурочная производственная деятельность, конкурсы, кружки технического творчества. Выпускные квалификационные экзамены. Пробные (квалификационные) работы. Письменные экзаменационные работы.
Опыт применения нетрадиционных форм организации учебных занятий в учреждениях начального профессионального обучения. Недостатки традиционного урока. Совершенствование уроков производственного обучения. Совмещенный (интегративный, бинарный) урок, его цели и задачи. Планирование и организация бинарного урока, его структура. Перспективы применения и недостатки интегративных уроков. Комплексные лабораторно-практические работы по общеобразовательному и профессиональному циклам. Характеристика недостатков традиционной организации лабораторного практикума. Цели и задачи совмещения лабораторных работ по различным предметам. Планирование и организация комплексных лабораторно-практических работ и перспективы их применения.
Общая характеристика методов организации, мотивации и осуществления учебно-познавательной деятельности, применяемых в теоретическом и производственном обучении рабочих. Общая характеристика и возможности перцептивных (по источнику знаний) методов, гностических (по организации познавательной деятельности) и логических (по способу изложения) методов. Особенности их применения при обучении рабочих в профессиональной школе. Факторы, влияющие на выбор методов обучения. Принципы и общий алгоритм деятельности инженера-педагога по выбору методов обучения данного типа. Методы мотивации и стимулирования учебно-познавательной деятельности. Специфика применения методов подготовки учащихся к восприятию нового материала, формирования и поддержания интереса, активизации познавательной деятельности. Методы развития самостоятельности. Выбор методов мотивации и стимулирования.
Характеристика, особенности и применение методов сообщения учащимся учебного материала на уроках теоретического обучения. Методика устного изложения материала общетехнических и специальных предметов. Традиционные методы, проблемное изложение, поисковые методы. Требования к речи преподавателя. Методика конспектирования и приемы запоминания учебного материала. Назначение и материально-техническое обеспечение демонстраций на уроке теоретического обучения. Роль демонстрационного эксперимента в формировании технических понятий, в создании проблемных ситуаций. Психолого-педагогические требования в постановке демонстрационного эксперимента. Методические требования к проведению демонстраций. Активизация познавательной деятельности учащихся во время демонстрационного эксперимента. Возможности программированного обучения при изложении научных и технических основ соответствующей отрасли производства. Прогрессивная роль и негативное влияние средств вычислительной техники на развитие метода программированного обучения. Методика руководства самостоятельной работой учащихся с книгой. Методика изучения нового материала с помощью экскурсий и других внеклассных форм учебных занятий. Характеристика, особенности, выбор и применение методов закрепления и совершенствования знаний по теоретическим предметам, формирование интеллектуальных навыков и отработка умений выполнять учебно-производственные задания. Критерии прочности и систематичности знаний, навыков и умений. Система закрепления и совершенствования результатов обучения. Обоснование выбора элементов системы закрепления и совершенствования. Основные виды упражненийпо общетехническим и специальным предметам и требования, предъявляемые к ним. Методика разработки упражнений и руководство ими на занятиях. Общая характеристика тренировочного метода. Выбор тренировочного метода при формировании профессиональных умений и навыков. Область применения тренировочного метода в подготовке специалистов. Структура тренировочного метода. Типовые правила деятельности мастера и деятельности учащихся при использовании тренажеров в производственном обучении.
Общая характеристика алгоритмического метода. Выбор алгоритмического метода в формировании профессиональных знаний и умений. Область применения и функции алгоритмического метода в подготовке специалистов. Типовые правила деятельности мастера и деятельности учащихся при обучении диагностики технических устройств. Система повторения. Методика проведения различных типов повторения. Домашняя учебная работа. Виды домашних заданий. Определение содержания и объема домашней работы. Методика выдачи задания на уроке и руководство выполнением его вне аудитории.
Методика планирования, разработки и проведения лабораторно-практических работ по предметам теоретического обучения. Назначение, организация и подготовка лабораторных работ. Методическое обеспечение лабораторных работ. Приемы подготовки учащихся к лабораторно-практическим работам. Активизация учебно-познавательной деятельности учащихся в процессе выполнения лабораторных работ. Инструктаж как метод руководства работами, виды инструктажа. Методика применения письменных инструкций (методических указаний). Назначение и методика целевых обходов и наблюдений. Обучение учащихся оформлению и интерпретации результатов лабораторно-практических работ. Подведение итогов выполнения работ. Особенности методики руководства иллюстративными и исследовательскими, фронтальными и не фронтальными лабораторными работами. Методика применения внеурочных форм обучения лабораторно-практического характера.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|