Транспортно-экспедиционная деятельность
Среди названных выше транспортных посредников, значительную роль играют посредники экспедиторы. В настоящее время вследствие огромного роста международного товарообмена широкое распространение получил вид деятельности, которую относят к транспортно - экспедиционной. Источниками правового регулирования транспортно - экспедиционной деятельности являются, прежде всего, Гражданский кодекс Российской Федерации, Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации, а также Федеральный Закон № 87-ФЗ от 30.06.2003 г. «О транспортно-экспедиционной деятельности», сам факт принятия которого подчеркивает особую важность транспортно - экспедиционной деятельности для регулирования рыночных отношений и товарооборота. Транспортно-экспедиционной деятельностью называют деятельность, направленную на оказание услуг по организации перевозок грузов любыми видами транспорта и оформлению перевозочных и других документов, необходимых для перевозки грузов, за исключением перевозок в области почтовой связи. Основанием возникновения прав и обязанностей в транспортно - экспедиционной деятельности является договор транспортной экспедиции. Договором транспортной экспедиции называют гражданско-правовой договор, в силу которого одна сторона (экспедитор) обязуется за вознаграждение и за счет другой стороны (клиента) выполнить или организовать выполнение определенных договором услуг, связанных с перевозкой груза. В предмет договора транспортной экспедиции не входит перевозка или доставка груза экспедитором. Иное правило привело бы к невозможности разграничить договоры перевозки и транспортной экспедиции. Если экспедитор по договору принимает на себя также и обязанность перевезти груз, то договор будет смешанным.
Функция экспедирования непосредственно связана с перевозкой, носит вспомогательный характер по отношению к транспортной деятельности, что позволяет относить ее к посреднической деятельности. Обязанности по экспедированию могут выполнять созданные для этого специализированные организации - экспедиционные агентства и фирмы. Однако на практике во многих случаях функции экспедирования принимают на себя транспортные организации, одновременно осуществляющие перевозку грузов. Нередко различные операции оказываются разделены между несколькими экспедиторами, каждый из которых выполняет свойственные ему обязанности. Основные услуги экспедитора обычно оговариваются в договоре транспортной экспедиции. Наиболее типичными из них являются: организовать перевозку груза транспортом и по маршруту, избранными экспедитором или клиентом; заключить от имени клиента или от своего имени договор (договоры) перевозки груза; обеспечить отправку и получение груза, а также другие обязанности, связанные с перевозкой груза; получить требующихся для экспорта или импорта документы; выполнить таможенные и иные формальности; проверить качество и состояние груза; организовать хранение груза в пунктах перевалки, его погрузку и выгрузку; уплатить пошлины, сборы и других расходов; получить груз в пункте назначения. Посреднический характер договора транспортной экспедиции обусловлен тем, что экспедитор так или иначе действует от имени грузоотправителя (грузополучателя) в отношениях с перевозчиком или занимает его место в договоре перевозки груза. Значение посреднического элемента в договоре экспедиции в том, что к договору могут применяться положения о поручении, комиссии и агентировании. Экспедиторов, как и посредников в целом, классифицируют по национальной принадлежности, по характеру представительства, особенностям отношений с клиентами, видам и характеру использования транспорта.
По национальной принадлежности экспедиторы делятся на: - национальных; внешнеторговых национальных; иностранных. По характеру представительства (от чьего имени и за чей счет действует экспедитор) экспедиторы подразделяются на: - действующих от своего имени и за свой счет; действующих от своего имени, но за счет клиента; действующих от имени и за счет клиента; действующих в интересах третьих лиц, но за счет клиента. По отношениям с клиентами экспедиторы делятся на: - взаимодействующих непосредственно с перевозчиком, без участия собственника груза; взаимодействующих с собственником груза и с перевозчиком от имени собственника груза; экспедитор и перевозчик в одном лице. По видам транспорта экспедиторы делятся на: - специализирующихся на железнодорожном транспорте; специализирующихся на морском транспорте; специализирующихся на речном транспорте; специализирующихся на автомобильном транспорте; специализирующихся на авиационном транспорте; По использованию транспорта экспедиторы делятся на: - простых; комбинированных. Обычно заказчик, передавая свой груз экспедитору, поручает ему произвести все операции, связанные с переотправкой до места потребления или момента передачи груза получателю. В связи с тем, что перевозка грузов связана, как правило, с их складированием, а ставки за хранение являются обычно довольно высокими, экспедиторские фирмы, как правило, имеют в портах, на железнодорожных станциях и аэродромах свои или арендуемые складские помещения. Для обслуживания складов содержится штат рабочих. Склады необходимы экспедиторам также для комплектации сборных отправок, которые приносят им наибольшую прибыль. Сборные отправки загружаются на транспортные средства таким образом, чтобы их грузовместимость использовалась максимально, а грузы подбираются так, чтобы провозная плата за вагон или автомобиль в целом была минимальной. Услуги, оказываемые в пунктах перевалки груза, являются неотъемлемым звеном при смешанных перевозках груза. В пунктах перевалки экспедитор, как правило, выполняет следующие функции: обеспечивает выгрузку груза; организовывает хранение груза; обеспечивает погрузку груза; уплачивает пошлины, сборы и других расходы; выполняет таможенные формальности; проверяет количество качество груза.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|