Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Ведение группы – виды групп, особенности построения работы с группой




 

Выше, в разделе «Методики преподавания» я рассматривала особенности подхода к группам разного возраста и разной мотивации. В этом разделе я больше сосредоточусь на вопросах структуры занятия и общей концепции ведения группового занятия.

В первую очередь, я бы хотела отметить, что существует несколько видов работы с группой, о которых я собираюсь писать здесь. Во-первых, это работа со своей группой, во-вторых, ведение семинара в чужом клубе, в-третьих важно разделение на информационный семинар и семинар, направленный на создание и отработку навыков у участников. А так же важна общая структура проведения групповой работы.

Самое первое, что должен сделать тренер, ведущий группу, это определить, какова цель этой группы. Выше я уже описала специфику работы с людьми, ориентированными на танцевание для себя, и с людьми, ориентированными на результат. Здесь я привожу комментарии по работе с танцорами-спортсменами.

Итак, такая группа может ставить своей целью получение новой информации – и это, как правило, выездной семинар, и, как правило, разовый. А другая группа, тоже спортивная, может ставить своей целью создание и отработку новых навыков движения. И, как правило, это своя собственная группа, которую тренер ведет постоянно. Конечно, это не обязательное условие, поскольку и в собственном клубе можно проводить информационные разовые семинары, и так же в чужом можно проводить регулярные тренинги по отработке навыков.

Когда цель группы определена еще до семинара, работа тренера сильно упрощается, однако когда-то бывает и самый первый раз, когда заранее неизвестно, чего именно ждет группа от ведущего, и чем именно он может быть ей по-настоящему полезен.

Таким образом, работа с группой, в первую очередь, строится по определенной схеме, в которую заложен этап знакомства и определение цели работы и интересов участников. Если же группа не первый раз собирается у данного ведущего, то этап знакомства исключается, но определение актуального интереса и потребности группы остается. В разных группах этот этап может строиться по-разному в зависимости еще и от возраста и профессионального уровня участников.

Для взрослых танцоров и тренеров, имеющих свое собственное представление о танце и точно понимающих, за какой именно информацией они пришли, занятие начнется с прояснения их профессионального уровня, знания и понимания темы, а так же с тех вопросов, с которыми они пришли на семинар. И это будет в больше степени теоретическая часть.

Для танцоров младшего возраста (и более низкого уровня) этот этап может быть полностью практическим с небольшими теоретическими отступлениями ведущего, направленными на то, чтобы уяснить ту степень понимания и компетенции в материале, которая присутствует у данной группы.

Я точно знаю, что подавляющая часть тренеров вообще не организует эту часть ведения группы, либо организует ее в одностороннем порядке, когда тренер смотрит на участников и делает одному ему понятные и известные выводы, не пользуясь обратной связью от участников. Под обратной связью в психологии понимается любой отклик, сомнение, вопрос, суждение, интерпретация (как интеллектуальная, так и через действие) того материала и на тот материал, который подает ведущий.

В чем промах ведущего, который не придает значения этой части работы.

Здесь следует пояснить, что при постановке цели семинары (теория или отработка навыка) важно понимать, какими средствами эта цель будет достигаться.

Если тренинг информационный, то это значит, что танцоры будут в дальнейшем самостоятельно создавать навыки движения теми способами, которые они изобретут сами или теми, которые изобретет их непосредственный тренер. И поскольку сама идея информативного тренинга подразумевает, что информация, в общем-то, подается быстро, если не требовать от участников немедленного усвоения, то это не такая уж большая и насыщенная работа. Как правило, чтобы просто информировать кого-то о чем-то, подать и доказать идею, не нужно очень много времени. И тогда, чтобы продлить количество оплачиваемых часов, тренер устраивает шоу под названием «Я танцую это так». Все смотрят, все восхищаются и для всех остается загадкой, что же он на самом деле делает, какие приемы использует для того, чтобы от слов «надо делать так» перейти к уже готовому варианту исполнения. Одни участники после такого семинара говорят «он загадочно талантлив», другие «он просто устроил шоу».

Я считаю, что такой семинар может быть проведен либо с целью завлечь как можно большее число танцоров на индивидуальный урок, либо потому, что сам тренер хорош, как танцор, а навыки преподавать попросту не умеет, либо это происходит тогда, когда приглашающая сторона не оговаривает эту сторону подачи материала.

Тем не менее, такой семинар чрезвычайно полезен любому, кто умеет думать сам, кому достаточно понять принцип и «схватить» картинку, чтобы эффективно работать самостоятельно.

Я по опыту знаю, что таких людей не очень много, и их проницательность и умение из крупиц информации создавать для себя огромное поле деятельности является основой их таланта, уникальности и успешности. Каждый тренер может назвать у себя в клубе максимум одного-двух таких учеников.

Поэтому более эффективным для долгосрочной работы с группой я считаю тренинг по отработке навыков. Его польза не только в том, что участник тут же делает то, о чем говорится, но и в том, что, благодаря такой работе быстро растет результат участников, вместе с ним растет имидж тренера, работающего в этом ключе, а вместе с имиджем растет его популярность и материальное благосостояние J.

Я так же знаю, что существует интуитивное представление о том, что качественно работать – это плодить себе конкурентов J. Можно придерживаться и этой позиции и продолжать зарывать свои таланты J.

Далее я буду описывать работу в группе, основной целью которой является отработка навыка. Я считаю эту модель группы наиболее сложной, а поэтому информация по этой теме имеет самый большой объем. Для того, чтобы адаптировать эту информацию к вашим целям и способам ведения групп, просто выбросите лишнее J.

Для примера я беру группу, в которую тренер приходит в первый раз, и это группа уже подготовленных танцоров. В некоторых местах я буду делать пояснения, нужно ли делать что-то подобное в регулярных группах и менее подготовленных, и как это делать.

 

Планирование

 

При подготовке к семинару важно, чтобы тренер точно представлял себе план занятия. И поэтому даже опытному тренеру рекомендуется записать его или хотя бы мысленно повторить несколько раз перед проведением группы.

Вот пример такого плана.

1. Вступление, знакомство (в регулярном семинаре – только вступление)

Во вступлении и знакомстве тренер рассказывает:

· кто он, каков его опыт работы в данном русле

· что именно он может и хочет предложить участникам

· как именно это будет им полезно

· какова общая тема семинара (если это многодневный семинар) и тема сегодняшнего тренинга в отдельности

· какие задачи он собирается ставить перед участниками, и какими средствами их собирается решать (показ композиции, разбор ее на фигуры, отработка каждого отдельного элемента на специальных упражнениях, посвящение в детали ведения и варианты актерского исполнения, например).

· будет ли теоретическая часть – про что она будет

· каковы правила поведения в группе на его семинаре

· каков интерес участников к данной теме и чего бы они сами хотели услышать, узнать, попробовать

2. После того, как первая часть закончена (а ниже я точно расскажу о том, как это понять J), тренер приступает ко второй. Если первая часть была целиком теоретической, то здесь можно удовлетворить свой тренерский интерес и посмотреть, что участники танцуют, что они умеют, где их слабое звено. Используя эту информацию, отталкиваясь от нее в дальнейшей подаче материала, тренеру удастся максимально удовлетворить потребности участников в его работе, тем самым, сделав работу максимально эффективной.

Понятно, что каждый тренер идет на семинар со своей заготовкой (о чем именно он будет говорить), однако наглядное представление об уровне участников может стать для него хорошей подсказкой о том, КАК именно об этом говорить.

3. Дальше тренер может поделиться своими наблюдениями о том, какие проблемы и позитивные (обязательно!) моменты он увидел, перечислить спектр тренировочных задач, с помощью которых можно решать увиденные им проблемы, и предложить участникам выбрать, над какой именно тренировочной задачей они бы хотели поработать. Здесь тренеру необходимо быть внимательным к тому, чтобы, во-первых, тренировочная задача перекликалась с его заявленной темой, во-вторых, чтобы выбрать для работы ту тренировочную задачу, за которую прозвучит больше голосов. Если вдруг голоса разделятся поровну или даже на три части, предложите очередность.

4. Основная часть. Здесь происходит собственно подача тренировочного материала, отработка его на различных упражнениях. Теория может чередоваться с практикой.

5. «Переваривание». Здесь тренер может интересоваться о том, все ли понятно участникам, какие возникли вопросы и отвечать на них.

6. Заключение. Здесь тренер может поделиться своим впечатлением от группы и своими наблюдениями, выслушать так же впечатления участников и в связи с ними определиться с планом работы на следующий тренировочный день или следующий семинар.

Специфика информационного тренинга заключается в том, что участнику не предлагается использовать его опыт для работы, а потому многие моменты перечисленного плана становятся лишними. Информация обычно подается на тренинге жестко структурировано – столько-то времени на освещение одного вопроса, столько-то на другой и столько-то для ответов на вопросы. Тогда как тренинг по отработке навыков строится от того, успели ли участники достаточно вникнуть в материал и готовы ли они продолжать. Если не успели и не готовы, тренер должен научиться жертвовать количеством материала ради качества его усвоения.

В детской группе или менее подготовленной группе, так же как и в других группах, важным является то, насколько усвоен материал, однако обратная связь эффективна не в виде ответов на вопрос: все ли вам понятно. Гораздо более эффективно в такой группе для тренера наблюдать за реакцией и движением участников и комментировать происходящее. Как правило, дети и не очень опытные танцоры еще не обладают достаточным осознаванием исполняемого материала и достаточным лексиконом для описания своего понимания происходящего, чтобы суметь задать точный вопрос или выразить свое непонимание. И здесь тогда залогом эффективности тренера становится умение применить огромный запас форм, приемов и методов для того, чтобы каждый из участников мог прочувствовать движение и осознать его.

По опыту работы с тренерами я представляю, что из перечисленного в плане наибольшее затруднение вызывает первый пункт (знакомство и вступление) и частично третий пункт, а именно: как соединить свою заготовку с потребностью участников. И эти моменты я хочу прокомментировать как можно более полно. Итак:

 

Имидж тренера

 

В первую очередь, тренеру необходимо определиться с собственной позицией и ролью в тренинге. Тогда становится понятным, как он может подавать материал, как строить общение, отвечать на вопросы, позиционировать себя в общем. Все это является неотъемлемой частью имиджа тренера и залога эффективности его работы, поскольку, когда сам тренер понимает свою позицию и умеет ее подать, то тогда на его урок придут люди, заинтересованные именно в этой информации и именно в этом способе подачи материала. Группа, в которой собрались люди, точно знающие, что они хотят получить с этого семинара, сама по себе становится более эффективной, чем группа, где собрались люди, которые пришли посмотреть на то, как работает тот или иной чемпион. Поэтому реклама Имени всегда гораздо менее эффективна, чем информирование о том, что человек с этим Именем может дать конкретному участнику.

Тренеру важно понимать, что своим собственным поведением и способом подачи материала он транслирует некоторые нормы поведения, и чем выше значимость его Имени, тем большее влияние это оказывает на бессознательное формирование такого же поведения у его учеников. Для начинающих малышей каждый взрослый – уже образец поведения, поскольку только своей взрослостью он уже значителен. И если тренер позволяет себе опаздывать на занятия, неуважительно или невнимательно относиться к ученикам, начинать фразу и не заканчивать ее, перескакивать с одного на другое и делать прочие, казалось бы, незначительные промашки, то совершенно неудивительно, что его ученики будут страдать тем же. Хочет тренер этого или нет, его поведение будет транслироваться и восприниматься учениками без его или их на то желания, и поэтому будет лучше, если тренер будет делать это сознательно сам, чем бессознательно, будет точно знать, что именно он транслирует своим ученикам.

Таким образом, тренер – это Эксперт с одной стороны, и образец поведения – с другой.

Для меня мои ученики всегда являются хорошей подсказкой о том, что я сама делаю или не делаю в танце. Девочки всегда копируют тренера-женщину, мальчики – тренера-мужчину.

Использую эту информацию, уже можно предположить, что то, как себя будет позиционировать тренер при знакомстве, отзовется ему в ближайшее время позициями его участников.

Еще одни немаловажным аспектом тренерской работы является не только имидж личности, но и внешняя подача – одежда, прическа, аксессуары.

В танцевальном спорте этот аспект имеет особое значение. Если во всех прочих сферах хорошему тренеру (руководителю) достаточно следовать умеренной моде, быть опрятным и пользоваться хорошими марками одежды, парфюма и аксессуаров, для того, чтобы производить впечатление человека, который хорошо зарабатывает, то в спортивных танцах важно еще и нести дух спорта, творчества, молодости, оптимистического конкурентного заряда и прочих черт. Все это важно, поскольку тренер, позиционирующий себя таким образом, бессознательно создает о себе особое впечатление. Это впечатление рисует его как человека, которому хорошо платят за его актуальность, эффективность, творческий подход, конкурентноспособность. Такому тренеру платят за то, что он дает другим необходимые для успеха вещи. За то, чтобы быть причастными к этому успеху и получить для себя кусочек. Поэтому важно выглядеть так, чтобы ученикам, родителям и коллегам, которые вас приглашают, очень хотелось быть причастными к вашему успеху.

 

Знакомство

 

Знакомство – это презентация вас и вашей работы. На этом этапе для участников группы важно получить наиболее полную информацию о том, за что именно они заплатили деньги. Поэтому сделайте все, чтобы каждый из участников удовлетворил свой интерес в том, насколько этот семинар может быть ему полезен или бесполезен J.

В первую очередь, после озвучивания темы семинара и предъявления вами вашего понимания этой темы, хорошо бы назвать себя и в двух словах рассказать, как давно вы занимаетесь данной темой, каковы ваши умения и навыки в работе по данной теме. Причем слушатель должен получить представление не о том, какими титулами вы обладаете, а что именно вы умеете делать для того, чтобы быть ему полезным. Основная идея знакомства: не кто я, а что мы будем делать. При этом позволяйте группе присоединиться к вам. Чаще проверяйте: достаточно ли вы дали группе информации о себе или уже много.

После этого полезно послушать участников. Пусть они расскажут о том, каков их статус, что им интересно в этой теме, и как они ее понимают, что бы они сами хотели услышать, узнать, попробовать, каковы их ожидания от семинара. Эта информация с одной стороны даст вам представление о том, в каком русле дальше вы можете строить уроки, отталкиваясь от специфики данной группы, а с другой стороны позволит участникам лучше «влиться» в атмосферу занятия и почувствовать себя активным участником, а не сторонним наблюдателем. Принципиальная разница между этими ролями такова: наблюдатель в большей степени оценивает происходящее, чем берет что-то в практическую работу, а активный участник реализуется в этой работе, «впускает» информацию внутрь себя, в свое действие, и уже этим самым может получить большую пользу для себя. Эффективность семинара всегда оценивается тем, как много участников смогли что-то получить для себя. Определить наиболее интересный для участников аспект работы можно, оценив возрастающий или ниспадающий уровень энергии в группе – спят или наоборот, задают много вопросов. Уровень энергии маркирует наиболее актуальные потребности группы. Если вы не очень уверены – можно переспросить. Отмечайте для себя, как ведут себя пассивные участники, поскольку на самом деле именно они, а не лидеры несут настоящий актуальный групповой интерес. Чтобы не тратить время на ожидания ответов, вы можете очень просто структурировать этот этап работы: «а давайте каждый скажет, а кто не хочет ничего говорить, пусть скажет, что не хочет ничего говорить».

При ответах на вопросы важно быть максимально кратким и предельно конкретным.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...