Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Построение карьерной стратегии для танцоров




Под карьерной стратегией я подразумеваю следующий ряд вопросов.

1. Что нужно делать на тренировках, чтобы быстрее добиться результата.

2. Как нужно строить отношения в паре и команде, в которую входит и тренер, чтобы они были эффективными.

3. Как строить режим тренировок и график турниров, чтобы обеспечить наилучшие результаты выступлений.

4. Как сформировать у танцора чувство уверенности в себе, не превращающееся в самоуверенность со всеми вытекающими отсюда последствиями.

И ряд более мелких вопросов.

Разумеется, в каждой конкретной ситуации с каждым конкретным танцором ситуация может быть совершенно уникальной, поэтому универсальных методов не существует, так же, как не существует универсальных методов тренировок, которые подходят всем без исключения. Однако, так же, как и в любой другой сфере, существует ряд обязательных моментов, без которых карьеру построить невозможно.

В первую очередь, это личные качества спортсмена, его спортивный характер. Об этом я очень подробно написала во второй части моей книги.

Если ваш ученик, музыкальный, пластичный, легко запоминающий материал, не обладает конкурентными чертами личности – вам придется смириться с тем, что он будет успешно развиваться до определенного момента своей жизни, а потом оставит танцы навсегда. Или, другой вариант – всегда будет вторым или третьим. Или, еще вариант, - будет сдаваться в последнюю минуту, на турнире. Или не сможет строить отношения в паре. И так далее.

Второе, и это зависит только от тренера, важно развить у спортсмена способность адекватно оценивать себя рядом с соперниками, умение эффективно тренироваться и строить эффективные отношения в паре. Об этом на протяжении всех трех частей моей книги тоже написано уже достаточно много.

Третье – распланировать графики тренировок и турниров.

Если танцор только начал танцевать по определенному классу, важно не бросать его сразу под танк. Выбирайте такие турниры, где он будет выглядеть адекватно: не последним, но и не сразу финал.

Если пара выходит на турнир и занимает последнее место, мотивация тренироваться резко падает. Если пара попадает сразу в финал – мотивация тренироваться тоже резко падает. Полезно немного потанцевать посередине. Это даст танцорам понимание того, что они талантливы, могут соревноваться, конкурентоспособны, что у них есть ряд преимуществ по сравнению с теми парами, которых они обошли на турнире, но в тоже время покажет им, что невозделанное поле работы огромно, перспектив для развития масса и все, что нужно делать – это эффективно тренироваться.

Некоторые тренеры любят «передержать» пару в каком-то классе, не переводя в следующий, чтобы она всласть натанцевалась в финале и обязательно заняла первое место. Такие тренеры руководствуются, прежде всего, своими амбициями и желанием зарабатывать благодаря тому, что их пара – финальная. Однако, это недальновидно. Долго соревнуясь со слабыми соперниками, танцоры теряют осознавание собственного танцевального уровня, перестают быть упорными (если и были), теряют стимул и мотивацию тренироваться всерьез. И тогда, при выходе в следующий класс, вместо того, по расчетам тренера, чтобы сразу обойти половину участников на турнире, они проигрывают из-за слабости своего танца, из-за отсутствия рвения.

Эта ситуация неполезна, в первую очередь, тем, что формирует плохие привычки, которые потом очень трудно искоренить. И тогда очень легко все неудачи валить на неадекватное судейство и на плохого тренера. Важно, чтобы турнир всегда оставлял легкое чувство голода по лучшему результату J.

И четвертое – что тоже зависит, в первую очередь, от тренера, научиться грамотно интерпретировать результаты турниров.

 

Предстартовые волнения

 

Одна из самых распространенных причин обращения к психологу – это предстартовые волнения танцоров.

Прежде всего, хочу уточнить, что предстартовые волнения не являются помехой, которую нужно устранять. Природа «мандража» заключена в природе человеческой психофизиологии. Волнение и напряжение перед выходом на площадку возникают как реакция на стрессовую ситуацию и представляют собой мобилизацию огромного количества энергии, требующей выхода.

Если рассматривать, как это устроено в природе, то можно увидеть, что ситуация опасности (а турнир является ситуацией опасности – можно проиграть и потерять имидж, это опасность повреждения образа себя, что является для современного человека не менее серьезной травмой, чем физическая) мобилизует в живом существе все ресурсы для бегства или отражения нападения. Таким образом, предстартовые волнения – это накопление энергии, которая должна быть выплеснута в турнирной борьбе. Отсюда понятно, что как раз в этой ситуации эта энергия крайне необходима для того, чтобы выиграть.

Однако очень многие танцоры и тренеры ведут себя нерационально с этой энергией, в результате чего не только не используют ее по назначению, но и создают дополнительные психофизиологические трудности.

Самый просто способ направить мобилизованную энергию не в то русло – это пытаться успокоить волнующегося танцора. Вы когда-нибудь видели, чтобы успокаивали рвущегося в бой боксера? Или футболиста? И дело вовсе не в культуре данных видов спорта, а в многолетней практике эффективного использования ресурсов спортсмена.

Проблемы с координацией, расфокусировкой внимания на площадке и прочие трудности, вызванные предстартовым волнением, возникают как раз тогда, когда танцор пытается удержать себя равнодушным и спокойным. Рвущаяся наружу энергия насильно тормозится и удерживается, и это удержание отвлекает на себя огромную долю сил и внимания. Кроме того, длительное и привычное сдерживание провоцирует неконтролируемые взрывы энергии вовремя танца – и тогда танцор танцует что-то «не по композиции», дергает свою партнершу (или партнера), сбивается с музыки, теряет равновесие.

Что можно делать для того, чтобы направить мобилизованную энергию в «то русло»?

В первую очередь, важно выражать ее телесно – двигаться, прыгать, махать руками или сжимать кулаки, может быть, покричать – для этого здорово можно использовать ситуацию, когда кроме вашей категории танцуют другие, и можно сделать вид, что болеешь за кого-то из танцоров.

Самым подходящим действием для сброса лишнего напряжения может стать то, которое само просится наружу – понаблюдайте за телом. Возможно, появляется какой-то намек на гримасу – усильте ее, попробуйте понять, что за эмоцию она выражает, что хочется делать в связи с этой эмоцией. Возможно, вы вдруг заметите злобу – позлитесь вволю на соперников, попробуйте «заводить» себя, как это делают боксеры. А может это будет страх – сожмитесь в комок крепко-накрепко, обхватив себя руками, и покричите, выражая страх. Выраженная через тело эмоция всегда снижает напряжение и дает свободу действиям и легкость мыслям.

Очень хорошей профилактикой для ситуаций неконтролируемого выброса энергии является регулярная практика эмоционально заряженных упражнений на тренировках, а так же проповедывание ученикам идеи безусловного принятия танцоров тренером J. Здесь я имею ввиду, что те тренеры и родители, которые сильно пугают танцоров разнообразными пугалками, если они не выполняют тренировочные требования или выступают с низким результатом, развивают в детях повышенную тревожность. Тренер же, любящий своих танцоров независимо от результата, дает им возможность чувствовать себя увереннее на турнирах.

Не нужно заставлять танцоров танцевать. Если они не хотят добиваться результатов – вы ничего не сделаете с ними. Если же хотят – поищите более креативный способ подогреть их мотивацию, чем угрозы и оскорбления.

 

Кто такой танцор

 

В самом начале книги я уже описала, каково личное кредо тренера, и сейчас я предлагаю взглянуть на психологический портрет танцора.

Основным стимулом танцора для занятий танцевальным спортом является, как и у тренера, признание его таланта и способностей, индивидуальности и уникальности тренером и родителями, другими значимыми взрослыми. И я бы сказала, что это тот главный интерес, который лежит в основе его занятий танцевальным спортом.

На втором месте у спортсмена в танцевальном спорте – это любовь к музыке и движению, природное стремление к творческой самореализации.

И третий стимул танцора – это возможность общаться и самоутверждаться в среде сверстников и более старших спортсменов. Точно известно, что если ребенка лишить возможности тренироваться в группе и перевести только лишь на систему индивидуальных занятий, его мотивация значительно падает. Среди взрослых спортсменов тоже часто можно наблюдать такую тенденцию – они стремятся тренироваться в том месте, где есть возможность, кроме всего прочего, приятно «потусовать» J.

Та иерархия приоритетов у спортсмена, которую я привожу здесь, соответствует так называемому конкурентному, спортивному складу характера. Ребята, у которых приоритеты расставлены именно так, довольно успешно выстраивают свою танцевальную карьеру до определенного возраста. Достигнув некоторой духовной зрелости, став взрослыми, они сталкиваются с переоценкой ценностей, и тогда приоритеты могут поменяться местами. Для кого-то главным может стать общение со сверстниками, для кого-то – творческая самореализация. Первые из них со временем оставляют спорт, а вторые взлетают на новый, более взрослый, серьезный, профессиональный уровень. Еще кто-то останется на прежних позициях – престиж и признание. И такие танцоры с возрастом сталкиваются с серьезными сложностями психологического характера, отражающимися как на здоровье, способности эффективно тренироваться, точно и полно усваивать тренировочный материал, так и на проблемах отношений в танцевальной паре, усилении предстартовых волнений, адекватной оценке собственного исполнительского мастерства и пр.

Важно, что каковы бы ни были расстановки приоритетов, массовые доли значимости всех составляющих, всех пунктов внутри этой системы приоритетов, должны быть равны, и только тогда процесс роста может развиваться гармонично и стабильно. И это справедливо для каждого из участников этой социальной микрогруппы «тренер – спортсмен – родитель».

Важно так же заметить, что с возрастом у спортсмена все больший вес приобретает еще один немаловажный пункт – это его сексуальная идентификация и гендерные стереотипы поведения, связанные с ней. Гендерные стереотипы – это именно социальные (а не биологические) стереотипы поведения, обусловленные принадлежностью к женскому или мужскому полу.

Видение танцором себя, как представителя определенного пола, каким-то образом сочетается или не сочетается с его спортивной карьерой. Насколько сильна эта составляющая и важна для него, насколько сильны в его сознании определенные стереотипы полоролевого поведения – настолько сильным может оказаться их влияние на спортивную мотивацию танцора. Другими словами, если девочка, повзрослев, становится одержимой мыслью выйти замуж, поскольку в ее семье замужество – это необходимая составляющая жизни полноценной женщины, то ей уже, конечно, трудно строить отношения с партнером. Ее внимание в этом случае смещается с тренировочных проблем на проблемы отношений. Тоже можно сказать и о мальчиках, когда они одержимы идеями завоевания как можно большего количества дамских сердец, если они воспитаны на представлениях, что именно это доказывает их мужественность. А в современном обществе все еще трудно избежать воспитания на подобных стереотипах – они декларируются повсюду.

Очень часто родителями, тренером, а иногда и самим танцором ставится вопрос: кто несет ответственность за спортивные результаты спортсмена?

Ответ: все трое в равной степени. И тренер, и родитель, и сам спортсмен. Каждый в той сфере, которая определяется его компетенцией.

Какова же тогда сфера компетенции самого танцора? За что он сам несет ответственность?

В первую очередь, за выполнение тренировочных требований, в которые входят:

· Выполнение спортивных требований на тренировках;

· Выполнение домашних заданий, если таковые есть;

· Соблюдение правил здорового образа жизни, обусловленных спортивной необходимостью;

· Соблюдение режима спортивных мероприятий (тренировок, соревнований, спортивных сборов);

· Выполнение требований спортивной дисциплины;

· Уведомление тренера о трудностях, с которыми он сталкивается в тренировочном процессе.

И вот то, за что танцор точно не отвечает:

· За финансовое состояние, планы и намерения и тренера, и родителей, относительно него самого.

Еще одной важной причиной различного рода сложностей во взаимоотношениях между тренером, спортсменом и его родителями является уровень мотивации спортсмена для занятий танцевальным спортом.

Дело в том, что не все танцоры мотивированы одинаково. Сама по себе низкая или нестабильная мотивация не является поводом для «забраковывания» танцоров, поскольку довольно трудно собрать в пару танцоров, идеально подходящих друг другу по всем критериям, да еще и одинаково мотивированных. Однако разница в мотивации – чуть ли не первая причина всех конфликтов в паре. А когда есть конфликт в паре, всегда существует высокая вероятность, что это станет проблемой для тренера.

Проблема мотивации может быть решена различными способами. И выбор того или иного способа зависит от специфики индивидуальной ситуации. С этой проблемой я считаю эффективным работать в рамках регулярного группового психологического тренинга или, если проблема стоит очень остро, на индивидуальной терапии.

В условиях конкуренции так же важно обращать внимание на адекватную самооценку спортсменами самих себя, а так же родительскую оценку роста спортсменов. Для поддержания равновесия в реалистичной оценке, а так же в личной ответственности каждого из участников ситуации, считаю целесообразным проводить регулярные (1 -2 раза в квартал) психологические тренинги в рамках гештальт-подхода.

В настоящий момент я предлагаю для работы с танцорами следующую программу тренингов:

 

Осознавание тела

Тренинг ориентирован на танцоров от 12 лет.

Цель тренинга: познакомить участников с приемами осознавания своего тела, обнаружения мышечных зажимов, изменения привычных навыков движения.

Навыки, которые получат участники тренинга: лучше чувствовать и контролировать движения своего тела, что поможет им развить больше пластики и контроля движения, эффективно решать различные тренировочные задачи.

Количество часов: 6

 

Конфликты

Тренинг ориентирован на танцоров и тренеров не моложе 14 лет.

Цель тренинга: познакомить участников с причинами и приемами по разрешению конфликтов в паре и коллективе.

Навыки, которые получат участники тренинга: способность изменять свои привычные неконструктивные модели реагирования в конфликтных ситуациях, способность лучше понимать других и предъявлять свои собственные потребности, умение договариваться.

Количество часов: 12

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...