Построение либретто и хореографии на основе либретто.
Либретто – это негласный сюжет танца. Оно может быть построено по следующему плану: 1. Определить, какую роль (характер, имидж, модель поведения) избирают для себя в каждом отдельном танце партнер и партнерша. 2. Описать вариантов развития сюжета, исходя из выбранных ролей партнера и партнерши в каждом танце. 3. Продумать, как эти два характера могут логично и интересно взаимодействовать, суть конфликта и способы поведения друг с другом в развитии этого конфликта в каждом танце, выбрать жанр. 4. Проанализировать фигуры своего танца, соответствуют ли они избранным характерам, жанру и конфликту. Там, где не соответствуют: каким образом можно изменить или дополнить хореографию, чтобы соответствовали? Какими жестами, пластикой это можно подчеркнуть?
В заключение этой главы, хочу добавить самое главное, что нужно знать для того, что бы сделать пластику и характер вашего танца естественными и убедительными: пластика тогда будет естественной, когда ваши эмоции будут совпадать с вашим движением и вашими взаимоотношениями в паре, когда все это вместе будет создавать логичную картину происходящего. В психологии такое соответствие названо термином «конгруэнтность». Самый простой пример неконгруэнтности: когда, танцуя в закрытой позиции или в позиции лицом к лицу, один из партнеров смотрит поверх головы другого, или когда весь танец один из партнеров, (или даже оба) всем своим танцем стараются привлечь к себе внимание со стороны зрителей и судей, а друг друга попросту не замечают. На приеме у психолога В этой главе я публикую свои аналитические записи, которые я делаю после работы с клиентами. Все имена скрыты – информация о клиентах конфиденциальна.
Позвонила мама 12-летнего танцора, у которого, по ее словам, есть проблемы с выступлениями на соревнованиях.
Комментарий: как правило, проблемы с выступлением на турнирах связаны с так называемым «образом себя» - как его не потерять, приобрести, удержать. И если есть такие установки (не потерять, приобрести, удержать), тогда вместо занятости танцем на поверхность выходит занятость имиджем. А это, как правило, создает «мандраж» и неуверенность. На прием они пришли вдвоем. В начале мы прояснили тему работы: мальчик очень сильно волнуется перед турниром и во время него, что сильно сказывается на его движении – тренеры говорят, что неестественно, «перебарщивает» во всем; есть проблемы в тренировках – партнерша усваивает материал лучше, быстрее. Есть проблемы в паре – партнерша очень активна, не принимает идей партнера, а он робок. Мама добавила, что ее сын не планирует, чем он будет заниматься на тренировках, не знает, что отрабатывать каждый раз. Я предложила сформулировать, что для них может явиться результатом нашей работы. Мама сказала, что для нее важно, чтобы дети научились общаться между собой и решать спорные моменты, чтобы ее сын научился работать с материалом, который дают тренеры. Мальчик сказал, что для него важно научиться что-то делать со своим напряжением на турнирах. Сначала работа строилась по запросу самого мальчика. Мы вместе проясняли, что именно происходит на турнире и перед ним. На мой взгляд, основу его проблемы составляло восприятие мальчиком ситуации турнира, базирующееся на понятиях о том, как должен вести себя танцор на турнире. Таких как «нужно станцевать лучше всех, лучше, чем обычно; нужно быть спокойным и бесстрашным». По моему предложению, мальчик проверял, насколько действительно реально на турнире станцевать лучше, чем на тренировке, и обнаружил, что на турнире есть множество факторов, отвлекающих от собственно танца и создающих дополнительный дискомфорт. Это и непривычный зал и паркет, и множество посторонних людей, и танцевальный костюм, и сам факт сравнения себя с другими, и большой перерыв между разминкой и выходом на паркет и др. Мальчик признался, что реально действительно на турнире сложно сделать что-то лучше, чем на тренировке, в родном зале, в комфортной обстановке.
В перспективе здесь можно было дальше работать о том, какова может быть цель выхода на турнир, помимо результата, на каких чувствах можно сосредотачиваться, что получать от турнира, кроме места, очков. Затем мы узнавали вместе, что именно с ним происходит на турнире, как обустроено его поведение перед турниром, что он делает на разминке. Он отвечал, что на разминке просто пробует композиции на паркете, выходит в тренировочной одежде (в костюме чувствует себя более уверенно, но ведь «никто ж не выходит в костюме на разминку!»), раньше разогревался, но потом, когда увидел, что между разминкой и выходом так много времени, что успевает остыть, перестал это делать. Сказал, что во время турнира чувствует большое возбуждение, тонус (телесно – во время сессии размахивал руками, активно двигался) и из-за этого не может скоординировать свое движение. Вместе мы смотрели, как он может реализовывать это возбуждение на разминке, как можно организовать разминку (не во время официально предоставленного времени на это, а непосредственно перед выходом на паркет), какие упражнения можно использовать для снятия излишнего возбуждения (ориентировались на те телесные действия, какими он реагировал во время сессии). Фрагмент сессии: ТЕРАПЕВТ - Как ты чувствуешь себя перед выходом на паркет? МАЛЬЧИК - ну, некомфортно (поеживается) ТЕРАПЕВТ – замечаю, что поеживаешься МАЛЬЧИК – да, вот как-то страшновато и неловко… ТЕРАПЕВТ – и что ты делаешь с этим состоянием? МАЛЬЧИК – стараюсь не бояться, подбадриваю себя ТЕРАПЕВТ – становится комфортнее от этого? МАЛЬЧИК – не очень… так настраиваюсь… ТЕРАПЕВТ – попробуй усилить это свое поеживание. Что с тобой происходит? (мальчик сжался и через некоторое время распрямился спонтанно, вздохнул)
ТЕРАПЕВТ - Как сейчас себя чувствуешь? МАЛЬЧИК – комфортнее… ТЕРАПЕВТ – ты можешь это делать и на турнире, перед выступлением. Если почувствовал, что страшновато – побояться немножко, поделиться этим с близкими, поежиться, глядишь – и отпустит, как сейчас. Что думаешь об этом? МАЛЬЧИК – я попробую это делать. Дальше работа продолжилась на следующей сессии.
На следующей встрече мы работали про то, как юный танцор усваивает тренировочный материал, - то, о чем болит голова у мамы.
Комментарий: проблемы с усвоением тренировочного материала часто возникают по следующим причинам. Робостью танцора - когда танцор боится потревожить тренера своим вопросом. «Образом себя» - когда танцор боится показаться глупым, непонимающим по сравнению с другими. Недоверием к тренеру – когда то, что говорит тренер, не совпадает с представлением танцора о том, как это на самом деле.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|