Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Отношения с родителями танцоров




Если с танцором и тренером все более-менее понятно: они нуждаются друг в друге, и в отсутствии одного из этих двух персонажей процесс просто не состоится, то с родителями ситуация другая. Они вроде бы и необходимы, но в то же время, тренер часто думает: хорошо бы обходиться без них J.

Родитель – довольно сложный человек, поскольку чаще всего именно он из всех троих не осознает своих истинных мотивов присутствия в танцевальном спорте, и от того создает массу сложностей. И я считаю важным тот факт, что тренер должен четко представлять мотивы присутствия родителей с тем, чтобы помогать им их осознавать. Тем самым тренер помогает родителям находить им самим для себя место в этом процессе, а так же те способы взаимодействий, которые будут адекватны ситуации и точно будут полезны для всех троих участников ситуации.

В психотерапии довольно весомое значение имеет тот факт, что когда есть психологические проблемы у ребенка, то это значит, что психотерапевту необходимо работать именно с родителями, и уже потом – с ребенком.

Перед тренером тоже встает эта задача, если он в своем коллективе играет сразу все роли – и руководителя, и тренера, и психолога одновременно. Хотя можно просто раздать эти роли подходящим для них людям J. И это уже тема для отдельной лекции по организации внутриклубной работы.

Итак, сфера интересов родителя.

Подразумевается, что родители приводят детей в танцевальный спорт для того, чтобы развить их природные задатки и, возможно, сделать ребенку красивую танцевальную карьеру. То есть, из наилучших побуждений и из любви к ребенку. Такие родители отдают вам свое чадо, полностью доверяя вашему профессионализму и периодически интересуясь ходом процесса. Иногда они спрашивают тренера, что необходимо от них, от родителей, чтобы поддерживать этот процесс.

Такой идеальный родитель – большая редкость, я думаю, вы знаете это по собственному опыту.

У всех остальных родителей под внешне схожей заинтересованностью кроется совсем другая, личная мотивация. И в основе этой неосознанной мотивации лежит их собственная нереализованность в творчестве, карьере или спорте.

Такие родители в лучшем случае с головой погрузятся в жизнь вашего клуба, и даже будут сидеть с вашими собственными детьми, пока вы работаете с их ребенком. А в худшем случае они будут встревать в тренировочный процесс, давать вам советы и третировать детей на турнирах тренировочными требованиями.

Ни лучший, ни худший из этих вариантов не идут на пользу ни танцору, ни тренеру, ни самому родителю, в связи с тем, что такой родитель смешивает социальные роли и выполняет не адекватные данной ситуации функции. А это в результате всегда ведет к конфликтам и проблемам. Под адекватными функциями я здесь подразумеваю те, которые соответствуют его социальной роли – роли родителя.

В связи с собственной нереализованностью, один родитель может пытаться неосознанно воплощать вместо родительской роли тренерскую по отношению к своему ребенку. Это никак не помогает тренеру, травмирует ребенка, и точно никак не решает проблемы самореализации родителя. Как правило, родители об этом мало догадываются.

Другой родитель может пытаться быть некоторым образом членом танцевального коллектива, быть активным соучастником процесса.

Третий случай – когда родителями движет некое убеждение, что можно каким-то образом влиять на тренера с целью добиться от ребенка бОльших результатов. В этом случае у родителя отсутствует понимание того, что результат зависит от самого ребенка в бОльшей степени, чем от тренера. Такие родители как будто пытаются усилить мотивацию тренера к занятиям с их ребенком с помощью дополнительных средств. Можно подумать, что у самого тренера без этого мало мотивации быть хорошим тренером J.

В роли этих самых дополнительных стимулирующих средств, которые употребляют родители, могут выступать и деньги, и «как бы» бесплатные услуги, и участие в личной жизни тренера, и прочее. Таким образом, родитель выступает в роли покупателя. Но покупает он здесь не услуги тренера, а самого тренера, в свое личное распоряжение.

Тренеру (да и самому родителю) так же важно понимать, что же на самом деле является адекватным родительской роли.

Родитель – это человек, заботящийся о создании наиболее благоприятных условий для развития своего ребенка, обеспечения становления его личности, навыков здорового образа жизни и эффективного поведения. Главная его задача по отношению к ребенку – это поддержка.

В компетентность родителя входит:

· Определение места, где его ребенок будет развиваться;

· Выбор тренера;

· Определение суммы денег, которые родитель готов потратить на развитие своего ребенка;

· Обеспечение условий для отдыха и здорового образа жизни ребенка;

· Уведомление тренера о трудностях, возникающих в тренировочном процессе у ребенка.

В компетентность родителя не выходит:

· Методика и режим тренировок;

· Стратегическое планирование тренировочного процесса;

· Создание условий для работы тренера;

· Решение личных, финансовых и прочих проблем тренера.

Все, что родитель предлагает или требует от тренера сверх перечисленного здесь, не является адекватным тренировочному процессу. В случае, если родитель настаивает на увеличении своего присутствия в тренировочном процессе, тренер имеет полное право предложить такому родителю заключение договора о дополнительных обязательствах или условиях тренировочного процесса на взаимовыгодных условиях.

То же самое имеет право потребовать и родитель, если тренер претендует на бОльшую долю участия в жизни ребенка, чем та, что определена его тренерской компетенцией.

Здесь всплывает еще одно гештальтистское понятие: ответственность и ее границы.

То, что в прошлых текстах я очертила как границы компетенции, одновременно показывает и границы ответственности каждого. Имея их ввиду, чрезвычайно сложно создать неразрешимую конфликтную ситуацию. Однако наивно будет полагать, что родители и спортсмены имеют об этом такое же полное представление, как и тренер. Как говорят, незнание законов не освобождает от ответственности за их нарушение, и поэтому безопаснее все-таки знать о них. И если тренер изучает эти закономерности, как правило, на своем опыте и своих ошибках, то танцоры и их родители частенько предпочитают сваливать ответственность за проблемы на тренеров. И это есть игра в одни ворота. Здесь я могу дать вполне практический совет: знанию сфер ответственности танцоров и родителей нужно обучать. И для этого вполне подойдет следующий ряд мер.

Один из самых эффективных способов информировать родителей и спортсменов о степени их участия в тренировочном процессе – это печатная информация. Это могут быть информационные стенды в вашем клубе или буклеты, которые вы раздаете членам вашего коллектива. Вы так же можете включить эту информацию в бланк заявления о приеме в клуб, или в бланк договора между тренером и танцором или его родителями. И в этом тексте, наряду с правилами поведения, формой одежды для тренировок и условиями тренировок, финансовыми условиями, штрафными и поощрительными мерами, вы можете привести информацию о том, за что именно в тренировочном процессе отвечает тренер, за что танцор, а за что – его родители.

Другой хороший способ регулировать отношения в клубе, не исключающий первого – это родительские собрания. На них, помимо хозяйственных и стратегических задач клуба, вы можете обсуждать спортивные планы и результаты, нужды и достижения как всего коллектива, так и каждого танцора в отдельности. Вы можете говорить о трудностях, с которыми вы сталкиваетесь в работе с тем или иным спортсменом или родителем, а так же тех трудностях, с которыми сталкиваются сами танцоры.

Коллективное обсуждение проблем позволяет родителям видеть реальную ситуацию в клубе, в коллективе вообще, а не зацикливаться на своем субъективном случае со своим субъективным взглядом на ситуацию, слышать разные позиции и мнения и сравнивать их со своими. А тренеру такое собрание тоже может принести много объективной информации о его коллективе.

Третья важная мера – это открытое обсуждение проблем и задач индивидуально с танцором и его родителями, или с парой и ее родителями. Причем здесь важно ориентироваться на собственную интуицию и организовывать такие встречи не тогда, когда проблема встала чрезвычайно остро, а при первых ее признаках.

Еще очень помогают различные своевременные инструкции. В качестве примера хочу привести инструкцию, придуманную руководителем ТСК «Академик» (г. Иркутск) Максимом Скоморовским. Я взяла на себя смелость кое-что добавить в нее. Вот она:

Как вести себя на турнире

Инструкция для родителей

Перед турниром:

· Приготовить с вечера и погладить костюм.

· Партнёра постричь, побрить.

· Не забыть лак для волос, косметику, расчёску.

· Туфли ПОДКЛЕИТЬ, почистить

· Проверить классификационную книжку.

· Не забыть бутерброды и напитки.

· Сделать прическу (дома!), на турнире, при необходимости, поправить.

· Если вы хотите взять с собой тренера на турнир, позаботьтесь о его проезде, питании и бесплатном проходе на турнир – для тренера пребывание на турнире является работой!

На турнире:

· Быть на конкурсе за 1 - 1,5 часа до начала.

· Желательно всем членам клуба, участвующим в турнире, а так же болельщикам, держаться ближе, чтобы поддерживать друг друга.

· До конкурса танцоры должны рассмотреть весь зал, чтобы не делать этого в течение конкурса.

· зарегистрировать пару;

· посмотреть расписание конкурса, кто за кем, расписание заходов – записать заходы на листочке;

· за 10 мин до выступления выгнать детей разминаться;

· следить, чтобы с этого времени дети держались вместе, в паре;

· после танца дети должны подходить к тренеру (если тренер с вами), а не к родителям;

· внимательно следить за заходами: если один танец в последнем заходе, а следующий в первом – детям оставаться на площадке после танца.

· если вы не вышли в свой заход - выходите в следующем.

· Если вы танцуете многоборье (и латину, и стандарт вместе), обувь для другой программы и галстук (бабочку) взять сразу после квикстепа и поменять!

· Записать или купить «кресты» за танцы или места в финале для вашей пары. Это необходимо тренеру для последующего анализа и работы с вашей парой.

· Если вам сделали непонятные замечания или вы заметили какие-то странности – запишите всю информацию, фамилию Главного судьи и организаторов, и оставьте эту информацию тренеру - он сможет вам объяснить произошедшее и адекватно отреагировать на него, если это необходимо.

Ни в коем случае нельзя:

· давать детям советы типа «Держи руку», «Улыбайся!», «Танцуй легко» и прочее. То, что не натренировано, на турнире не исправить. И выше головы прыгнуть тоже невозможно.

· расстраиваться из-за костюмов или причесок.

· ругать ребят за неудачно станцованный танец. Его уже станцевали и всё равно ничего не исправить.

· критиковать партнёра (партнёршу) вашего ребенка

· высказывать вслух своё мнение о судьях.

· слушать сплетни, советы и гадости, которые говорят родители соперников и сами соперники.

· Приставать к Главному судье из-за результатов турнира. Главный Судья следит за соблюдением Правил - костюмы, фигуры, темп, длительность мелодии, чтобы судьи не выходили пьяными на паркет. Жаловаться ему на судей не надо - всё равно ничего не сделает! Можно лишь получить уточнения.

· Есть еще Спортивный Комиссар или Судья при участниках. Они следят, чтобы вовремя были сделаны все объявления и подана информация, обеспечена безопасность участников в раздевалках. Если это необходимо, вы можете обратиться к ним за помощью.

Можно:

· громко кричать, хлопать, поддерживая свою пару и одноклубников.

· поддерживать хорошее настроение у ребят.

После выступления:

Если Ваш ребёнок не занял 1 место и не стал на этом конкурсе Чемпионом Мира - НЕ ДЕЛАЙТЕ ИЗ ЭТОГО ВСЕЛЕНСКУЮ ТРАГЕДИЮ! Обязательно отпразднуйте ЛЮБОЙ результат.

Помните:

· турниры проходят каждую неделю

· Дети гораздо спокойнее относятся к неудачам, чем родители.

· Тренер воспринимает неудачи тоже всерьез.

· Каждый турнир по тренировочному эффекту равен месяцу тренировок. И в этом его основная польза.

· Межклубный турнир - это репетиция, проверка готовности и характера, психологической устойчивости к предстартовым волнениям. О реальном уровне детей можно судить на Чемпионатах города, области и России при условии независимого судейства.

· Каждый «крест» обозначает, что данный судья ХОЧЕТ видеть вашу пару в следующем туре.

· Соперники ваших детей тоже тренируются и хотят выигрывать. Танцоров много, а первое место одно.

· Успех ваших детей зависит только от того, как они работают на тренировках, и как вы их поддерживаете, тренер может только помочь.

Выше я уже сказала, что чудесно, когда тренер может направить бьющую через край родительскую энергию в безопасное и продуктивное русло. Здесь речь пойдет о том, каким образом это можно делать.

Родителям, которые стремятся тренировать своих детей, можно рекомендовать создать ребенку условия для самостоятельных тренировок. Важно донести до таких родителей, что в парных отношениях, какими являются отношения между ребенком и родителем, всегда работает определенный психологический феномен: все то, что берет на себя один член пары, другой игнорирует. Таким образом, если родитель сильно заинтересован в усилиях ребенка, то сам ребенок будет заинтересован в этом слабо. И лучший способ повысить его мотивацию – это предоставить ему свободу самому думать о своих усилиях, и самому встречаться с трудностями и пользой, к которым приводит тот или иной его выбор – хорошо тренироваться или сачковать.

Родителям, которые от чувства одиночества или чего-то еще стремятся быть соучастниками тренировочного процесса и жить жизнью клуба, важно найти достойное применение. Каждый из них обладает какими-то умениями, которые вполне могут пригодиться в клубе. И этот способ применения родительской энергии, конечно, не нов. Однако здесь есть опасность создать такой тип отношений, при котором родитель будет думать, что это вы в нем нуждаетесь, а не он – в вас. Ваша изобретательность в построении отношений, в которых вы всегда будете делать акцент на том, что любая деятельность родителя на пользу клуба – это его личная инициатива, вам очень и очень пригодится. И главное – это все-таки должна быть деятельность на пользу клубу и танцорам, а не на пользу тренеру. Как только вы соблазнитесь помощью такого родителя для своих личных нужд, вы немедленно создадите себе ловушку в виде почвы для будущего конфликта. И конфликты, вырастающие на такой почве, могут иметь очень серьезные последствия. Никогда не знаешь, с кем имеешь дело.

Родители-покупатели сложны тем, что они всегда предлагают массу соблазнов. И с ними, во-первых, нужно четко проводить линию вашей неподкупности, а во-вторых, обращать их энергию опять же на пользу клубу. Вашу неподкупность может поддержать неустанное повторение фраз примерно следующего содержания:

«Мое отношение к ученикам зависит только от их трудолюбия. Никакие другие факторы для меня не имеют значения»

«Да, я могу поставить вашу дочь в пару с тем крутым партнером, но готовы ли вы к тому, что он или его родители могут отказаться от этого ввиду низкого танцевального уровня вашей дочери?»

«Очень здорово, что вы помогаете клубу, однако я хочу, чтобы вы отдавали себе отчет в том, что вы это делаете не для меня, а для своего ребенка. И только для него.»

Конечно, вам будет очень трудно с такими родителями, если ваша истинная позиция сильно противоречит позиции эффективного тренера, каковую я здесь и декларирую. Когда личная сиюминутная выгода выглядит привлекательнее далекоидущих благоприятных прогнозов и перспектив, здесь уже никакой мудрый психологический совет не решит ваших проблем.

Я часто слышу от клиентов, пришедших в первый раз: «Вы уберите у меня этот симптом, и я буду счастлив». Но всякий симптом, будь то систематические нарушения в отношениях, повторяющиеся паттерны поведения или психосоматические явления, прочно связан с системой мировоззрения и самооценки. И не изменив самооценки и взгляда на мир, невозможно стать счастливее и здоровее. Так же и в отношениях с родителями и танцорами: если ваши позиции не исключают получения вторичной выгоды, то получите и довесок, бесплатное приложение – проблемы взаимоотношений.

Таков очень общий взгляд на то, какие меры могут помочь тренеру предотвращать и решать сложные ситуации в коллективе. Как видите, если тренер является судьей и занимается в своем коллективе еще и организационной работой – это довольно хлопотная жизнь и без помощников-профессионалов работать нелегко.

Когда пары уходят или приходят…

 

Я часто получаю вопросы: моя пара уходит от меня, что делать? Танцор, в которого я вложил всю свою душу, кричит мне, что я плохой педагог и хлопает дверью – как мне быть?

В первую очередь – не пытайтесь удерживать.

Все это уже ягодки, и чтобы этого не происходило, лучше браться за дело тогда, когда еще только зеленые пупырышки пробиваются из-под земли.

Если вас покидают, самое лучшее, что вы можете сделать для СЕБЯ – это отпустить. А еще лучше – дать телефон ближайшего тренера. И пожелать счастья и удачи. Искренне, от всей души.

Никогда танцор не является ВАШИМ. Он – свой собственный. И если он не смог оценить вас по достоинству – вы сами создали его таким, вы сами обесценили себя своим поведением, вы сами дали ему повод вас не уважать.

Попробуйте увидеть – как именно это вы сделали, что бы сделать выводы на будущее.

Даже тогда, когда танцор уходит не потому, что плохо к вам относится, а к понравившемуся партнеру, или в связи с финансовыми трудностями, или потому, что поступает в институт – вы сами УЖЕ создали для этого почву.

Самые простые способы это сделать:

1. заниматься с танцором бесплатно или на льготных условиях.

2. решать его семейные или иные, не имеющие отношения к тренировкам, трудности.

3. внушать ему, что он самый лучший

4. внушать ему, что он самый худший

5. выполнять все капризы его и его родителей

6. позволять нарушать дисциплину

7. брать на себя ответственность за его низкие результаты на турнирах и прочие танцевальные проблемы. Обо всем этом я уже написала выше.

Одним словом, если вы делаете все то, что не входит в компетенцию тренера, вы создаете прецедент для неуважения себя, обесценивания своей работы, создания к себе массы претензий.

Если вы сделали хоть что-то из этого – не удивляйтесь, когда вас покидают.

Уходят ли от меня танцоры – уходят. Те, кто не справился с нагрузками и дисциплиной, у кого не хватило мотивации для серьезных тренировок.

Кого-то я отправила сама – когда видела, что дурное воспитание и атмосфера в семье разрушительно влияют не только на самого танцора, но и на атмосферу в моем коллективе. Паршивая овца все стадо портит.

Кого-то отпустила, поскольку не было в моем коллективе ресурса для развития данного танцора – когда девочка не могла встать в пару в моем клубе. Хорошая девочка – танцевать и танцевать. И пусть танцует! И я буду радоваться за ее успехи!

Не держитесь за танцоров, иначе вы не дадите им повода держаться за вас J.

Когда танцоры приходят из других коллективов к вам – это тоже проблема.

Эта ситуация всегда наполнена большим риском.

В первую очередь, это риск не оправдать те ожидания, с которыми или из-за которых они к вам пришли. И потому всегда полезно поинтересоваться этими ожиданиями.

Составьте для себя список вопросов для таких пар. Примерно такой:

1. ФИО ребенка и родителей, телефон, места обитания.

2. из какого клуба переходят?

3. что именно не устроило их в том клубе?

4. почему пришли именно к вам?

5. какие условия ожидают найти здесь?

6. сколько они готовы тратить времени и денег на танцевание?

7. какие у них есть запросы на карьеру и планы на будущее?

8. как именно родители планируют участвовать в танцевальной жизни ребенка и клуба?

9. каков их опыт и стаж занятий? У кого брали уроки?

10. как устроена жизнь танцора вне танцев?

 

А так же приготовьтесь рассказать о следующем:

1. каковы условия занятий в вашем клубе: финансы, режим тренировок, дисциплина?

2. что вы точно не будете делать, как тренер и руководитель?

3. что вы точно будете делать?

4. каковы ваши требования к танцорам и родителям?

5. кто определяет имидж пар, карьерную стратегию и прочие важные моменты – вы или родители?

6. каковы лучшие результаты ваших пар?

7. с какими ведущими педагогами вы сотрудничаете?

8. Какова ваша турнирная и прочая политика?

 

Приготовьтесь так же к тому, что самое сложное – это переучивать танцоров работать по-вашему. Здесь стратегия работы ничем не отличается от той, что я описала выше в пояснениях «Восприятие танцора». Уважайте прежних педагогов ваших танцоров, поясняя лишь обоснования для тех различий в работе, которые есть между вами и ими. Лучшая фраза здесь: «Все тренеры добиваются одного и того же, работают об одном и том же, но подают это каждый по-своему. Я захожу к этому вопросу с другой стороны. У меня все лишь немного по-другому организованно».

Если ваши танцоры подбирают пару, все те же вопросы вы можете использовать для собеседования с кандидатами в клуб на пробах.

Удовлетворяйте свое любопытство как можно полнее, чтобы составить для себя ясную и полную картину, которая, возможно, развернется, возьми вы того или иного кандидата.

Вопросы для проб:

1. ФИО

2. класс

3. возраст

4. ТСК

5. у кого брал(а) уроки

6. с какого года занимается

7. где учится, работает

8. сколько времени занимает учеба \ работа

9. по какой причине распалось предыдущее партнерство

10. предположительное время и режим тренировок

11. сколько денег может тратить в неделю на уроки

12. планирует ли работать тренером

13. как устроена его (ее) личная жизнь

14. какое участие в ее (его) танцевальной жизни принимают родители

15. ФИО, телефон родителей

16. кто занимается костюмами и имиджем

17. какие пожелания к тренировочному процессу

Добавьте что-то еще, что вас интересует. Попытайтесь отсечь, таким образом, все возможности для недоговорок и недопонимания.

Говорят, что некоторые вопросы задавать неприлично и лучше понаблюдать – как-нибудь само прояснится.

Само ничего никогда не проясняется. Или проясняется тогда, когда уже поздно.

Я знаю танцоров, которые пробуются по нескольку месяцев. Причем не с разными партнерами, а с одним и тем же. Они пытаются понять друг друга, не задавая вопросы. Они боятся спросить, чтобы не выглядеть «некрутыми». Здесь неискренность в сочетании со страхом ударить лицом в грязь формируют чрезвычайно шаткую и гнилую атмосферу для будущей пары.

Невозможно сформировать прочный, работоспособный, перспективный союз, если строить его на неискренности и страхе.

Кто не рискует – тот не пьет шампанское! Будьте смелее - удовлетворяйте свой интерес, свою потребность знать, с кем вы имеете дело.

 

Судейство

В теме моей лекции на IV Национальном Конгрессе ФТСР для тренеров и судей 16 марта 2004 года в скобках было помечено, что на месте тренера во взаимоотношениях с танцором и его родителями может находиться судья. Таков был запрос ФТСР к моей лекции. Не могу обойти эту тему вниманием, хотя, возможно, я понимаю ее со своим собственным акцентом.

Насколько мне известно, уставами и правилами организаций танцевального спорта общение судей с танцорами и их родителями сильно ограничено. Это сделано с тем, чтобы создать условия для максимально чистого судейства. И, таким образом, проблема отношений судей с танцорами и их родителями не должна вставать никогда, поскольку по бумагам между ними общения как такового не существует вообще. Но в реальности, как вы понимаете, все совсем не так, поскольку практически все судьи ФТСР одновременно являются и тренерами J.

Учитывая таковое положение вещей, встает скорее не проблема взаимоотношений судьи с танцором и его родителями, а проблема совмещения роли тренера и судьи. Уже само по себе это явление в танцевальном спорте лежит в основе многих и многих конфликтов и недоразумений, как в масштабах небольшого клуба, так и в масштабах региональных и даже международных федераций.

На мой профессиональный психологический взгляд, до тех пор, пока один и тот же человек будет выполнять и функции тренера, и функции судьи, проблемы взаимоотношений и адекватности судейства буду занимать первое место в ряду других проблем в танцевальном спорте. Это происходит потому, что судья не может быть не заинтересованным в результатах турнира лицом, если он еще и представляет интересы тренера, коим сам и является. И этого не избежать, если не лишить его возможности преподавать J, или если не лишить тренеров возможности судить.

Здесь я не столько агитирую за разделение судейства и тренерства, сколько рассматриваю проблемы социально-психологического свойства в рамках танцевального спорта, и в силу своего профессионализма, анализируя одну сторону проблемы, не могу умалчивать о другой.

Аудитория, для которой была подготовлена лекция представляла интересы тренеров и судей, и поэтому моя лекция была ориентирована на тему возможной психологической защиты интересов тренеров от нападений родителей и танцоров J. И если бы в другой раз проходил бы конгресс родителей, то под тем же самым названием можно было бы услышать лекцию о том, как грамотно выбрать толкового тренера, и как отстаивать в конфликтах с ним свои интересы. А если бы это был конгресс танцоров, то, возможно, мы бы с танцорами обсуждали, как выживать под давлением тренеров, судей и родителей J.

Режиссерская кухня

Еще немного о режиссуре танца в этой книге. Вдогонку к тому, что было написано в предыдущей книге, хочу добавить еще несколько мыслей.

Довольно часто ко мне обращаются родители танцоров с просьбой «оживить» танец детей. Дескать, тренер сказал, что «все хорошо, но неартистично, неярко» или сами родители считают, что танец должен быть более артистичным.

Здесь я хочу отметить, что артистизм в спортивном танце, как таковой, не преподается, а лишь передается от тренера к танцору, если сам тренер обладает заразительной харизмой. Чему-то ребята учатся, глядя, как танцуют чемпионы. Но каждый берет ровно столько, сколько способен взять, по своему пониманию танца и своему отношению к артистизму.

Смысл фигур определяется в первую очередь характером и образом танцоров в конкретном танце или вообще – это называют иногда индивидуальным стилем исполнения. Однако есть и вполне простые и общие для всех смыслы некоторых фигур.

Например, в фигурном катании есть прыжки и акробатические трюки – они существуют только для того, чтобы показать виртуозное мастерство и классность подготовки спортсменов. Если же спортсменам удается с помощью трюков еще и подчеркнуть идею, образ, сюжет – тогда это уже вообще высший пилотаж.

В спортивных танцах трюки тоже есть, и они имеют такое же объяснение, природу и специфику. Есть так же и особые фигуры, в которых точно определены роли партнеров – это фигуры, построенные на взаимодействиях. Их смысл заключается в том, чтобы показать, как партнер может вести свою партнершу, и как партнерша может следовать идее партнера, как она может являться его продолжением, инструментом и воплощением его творчества. Артистический смысл этих фигур в том, чтобы показать некоторую власть мужчины над женщиной.

У некоторых пар встречаются и противоположные по смыслу фигуры, когда партнерша является источником импульса, а партнер продолжает ее идею. И это очень интересные и оригинальные решения. Здесь идея фигуры в том, чтобы показать, как женщина покоряет мужчину. И так далее. Поскольку роли для себя танцоры выбирают, скорее, интуитивно, чем осознанно, в выборе роли следует опираться на свой эмоциональный опыт: я вот такой, у меня такой характер, с мужчинами (женщинами) я общаюсь так, отношусь к ним так, и это все я могу показать в своем движении так…

 

Что такое «роль»

 

Роль – это, прежде всего, характер. Какой у вас характер? Опишите его. Как вы общаетесь с другими? Какие ваши черты при этом проявляются? Как вы общаетесь с партнером (партнершей)? В танце все черты характера должны быть очень сильными, четкими и яркими, чтобы было видно за версту, а не под микроскопом. И это должны быть проявления, прежде всего, тела, а не только лишь лица.

Что вам самим нравится делать в танце, как проявляться по отношению к партнеру (партнерше)? Какими вам нравится быть?

На паркете нельзя быть «никаким» или скромным – вас никто не заметит на паркете.

Смотрите всем в глаза – это убивает наповал и зрителей, и судей. Взгляд – лучший гипнотизер. И партнер (партнерша) от взгляда партнерши (партнера) становится активнее, артистичнее. Важно не просто смотреть в глаза, а смотреть с характером, с теми качествами, которые вы назвали.

Попробуйте сделать пару фигур из ваших композиций с вашим характером. Как именно вы будете его проявлять? Какими движениями? Пластикой?

Когда вы ищите свой образ, старайтесь не смотреть на тренировке на других танцоров (и на турнире тоже), сосредоточьтесь на себе и своем характере. Пробуйте разные черты – идеи перед зеркалом, и смотрите, что вам самим больше нравится, что вам подходит. Пусть для начала это будет не очень грамотно и чисто, но должно быть довольно энергично. А потом в этой энергии выверяйте линии.

 

Определение сверхзадачи

 

Цель актера – затронуть чувства зрителя, вызвать их. Причем не случайные какие-то чувства, а именно те, которые запланировал режиссер.

Кто такой режиссер? Это мастер управления самыми различными материалами, которые есть в его распоряжении, для создания у зрителя чувства, эмоции. Среди этих материалов – свет, музыка, экспозиция, костюмы и декорации и пр., включая актера и его инструменты: пластику, голос, его умение передавать характер.

Сверхзадача – понятие, обозначающее для актера и режиссера именно эту эмоцию (реакцию), которую необходимо вызвать у зрителя. Например, во всех сказках сверхзадача подана в виде краткого резюме и поясняется словами «Сказка – ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок». Какой именно урок – определяет читатель, и этот вывод для него и явится сверхзадачей сказки.

И так же в каждом произведении литературы, музыки, искусства заложена своя сверхзадача. Не каждый творящий закладывает сверхзадачу сознательно, чаще автор произведения вкладывает в свое детище свою картину мира, выражая ее в каждом произведении одной какой-то главной мыслью. Это и есть сверхзадача одновременно, которую мы и можем постичь, вникая в его работу. Таким образом, мы обогащаемся еще одной точкой зрения на мир. И эту сверхзадачу, для того, чтобы ее можно было прочесть, автор выражает своими средствами, инструментами, сырьем: тенью и светом, скрипкой и гитарой, контракцией и стретчингом.

Безусловно, сколько читателей, зрителей (потребителей, одним словом), столько прочтений одного и того же произведения может быть. И чем больше толкований вызывает работа мастера, тем богаче мир противоречивых и взаимосвязанных идей, насыщающих его творение. Индивидуальность же прочтения зависит от мировоззрения читателя.

Например, прочтя «Бесприданницу» Островского один читатель скажет: «Бедная несчастная женщина и жестокие мужчины», другой возразит: «Во всем виновата нищета, это противоречие между богатыми и бедными», третий заметит: «Слабые духом всегда проигрывают, и не имеет значения, мужчина ты или женщина, богатый или бедный».

И каждый будет прав по отношению к той картине мира, которую он рисует для себя. И, если каждый из них окажется режиссером, то на сцене мы увидим три разных спектакля под названием «Бесприданница». Один из них будет о жестокости мужчин и бесправии женщин, другой о бесчувственности богатых и страданиях бедных, третий покажет бедность духа безответственных и зависимых людей, живущих в сетях социальной обусловленности, и вы увидите эту мысль и в образе Паратова, и в образе Ларисы.

Процесс воздействия на зрителя с целью вызова эмоции (сверхзадачи), и подготовку этого процесса, можно разделить на несколько ступеней последовательной работы:

1. Определение сверхзадачи

2. Анализ средств выразительности, которыми вы эту сверхзадачу будете доводить до сознания своего зрителя

3. Работа по созданию образов, способных довести до сознания зрителя смысл вашей сверхзадачи

Все это – работа, в первую очередь, над самим собой.

Это определение той роли, той основной мысли и эмоции, которую вы сами чувствуете в своем танце на паркете. Роль, которая вас вдохновляет, которую вы стремитесь выразить в движении – ваша сверхзадача.

Это анализ того инструментария, которым вы сами владеете, в первую очередь, само ваше тело, ваша пластика, ваша хореография, скорость, композиции, ваш имидж, ваши взаимодействия в паре, ваше ощущение музыки – ваши средства танцевальной выразительности.

Это кропотливая работа над отсечением лишнего и развитием вашей индивидуальности – создание образа.

У актерского мастерства есть огромное преимущество перед просто техникой и просто хореографией. Хореография и техника, снабженные ролью, выглядят куда более осмысленными и цельными, чем просто ломанье рук, витье художественных косичек из партнерши, и распластывание на шпагатах. Сам по себе сюжет или даже амплуа роли задают характер пластики и композиционное построение хореографии. Когда вы точно знаете, какой у вас характер, вам не придется думать о том, куда девать руки – они сами встанут в нужное положение, стоит вам только войти в роль.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...