Автомобильные навигационные системы
Автомобильная навигационная система (АНС) предназначена: для выполнения функций навигации, штурманского сопровождения, а также мобильного поиска объекта, присутствующего в базе данных программы. Система основывается на технологии GPS и возможностях современных компьютеров. GPS (Global Positioning Systems, кодовое название - NAVSTAR) - Система Глобального Позиционирования (позиционирование - метод определения координат объекта в трехмерном пространстве с использованием спутниковых систем) - является спутниковой и работает под управлением Министерства Обороны США. Система является глобальной, всепогодной и обеспечивает возможность получения точных координат и времени 24 часа в сутки. Система глобального позиционирования создавалась в 1978 г. для военных ведомств, у которых всегда была необходимость в точном, простом и быстром определении своих координат. Подобная система была создана и для отечественных вооруженных сил под названием ГЛОНАСС. Система Глобального Позиционирования имеет две составляющие части - космическую и наземную. Космическая часть системы состоит из двадцати четырех искусственных спутников, которые делают оборот вокруг Земли за 12 часов на высоте около 17 000 км. На каждой из шести орбит расположены четыре спутника. Эта спутниковая группировка предназначена для генерации опорных радиосигналов (кодов), воспринимаемых GPS-приемниками. Орбиты равномерно распределены над Землей и наклонены на 55 градусов относительно экватора. Способ радиообмена между спутниками и GPS-приемником состоит в том, что все спутники вещают одновременно на одной и той же частоте. Для того чтобы GPS-приемник мог определить, от какого спутника исходит данная информация, бортовые передатчики посылают в составе своего сигнала стандартный идентификационный код, который сравнивается с кодами, находящимися в памяти приемника. Чтобы определить координаты на плоскости (широту и долготу) достаточно сигналов от трех спутников, а для определения высоты (или глубины) которая, вычисляется с большей погрешностью, чем координаты на земной поверхности, необходим одновременный прием сигналов от четырех спутников. Очевидно, что чем больше спутников приемник имеет возможность опросить и чем больше разнесены эти спутники на небесной полусфере, тем более точными будут его показания. Из любой точки планеты одновременно можно принимать до 12 сигналов от разных спутников. Такой подход не только упрощает схему GPS-приемника, но и, несмотря на малый уровень радиосигналов, позволяет использовать в них малогабаритные приемные антенны.
Наземной частью системы являются приемники. GPS-приемники предназначены для определения координат своего местоположения на планете: широта, долгота и высота, и обладают практически одинаковой точностью позиционирования - плюс-минус десять метров. Координаты вычисляются для места на поверхности Земли по измерениям расстояний от группы спутников (если их положение в космосе известно). Эта точность определяется спутниковым сигналом и условиями «видимости» спутников. Расстояние до спутников определяется по измерениям времени прохождения радиосигнала от космического аппарата до приемника, умноженным на скорость света. Для того чтобы определить время распространения сигнала, необходимо знать, когда он покинул спутник. Для этого на спутнике и в приемнике одновременно генерируется одинаковый Псевдослучайный Код. Каждый спутник передает два радиосигнала: на частоте L1 = 1575,42 МГц и L2 = 1227,60 МГц. Сигнал L1 имеет два дальномерных кода с псевдослучайным шумом: «точный» может быть зашифрован для военных целей, «грубый» код не зашифрован. Большинство гражданских пользователей используют «грубый» код при работе с навигационной системой. Приемник проверяет входящий сигнал со спутника и определяет когда он генерировал такой же код. Полученная разница, умноженная на скорость света, дает искомое расстояние. Использование кода позволяет приемнику определить временную задержку в любое время.
Структурная схема автомобильной навигационной системы представлена на рис. 5.26. К основным востребованным возможностям АНС можно отнести следующее: - отслеживание местонахождения автомобиля на фоне карты, которая может быть представлена в различных масштабах; - голосовое сопровождение движения по маршруту с озвучиванием названия дорог, улиц и площадей по ходу движения автомобиля; - формирование оптимального маршрута по различным критериям (время в пути, расстояние, тип дороги); - возможность режима ручной прокладки маршрута без оптимизации; - появления визуальной команды перед маневром автомобиля в виде картинки на экране; - в случае отклонения от заданного маршрута, система должна выдавать предупреждение и автоматически производить перерасчет маршрута; - запись протокола движения автомобиля и его воспроизведение; - осуществление подсчета пройденного по маршруту пути; - поиск объектов в картографической базе данных по их адресу или названию на всей карте или на заданном расстоянии от текущего положения автомобиля. Существуют различные варианты автомобильных навигационных систем. Одни представляют собой устройство, которое монтируется в автомобиле в удобном для водителя месте, другие интегрированы с автомобильными магнитолами. Рис. 5.26. Иногда навигаторы встраивают в автомобиль в ходе VIP-тюнинга, а некоторые модели выходят с завода с установленными GPS-приемниками. Сами системы отличаются размером экрана, управлением, возможностью подгружать карты новых регионов и некоторыми другими параметрами. Все большую популярность получают АНС на базе карманных и планшетных компьютеров. На такой компьютер устанавливается программное обеспечение, подключается GPS-приемник. В компьютер можно загружать карты и видеть на них положение приемника, двигаться по проложенному маршруту с голосовыми подсказками и т. п. Преимущество карманного компьютера - это его маленький размер и вес, а планшетный компьютер очень удобен благодаря большим размерам экрана, и при этом система имеет все возможности персонального компьютера.
ПАНЕЛИ ПРИБОРОВ Водитель получает информацию о режиме движения и техническом состоянии автомобиля с помощью контрольно-измерительных приборов и индикаторов, размещенных на панели приборов. Панель приборов современного легкового автомобиля содержит от 3...6 стрелочных приборов и 5-7 световых индикаторов, размещение которых основывается на следующих принципах: - группировка в центре панели средств отображения информации, связанных с безопасностью дорожного движения; - размещение приборов и индикаторов тем ближе к центру панели, чем выше частота обращения к ним водителя; - группировка в единые блоки функционально связанных приборов и индикаторов. В качестве примера рассмотрим конструкцию панели приборов автомобиля ВАЗ-2108 (рис. 5.27, где: 1 - контрольная лампа уровня тормозной жидкости; 2 - то же давления масла; 3 - табло STOP; 4 - контрольная лампа указателей поворота; 5 - то же наружного освещения; 6 - то же заднего противотуманного фонаря; 7- то же дальнего света фар; 8 -то же обогрева заднего стекла; 9- указатель температуры охлаждающей жидкости; 10 - вольтметр; 11 -указатель уровня топлива; 12 -эконометр; 13 - спидометр; 14 -контрольная лампа стояночного тормоза; 15 -то же разряда аккумуляторной батареи; 16 - то же воздушной заслонки карбюратора; 17 -контрольная лампа аварийной сигнализации). В центральной зоне панели расположен спидометр 13 с одометром и счетчиком суточного пробега. Рис. 5.27. В правой части сгруппированы контрольно-измерительные приборы: указатель температуры охлаждающей жидкости 9, вольтметр 10, эконометр 12 и указатель уровня топлива 11. Левая зона занята индикаторами, сигнализирующими о включении наружного освещения 5, заднего противотуманного фонаря 6, дальнего света фар 7, указателей поворота 4, обогрева заднего стекла 8, аварийной сигнализации 17, разряда аккумуляторной батареи 15 и вытянутой рукоятки воздушной заслонки 16. В центре зоны индикаторов расположено табло STOP 3, которое загорается совместно с соответствующим индикатором в следующих случаях:
- недостаточное давление в системе смазки двигателя (индикатор 2); - уровень тормозной жидкости в бачке ниже «Min» (индикатор 1); - поднят рычаг стояночного тормоза (индикатор 14). Развитие и внедрение в автомобилестроение электроники дало возможность конструкторам и дизайнерам создать электронную панель приборов, в которой вместо привычных электромеханических приборов устанавливаются электронные информационные устройства и индикаторы. Электронные индикаторы, кроме функций, выполняемых электромеханическими приборами, способны предоставлять водителю информацию в цифровой, графической и текстовой формах. С помощью электронных устройств возможны синтез человеческой речи, индикация показателей, для определения которых требуются сложные вычисления, анализ целесообразности передачи информации водителю. Электромеханические приборы, как правило, предназначены для отображения только одного параметра, так как при использовании нескольких шкал ухудшается возможность считывания с них показаний. Кроме того, они имеют значительные габаритные размеры, что делает сложным их размещение на панели приборов. Электронные индикаторы при меньших размерах могут информировать о значениях не одного, а нескольких параметров, передавать разнообразные сообщения и поэтому позволяют резко увеличить информативность панели при тех же габаритах. Необходимо также отметить, что электронные информационные устройства предоставляют водителю более достоверные данные. Это связано как с повышением точности приборов, так и с цифровым представлением информации. Использование электронных индикаторов открывает широкие возможности для художественного конструирования панели приборов с учетом требований эргономики и инженерной психологии, так как позволяет варьировать цветом, формой и яркостью свечения индикаторов. Например, электронная панель приборов, разработанная для автомобиля ВАЗ-2109, предназначена для измерения, контроля и отображения информации о скорости движения автомобиля, частоте вращения коленчатого вала двигателя, общем пробеге, уровне топлива в баке, температуре охлаждающей жидкости, а также для выдачи аварийных и предупредительных сигналов. Её структурная схема - на рис. 5.28.
Рис. 5.28.
Информация в систему поступает от следующих датчиков, выключателей и устройств автомобиля: 1 - датчика уровня и резерва топлива; 2- датчика температуры охлаждающей жидкости; 3-датчика аварийного давления масла; 4 -датчика уровня тормозной жидкости; 5 - датчика уровня масла; 6-датчика уровня охлаждающей жидкости; 7-датчика уровня омывающей жидкости; 8 -датчика износа тормозных накладок; 9 -датчика скорости автомобиля; 10 - прерывателя указателей поворотов; 11 - реле контроля исправности ламп; 12 - реле пристегнутости ремней безопасности; 13 - выключателя аварийной сигнализации; 14 - выключателя ручного тормоза; 15 - переключателя света фар; 16- выключателя габаритных огней; 17- выключателя задних противотуманных фонарей; 18 - замка зажигания; 19 -датчика холодного пуска двигателя; 20 - электронной системы зажигания; 21 - напряжения бортовой сети автомобиля.
Панель приборов (см. рис. 5.28) включает в себя плату вакуумно-люминесцентных индикаторов (ВЛИ), плату аварийных и предупредительных сигнализаторов на светоизлучающих диодах (СИД), а также электромеханический счетчик полного пробега и ламповые индикаторы включения дальнего света, габаритных огней, сигналов поворота и холодного пуска двигателя. Четыре вакуумно-люминесцентных индикатора зеленого цвета свечения отображают информацию о скорости движения автомобиля, частоте вращения коленчатого вала двигателя, уровне топлива и температуре охлаждающей жидкости. На индикаторе спидометра отображается информация о скорости движения от 0 до 199 км/ч (либо миль/ч в зависимости от положения переключателя английских/метрических единиц). На индикаторе тахометра отображается информация о частоте вращения коленчатого вала двигателя в дискретно-аналоговой форме. Шкала тахометра содержит 30 сегментов: один сегмент - 0...500 мин-1, четыре сегмента - 500...1000 мин-1 с шагом 100 мин-1 и 25 сегментов - 1000...7000 мин-1 с шагом 250 мин-1. Информация об уровне топлива и температуре охлаждающей жидкости отображается в дискретно-аналоговой форме. Шкалы содержат по девять сегментов. Для индикатора уровня топлива нижний сегмент индицирует нулевой уровень, а остальные восемь сегментов имеют массу 1/8 объема бака. Для индикатора же температуры охлаждающей жидкости нижний сегмент индицирует температуру менее 60°С, а остальные восемь сегментов имеют массу по 10°С каждый. Двенадцать сигнализаторов БСК выполнены на светоизлучающих диодах красного и оранжевого цветов свечения (см. подраздел 5.3). Сигнализирующие лампы включаются путем подачи на соответствующий вход устройства напряжения бортовой сети автомобиля. Сигнализатор пуска холодного двигателя загорается, когда датчик пуска холодного двигателя подключает его вход к корпусу автомобиля. В блок цифровой и аналоговой обработки информации входят электронные схемы формирователей информации, защиты и фильтрации (см. рис. 5.28), а также три специализированные большие интегральные схемы (БИС): БИС спидометра, БИС тахометра и БИС анализаторов информации. Схема анализаторов информации представляет собой двухканальный аналого-цифровой преобразователь и предназначена для преобразования аналоговых сигналов от датчиков температуры охлаждающей жидкости и уровня топлива в цифровой код. Значения аналоговых сигналов могут изменяться в диапазоне +2,7 В... +4,4 В. Схемы спидометра и тахометра формируют сигналы, пропорциональные соответственно скорости движения автомобиля и частоте вращения коленчатого вала двигателя. Блок обработки информации включает в себя и входной формирователь сигнала для электромеханического одометра, выполненный на таймере одометра и формирующий необходимую длительность сигнала одометра (0,1 с). Для обеспечения оптимальной видимости отображаемой информации в блоке обработки информации предусмотрена схема регулировки яркости. С включением габаритных огней индикаторы панели приборов автоматически переходят на пониженную яркость свечения. Кроме того, имеется регулировка яркости свечения индикаторов для условий повышенной и пониженной освещенности, учитывающая индивидуальные возможности водителя. Однако широкое применение электронных информационных устройств и индикаторов ограничивается рядом причин. Прежде всего большинство электронных индикаторов не только дороже электромеханических приборов, но и обладают меньшей надежностью, устойчивостью к ударам, вибрациям, температурным воздействиям, имеют недостаточную долговечность. Для обеспечения работы индикаторов некоторых типов требуется дополнительный источник высокого напряжения и т. д. Несмотря на указанные недостатки, электронные информационные устройства и индикаторы находят все большее применение и являются неотемлемой частью современного автомобиля. Одним из электронных устройств, нашедших достаточно широкое применение на автомобиле, является бортовой компьютер, предназначенный для оказания всесторонней помощи водителю при пользовании автомобилем. Рассмотрим принцип построения и возможности бортового компьютера. Структурная схема приведена на рис. 5.29. Он состоит из универсального блока и блока управления, подключенных к системе электрооборудования автомобиля. В универсальный блок поступают сигналы, характеризующие работу системы регулирования подачи топлива, скорость движения автомобиля, уровень топлива в баке, температуру окружающей среды, напряжение аккумуляторной батареи, включение подсветки панели приборов. Универсальный блок управляет работой предупреждающего звукового сигнала, блокировкой зажигания, а при необходимости - дополнительного обогрева.
Рис. 5.29.
Связь с компьютером водитель поддерживает с помощью блока управления. Этот блок принимает команды водителя и передает их в универсальный блок, а также осуществляет индикацию результатов работы компьютера на соответствующем элементе поля индикаторов. С помощью бортового компьютера водитель может получать следующую информацию: средняя скорость движения; средний и мгновенный расход топлива; время суток; температура окружающей среды; расстояние до интересующего пункта; предполагаемое время прибытия; расстояние, которое может проехать автомобиль с имеющимся в наличии запасом топлива. С помощью звукового сигнала бортовой компьютер предупреждает водителя о превышении максимальной скорости и о понижении температуры окружающей среды ниже 3°С и опасности гололеда. Бортовой компьютер может также выполнять функции противоугонного устройства. Водитель выбирает код, состоящий из четырех цифр; если же перед пуском двигателя набрать неправильную комбинацию цифр, двигатель не заведется и будет включен звуковой сигнал. Примером построения электронных панелей приборов может послужить панель приборов экспериментального автомобиля «Мерседес-Бенц Ауто 2000» (рис. 5.30). На панель приборов этого автомобиля выводится максимально возможное количество информации, отражающей безопасность, экономичность, эксплуатационные характеристики и параметры вождения автомобиля без перегрузки и утомления водителя. На приборной панели постоянно представляется информация о скорости движения, количестве топлива в баке, времени, пройденном пути и режиме движения. Остальные 25 параметров появляются на индикаторах по требованию водителя (при нажатии соответствующей клавиши на рулевом колесе) или в автоматическом режиме.
Рис. 5.30.
Панель приборов включает три зоны: постоянной информации (центральную); информации о состоянии автомобиля (левую); внешней информации (правую). В зоне постоянной информации расположены спидометр, указатель уровня топлива в баке, часы, одометр и индикатор режима движения. Верхний индикатор зоны состояний автомобиля выполняет функции БСК.. При достижении одним из параметров, контролируемых БСК, критического значения на индикаторе автоматически появляется соответствующий сигнал, который исчезает только после устранения неисправности. Нижний левый индикатор представляет показания контрольных приборов, а также результаты расчета запаса хода, расхода и интервалов обслуживания. Интервалы обслуживания рассчитываются с учетом пробега автомобиля, расхода топлива, износа тормозных накладок, засоренности воздушных фильтров. Правый верхний индикатор зоны внешней информации является указателем маршрута, в память которого заложена карта-атлас автомобильных дорог Германии. Информация индикатора оказывает помощь водителю в ориентировке и выборе оптимального маршрута. К внешней информации относятся также показания приборов, которым отведено место в правом нижнем углу панели. Вопросы для самоконтроля 1. Какие конструкции контрольно-измерительных приборов применяются на автомобиле? 2. Какими преимуществами обладают логометрические контрольно-измерительные приборы? 3. По какому принципу размещаются контрольно-измерительные приборы и сигнализаторы на панели приборов автомобиля? 4. С какой целью на автомобиле применяется бортовая система контроля? 5. Какие диагностические параметры можно проверять с помощью системы встроенной диагностики? 6. Какую информацию получает водитель с помощью бортового компьютера? 7. Каковы перспективы развития автомобильных информационных систем? 8. Как устроены автомобильные навигационные системы?
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|