Принципы построения схем электрооборудования автомобилей
⇐ ПредыдущаяСтр 45 из 45 Электрооборудование современных автомобилей представляет сложный комплекс источников электроснабжения, аппаратов зажигания, электрических машин, контрольных приборов, приборов внешнего освещения и сигнализации, различного типа коммутационных приборов, предохранителей и соединительных проводов, объединенных в общую электрическую схему. Для выполнения отдельных функций в автомобильных схемах используется, как правило, не одно изделие, а группа изделий. Унифицированные схемы электрооборудования автомобилей разрабатывают на базе унифицированных схем отдельных функциональных систем. При выборе мест подключения потребителей электроэнергии нужно выполнять определенные требования. Потребители большой мощности и работающие кратковременно, а также приборы, работа которых необходима в аварийных случаях, подключаются к линии аккумуляторная батарея - амперметр (стартер, звуковые сигналы, прикуриватель, аварийная сигнализация с указателями поворота, штепсельная розетка переносной лампы). Остальные потребители подключаются к линии амперметр-генератор. В этой группе в зависимости от характера работы приборы и аппараты должны подключаться: через выключатель зажигания (выключатель приборов и стартера), если они работают только при пущенном двигателе (отопитель, стеклоочиститель, контрольные приборы); через центральный переключатель - все приборы внешнего освещения. Необходимо отметить, что у некоторых автомобилей амперметр отсутствует, в этом случае напряжение бортовой сети автомобиля равно напряжению между клеммой «+» батареи и «массой». Схемы электрооборудования по части графического выполнения должны быть наглядными и легко читаемыми; обеспечивать анализ возможных неисправностей в сетях; давать возможность проследить пути тока в электрических цепях; отражать фактическую прокладку и группировку проводов в жгуты.
Существует два типа электрических схем электрооборудования автомобилей: принципиальная и схема соединений. На автомобильных заводах используют монтажные схемы, необходимые для правильной установки изделий электрооборудования на автомобиль, а также чертежи жгутов, показывающие, какие провода входят в жгут, геометрические размеры жгута, клеммные колодки и наконечники жгута. В принципиальной электрической схеме главные питающие цепи располагаются горизонтально, а потребители электрической энергии включаются между ними и «массой» автомобиля. Контур изделия изображают в виде прямоугольника, выделяемого тонкой сплошной линией. Внутри контура показывают внутреннюю электрическую схему изделия. Графические обозначения отдельных элементов изделий электрооборудования должны соответствовать стандартам ЕСКД. На рис. 8.4 и 8.5 изображены электрические схемы электрооборудования автомобилей ЗИЛ и Ford. Рис.8.4. Нарис.8.4 приведена принципиальная схема электрооборудования автомобилей ЗИЛ-431410: 1 – регулятор; 2 – генератор; 3 – амперметр; 4 – аккумуляторная батарея; 5 – реле стартера; 6 - стартер; 7 - выключатель зажигания; 8 - добавочный резистор; 9 - катушка зажигания; 10 - транзисторный коммутатор; 11 - распределитель; 12 - свеча зажигания; 13 - блок биметаллических предохранителей; 14 - переключатель электродвигателя отопителя; 15 - резистор электродвигатели отопителя; 16 - электродвигатель отопителя, 17 -реле-прерыватель поворота; 18 - контрольная лампа; 19 - контрольная лампа аварийного перегрева воды; 20 - датчик температуры; 21 и 23 - соответственно указатели уровня топлива и температуры воды; 22 и 24 -датчики указателей соответственно уровня топлива и температуры воды; 25 - контрольная лампа аварийного падения давления масла; 26 - датчик контрольной лампы давления; 27 - переключатель указателей поворота; 28 - выключатель сигнала торможения; 29, 30 - задние фонари; 31 - подфарник; 32 - фара; 33 - переключатель света, 34 - подкапотный фонарь; 35 - выключатель плафона; 36 - плафон; 37 - ножной переключатель света, 38 - контрольная лампа дальнего света фар; 39 - лампы освещения приборов; 40 - биметаллический предохранитель; 41, 44 - штепсельные розетки; 42 - звуковой сигнал; 43 - кнопка звукового сигнала; 45 - фонарь повторителя указателя поворота
Рис.8.5 На рис. 8.5 приведена принципиальная схема электрооборудования автомобиля «Ford Scorpio» (с карбюраторными двигателями REC и NEL): 1 - катушка зажигания; 2 -датчик-распределитель; 3 - блок управления; 4 - разъем для корректора начального угла опережения зажигания; 5 - датчик температуры охлаждающей жидкости; 6 - подогреватель всасываемого воздуха; 7 - реле включения подогревателя всасываемого воздуха (М1); 8 - к автоматической КП, кондиционеру и элементу обогрева ветрового стекла; 9 - аккумуляторная батарея; 10- стартер; 11 - система автоблокировки колес; 10 -выключатель зажигания; 13 - к радиоприемнику; 14 - реле питания (I); 15 -стабилизатор напряжения; 16 - реле питания (XI); 17 - нагреватель автомата пуска и подогрева; 18 - генератор; 19 - спидометр; 20 -тахометр; 21 - указатель уровня топлива;. 22 - указатель температуры охлаждающей жидкости, 23 - контрольная лампа аварийного давления масла; 24 - контрольная лампа уровня тормозной жидкости и включения стояночного тормоза; 25 - контрольная лампа заряда аккумуляторной батареи; 26 - к очистителям и смывателям стекол; 27- выключатель обогрева заднего стекла; 28- к схеме противотуманных фар; 29 - переключатель вентилятора отопителя и кондиционера (если он установлен); 30 - датчик спидометра; 31 - датчик уровня топлива; 32 - датчик температуры охлаждающей жидкости; 33 - датчик аварийного давления; 34 -датчик низкого уровня тормозной жидкости; 35 - датчик включения стояночного тормоза; 36 - прикуриватель; 37-реле включения сигналов; 38 -звуковые сигналы; 39- выключатель звуковых сигналов, 40 - реле включения обогревателя заднего стекла; 41 - обогреватель заднего стекла; 42 - электровентилятор отопителя; 43 - к кондиционеру и электромагнитному клапану заслонки рециркуляции воздуха; 44 - выключатель стоп-сигнала; 45 - выключатель огней заднего хода; 46 - выключатель аварийной сигнализации; 47 - прерыватель указателей поворота и аварийной сигнализации; 48 - переключатель указателей поворота; 49 - переключатель света фар и выключатель сигнализации дальним светом; 50 - переключатель освещения; 51-54 -лампы соответственно левого переднего, левого заднего, правого переднего и правого заднего габаритных огней; 55 - подкапотная лампа; 56 - регулятор освещения приборов; 57 - к системе централизованной блокировки дверей; 58 - к кондиционеру (если он установлен); 59 - часы; 60 - лампы стоп-сигналов; 61 - к схеме очистителя и омывателя заднего стекла; 62 - лампы огней заднего хода; 63 - лампы передних левых указателей поворота; 64 - лампа левого заднего указателя поворота; 65 -контрольная лампа левых указателей поворота; 66 - контрольная лампа правых указателей поворота; 67 - лампы передних правых указателей поворота; 68 - лампа правого заднего указателя поворота; 69- реле включения дальнего света фар; 70 - контрольная лампа дальнего света; 71 - лампы (нити) дальнего света левой стороны; 72 -лампы (нити) дальнего света правой стороны; 73 - реле ближнего света; 74, 75 - нить ближнего света соответственно левой и правой сторон; 76 - к выключателю противотуманных огней; 77 - лампа освещения багажного отделения; 78 и 79 - лампы освещения соответственно пепельницы и прикуривателя; 80 - лампа и выключатель освещения вещевого ящика; 81 -лампы освещения номерного знака; 82 - лампы освещения комбинации приборов; 83 - лампа освещения ручек управления отопителем; 84 - лампы освещения переключателей; 85 - лампы освещения вещевого ящика; 86 - плафон освещения салона; 87 - лампы фонаря подсветки зеркала пассажира; 88 - выключатель лампы освещения вещевого ящика; 89 - 92 - выключатели плафона освещения салона в стойки дверей соответственно левой задней, левой передней, правой передней и правой задней. Буквами на схеме обозначены цвета проводов: Г - голубой; Кч - коричневый; Ж - желтый; С - серый; 3 - зеленый; Р - розовый; К - красный; Ч -черный; Ф - фиолетовый; Б - белый участка С, соединяющего изделие с корпусом автомобиля.
На схеме соединений расположение деталей электрооборудования относительно друг друга должно соответствовать их фактическому размещению на автомобиле. Изделия следует изображать в виде схематических контуров, отражающих очертания реального прибора. На схеме соединении должна быть показана группировка проводов в жгуты, взаимное расположение жгутов должно соответствовать их действительной трассировке на автомобиле. Отдельная электрическая цепь состоит из трех основных участков (рис. 8.6).
Цветовая маркировка проводов участка А осуществляется по цвету провода той или иной линии питания, к которой присоединяется электрическая цепь. Цветовая маркировка проводов участка В осуществляется по следующим принципам: - участки цепи, разделенные контактами, обмотками реле, резисторами, предохранителями, должны иметь различную расцветку; - участки цепи, проходящие через разъемные, разборные и неразборные контактные соединения и являющиеся продолжением одной цепи, должны иметь одну расцветку; - расцветка изоляции проводов может повторяться, если провода проложены в различных жгутах или выходят из одного жгута в различных местах. Цвет изоляции провода участка С должен быть одинаковым для всей системы электрооборудования (например, черный). На рис. 8.7 показана типовая принципиальная схема электроснабжения легкового автомобиля. Где: 1 - генератор; 2 - контрольная лампа; 3 - выключатель зажигания; 4 - амперметр; 5 — аккумуляторная батарея; 6- выключатель «массы». Регулятор напряжения и обмотка возбуждения подключены к трем диодам выпрямительного моста генератора 1. Контрольная лампа 2 служит для индикации подпитки ОВ в момент пуска двигателя и сигнализирует об исправности генераторной установки. При включении выключателя зажигания 3 контрольная лампа 2 загорается. После того как напряжение на выводе Д генератора достигнет номинального значения, контрольная лампа 2 гаснет.
Рис. 8.7.
Рис. 8.8 Регулируемое напряжение U p в этой схеме измеряется между выводом Д генератора и «массой». Разница напряжений между выводами Д и «+» генератора, определяемая потерями напряжения в плюсовой группе диодов основного и дополнительного выпрямителей, незначительна и поэтому можно считать, что напряжения на этих выводах равны. Следовательно, в рассматриваемой схеме системы электроснабжения сопротивление цепи генератор - вход РН (вывод В) минимально, не изменяется в процессе эксплуатации и поэтому исключено явление уменьшения частоты переключения РН.
Напряжение в бортсети автомобилей Uc (на выводе «+» амперметра) будет меньше регулируемого на размер потери напряжения в цепи генератор - амперметр (на 0,3...0,5 В). У грузовых автомобилей с карбюраторными двигателями аккумуляторная батарея вынесена из подкапотного пространства. За счет увеличения длины проводов общее сопротивление цепи генератор - аккумуляторная батарея у них в 1,5...2 раза больше, чем у легковых. Для обеспечения заряженности батареи следует стремиться к минимальным потерям напряжения в цепи заряда. На рис. 8.8 приведена типовая принципиальная схема системы электроснабжения для грузовых автомобилей с карбюраторными двигателями(обозначения те же, что и к рис. 8.7). Питание РН осуществляется не через дополнительные диоды, а от силовой цепи генератора через выключатель зажигания 3. Рис. 8.9 В этом случае регулируемое напряжение U p измеряется между выводом В регулятора напряжения и «массой». Напряжение U c будет выше U p на размер потерь напряжения на участке вывод «+» амперметра - вывод В генератора, что компенсирует потери напряжения в цепи заряда батареи. Для отключения аккумуляторной батареи на длительной стоянке автомобиля в типовых схемах электроснабжения автомобилей с карбюраторными двигателями введен выключатель б «массы». На рис. 8.9 приведена типовая принципиальная схема системы электроснабжения грузового автомобиля с дизельным двигателем.Она состоит: 1 - выключатель приборов и стартера; 2 - амперметр; 3 - предохранитель; 4 и 9 - промежуточные реле; 5 -кнопка выключателя «массы»; 6 - аккумуляторная батарея; 7 - выключатель «массы»; 8 - генератор. Питание обмотки возбуждения ОВ, расположенной на роторе, осуществляется от нулевой точки статора генератора. Напряжение в этой точке относительно «массы» автомобиля равно половине выпрямленного (14 В). Поэтому при применении этой схемы имеется возможность унифицировать роторы генераторов на напряжение 14 и 28 В. Питание РН производится от силовой цепи генератора через выключатель приборов 1. При проектировании системы электроснабжения грузовых автомобилей следует стремиться к тому, чтобы потеря напряжения на участке амперметр - вывод В регулятора была равна потери напряжения в цепи амперметр - аккумуляторная батарея. В этом случае напряжение на аккумуляторной батарее будет незначительно отличаться от регулируемого. Чтобы частота переключения РН не была ниже 30 Гц, потеря напряжения в цепи генератор - РН в типовых схемах электроснабжения грузовых автомобилей не должна превышать 0,5 В. В типовой схеме электроснабжения грузового автомобиля с дизельным двигателем невозможно отключить выключатель 7 «массы» при работающем генераторе. В схеме использован дистанционный выключатель «массы» импульсного действия с фиксированными контактами. Для его включения необходимо подать импульс напряжения на управляющую обмотку. При снятии питания контакты выключателя «массы» остаются в замкнутом положении. Для отключения выключателя «массы» необходимо к его обмотке вторично приложить импульс напряжения. В схему введено блокировочное реле 4, размыкающие контакты которого включены в цепь обмотки дистанционного выключателя «массы». При работающем генераторе 8 от вывода 15 выключателя 1 приборов и стартера подается питание на обмотку реле 4. Контакты реле разомкнуты и цепь питания выключателя 7 «массы» разорвана. Чтобы отключить выключатель 7 «массы», необходимо выключатель 1 перевести в нейтральное положение. При этом обесточивается вывод 15 выключателя 1 и отключается питание регулятора напряжения. В типовых схемах системы электроснабжения аварийный режим короткого замыкания в цепи ОВ не опасен для РН. Выходной транзистор в цепи Об изолирован от аккумуляторной батареи. При закорачивании цепи 06 генератор развозбуждается и цепь транзистора обесточивается. В соответствии с установившейся в нашей стране традицией рекомендуется следующая маркировка выводов генераторных установок: «+» (вывод основного питания), «Д» (вывод дополнительного питания), «В» (к выключателю зажигания), «О» (вывод нулевой точки). На современных автомобилях используется дистанционное управление стартером при помощи выключателя, как правило, конструктивно объединенного с выключателем зажигания и приборов. С целью уменьшения потерь напряжения в цепи системы пуска аккумуляторная батарея соединяется со стартером проводом сечения 16...20 мм2. На рис. 8.10 показана типовая принципиальная схема системы пуска. Схема включает в себя: 1 - выключатель «массы»; 2 - аккумуляторная батарея; 3 - стартер; 4 - реле блокировки; 5 - реле стартера; 6 - выключатель приборов и реле стартера; 7 - предохранитель; 8- тахометр; 9- кнопка проверки исправности контрольной лампы; 10- датчик тахометра; 11 - кнопка электрофакельного подогревателя; 12- промежуточное реле; 13 -терморезистор; 14 - контрольная лампа; 13 -электромагнитный клапан; 16 - свеча накаливания Управление стартером осуществляется выключателем 6.
Рис. 8.10.
Для разгрузки контактов выключателя служит промежуточное электромагнитное реле стартера 5. В схеме предусмотрена блокировка включения стартера по частоте вращения двигателя. Для этой цели используется реле блокировки 4. Управляющий импульс питания на реле блокировки поступает от вывода 4 тахометра 8, частота появления импульсов напряжения на котором пропорциональна частоте вращения коленчатого вала двигателя. Реле блокировки может питаться не только от тахометра, но и непосредственно от генератора. В показанной типовой схеме перегорание свечей накаливания электрофакельного подогревателя путем закорачивания терморезистора 13 в их цепи исключено только при пуске стартера. Поэтому питание обмотки реле 12 осуществляется при замыкании контактов тягового реле стартера, т. е. когда шестерня стартера войдет в зацепление с венцом маховика. Напряжение бортовой сети уменьшается до 18...19 В и устраняется возможность выхода из строя свечей накаливания. При сталкивании зуба шестерни стартера и зуба венца маховика контакты тягового реле стартера и реле 12 не замыкаются. Свечи накаливания остаются подключенными к бортовой сети через терморезистор 13. В соответствии с рекомендациями СЭВ по стандартизации для изделий системы пуска установлена следующая унифицированная маркировка выводов изделий: стартер - 30, 50, 48; реле стартера -30, 85, 86, 88; выключатель приборов и стартера - 30, 15,50. Существующие периферийные устройства ЭВМ, такие, как графические дисплеи (цветные, многотональные), графопостроители, устройства внешней памяти большого объема (магнитные диски, ленты) и развитое программное обеспечение позволяют создать системы автоматизированного проектирования электрооборудования автомобилей (САПР). Предполагается, что внедрение САПР в скором времени вытеснит существующие методы проектирования. изготовления чертежей и документации. Это приведет к резкому увеличению производительности труда проектировщика за счет улучшения качества разрабатываемых схем и сокращения времени на их создание. Такие системы уже начали внедряться на передовых предприятиях отечественного автомобилестроения. Вопросы для самоконтроля 1. Что такое «однопроводная передача энергии»? 2. Что входит в состав коммутационной аппаратуры? 3. Используемые марки проводов и способы защиты от коротких замыканий и перегрузок. 4. Допустимые потери напряжения в электрических цепях автомобиля. 5. Как осуществляется построение схем электрооборудования? СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 1. Автомобильные двигатели. Системы управления и впрыска топлива. Руководство по обслуживанию и ремонту. 2000, «Альфамер», Хельсинки, Финляндия. 2. Акимов С.В., Чижков Ю.П. Электрооборудование автомобилей. Учебник для вузов. М. «За рулем», 2001 г., 384 с. 3. Балагуров В.А. Аппараты зажигания. М.: Машиностроение, 1968. 479 с. 4. Балагуров В.А. Проектирование специальных электрических машин переменного тока: Учеб. для вузов: М.: Высшая школа, 1982, 272 с. 5. Банников С.П. Электрооборудование автомобилей. М.: Транспорт, 1977,288с. 6. Боровских Ю.И., Буравлев Ю.В., Морозов К.А. Устройство автомобиля. М.: Высшая школа, 1988, 288 с. 7. Буна Б. Электроника на автомобиле / Пер. с венг. М.: Транспорт, 1979,130с. 8. Галкин Ю.М. Электрооборудование автомобилей и тракторов. М.: Машиностроение, 1967, 280 с. 9. Гируцкий О.И., Есеновский-Лашков Ю.К., Поляк Д.Г. Электронные системы управления агрегатами автомобиля. М.: Транспорт, 2000, 213 с. 10. Кисуненко Б.В., Эйдинов А.А. Требования к осветительным и светосигнальным приборам автомобилей в Европе и США, этапы их гармонизации. М.: «НАМИ», 2001, 96 с. 11. Левитин К.М. Безопасность движения автомобилей в условиях ограниченной видимости. М.: Транспорт, 1986,111с. 12. Мирошников А. Противоугонные автомобильные системы. С рекомендациями журнала "За рулем». - М.: Издательство «За рулем», 2000. -112с. 13. Опарин И.М., Купеев Ю.А., Белов Е.А. Электронные системы зажигания. М.: Машиностроение, 1987, 196 с. 14. Покровский Г.П. Электроника в системах подачи топлива автомобильных двигателей. М.: Машиностроение, 1990, 175с. 15. Сергеев А.Г, Ютт В.Е. Диагностирование электрооборудования автомобилей. М.: Транспорт, 1987, 159 с. 16. Система управления двигателем ВАЗ-2111 (1,5 л 8 кл.) с распределенным впрыском топлива (контроллер МР7.0Н «Bosch» - СПб., Петер Гранд, 2000. - 96 с. 17. Система управления двигателем Motronic. Техническое руководство Роберт Бош GmbH, 1994. 18 Скобелев В.М. Световые приборы автомобилей и тракторов. М.: Энергоиздат, 1981, 279 с. 19. Чижков Ю.П., Квайт С.М., Сметнев Н.Н. Электростартерный пуск автотракторных двигателей. М.: Машиностроение, 1985, 160 с. 20. Ютг В.Е. Электрооборудование автомобилей. М.: Транспорт, 2000, 320с. 21. BOSCH Automotive Handbook Роберт Бош GmbH, 2002. 22. Torges Gerhard. Electrotechnische Aurustung des Kraftfahrzeuges. Berlin: Verlang Technik, 1988. 292 с.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|