Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

История возникновения налоговой ИФНС




Введение

 

Данная работа посвящена деятельности инспекций Федеральной налоговой службы (далее - ФНС) и функционированию её отделов. В качестве выбранного примера выступает юридический отдел.

Актуальность темы определяется двумя факторами:

1. необходимостью слаженной, скоординированной работы всех отделов и служб ИФНС.

2. необходимостью совершенствования работы ИФНС и её отделов и служб.

Цель данной работы состоит в выявлении особенностей функционирования юридического отдела ИФНС. Задачи работы можно представить в виде следующего перечня:

· общая характеристика работы ИФНС, краткое описание её организационной структуры, определение функций и задач юридического отдела ИФНС;

·   анализ работы юридического отдела ИФНС (по данным г. Махачкалы за 2009 - 2011 гг.);

·   формулирование предложений по совершенствованию работы ИФНС и её юридических служб.

Структура работы предусматривает наличие трёх глав.

Первая глава посвящена рассмотрению таких вопросов, как:

· история возникновения налоговых органов России.

·   характеристика организационной структура ИФНС.

·   обзор функций и задач юридического отдела ИФНС

Вторая глава посвящена непосредственно анализу работы юридического отдела ИФНС. Здесь пришлось подобрать систему показателей соответственно функциям названного отдела. Для анализа использованы следующие показатели:

1. Количество судебных споров о неуплаченных и недоплаченных суммах налогов и сборов.

2. Показатели, характеризующие рассмотрение дел в судах с участием налоговых органов (по чьей инициативе - налоговых органов или налогоплательщиков - эти дела начаты; суммы доначисленных и довзысканных платежей по штрафам и санкциям по решениям налоговых органов, оспоренным и рассмотренным по существу судебными органами, в том числе признанными в судебном порядке незаконными и т. д.).

Третья глава содержит предложения по совершенствованию работы ИФНС (на примере усиления налогового администрирования) и юридических отделов и служб ИФНС (на основании проведённого анализа).

Для написания работы использованы следующие источники: «Налоги и налогообложение» (первый принадлежит авторскому коллективу во главе с Д.Г. Черником, второй - М.В. Романовскому), а также ряд публикаций по вопросам основных положений Налогового кодекса РФ и правоприменительной практики в налоговой сфере: «Последние изменения Налогового кодекса РФ» (автор Р.В. Украинский); «Концепция автономии налогового права и ее влияние на законодательство и судебную практику», «Налоговое обязательство и система налогового обязательственного права», «Налоговое процедурное право и налоговый процесс: проблемы становления» (автором всех этих публикаций является Д.В. Винницкий); «Основные начала законодательства о налогах и сборах как нормы прямого действия в судебной практике» (авторы О.П. Вилесова и А.В. Казакова); «Полномочия Правительства РФ в сфере налогообложения» (автор О.И. Аксёнова); «Проблемы применения Налогового кодекса РФ арбитражными судами» (автор Г.А. Карпов); «Проблемы и пути совершенствования работы налоговых органов» (автор А.П. Зрелов); «Совершенствование налогового администрирования - фактор повышения эффективности работы налоговых органов» (автор М. В. Мишустин).


Глава I. Правовые основы деятельности налоговой ИФНС

История возникновения налоговой ИФНС

 

Управление налоговой системой является составной частью общей системы управления социально-экономическими процессами в обществе. Рассматривая вопросы управления налоговой системой, следует особо подчеркнуть, что речь идет о государственном управлении, которое нельзя путать с налоговым планированием на предприятиях. Реализация налоговой политики в процессе управления осуществляется посредством государственного регулирования и контроля налоговой системы, являющейся объектом управления. Главной целью управления налоговой системой, сформулированной в общих чертах еще А. Смитом в «Исследовании о природе и причинах богатства народов», является обеспечение бесперебойного поступления обоснованных налоговых доходов в бюджет при разумных затратах по их сбору.

В России история управления налоговой системой имела несколько форм. Исторически взимание налогов развивалось в следующих формах: система откупов, сбор через государственных чиновников, сбор налогов общинами. Система откупов использовалась с древнейших времен. Суть ее состояла в предоставлении права отдельным лицам доставлять в казну определенную сумму налога. Соответственно, им вменялось в обязанность взимание отдельных налогов. При этой форме на усмотрение откупщика отдавался весь механизм сбора налога. Основным недостатком этой системы является то, что частное лицо нередко решало вопросы сбора налогов в собственных интересах, а не с государственных позиций. В литературе описаны многочисленные случаи злоупотреблений при откупной системе, особенно при сборе налогов на спиртные напитки. А.А. Исаев, критикуя откупную систему, подчеркивал: «Снисхождение к богатым и сильным, давление на бедных и слабых, собственное развращение и деморализация граждан - вот необходимые спутники откупной системы». В современных условиях откупная система полностью изжила себя.

Особенностью развития России было наличие общин. Многие экономисты в XIX в. большие надежды относительно сбора прямых налогов возлагали на взимание их общинами при помощи выборных комиссий из местных жителей. Однако весь ход исторического развития свидетельствует о том, что нет и не может быть в ближайшем будущем альтернативы государственной системе сбора и контроля за поступлением налогов.

Историческим прообразом современной Федеральной налоговой службы в известной мере является Департамент окладных сборов в составе Министерства финансов, учрежденный в 1863 г. В его составе первоначально были следующие отделения, отражающие суть деятельности: два распорядительных - для составления смет и раскладок земских повинностей; контрольное - для ревизий годовых контрольных отчетов казенных палат; бухгалтерское - для ревизии ежемесячных ведомостей казенных палат о наличных суммах, сборах, раскладах земских повинностей; ревизское - в котором были сосредоточены народная перепись, перечисление лиц податных сословий, взимание, сложение и возврат гильдейских повинностей, предоставление льгот по налогам.

В 1885 г. было учреждено 500 должностей податных инспекторов. На них возлагались следующие обязанности:

· постоянное наблюдение за правильностью торговли на своих участках;

·   осуществление генеральной проверки торговли;

·   председательствование в уездных податных присутствиях по раскладке дополнительных сборов с торговли и промыслов;

·   участие в заседаниях местных по крестьянским делам присутствий, в которых рассматривались дела, касающиеся взимания казенных сборов или отбывания населением денежных повинностей;

·   содействие казенной палате в определении ценности и доходности имущества, подлежащего обложению в доход казны;

·   исполнение всех поручений казенных палат по взиманию окладных сборов.

В последующие годы прибавились дополнительные обязанности по сбору сведений, необходимых для проведения на практике различных налоговых преобразований. Например, начиная с 1888 г. податные инспектора должны были представлять сведения о видах на урожай и самом урожае, ценах на хлеб и сельскохозяйственные продукты.

После Октябрьской революции 1917 года с введением командно-административной системы управления народным хозяйством деятельность налоговых органов в СССР постепенно угасала и не играла заметной роли, Только в 90-х годах она была вновь востребована, так как для финансового управления государством налоги стали иметь решающее значение.

Налоговая служба была создана в январе 1990 года в соответствии с Постановлением Совета Министров СССР от 24 января 1990 г. №76 «О Государственной налоговой службе». До этого ее функции выполняли финансовые органы, на которые в настоящее время возложены вопросы планирования и исполнения бюджета. Одновременно создавались государственные налоговые ИФНС министерств финансов союзных и автономных республик и аналогичные подразделения в областных, краевых, окружных, городских и районных финансовых аппаратах. В течение 1991-1992гг. процесс создания единой централизованной системы налоговых органов Российской Федерации был завершён.

Образование в 1991 году Государственной налоговой службы Российской Федерации в составе центральных органов государственного управления обусловлено развитием рыночных отношений и становлением налоговой системы в России. Государственная налоговая служба Российской Федерации постепенно выступает как единая централизованная система инспекционных органов, входящая в систему центральных органов государственного управления и осуществляющая контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты налогов и иных неналоговых платежей.

В соответствии с Законом РСФСР от 21 марта 1991г. №943-1 «О Государственной налоговой службе РСФСР» правовое положение определялось как обособленное структурное подразделение при Министерстве финансов РСФСР. Однако Указом Президента РФ от 31 декабря 1991г. №340 «О Государственной налоговой службе Российской Федерации» ГНС РФ был придан статус самостоятельного органа целях повышения ее роли, укрепления и обеспечения независимости ее деятельности, а также сохранения и развития кадрового потенциала.

О важности налоговой системы для народного хозяйства свидетельствует и тот факт, что этот вопрос нашел отражение в Конституции Российской Федерации, принятой 12 декабря 1993 г., где оговорены общие черты налоговой системы и обязанности налогоплательщиков. В частности, в Конституции отмечается, что система налогов взимаемых в Федеральный бюджет, и общие принципы налогообложения и сборов в России устанавливаются Федеральным законом (ст. 75), а обязанностью каждого налогоплательщика является платить законно установленные налоги и сборы (ст. 57).

Закон “Об основах налоговой системы в Российской Федерации” принятый в декабре 1991 года положил начало построению современной налоговой системы России. Этот закон работал вплоть до введения Налогового кодекса, а три его статьи частично определяют перечень налогов и сборов, действующих на территории Российской Федерации.

Первая часть Налогового кодекса России вступила в силу 01.01.2000 года, она определила основы налоговой системы, ключевые понятия налоговых отношений, укрепила статус налогоплательщиков и налоговых органов, их права и обязанности, ввела новые понятия до сих пор отсутствовавшие, но необходимые. Постепенное введение в действие втрое части кодекса продолжает реформирование налоговой системы.

Формирование налоговой системы не завершено и по сей день. До сих пор не закончено формирование второй части Налогового Кодекса РФ, а значит, не вступили полностью в силу статьи 13, 14, 15 первой части налогового Кодекса определяющие перечень налогов действующих на территории Российской Федерации.

Государственная налоговая служба Российской Федерации Указом Президента РФ от 23 декабря 1998 года №1635 переименована в Министерство РФ по налогам и сборам, структура и сущность практически остались без изменений. В настоящее время Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 сентября 2011 г. № 506 утверждено Положение о Федеральной налоговой службе (далее - ФНС). П.2 указанного постановления утверждает, что ФНС и её территориальные органы в установленной сфере деятельности являются правопреемниками Министерства РФ по налогам и сборам и Федеральной службы России по финансовому оздоровлению и банкротству по всем правоотношениям, связанным с представлением интересов Российской Федерации в процедурах банкротства.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...