Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Совершенствование работы юридического отдела ИФНС




 

В отношении юридических отделов налоговых органов можно выделить и ряд самостоятельных предложений по совершенствованию их работы.

В настоящее время в правовой деятельности налоговых органов начало формироваться, по сути, целое направление - защита государственных интересов налоговыми органами в судах общей юрисдикции и арбитражных судах.

Правовое управление ФНС России осуществляет мониторинг состояния судебной практики. В 2009 году введен в опытную эксплуатацию комплекс программных средств «Судебная практика». Появилась возможность с помощью современных информационных технологий отслеживать состояние судебной работы правовых служб (отделов) большинства налоговых органов. В перспективе предполагается электронная обработка и систематизация процессуальных и судебных актов с возможностью доступа к базе данных правовых служб (отделов) УФНС. Это позволит в сжатые сроки выявлять тенденции в судебной практике, новые категории судебных дел с участием налоговых органов, проблемные вопросы, с которыми сталкиваются юристы на местах. На сегодняшнем этапе основная информация о состоянии судебной работы, в том числе периодические отчеты, аналитические материалы представляются налоговыми органами в Правовое управление на бумаге.

Статистика последних лет свидетельствует о неуклонном снижении жалоб, подаваемых в вышестоящие налоговые органы с одновременным ростом количества исков, подаваемых в суд, о чем говорилось в основном докладе.

Одним из способов снижения количества обращения в суды может стать полноценное применение института ведомственного контроля.

Эффективность ведомственного контроля подтверждает практика прошлых лет, когда в период до вступления в силу Налогового кодекса, активное использование предусмотренных законом полномочий отменять или изменять решения нижестоящих налоговых органов по делам о нарушении налоговых правил позволяло держать уровень негативных судебных решений в допустимых пределах - менее 30 процентов. Так, в 2007-2011 годах ежегодно проверялось в порядке контроля до 1.5 тысяч дел о нарушениях налогового законодательства налогоплательщиками. Хотя общее количество дел о нарушении налоговых правил было тогда в 4 раза больше, чем в настоящее время, обращений в суды было в несколько раз меньше. Ведомственный контроль, предусмотренный Налоговым кодексом, должен, на наш взгляд, осуществляться не в произвольном порядке посредством различных резолюций, указаний, а в правовой форме путем вынесения соответствующих правовых решений, принимаемых по определенной форме и направляемых для исполнения в налоговые органы, а также участниками налоговых правоотношений.

Юридическим отделам также следует вести анализ опыта правоприменительной практики.

Эффективность деятельности органов налоговой службы по контролю за соблюдением налогового законодательства, в том числе и юридических отделов, имеющих непосредственное дело с правоприменительной практикой и отстаиванием интересов ФНС, во многом зависит от следующих факторов:

· правильного и единообразного толкования основных понятий налогового законодательства;

·   формирования устойчивой практики применения финансовых санкций за сокрытие или занижение дохода (прибыли);

·   повышение правовой квалификации сотрудников ФНС;

·   совершенствования и унификации действующего законодательства.


Заключение

По данной работе можно сделать следующие выводы:

. На юридический отдел ИФНС возлагаются следующие функции:

· представление инспекции в арбитражных судах и судах общей юрисдикции

·   правовая экспертиза документов

·   сопровождение по процессуальным вопросам производства судебных и административных дел по налоговым правонарушениям, применению контрольно-кассовых машин, производству и обороту алкогольной и табачной продукции

2. Основным направлением улучшения работы ИФНС является внесение дополнений в нормы налогового законодательства Российской Федерации, предусматривающие:

· усиление ответственности руководителей банков и кредитных учреждений, руководителей юридических лиц и граждан, зарегистрированных в качестве предпринимателей, за нарушение порядка открытия счетов и постановки на учет в налоговых органах;

·   совершенствование порядка уплаты и учета взносов в государственные внебюджетные фонды и контроля за правильностью расчетов по указанным платежам, концентрации средств ряда фондов в бюджетной системе;

·   четкую регламентацию налоговых льгот, предоставляемых банкам, кредитным учреждениям и предприятиям.

3. Анализ практики работы ИФНС показывает, что почти половина сумм, предъявленных налоговыми органами налогоплательщикам в качестве штрафов, пеней и иных санкций и оспоренных в судах, оказывается незаконно начисленной. Это свидетельствует, среди прочего, и о невысоком качестве работы юридических служб, на которые возложено представление инспекции в арбитражных судах и судах общей юрисдикции

Анализируя отмененные в судебном порядке решения по штрафам и санкциям, можно отметить следующее. Должностные лица, принимающие решения не могут логично, основываясь на законе, объяснить процесс и смысл своих действий. И это происходит не только из-за незнания законодательства, но и из-за непонимания сути принципов проведения налогового контроля. Одновременно происходит практически массовый пропуск сроков исковой давности.

В настоящее время в правовой деятельности налоговых органов начало формироваться, по сути, целое направление - защита государственных интересов налоговыми органами в судах общей юрисдикции и арбитражных судах. Предусмотрено также, что доля отрицательных судебных решений в 2014 году не должна превышать 30 процентов. Для достижения этой цели необходимы усилия налоговых органов всех уровней, четкое взаимодействие между правовыми службами (отделами) и другими функциональными подразделениями. Одним из способов снижения количества обращения в суды может стать полноценное применение института ведомственного контроля.

Эффективность ведомственного контроля подтверждает практика прошлых лет, когда в период до вступления в силу Налогового кодекса, активное использование предусмотренных законом полномочий отменять или изменять решения нижестоящих налоговых органов по делам о нарушении налоговых правил позволяло держать уровень негативных судебных решений в допустимых пределах.


Список использованной литературы

1. Налоговый кодекс Российской Федерации.Части I и II.

2. Положение о Федеральной налоговой службе. Утверждено Постановлением Правительства РФ от 30 сентября 2004 г. № 506

.   Вилесова О. П., Казакова А.В. Основные начала законодательства о налогах и сборах как нормы прямого действия в судебной практике //Законодательство, 2001, № 11 - с. 66 - 69.

.   Винницкий Д. В. Концепция автономии налогового права и ее влияние на законодательство и судебную практику. //Законодательство, 2010, № 5 - с. 31- 38.

.   Винницкий Д. В. Налоговое обязательство и система налогового обязательственного права. // Законодательство, 2010, № 7 - с. 44 - 51.

.   Винницкий Д. В. Налоговое процедурное право и налоговый процесс: проблемы становления. // Законодательство, 2010, № 2 - с. 33 - 39.

.   Зрелов А.П. Проблемы и пути совершенствования работы налоговых органов // Всё о налогах, 2010, № 12, с. 3 - 7.

8. Карпов Г. А. Проблемы применения Налогового кодекса РФ арбитражными судами //Законодательство, 2001, № 8, с. 55 - 64.

.  Колчин С.П. Налогообложение. М.: Информационное агентство "ИПБ-БИНФА", 2009 - 576 с.

10. Мишустин М.В. Совершенствование налогового администрирования - фактор повышения эффективности работы налоговых органов // Финансы, 2010, № 6, с. 27 - 32.

.   Налоги и налогообложение / под ред. М. В. Романовского и О. В. Врубелевской. СПб.: Питер, 2011 - 576 с.

.   Черник Д.Г. Налоги и налогообложение. М.: ИНФРА-М, 2010- 328 с.


Приложение

 

Таблица 1. Споры о взыскании недоплаченных сумм налогов и пеней в 2009 - 2011 гг.

Год Количество заявлений, рассмотренных судом Количество актов (постановлений), вынесенных не в пользу налоговых органов В % от общего числа заявлений Количество судебных актов, проанализированных налоговыми органами В % от общего числа заявлений
2009 69 41 59.42 33 47.83
2010 69 33 47.83 16 23.19
2011 53 24 45.28 15 28.30

 

Таблица 2. Рассмотрение в судах дел с участием налоговых органов в 2009 - 2011 гг.

Показатель / год 2009 2010 2011
Рассмотрение дел судами общей юрисдикции: - всего - по требованиям налоговых органов - по требованиям к налоговым органам  1361 940 421  853 712 141  984 707 277
Рассмотрение дел арбитражными судами: - всего - по требованиям налоговых органов - по требованиям к налоговым органам  916 29 887  1149 31 1118  1112 114 998
Всего рассмотрено дел с участием налоговых органов 2277 2009 2096

 

Таблица 3. Соотношение сумм по решениям налоговых органов, оспоренных в судах, и решениям, признанным судебными органами незаконными.

Показатель/год 2009 2010 2011
Сумма доначисленных и довзысканных платежей по штрафам и санкциям по решениям налоговых органов, оспоренным и рассмотренным по существу судебными органами, тыс. руб.  80003.6  76841.6  61827.7
Сумма доначисленных и довзысканных платежей по штрафам и санкциям по решениям налоговых органов, признанным судебными органами незаконными, тыс. руб. В % от оспоренных сумм.  38481.5 48.13  34838.0 45.34  27445.2 44.39

Таблица 4. Соотношение количества решений налоговых органов, оспоренных в судебном порядке, и решений, признанных судом незаконными.

Показатель/год 2009 2010 2011
Количество решений налоговых органов о применении санкций к налогоплательщикам, оспоренных в судебном порядке. 985 1415 2075
Количество решений налоговых органов о применении санкций к налогоплательщикам, признанных судебными органами незаконными. В % от рассмотренных дел 602 61.12 732 51.73 1040 50.12

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...