Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Основные направления совершенствования работы налоговых органов




 

Основным направлением улучшения работы ИФНС является внесение дополнений в нормы налогового законодательства Российской Федерации, предусматривающие:

· усиление ответственности руководителей банков и кредитных учреждений, руководителей юридических лиц и граждан, зарегистрированных в качестве предпринимателей, за нарушение порядка открытия счетов и постановки на учет в налоговых органах;

·   совершенствование порядка уплаты и учета взносов в государственные внебюджетные фонды и контроля за правильностью расчетов по указанным платежам, концентрации средств ряда фондов в бюджетной системе;

·   четкую регламентацию налоговых льгот, предоставляемых банкам, кредитным учреждениям и предприятиям.

Органам исполнительной власти необходимо провести работу по:

· обеспечению надлежащего взаимодействия в работе налоговых, финансовых, таможенных, правоохранительных органов и учреждений банков по выявлению сокрытых от налогообложения доходов;

·   разработке механизма обращения взыскания недоимок по налогам на имущество юридических лиц в случае отсутствия денежных средств на счетах в банках;

·   усилению ответственности за нарушения установленного порядка работы с наличной выручкой.

·   усилению контроля за налогообложением юридических и физических лиц, получающих доходы в иностранной валюте.

Следует также разработать программу информатизации ФНС и ее территориальных органов как составную часть федеральной программы информатизации России. юридический отдел налоговый инспекция

Одним из наиболее важных направлений улучшения работы ИФНС следует назвать усиление налогового администрирования.

Налоговое администрирование можно разделить на компоненты деятельности и технологию работы налоговых органов. В совокупности они определяют ряд рабочих технологических процессов деятельности налоговых органов. Совершенствование рабочих технологических процессов направлено на повышение эффективности налогового администрирования в условиях перманентных законодательных изменений и прогрессивного мирового опыта, используемого в налоговой сфере.

Улучшение налогового администрирования в настоящее время является важнейшей задачей налоговой реформы. Совершенствование налогового администрирования должно постоянно преследовать цель приведения к тождественности значений суммы поступлений в бюджеты суммам налоговых обязательств (% от ВВП), определенных налоговым законодательством.

Принципиальный недостаток начальной фазы организации деятельности налоговых органов - отсутствие цельной систематизированной концепции, увязывающей методологию налогообложения с организационным структурированием и технологией автоматизации. В результате - появление несистематизированных структур налоговых органов (различия в составе отделов, функциях, численности работников); разнообразие программ автоматизации налоговых расчетов и технических средств обработки; отсутствие единой политики в организации информационного взаимодействия с внешними ведомствами; высокая доля:

· ручного труда при выполнении трудоемких рутинных операций (отчетность только юридических лиц за год составляет свыше 375 млн. страниц);

·   временных затрат на проведение разного рода дополнительных проверок, достаточно низкая результативность контрольной работы (около 50% выездных проверок и 60% арбитражных исков - безрезультатны).

Сегодня налоговое администрирование требует:

· максимальной автоматизации процедур сбора, хранения и обработки бухгалтерской и налоговой отчетности;

·   централизации и интеграции информационных ресурсов с обеспечением оперативного доступа к ним при выполнении контрольной работы;

·   стадартизации всех функций налогового администрирования;

·   стандартизации и унификации программно-технических комплексов.

На этапе становления налоговой системы России сформировалась централизованная вертикальная система налоговых органов с ярко выраженной специализацией по видам налогов. При этом информационная модель была ориентирована на децентрализацию информационных потоков и сосредоточение их в основном на местном уровне.

Становление работы налоговой системы новой России осуществлялось в условиях отсутствия собственной инфраструктуры налоговых органов, экспоненциального роста числа объектов и субъектов налогообложения,высокой динамики изменений налогового законодательства, постепенного накопления практического опыта контроля налогового законодательства, а также вырождения культурных традиций, связанных с уплатой налогов. За десятилетнюю историю развития налоговой системы произошли качественные изменения в масштабах деятельности по осуществлению контроля налогового законодательства. Относительная стабилизация законодательства и накопленный опыт работы налоговых органов создали предпосылки для комплексного реформирования налоговой системы.

Объективно новый уровень масштабов деятельности налоговых органов потребовал целенаправленного развития их инфраструктуры на основе типизации, унификации и стандартизации процедур налогового администрирования с использованием современных информационных технологий. Квинтэссенцией современного мирового опыта налогового администрирования является максимальное использование принципа самоначисления, степень достижимости которого зависит от уровня обеспеченности информационного взаимодействия между гражданином и исполнительной властью. Сегодня такое взаимодействие должно осуществляться в электронном виде с использованием современных телекоммуникаций. Очень важным сегодня также является способность налоговых органов максимально точно оценивать достоверность данных, представляемых налогоплательщиком, что невозможно осуществить без автоматизированного анализа и сопоставления данных из различных источников.

В настоящее время для совершенствования налогового администрирования наиболее важными является решение следующих вопросов: реорганизация бизнес-процессов и создание полной организационно-технологической модели деятельности налоговых органов; модернизация системы учета налогоплательщиков и построение общегосударственной системы регистрации юридических лиц; применение экономико-математических и статистических моделей анализа и прогнозирования в налоговых органах; совершенствование системы учета платежей; централизация информации и обработки данных в налоговой системе; применение современных подходов к проектированию крупномасштабных автоматизированных информационных систем.

Повышение эффективности налогового администрирования предполагает типизацию, унификацию и стандартизацию процедур с использованием современных информационных технологий, в том числе концентрацию всех рутинных операций и процессов в специализированных налоговых органах. Решения по централизации информационных ресурсов, использованию современных телекоммуникаций, стандартизации процессов обработки информации, совершенствованию рабочих процессов деятельности налоговых органов весьма актуальны для реформ налоговой системы России.

На основе анализа деятельности налоговых органов можно классифицировать (сегментировать) рабочие процессы деятельности налоговых органов. Основная функция налоговых органов - контроль исполнения налогового законодательства. Центральным звеном является проверка правильности и своевременности исполнения плательщиками налогов определенных законодательством обязательств. Выявленные нарушения устраняются за счет определенных законодательством мер воздействия на нарушителя. Нарушения выявляются в ходе камеральных и выездных проверок. Таким образом, ядром налоговой системы являются - проверки и меры воздействия. Все остальные компоненты служат для повышения эффективности или обеспечения нормального функционирования этих центральных функций. Основными сегментами деятельности налоговой системы являются:

. Ведение карточек лицевых счетов - служит для отражения фактов уплаты налогов и сборов плательщиками. Данные карточек служат основой проведения расчетов при проверках и расчетов сумм ко взысканию.

. Обработка налоговых деклараций. По данным деклараций налоговый орган осуществляет расчет тех сумм, которые должны быть внесены в бюджеты согласно налоговому законодательству. Обработка деклараций предполагает контроль данных (камеральные проверки). На основе результатов проверок и расчетов налоговый орган может сформировать требования по погашению задолженности.

. Выездные налоговые проверки проводятся с целью более детального изучения данных по первичным документам налогоплательщика. В ходе выездной налоговой проверки сопоставляются данные, имеющиеся в налоговом органе с данными учета, ведущегося налогоплательщиком.

. Регистрация и учет налогоплательщиков, в том числе регистрация юридических лиц, служат для однозначной идентификации субъектов и объектов налогообложения. Однозначная идентификация требуется налоговым органам для повышения точности расчетов сумм налогов и сборов, которые должны быть перечислены в бюджеты согласно законодательству о налогах и сборах.

. Взыскание задолженности инициируется при ее выявлении в результате выездных налоговых проверок и обработки налоговых деклараций. Эта деятельность налогового органа непосредственно связана с применением мер воздействия на нарушителя законодательства о налогах и сборах и тесным взаимодействием с правоохранительными, судебными и финансовыми органами. Взыскание задолженности является важной регулирующей функцией для выявления нарушений налогового законодательства.

. Санкции. К налогоплательщику могут быть применены налоговые санкции, определенные налоговым кодексом и административные санкции, определенные административным кодексом. При применении санкций может возникнуть необходимость их урегулирования через судебные органы. Применение санкций может быть обжаловано налогоплательщиком в вышестоящие налоговые органы. Санкции являются средством воздействия на налогоплательщика для направления его действий в рамки налогового законодательства.

К обеспечивающим сегментам деятельности налоговых органов можно отнести:

. Информирование налогоплательщиков является важнейшим условием применения принципа самоначисления в налоговом администрировании. Своевременное и качественное информирование снижает затраты налоговых органов на ведение карточек лицевых счетов, обработку деклараций, регистрацию и учет налогоплательщиков, взыскание задолженности, налоговые проверки и применение санкций, повышает уровень соблюдения налогового законодательства

. Документооборот обеспечивает формальные коммуникации и является средой осуществления регулярных управленческих воздействий с обратной связью, а также средой для внешних сношений налоговых органов.

. Принятие решений руководителями налоговых органов. В налоговых органах в целях обеспечения исполнения доходной части бюджетов всех уровней, контроля соблюдения налогового законодательства и обеспечения соответствующей информацией органов исполнительной власти, осуществляется подготовка и распространение актуальных отчетов. Отчеты разрабатываются на основе информации, необходимой для принятия тактических и стратегических решений, направленных на совершенствование налогового администрирования.

Правовое обеспечение деятельности налоговых органов направлено на соблюдение гражданского и налогового законодательства. Выделение правового обеспечения в отдельный компонент связано с необходимостью специализации сотрудников налоговых органов на подготовку документов, в соответствии с требованиями гражданского законодательства, защите интересов налоговых органов в суде, необходимости правовой экспертизы внутриведомственных нормативных актов.

К административному обеспечению налоговой системы относятся: финансовое, кадровое и материально-техническое.

В связи с построением работы территориальных налоговых органов в соответствии с функциональным принципом также можно выделить две максимально автоматизированные обеспечивающие компоненты: ввод данных и обеспечение функционирования автоматизированной системы. Качество их функционирования в настоящее время во многом определяет точность и актуальность данных, используемых компонентами системы.

В соответствии с трехуровневой иерархией налоговых органов можно выделить три функционально различных блока задач. На федеральном уровне решаются стратегические, методологические, организационные, административные, аудиторские, координирующие задачи. Налоговые органы уровня субъекта Федерации ответственны за решение тактических, интегрирующих, координирующих, административных задач. Оперативные задачи по контролю исполнения налогового законодательства решают территориальные налоговые органы

Анализ тенденций развития налоговой политики и налогового администрирования показывает, что максимальный эффект и устойчивость налогового потенциала могут быть достигнуты при комплексном реформировании трех взаимосвязанных компонент - «система бюджетирования», «налоговая политика» и «налоговое администрирование».

В результате широкомасштабных работ по реорганизации деятельности налоговых органов разработана интегрированная модель деятельности налоговых органов на всех трех уровнях управления. Большое внимание уделено практическому воплощению принципа самоначисления в механизм, соответствующий работе налоговой системы промышленно развитых стран мира. Налоговая система государства не в состоянии успешно справиться со своими обязанностями, если большой процент налогоплательщиков не выполняет свои обязательства добровольно. Система налогового администрирования будет эффективна только в том случае, если она основана на ясной нормативно-правовой базе, полномочной системе налоговых органов с определенной технологией работы, а также у налогоплательщиков существует четкое представление о том, что можно ожидать от налоговой системы. Главной целью его реализации в налоговой работе является создание законопослушным налогоплательщикам «режима наибольшего благоприятствования» в уплате налогов и взаимодействии с налоговыми органами. Государству экономически выгоднее обучить того, кто хочет честно платить налоги, тому, как делать это правильно и в срок, чем тратить ресурсы налоговой службы на сплошной контроль с целью выявления и устранения непреднамеренных ошибок в исчислении налогов, вызванных незнанием, или неправильным пониманием налогового законодательства. Такой подход требует разъяснения населению и пропаганды налогового законодательства. Самое главное качество системы самоначисления - это возможность для налогоплательщика самостоятельно оценить условия подачи налоговой отчетности, рассчитать сумму налога и уплатить ее в бюджет.

Совершенствование налогового администрирования служит для сохранения макроэкономического равновесия в Российской Федерации. Отсутствие традиций добровольной уплаты налогов в сочетании с отсутствием услуг, облегчающих жизнь налогоплательщикам, и высокими штрафами и пени привело к тому, что уход от налогов среди налогоплательщиков стал считаться нормой, а добровольная уплата налогов - отклонением от нормы. Недопустимо когда законопослушный предприниматель, внося в бюджеты налоги в соответствии с законодательством, становится неконкурентоспособным. По сравнению с нарушителями налогового законодательства. В результате возникает негативный отбор: если предприниматель платит налоги, то он вытесняется с рынка. Для добросовестного налогоплательщика бремя платежей в бюджеты должно быть облегчено за счет исключения возможностей как «законного» уклонения от налогов за счет льгот, так и налоговых нарушений. Снижение доли отчислений в бюджеты у законопослушных налогоплательщиков должно происходить за счет снижения номинального налогового бремени при увеличении общей налоговой базы за счет включения в нее всех хозяйствующих субъектов. Для экономического роста повышение уровня нейтральности и справедливости налогообложения наиболее важно, так как это создает основу для снижения ставок налогов.

Значительное внимание при совершенствовании налогового администрирования должно уделяться использованию методов анализа и прогнозирования налоговых доходов. Прогнозы позволяют формировать реалистичные, обоснованные планы налоговых поступлений и уточнять их по мере изменения экономической ситуации в стране или регионе. Методы, которые используются при построении прогнозов поступлений в бюджеты, также могут быть использованы для анализа возможных последствий внесения изменений в налоговое законодательство и обоснования мер налогового регулирования.

Центральным звеном модернизации налоговой системы является создание центров обработки данных (ЦОД), на которые возлагается основное бремя задач по вводу, обработке, хранению и использованию большого объема информации налоговых органов всех уровней. ЦОД создаются как специализированные налоговые инспекции, в зону деятельности которых будут входить как региональные управления ФНС, так и подчиненные им территориальные налоговые инспекции.

Концентрация сведений о налоговой базе в рамках местных инспекций, неполнота информации приводят к тому, что на национальном уровне невозможно проводить работы по детальному статистическому анализу экономического потенциала, планировать сценарии развития налоговой базы государства и регионов, а также обоснованно определять уровень налоговых поступлений. Сосредоточение всех процедур налогового администрирования в местных инспекциях обуславливает фрагментарность расчетов, несоблюдение стандартов методических положений, присутствие влияния человеческого фактора, высокий уровень затрат на техническое и программное оснащение рабочих мест инспекторов, характеризующиеся высоким уровнем разнообразия и неунифицированности. Магистральный путь - создание мощных центров обработки данных - специализированных налоговых органов (межрегиональных, региональных) по обработке налоговой информации.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...