1.2. Особенности патриотического воспитания детей младшего школьного возраста.
Ученые в области педагогики выявили, что в различные возрастные периоды существуют неодинаковые возможности для патриотического воспитания. Ребенок, подросток и юноша по–разному относятся к различным средствам воспитания. Опора на знания и практические навыки, приобретенные человеком в тот или иной период жизни, помогает проектировать его дальнейший рост в процессе патриотического воспитания. Понятие «патриотическое воспитание детей» включает зарождение, формирование и развитие первоначальных понятий и представлений о Родине, о необходимости защищать ее от врагов, о подвиге и героизме. Пробуждается интерес к героическому прошлому и настоящему России, стремление походить на героев, быть мужественным и смелым, сильным и выносливым, честным и правдивым, уважительным к друзьям. Проявление чувства патриотизма и его воспитание на каждом возрастном этапе имеет свои особенности. Многие нравственные качества ребенка закладываются в школьные годы – детские и юношеские. Любовь к Родине, желание видеть родной край, город, улицу более красивыми и благоустроенными, стремление совершать добрые дела – все эти чувства напрямую зависят от того, когда и насколько устойчиво они были заложены в человеке. Для удачного решения исследуемой проблеме важно понимать, что процесс воспитания патриотизма необходимо начинать как можно в более раннем возрасте. Возрастные особенности младших школьников заключаются в том, что они очень восприимчивы, любознательны, отзывчивы, легко откликаются на все инициативы, искренне сочувствуют и сопереживают. Именно в этот период происходит формирование духовно – нравственной основы ребенка, чувств, эмоций, механизмов социальной адаптации в обществе, начинается процесс осознания себя в окружающем мире. Данный отрезок жизни человека является наиболее благоприятным для эмоционально–психологического воздействия на ребенка, так как образы
восприятия им окружающего мира очень сильные и яркие, что позволяет задерживать их в памяти надолго, а иногда и на всю жизнь. И это очень помогает в воспитании патриотизма. Качества патриота и гражданина формируются на ярких, эмоционально – насыщенных примерах прежней и современной боевой и трудовой славы нашего народа, доступных для понимания детей. Эффективными формами воспитания младшего школьника могут быть беседы, короткие рассказы, воспоминания родителей, рассматривание семейных фотографий, реликвий (наград, газетных и других статей, личных вещей), посещение музеев, выставок, памятников героев, чтение стихов произведений на военно-патриотическую тему, посещение спектаклей соответствующей направленности. В процессе патриотического воспитания важно активное включение детей в проведение праздников, чествование памятных дат в семье, школе и родном городе. Воспитание инравственно-волевых качеств младших школьников как составной части патриотического воспитания заключается в формировании умений и навыков поступать целеустремленно, самостоятельно, проявлять выдержку и дисциплинированность, инициативу и смелость, преодолевать свою нерешительность и лень. Этого можно достичь, приучая детей к выполнению домашних и учебных заданий, общественных поручений, которые даются учителем (школой), поощряя их активное участие в общешкольных и классных мероприятиях, экскурсиях и спортивных соревнованиях. О том, что уровень патриотической воспитанности растет можно говорить только тогда, когда соответствующие навыки и привычки поведения выражаются в конкретных действиях. Только путем продолжительных и систематических упражнений формируется тот или иной навык. Именно поэтому педагогу важно привлекать школьников к активному участию в мероприятия патриотической направленности. Важно и необходимо также привлекать к организации и участию в такого рода мероприятиях родителей, т. к. только единство воспитательных действий поможет добиться необходимого результата.
В младшем школьном возрасте происходит формирование духовно –нравственной позиции ребенка, его эмоций, чувств, мышления, социальной адаптации в обществе, т. е. начинается процесс осознания себя в окружающем ребенка мире. Огромный потенциал для воспитания будущего патриота и гражданина заложен в народных играх, песнях, впечатлениях, полученных во время экскурсий и путешествий по родному краю. Многое о нравах, быте, обычаях своего народа может почерпнуть маленький человек из рассказов людей, среди которых он живет. Воспитание патриотизма в младшем школьном возрасте означает воспитание любви и привязанности к Родине, что становится основой для преданности, любви и уважения к своей стране. Способствует этому процесс приобщения младших школьников к культурному наследию, истории, духовным и материальным ценностям своей Родины. Воспитание патриотизма у младших школьников осуществляется через формирование национального духовного характера. Соблюдение традиций и обычаев своей Родины дает возможность молодому поколению, только вступающему в жизнь понять и почувствовать особенности своего народа и обеспечивает связь между поколениями. Эта связь роднит людей и позволяет им понять, где их корни. Традиционные национальные ценности успешно познаются младшими школьниками в процессе знакомства с народными сказками, песнями, пословицами и поговорками, приметами. Одним из важнейших факторов патриотического воспитания младших школьников является природа, ведь она постоянно окружает ребенка, понятна и доступна ему. Жизнь в гармонии с природой способствует укреплению здоровья и благоприятно влияет на его духовное, эмоциональное и эстетическое развитие. Постоянное соприкосновение с природой даёт понять ребенку то, что он видит вокруг себя – это не только среда обитания, но и родная сторона, его Родина.
Психологические особенности детей младшего школьного возраста наиболее благоприятны для начала работы по воспитанию патриотизма, так как дети ещё отвечают доверием взрослым, имсвойственны подражательность, внушаемость, эмоциональная отзывчивость, искренность чувств, вера в безусловность и необходимость соблюдения нравственных норм. Пережитые в детстве глубокие эмоции и первые яркие впечатления, полученные на ранних этапах жизни остаются с человеком навсегда. В младшем школьном возрасте ребенок постепенноучится наблюдать, анализировать события и явления, происходящие вокруг него, устанавливать причины и следствия, сравнивать и оценивать поведение окружающих людей, делать выводы, выражать своё отношение к происходящему. Полученный опыт становится психологической основой для реализации процесса патриотического воспитания детей младшего школьного возраста. На этом этапе развития мышление у ребенка образное. Все события воспринимаются с большим эмоциональным накалом. Исходя из этих возрастных особенностей начинать знакомить детей с жизнью страны, в которой они живут, правильнее с доступных их пониманию, конкретных фактах, явлениях, событиях, показывая, как эти вещи связаны между собой. Например, знакомя детей с историей страны, мы просим их составить при помощи родителей родословную своей семьи. Узнавая о своих корнях, о своих предках, дети, через призму жизни близким им людей, познают историю Родины. Все события становятся ближе и понятнее, поскольку окрашиваются их переживаниями. В силу возрастной конкретности мышления, младшие школьники еще не могут осознать всей сущности общественных явлений и понятий. Так, понятие Родина сужается у них до того узкого окружения, в котором они живут. Следовательно, воспитание патриотизма следует начинать с воспитания любви к близким,: маме, папе, дедушке, бабушке, сестренке. С любви к дому, в котором ребенок живет; саду, дереву, которое растет у дома; речке, в которой купается летом. Это и есть для малыша Родина – близкая, понятная, родная, наполненная звуками, запахами, эмоциями и переживаниями. Исходя из возрастной эмоциональности младших школьников, педагогу необходимо преподносить знания об обществе, Родине и ее истории в яркой образной форме, на которую откликнуться эмоции и чувства детей.
Все мероприятия, проводимые в классе, должны быть наглядными, конкретными. Если ребенок эмоционально не пережил то, о чем рассказывает учитель, или то, что он делает сам, то услышанное или сделанное не оставит глубокого следа в его душе. Так, например, заранее подготовленная встреча с ветераном (продуманные вопросы, сделанные своими руками подарки, красочно оформленные приглашения) не оставит ни одного ребенка равнодушным, надолго запомнится и ее захочется повторить. Важно помнить и об активности детей младшего школьного возраста, которая предоставляет широкие и разнообразные возможности по организации процесса патриотического воспитания. Готовность к действиям, к поиску новых впечатлений и новых друзей, открытость любому жизненному опыту, огромная энергия детей этого возраста – всё это даёт возможность детям с удовольствием участвовать в различных видах деятельности, выполнять поручения, трудится на пользу общества. Работа в группе, общественно значимая и общественно оцениваемая, очень нравится детям. Кроме того, педагогам необходимо помнить и учитывать в планировании работы по патриотическому воспитанию тот факт, что младшие школьники еще недалеко ушли от дошкольников и игра продолжает занимать в их жизни важное место. В любое мероприятие патриотической направленности важно включать элементы игры, игровое оформление, игровые моменты. Это могут быть познавательные, экологические, подвижные игры, оформление общественных акций, игровые названия, девизы – все то, что доступно восприятию младшего школьника и делает очень серьезные понятия близкими и понятными. Все вышесказанное приводит нас к следующему заключению: младший школьный возраст – время в жизни человека, наиболее подходящее для воспитания интереса к общественным явлениям, к жизни своей страны. Важно не упустить этот момент и вовлечь каждого в насыщенную интересную жизнь, деятельность коллектива, направленную на проявление заботы о ближнем, а затем и дальнем окружении детей. Но при этом необходимо дать каждому ребенку реальную возможность занять активную позицию в организации групповой деятельности: определении ее цели, планировании, поиске способов и средств ее выполнения, анализе и оценке результатов.
Умелая организация общих дел, где дети по – настоящему могут проявить себя – хорошая школа воспитания социальной активности, гражданственности, а в конечном итоге – патриотизма. Таким образом, мы выяснили, что младший школьный возраст является наиболее ответственным этапом периода детства. В этом возрасте закладывается фундамент нравственного поведения, происходит усвоение нравственных норм и правил поведения. Особенности восприятия и мышления младших школьников необходимо учитывать при формировании представлений о родственных связях, истории, достижениях, культурных традициях своей семьи и народа, знакомстве с определенными понятиями (когнитивно – интеллектуальный критерий). Особенности проявления чувств младших школьников необходимо использовать в развитии эмоциональной отзывчивости на образы-носители патриотических ценностей и при формировании интереса и желания поддерживать традиции своей семьи и народа (эмоционально чувственный критерий). Особенности отношений со сверстниками, способность к самостоятельному ценностному выбору и воплощение собственных патриотических взглядов в продуктах творчества (поведенческо–волевойкритерий) – все это необходимо учитывать при выборе тематики занятий в музее. Роль начальной школы в процессе патриотического воспитания огромна. Поэтому основная задача педагога в работе с детьми младшего школьного возраста состоит в создании благоприятных условий при планировании и организации процесса патриотического воспитания.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|