2.1. Выявление уровня сформированности патриотических чувств у детей младшего школьного возраста.
2. 1. Выявление уровня сформированности патриотических чувств у детей младшего школьного возраста. Теоретические основы проблемы воспитания патриотических чувств у младших школьников, изложенных в 1 главе, позволяют говорить о необходимости создания специальных педагогических условий, способствующих улучшению ее эффективности. С этой целью была проведена опытно-экспериментальная работа. Опытно-экспериментальное исследование осуществлялось на базе КОГОАУ «Вятский многопрофильный лицей» г. Вятские Поляны.. В эксперименте принимало участие 26 детей, учащиеся 3 А класса. Возраст школьников составлял 9-10 лет. Опытно-экспериментальное исследование проходило в три этапа: 1 этап – констатирующий эксперимент, на котором выявляется уровень сформированности патриотических чувств у младших школьников; 2 этап – формирующий эксперимент, на котором организовывалась и проводилась работа по воспитанию патриотических чувств на музейных занятиях 3 этап – контрольный эксперимент, на котором анализировались результаты опытно-экспериментальной работы, сравнивались с результатами первого эксперимента и делались выводы. Для того чтобы выявить уровень сформированности патриотических чувств у младших школьников и отследить в динамике процесс воспитания патриотических чувств, необходимо определить критерии и показатели сформированности патриотических чувств. Для исследования уровня патриотических чувств у младших школьников были выбраны критерии, описанные Л. И. Маниной [37], так как они научнообоснованы и сознательно ограничены небольшим количеством. Представим их в виде Таблицы.
Таблица 1
Согласно данным критериям и выделенным показателям оценки сформированности патриотических чувств у младших школьников также были подобраны диагностические методики. Когнитивный критерий исследовался на основе проведения анкеты «С чего начинается Родина? » и методики «Незаконченные предложения». Для исследования эмоционально-чувственного критерия применялся метод индивидуальной беседы с каждым учащимся. Деятельностному критерию соответствовала методика «Я – патриот». Диагностика №1 анкета «Мое отношение к малой Родине» (автор: В. М. Хлыстова) Цель состояла в определении уровня когнитивной составляющей патриотических чувств у учащихся 3А класса. Испытуемым предлагалась анкета, состоящая из 8 вопросов (См. в Приложении 1). Цель: выявить проявление патриотических эмоций и чувств младших школьников по отношению к «малой родине», (определить уровень патриотической воспитанности по эмоционально-чувственному критерию). Методика состоит из 8 вопросов (см. Приложение 1). В качестве ответа учащимся предлагается два варианта: «да» или «нет». Критерии оценки: за каждый вариант ответа начисляется определенное количество баллов: «да» – 1 балл; «нет» – 0 баллов; максимальное количество баллов – 8. Результаты подсчитываются и находится сумма баллов за ответы каждого участника эксперимента. Затем результат переводится в проценты, по которым определяется уровень патриотической воспитанности детей по данному критерию: 85 – 100% – высокий уровень: ярко проявляет гордость за свое Отечество, «малую родину»; 55 – 84% – средний: проявляет гордость за свое Отечество, «малую родину»; 0 – 54% – низкий: не проявляет гордость за свое Отечество, «малую
Ответы на эти вопросы показывают, какие знания, представления о стране, своей семье и городе сформированы у младших школьников. Оценивание патриотических чувств у младших школьников по результатам анкетирования проводилось по полноте представлений о патриотизме. Поскольку полнота определяется показателем объема фактического знания, на основе проведенного анализа ответов учащихся были выделены следующие уровни: 1. 8-10 баллов – высокий уровень; 2. 5-7 баллов – средний уровень; 3. 0-4 балла – низкий уровень. Анализ результатов проведенной анкеты показал, что в контрольной группе высокий уровень патриотических знаний показали 9 человек (34, 6%) Средний объем патриотических знаний в классе был выявлен у 14 человек (53, 8%) Низкий уровень патриотических знаний в контрольной группе был выявлен у 3 человек (11, 6 %),
Рис. 1. Результаты проведенной анкеты «Моё отношение к малой Родине» На диаграмме представлен процент сформированности патриотических знаний у младших школьников по результатам анкеты «Моё отношение к малой Родине» Таким образом, можно сделать вывод, что уровень когнитивной составляющей у младших школьников у большинства учащихся контрольной группы находится на среднем и высоком уровнях.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|