Введение.. 1.1 Понятие «познавательный интерес», характеристика и особенности его развития у младших школьников
Введение. Математика в начальных классах является основным учебным предметом. Младшие школьники усваивают систему важнейших математических понятий, овладевают умениями и навыками в области счета, письма, речи, без чего невозможно успешное обучение в школе. Велико воспитательное значение математики: она открывает младшим школьникам дидактические игры занимательного характера. Как известно, знания, полученные без интереса, не становятся полезными. Поэтому одной из труднейших и важнейших задач дидактики как была, так и остается проблема воспитания интереса к учению. Познавательный интерес в трудах психологов и педагогов изучен достаточно тщательно. Но все-таки остаются не решенными некоторые вопросы. Главный из них – как вызвать устойчивый познавательный интерес. С каждым годом дети все равнодушнее относятся к учебе. В частности, понижается познавательный интерес учащихся начальных классов к такому предмету как математика. Этот предмет воспринимается учащимися как скучный и совсем не интересный. В связи с этим учителями ведется поиск эффективных форм и методов обучения математике, которые способствовали бы активизации учебной деятельности, формированию познавательного интереса. Одна из возможностей развивать познавательный интерес учащихся к математике лежит в широком применении внеклассной работы по математике. Внеклассная работа по математике имеет мощный резерв для реализации такой задачи обучения, как повышение познавательного интереса, через все разнообразие форм ее проведения. Одной из таких форм является занимательная игра. Одним из учебных предметов, призванным обеспечить развитие познавательного интереса, является математика, которая развивает гибкость мышления, учит логике.
Актуальность исследования обусловлена тем, что познавательный интерес лежит в основе успешности учебной деятельности младшего школьника, а учебная деятельность отвечает потребностям младшего школьника. Актуальность исследования обусловлена тем, что формирование интереса ребенка в процессе его обучения математики в младших классах – один из важнейших факторов успешности учения, причем не только в начальной, но и в основной школе. Все усилия педагога сформировать у детей какое-либо представление или понятие обречено на неуспех, если учеников не удалось заинтересовать предметом. Цель исследования: на основе анализа теоретической и методической литературы изучить приемы, содержание, методы и средства формирования познавательных интересов учащихся на уроках математики в начальной школе. Задачи: - изучить теоретические основы формирования и развития познавательного интереса младших школьников; - выявить особенности использования дидактических игр на уроках математики; - Изучить как использование дидактических игр на уроке математике влияет на процесс развития познавательного процесса Объект исследования – процесс обучения младших школьников на уроках математики Предметом исследования является особенности формирования у младших школьников интереса к изучению математики Гипотеза исследования заключается в предположении о том, что процесс развития познавательного интереса у младших школьников будет более успешен, если: Обогатить игровыми методами учебный процесс, и создание ситуации соревновательного характера
Глава 1 1. 1 Понятие «познавательный интерес», характеристика и особенности его развития у младших школьников Проблема интереса в обучении существовала на протяжении всего исторического процесса развития педагогической мысли и школы. Трудно найти живого человека, который ничем не интересуется, а еще труднее найти такого ребенка. Поэтому важно опираться на собственные интересы учеников и развивать эти интересы.
Понятно, что интерес - ведущий мотив деятельности ребенка. «Интерес (от лат. Interest - имеет значение, важно) - реальная причина действий, ощущаемая человеком как особо важная. Интерес можно определить как положительное оценочное отношение субъекта к его деятельности. Познавательный интерес проявляется в эмоциональном отношении школьника к объекту познания» Младший школьный возраст – вершина детства. У детей еще есть такие детские качества, как наивность и легкомысленность. Но они уже постепенно утрачивает детскую непосредственность в поведении, начинают иначе размышлять. Ведущая деятельность у учеников начальной школы - учебная. Она определяет те изменения, которые происходят в психике у школьников данного возраста. Во время учебной деятельности складываются психологические новообразования, которые характеризуют наиболее значимые результаты в развитии ребенка. Младший школьный возраст - это период активного развития и преобразования познавательных процессов, которые становятся более осознанными и произвольными. Ученики учатся управлять такими психологическими процессами, как вниманием, памятью, мышлением. Интерес детей привлекает многое, особенно то, что выходит за пределы их собственного опыта. Происходит развитие кругозора ребенка, при этом он развивается как личность. Познавательные интересы формируются у детей в дошкольном возрасте. Старший дошкольник может прийти в образовательное учреждение начального общего образования с развитым кругозором, а также с информацией, которая не входит в содержание учебной программы. Но знания, которые были приобретены ребенком в дошкольный период, еще не систематизированы, их преобразование в логичную картину мира происходит с помощью учителя. Но если ребенок, поступая в школу, продолжает удовлетворять свои познавательные интересы за рамками школьного обучения, то процесс обучения для него будет равнодушным и не дающим ожидаемого результата
Младший школьный возраст является временем для накопления знаний об окружающем мире и собственных отношений к нему. Познавательная активность является особенностью здоровой психики, а любознательность направлена на получение знаний об окружающей действительности. Развитие познавательного интереса происходит именно в младшем школьном возрасте и важно не упустить данный момент. Переход познавательного интереса в учебный интерес можно также отнести к развитию познавательного интереса. Младший школьник самостоятельно занимается поиском информации по проблеме, а затем стремится к познанию в конкретной науке. У учеников данного возраста учебный интерес носит ярко выраженный эмоциональный характер. Они стараются завершить действие и как можно быстрее получить результат. При анализе психолого-педагогической литературы и практической деятельности выявлены следующие показатели развития познавательного интереса: - конкретные знания, умения, навыки, их качество и степень обобщенности; - уровни развития психических процессов: внимания, памяти, воображения; - уровень формирования мышления младшего школьника (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, конкретизация, абстракция) Любопытство – начальный уровень познавательного интереса. Оно определяется внешними обстоятельствами, привлекающими внимание человека. На данном уровне стремления к познанию нет, но оно может служить начальным толчком. Более высокий уровень познавательного интереса – любознательность – это готовность учеников глубже анализировать явления действительности. На данном уровне еще присутствует интерес к описаниям, но он носит поисковый характер, связанный с желанием получить более глубокие знания. Активность исходит со стороны самого человека, а не с внешней стороны. Для ученика становится привлекательной сама деятельность. Младший школьник становится субъектом деятельности. Следующий уровень это собственно познавательный интерес. Он характеризуется тем, что школьник сам занимается поиском интересующей информации, ее анализом. Под творческим интересом понимают такой уровень познавательного интереса, когда ученик стремится осуществить самостоятельную, творческую, поисковую деятельность. Этот интерес в основном связан с определенной отраслью знаний. Школьник может находиться на одном из четырех уровней познавательного интереса в разные периоды обучения, переход с низкого уровня на высокий уровень очень индивидуален.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|