Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

1.2 Проблема формирования интереса младших школьников к математике




Познавательный интерес нужно признать одним из самых значимых факторов учебного процесса, влияние которого неоспоримо как на создание светлой и радостной атмосферы обучения, так и на интенсивность протекания познавательной деятельности учащихся. В познавательном интересе находит своё выражение ряд значительных для обучения и развития моментов.

В нём выражено единство объективной и субъективной сторон познавательной деятельности. Любой учебный предмет и даже познавательная задача имеет объективные интересные свойства, заключённые в новых фактах, неизвестных явлениях, в связях и закономерностях, заставляющих по-иному рассматривать мир. При этом, поскольку каждый предмет имеет своеобразие, всё содержание обучения выступает перед учащимися очень разносторонне, разнообразно и привлекательно. В математике они видят логическую стройность, системность, упорядоченность связей и процессов, в зоологии - многообразие животного мира и т. д. Познавательный интерес психологи и педагоги изучают с разных сторон, но любое исследование рассматривает интерес как часть общей проблемы воспитания и развития.

Другой важной стороной ценности познавательного интереса для процесса обучения является то, что в нём наиболее ощутимо проявляется закономерность перехода внешнего во внутреннее, что составляет суть развивающего обучения. Познавательный интерес является своеобразной лакмусовой бумагой, на которой можно проверить и ощутить влияние всех затраченных в учебном процессе средств. По тому, что взволновало учащихся, а что оставило их равнодушными, по тому, как выполнялось задание, с каким приложением личных сил и индивидуального рвения проделана предложенная работа, по эмоциональному и интеллектуальному настрою деятельности ученика можно судить о возможностях положительного воздействия на них учебного процесса. Проблема выявления психолого-педагогической закономерности учебного процесса - переход внешних форм деятельности во внутренние процессы, а затем и состояния учащихся, столь значимая для эффективности обучения, может быть решена при помощи познавательного интереса.

В этой связи нужно обратить внимание ещё на одну сторону ценности познавательного интереса в процессе обучения, которая связана с психологической структурой самого феномена. Анализ психологической структуры познавательного интереса привёл наших психологов к заключению, что это сугубо личностное образование, сопряжённое с потребностями, в котором в слитном, органическом единстве представлены все важные для личности процессы: интеллектуальные, эмоциональные, волевые. Познание невозможно без активной мысли. В познавательном интересе находит своё выражение «мысль - воля, мысль - участие, мысль - переживание», и это представляет для учебного процесса большую ценность.

Утверждая ценность познавательного интереса как фактора процесса обучения, следует обратить внимание и на то, что под его влиянием активизируются не только указанные процессы, он активизирует всю познавательную деятельность, в целом и психические процессы, лежащие в основе творческой, поисковой, исследовательской деятельности. Познавательный интерес можно рассматривать с разных сторон: как мотив учения, как устойчивую черту личности, как сильное средство обучения. Для того чтобы активизировать учебную деятельность школьника нужно систематически возбуждать, развивать и укреплять познавательный интерес и как мотив, и как стойкую черту личности, и как мощное средство обучения.

Под влиянием познавательного интереса деятельность учащихся становится продуктивней. Её энергетические ресурсы, питаемые познавательным интересом, содействуют более длительному и интенсивному протеканию, а успешная познавательная деятельность в свою очередь укрепляет познавательный интерес. Таким образом, внутренняя сторона учебного процесса, представленная познавательным интересом, становится неиссякаемым источником, который способствует и более благоприятному, и более длительному, и более продуктивному протеканию познавательной деятельности школьника. Важной стороной обучения считается познавательная и активная деятельность учащихся, потребности или проявления в знаниях и стремление к их овладению. Интересы как таковые имеют универсальное значение в детской жизни, поскольку, лежат в основе всего культурного и психического развития ребенка. Интерес отвечает за личностный способ включения субъекта в деятельность, формируя его отношение к этой деятельности и социальную позицию. Он обуславливает такой характер отражения объективной действительности, который ориентирует ребенка на определенное, избирательное отношение к существующим обстоятельствам. Интерес направляет познавательную деятельность детей. Существует четыре уровня развития познавательного интереса. Это любознательность, любопытство, познавательный интерес и теоретический интерес. Учителю нужно уметь определять, на какой стадии развития познавательный интерес у отдельных учащихся, для того чтобы способствовать укреплению интереса к предмету и его дальнейшему росту.
Существует определенная взаимосвязь проблем воспитания познавательного интереса и развития мышления в процессе обучения математике

Многие исследования позволили выделить признаки интереса, его критерии, которые можно разделить на три группы:

-специфические для интереса особенности поведения и деятельности учащихся, проявляющиеся в процессе учебной деятельности на уроке;

-особенности поведения и деятельности учащихся, проявляющиеся вне уроков;                                 

  -особенности всего образа жизни учащихся, возникающие под влиянием интереса к той или иной деятельности.

Приступить к формированию интереса сразу, без подготовки соответствующей почвы – значит, обречь свою работу на неудачу, так же как начать сеять даже отборное зерно в необработанную землю.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...