Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

2.2 Условия развития познавательного интереса на уроках математики




Развитию познавательного интереса способствуют специально созданные педагогические условия. Для этого обратимся к самому термину педагогические условия.

Педагогические условия – это совокупность факторов единства и взаимодействия субъектов образовательного процесса.

Данные условия являются внешним обстоятельством и оказывают существенное влияние на образовательный процесс, организованный педагогом для достижения определенного результата. В психолого-педагогической литературе есть общие педагогические условия:

- определенное содержание знаний, поддающееся способам осмысления;

 - нахождение таких приемов и средств, которые помогают закрепить в памяти учащихся понятия, определения, выводы;

 - организация познавательной деятельности, которая характеризуется системой умственных действий;

 - форма организации обучения, при которой ученик выступает в роли исследователя; - применение на уроках самостоятельных работ;

 - развитие умения активно оперировать полученными знаниями;

 - побуждать обучающихся к творческим работам.

Соблюдение педагогических условий формирует, развивает и укрепляет познавательный интерес у учеников начальной школы. К таким педагогическим условиям относятся:

 - максимальная опора на активную мыслительную деятельность учащихся;

- прохождение учебного процесса на оптимальном уровне развития учеников;

 - создание благоприятной эмоциональной атмосферы познавательной деятельности учащихся. Ситуации решения познавательных задач, размышления, столкновение различных позиций, в которых ученику нужно самостоятельно разобраться и принять определенную точку зрения – все это является основой для развития познавательного интереса

Для реализации первого педагогического условия можно использовать интеллектуальную активность младших школьников. Интеллектуальная активность – это личностное свойство, единство познавательных и мотивационных факторов. В обобщенном виде интеллектуальную активность можно понимать, как деятельность, которая не обусловлена внешней или отрицательной оценкой.

Интеллектуальная активность имеет три уровня: стимульно-продуктивный, эвристический и креативный.

Первый уровень – стимульно-продуктивный, или пассивный, когда ученик при добросовестном выполнении задания продолжает оставаться в рамках заданного способа действия.  

Второй уровень –младший школьник проявляет интеллектуальную активность, не стимулированную ни внешними фактами, ни субъективной оценкой. Имея проверенный способ решения, ученик продолжает анализировать свою деятельность, сопоставлять 19 между собой отдельные задачи, что приводит к открытию оригинальных способов решения.

Третий уровень – креативный. На данном уровне эмпирическая закономерность становится самостоятельной проблемой. Для изучения этой проблемы младший школьник прекращает деятельность, предложенную извне, и начинает другую, мотивированную изнутри.

Игра является основным средством развития познавательного интереса на ранних стадиях. В ней ученик начальной школы активно обучается, снимает напряженность от учебного процесса, повышает эффективность обучения. Игра может применяться на различных этапах урока: в начале – для концентрации внимания, в середине – для небольшой разрядки, для повторения в конце. Игры могут быть различными как по содержанию материала, так и по форме их проведения: игры-соревнования, математические бои, кроссворды.

Усиление практической направленности – один из способов повышения интереса к математике. Решая математические задач, младшие школьники будут видеть значимость математики для различных сфер деятельности

Благоприятная эмоциональная атмосфера важное условие развития познавательного интереса младшего школьника в учебном процессе. Образовательная, развивающая и воспитывающая функции тесно связаны с данным условием, так как они оказывают непосредственное и опосредованное влияние на интерес.

В средних классах игры на уроках используются реже, чем в младших, в связи с тем, что перед подростками в обучении стоят более сложные задачи, да и сами подростки обладают, безусловно, большей способностью к систематическому целенаправленному труду. Для использования всех игр в обучении характерна общая структура учебного процесс а, включающая четыре этапа:
1. Ориентация: учитель представляет тему, дает характеристику игры, общий обзор ее хода и правил.
2. Подготовка к проведению: ознакомление со сценарием, распределение ролей, подготовка к их исполнению, обеспечение процедур управления игрой.
3. Проведение игры: учитель следит за ходом игры, контролирует последовательность действий» оказывает необходимую помощь, фиксирует результаты.

4. Обсуждение игры: дается характеристика выполнения действий, их восприятия участниками, анализируются положительные и отрицательные стороны хода игры, возникшие трудности, обсуждаются возможные пути совершенствования игры, в том числе изменения ее правил.

Одним из известных нетрадиционных видов урока является грамматическая игра (кроссворд, таящий в себе большие возможности для развития творческих способностей ребенка, тренировки памяти. На уроках кроссворды целесообразны не для проверки эрудиции учащихся, а для лучшего усвоения ими фактического материала. Логические задания кроссвордов подбираются с возрастными и психологическими особенностями учащихся. Способов зашифровки много, однако наибольший интерес у учащихся младших классов вызывают игры, зашифрованные с помощью загадок, требующих от ребенка сообразительности, поэтической выдумки. Загадки учат детей говорить ярко, образно. Они обогащают память детей подлинными жемчужинами родного языка. Назначение загадки состоит в выработке у учащихся внимания и акцентирования его на изучаемом материале. Расширяя кругозор детей, знакомя их с окружающим миром, развивая и обогащая речь, загадки имеют неоценимое значение в формировании способности к творчеству: логического мышления (способность к анализу, синтезу, сравнению, сопоставлению), элементов эвристического мышления (способность выдвигать гипотезы, ассоциативность, гибкость, критичность мышления). Процесс отгадывания, по мнению современных педагогов, является своеобразной гимнастикой, мобилизующей и тренирующей умственные силы ребенка. Отгадывание загадок оттачивает и дисциплинирует ум, приучая детей к четкой логике, к рассуждению и доказательству. Отгадывание загадок можно рассматривать как процесс творческий, а саму загадку (как творческую задачу). Поддержание познавательной активности учащихся в ходе контроля за уровнем знаний (важное условие успешности учебного процесса). Однако известно, что повторное воспроизведение детьми учебного материала, будучи важным в плане закрепления и контроля, снижает интерес к предмету, если проводится дублирующим образом и в форме простого повторения. Оживить опрос и активизировать в процессе его работу учащихся могут занимательные формы проверки усвоения фактического материала (кроссворды). Первоначально, вводя кроссворды в свою практику, следует объяснить учащимся, как их нужно решать. Лучше всего сделать это сначала совместно со школьниками, а затем постепенно предоставлять ребятам большую самостоятельность. Относительную трудность при использовании кроссвордов представляет их вычерчивание. Можно предварительно начертить кроссворд и написать текстовое пояснение на доске. В современных работах рассматриваются различные формы дидактических игр, подразделяющиеся соответственно на три типа:
1)Прямое знакомство детей со средствами и способами познания или отражения окружающей действительности.
2)Передача информации от детей – взрослым, когда дети действуют самостоятельно, а взрослый наблюдает за их деятельностью.
3)Равноправный поиск взрослыми и детьми как субъектами деятельности решения проблемы в ходе наблюдения, обсуждения или экспериментирования.
Целесообразное сочетание игровой и трудовой деятельности в образовательном процессе приобретает особое значение в духовном развитии детей младшего школьного возраста, обособление которой от игры происходит постепенно и представляет собой итог естественного развития игровой деятельности детей. В каждом виде изучения вычислений можно использовать игровыеформы. Например, такие игры: ромашка, магические квадраты, угадай число и др.

 

Заключение

В результате изучения теоретического материала согласно  поставленным задачам было подтверждено, что в педагогической работе большое внимание следует уделять дидактической игре на уроке. Дидактическая игра содействует лучшему пониманию математической сущности вопроса, уточнению и формированию математических знаний учащихся. Игры можно использовать на разных этапах усвоения знаний: на этапах объяснения нового материала, его закрепления, повторения, контроля. Игра позволяет включить в активную познавательную деятельность большее число учащихся. Она должна в полной мере решать как образовательные задачи урока, так и задачи активизации познавательной деятельности, и быть основной ступенью в развитии познавательных интересов учащихся. Игра помогает учителю донести до учащихся трудный материал в доступной форме. Отсюда можно сделать вывод о том, что использование игры необходимо при обучении детей младшего школьного возраста.  при постоянном их использовании на этапе повторения знаний, и в учебно-воспитательном процессе вообще, эти методики будут иметь еще большую эффективность, формируя устойчивый интерес учащихся к изучаемой теме и учебному процессу в целом.

Познавательный интерес можно рассматривать с разных сторон: как мотив учения, как устойчивую черту личности, как сильное средство обучения. Для того чтобы активизировать учебную деятельность школьника нужно систематически возбуждать, развивать и укреплять познавательный интерес и как мотив, и как стойкую черту личности, и как мощное средство обучения.

развитие познавательного интереса у младших школьников будет более успешным при внедрении в школах дифференцированных заданий, игровых методов, а также ситуаций соревновательного характера. Таким образом, задачи, поставленные в начале исследования решены, гипотеза подтверждена.

Список литературы

1. Березина Ю. Ю. Критерии развития познавательного интереса детей старшего дошкольного возраста // Теория и практика общественного развития. 2015, № 8. С. 192-195

2. Заварина М. С Формирование познавательного интереса младших школьников как педагогическая проблема // Ярославский педагогический вестник. 2015, №1. С. 15-17.

3. Иванов В. Г Развитие и воспитание познавательных интересов у старших школьников. Л. : ЛГУ, 1999. 97 с

4. Ковалев А. Г., Логинова О. Б. Планируемые результаты начального общего образования. М. : Просвещение, 2014. 120 с.

5. Кузнецов В. Н. Применение дидактических игр на уроках математики для развития внимания. // Муниципальное образование: инновации и эксперимент 2014, № 1. С. 44-51.

6. Окунев А. А. Формирование у подростков интереса к учению через игру. Минск: 2015, 542 с.

7. Царева С. Е Нестандартные виды работы с задачами на уроке как средство реализации современных педагогических концепций и технологий // Начальная школа. - 2004

8. Щукина, Г. И. Педагогические проблемы формирования познавательного интереса учащихся. - М: Просвещение, 2005

9. Коваленко В. Г. Дидактические игры на уроках математики: Книга для учителя. - М.: Просвещение

10. Реан А. А., Бордовская Н. В., Розум С. И. Психология и педагогика. – СПб.: Питер, 2003.
 Столяренко Л. Д. Педагогика. Серия «Учебники, учебные пособия». Ростов н/Д; «Феникс», 2005. – 448с.
Смолеусова Т. В. Этапы, методы и способы решения задач // Начальная школа. -2003. - №12. -С. 62-66.

Приложение А

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...