Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Информационное обеспечение региональной культурной политики




В основе технологического раздела культурной политики лежит метод проблемно ориентированного анализа ситуации. Учитывая, что общий вектор региональной культурной политики (также как и ее инструмента – территориальных проектов и программ) состоит в разрешении (или оптимизации) проблем, характерных для определенных социальных группы или территории в целом, первым шагом в цепочке задач, решаемых в рамках культурной политики, является проблематизация ситуации. Поэтому проблемно-целевую ориентацию мы рассматриваем в качестве принципа, практическая реализация которого обеспечивает ряд дополнительных технологических достоинств и возможностей. Знание реальных проблем территории позволяет:

– точно определить приоритеты культурной политики (и области проектной деятельности) и четко определить ее социальную базу;

– квалифицированно разработать ее содержательную часть, т.е. сформулировать цели и задачи, определить виды социально-культурной деятельности, которые в данном случае рассматриваются в качестве средства решения проблем;

– определить социальные силы, заинтересованные в ее реализации (силы поддержки, потенциальных и реальных партнеров, источники финансирования). Последнее обстоятельство очень важно с точки зрения эффективности культурной политики – ее важнейшим условием является отражение проблем в структурах власти.

Принцип проблемно-целевой ориентации технологически обеспечивается методом проблемно-ситуационного анализа, суть которого составляет диагностика социально и личностно значимых проблемных ситуаций на различных уровнях функционирования социокультурного субъекта[65]. Основными категориями проблемно-ситуационного подхода являются: ситуация, проблема, проблемная ситуация, социокультурная ситуация, среда обитания человека, образ жизни.

Технологической основой и первым этапом разработки содержательной части культурной политики является характеристика социокультурной ситуации.

Ситуация – это совокупность типичных условий и обстоятельств, в которых функционирует личность, социальная группа, общность и которые определяют содержание и формы жизнедеятельности человека, систему его ценностных ориентаций, характер его окружения, отношения с другими людьми и т.д. Ситуации бывают объективные и субъективные, перспективные (открывающие новые возможности развития) и деструктивные (блокирующие развитие субъекта), управляемые и неуправляемые. Являясь системой внешних по отношению к социокультурному субъекту условий, ситуация в то же время опосредует его активность, создает предпосылки для их преобразования или преодоления.

Категория ситуация является системной категорией. С ее помощью выделяется динамическая социокультурная целостность, имеющая специфичную структуру, т.е. набор устойчивых компонент (жизненных условий, механизмов регуляции отношений людей, их целей и намерений и т.п.), “оформляющих” совместную жизнь и деятельность людей[66]. Обозначая границы, качество и направленность конкретного социокультурного процесса в данный промежуток времени, она выступает в качестве модели анализа, позволяя операционально описать некую совокупность условий и проблем жизнедеятельности людей, характеризующих социокультурную среду их существования, а также выйти в рамках проекта на решение этих проблем – путем создания более оптимальных условий функционирования человека в социокультурной среде.

Характеристика ситуации как модели социокультурного процесса осуществляется путем выделения и анализа тех ее компонент, которые:

а) являются относительно устойчивыми и существенными детерминантами образа жизни в массовом масштабе и, следовательно, составляют границы ситуации;

б) могут быть изменены или усовершенствованы.

Единица анализа ситуации – проблема, которая является одним из оснований при определении приоритетов культурной политики (дополняющим критерием служат ресурсы). Под проблемой следует понимать, во-первых, некие объективные трудности, преграды, факты неблагополучия (количественный аспект). Во-вторых, проблему следует рассматривать как результат осознания, понимания ситуации, видения в ней определенного противоречия, на разрешение которого и должны быть направлены инициируемые культурной политикой проекты и программы. В этом случае проблема есть осознанное несоответствие реального и желаемого, сущего и должного, целей и результатов, т.е. реального положения и принятых в обществе нормативных представлений и предписаний (качественный аспект).

Проблемная ситуация – это не имеющее однозначного решения противоречие, отражающее реальное взаимодействие субъекта и его окружения, соотношение неблагоприятных обстоятельств и условий, в которых разворачивается деятельность человека или социальной группы, это неблагополучие в тех или иных сферах жизнедеятельности социально-культурного субъекта: человека, социально демографических, этнических, профессиональных и других групп населения, общества в целом, региона. Анализ ситуации осуществляется путем выявления типичных проблем в политической, экономической, социально-демографической, экологической и других сферах жизни. Ее частные аспекты: социокультурная ситуация – характеризуется через соответствующие проблемы – социально-культурные; ж изненная ситуация – фиксирует индивидуально-личностное измерение бытия и выявляется путем анализа личностных проблем, которые, в свою очередь, определяют содержание и характер деятельности и поведения человека в определенных обстоятельствах. Между остротой переживания личностных проблем и мотивами участия человека в тех или иных сферах и видах социально-культурной деятельности существует прямая связь – состояние неудовлетворенности человека значимыми для его жизнедеятельности обстоятельствами стимулирует активность по изменению ситуации, в том числе и средствами социально-культурной деятельности.

Анализ проблемной ситуации – основополагающий этап культурной политики. Именно отсюда берут свое начало ее цели и задачи, варианты и способы разрешения проблем. При этом проблемная ситуация, в зависимости от ее характера, либо преобразуется в задачу, которая затем решается в рамках мероприятий культурной политики, либо воспринимается как неразрешимая (с учетом наличных средств, ресурсов) проблема (как личностная, так и профессиональная – для субъекта культурной политики). Цели и задача продуктивно формулируется лишь в том случае, когда, во-первых, субъект культурной политики видит желаемое (идеальное) состояние объекта и, во-вторых, когда в самой проблемной ситуации обнаруживаются условия, средства и ресурсы, необходимые для ее изменения в оптимальном направлении. Преобразование проблемной ситуации в цели и задачи – основополагающее условие успешности его последующей реализации.

Таким образом, анализ проблемной ситуации является генетически первичным по отношению к этапу разработки содержательной части культурной политики. Залогом разрешения проблемной ситуации служит ее творческое превращение в целевую установку и систему задач, в соответствии с которыми выстраиваются возможные модели будущих решений.

Выработка управленческих решений на основе анализа ситуации предполагает локализацию проблем (т.е. ее привязку к конкретной территории), проработку различных путей и возможностей их преодоления в зависимости от местных особенностей и условий. Локализация ситуации осуществляется по нескольким основаниям: анализ наиболее типичных проблем, характерных для различных субъектов и сфер культурной жизни, выявление историко-культурного потенциала и специфики региона, определение ресурсов, необходимых для осуществления проектного решения.

В процессе изучения ситуации и выработки альтернативных способов решения проблем прежде всего важно выделить те элементы социокультурной среды, сфер жизнедеятельности и образа жизни, которые могут и должны быть изменены. Тем самым фиксируются границы ситуации, внутри которых оказывается возможным решение проблемы за счет воздействия на поддающиеся регулированию и трансформации элементы жизненных условий. После выделения этих элементов намечаются гипотетические способы их целенаправленного изменения и преобразования.

Социокультурная ситуация – это многомерное социокультурное пространство, в котором обитает человек и которое отражает всю совокупность условий его жизнедеятельности. Она включает в себя: а) социально-культурную среду (поля жизнедеятельности); б) соответствующие сферы жизнедеятельности, где формируются и реализуются основные составляющие образа жизни различных социокультурных субъектов (ценности, мотивы и цели деятельности, человеческий потенциал и др.).

Социокультурная среда, характеризуя сущностные связи человека с социокультурным окружением, имеет набор устойчивых компонент (полей и соответствующих сфер жизнедеятельности), которые и подлежат анализу в процессе разработки социально-культурных программ. Поля и сферы жизнедеятельности имеют свою качественную характеристику и выступают как относительно отграниченные друг от друга области деятельности и взаимодействия человека с предметным миром культуры и другими людьми, представленные соответствующими социальными институтами и учреждениями.

В зависимости от культурного материал а, с которым человек имеет дело в рамках социокультурной среды (т.е. предмета его деятельности) и сферы активности человека, можно выделить следующие ее составляющие – поля жизнедеятельности (которые одновременно могут выступать областями проектной деятельности или приоритетными направлениями социально-культурного проектирования):

– культурно-историческое наследие (или историческая среда обитания человека, мера ее освоения и востребованности);

– художественная среда обитания человека, обеспечивающая соответствующие формы его активности по освоению и развитию предметов и ценностей художественной культуры, качество его художественной жизни;

– социально-психологическая среда обитания (характер межличностных отношений ближайшего окружения, форм и способов совместной жизнедеятельности людей – их производственные и семейные, формальные и неформальные связи и отношения);

– духовно-нравственная среда обитания (как в форме общественной морали, так и на интерсубъективном уровне – как внутриличностное содержание духовно-нравственных ценностей, норм, идеалов, смыслов человеческой жизни);

– политическая среда обитания (характер и содержание политической жизни, условия и возможности участия человека в общественно-политической деятельности);

– экологическая среда обитания (состояние природного окружения, а также ценностное и деятельностное самоопределение человека в природном мире).

Каждое поле социокультурной среды по характеру его составляющих можно представить в виде трех уровней:

1. Предметно-пространственное окружение человека: памятники истории и культуры, архитектура поселений, производственные, бытовые и общественные интерьеры, производственное и бытовое оборудование и т.д.;

2. Информационная составляющая среды (художественная, правовая, политическая, эстетическая, этическая информация);

3. Ценностно-ориентационная составляющая (смысловая и ценностная нагрузка элементов среды).

Соотношение этих составляющих определяет специфику и потенциалы того или иного элемента (поля) среды.

Основными сферами жизнедеятельности человека, где он расходует свои фундаментальные ресурсы (время и энергию), являются: образовательная (представленная учреждениями системы образования, в т.ч. специального); производственная (характеризуется видами производственных структур, определяющих номенклатуру профессий, условиями профессионального самоопределения и самореализации личности в той или иной сфере трудовой деятельности); досугово-рекреационная (представлена досуговыми и туристско-экскурсионными учреждениями); физкультурно-оздоровительная (инфраструктура учреждений спорта и здравоохранения, обеспечивающих здоровье человека, развитие его физических и психических способностей); информационная (библиотеки, средства массовой информации).

Проблемы функционирования учреждений, соответствующих определенному полю социокультурной среды или сфере жизнедеятельности, относятся к разряду отраслевых проблем, которые также учитываются при разработке социально-культурных программ.

Выбор и оценка человеком тех или иных полей жизнедеятельности (элементов среды) и сфер жизнедеятельности, устойчивое распределение своего времени и энергии между ними и определяет образ жизни, понимаемыйкак совокупность типичных видов и способов деятельности человека (социальной группы, общества), определяемая системой его ценностей и условиями жизни.

Таким образом, социокультурная ситуация – это окружающие человека материальные, социальные, институциональные и духовные условия его формирования, развития и самореализации. Составляющие социокультурной ситуации – среда и сферы жизнедеятельности – являются одновременно областями проектной деятельности.

Каждое социокультурной поле среды и сфера жизнедеятельности имеет соответствующие проблемы и ресурсы, которые представлены а) потенциалами (по каждому полю среды) и б) инфраструктурой, т.е. учреждениями, выполняющими различные функции по формированию и реализации всех составляющих образа жизни.

В условиях конкретного региона, в зависимости от характера и интенсивности проблем и имеющихся ресурсов, те или иные составляющие социокультурной среды могут выступать в качестве приоритетных направлений культурной политики и социокультурного проектирования.

Социокультурная среда жизнедеятельности (человека, социальной группы, региона) является ключевой в технологии социокультурного проектировании в силу того, что она поддается изменению, преобразованию. Оказывая решающее воздействие на развитие и формирование личности, среда в то же время изменяется, преобразуется под влиянием творческой активности человека, благодаря которой потенциалы среды становятся реальными возможностями развития личности, условиями ее самореализации. Следовательно, можно менять условия формирования и реализации образа жизни, изменив ситуацию путем:

а) реализации потенциалов среды (во всех ее областях) – предметных, информационных, ценностных и др.;

б) изменения связей и отношений человека со средой (расширение его взаимодействий с историко-культурным наследием, установление более тесных и продуктивных контактов с природой, социальным окружением, искусством и т.д.);

в) совершенствования деятельности соответствующих учреждений (или создания новых – в зависимости от характера проблем и имеющихся ресурсов), что создаст дополнительные условия гармонизации и оптимизации образа жизни.

Реализуя потенциалы среды, изменяя связи и отношения человека со средой его обитания, совершенствуя деятельность учреждений или создавая новые, мероприятия культурной политики должны обеспечить рост качественных параметров образа жизни человека, создать дополнительные возможности для развития и самореализации личности.

Образ жизни – это категория, обозначающая совокупность типичных для индивида или социальной группы форм и способов жизнедеятельности, раскрывающая содержание поведения, общения и деятельности человека в тех или иных сферах социальной и культурной жизни, фиксирующая единство объективных условий (определяемых, преимущественно, непосредственной средой существования, характером общественных ценностей, духовно-нравственным климатом общества) и субъективных обстоятельств (профессия, возраст, ценностные ориентации, интересы, мотивы и цели деятельности). Наиболее существенной гранью этого понятия в рамках социокультурного проектирования являются ценности и соответствующие формы активности, которые во многом определяются средой существования и в совокупности свидетельствуют об уровне сформированности художественной, исторической, социально-психологической, духовно-нравственной, политической, экологической, профессиональной, досуговой, психофизической культуры личности или социальной группы.

Моделируя ситуацию, необходимо учитывать, что на личностном уровне структурные элементы образа жизни соответствуют основным составляющим социокультурной среды, сохраняя при этом специфическое содержание. Если среда – это совокупность внешних по отношению к человеку условий его развития и жизнедеятельности, потенциальное поле самореализации личности (вот почему здесь прежде всего важна предметная и инфраструктурная составляющая среды), то образ жизни – это процесс жизнедеятельности. Активность субъекта в данном случае является основным условием, благодаря которому тот или иной фрагмент реальности становится объектом его деятельности и условием развития. Человек как субъект социально-культурной деятельности сам организует свою среду и свою жизнедеятельность – в соответствии с ценностями, потребностями, установками (как известно, в одной и той же среде один человек становится преступником или наркоманом, другой – ученым, священником или просто добропорядочным гражданином).

Следовательно, образ жизни – это прежде всего определенное качество жизнедеятельности, критериями которого являются: уровень сформированности и развития человека как субъекта культуры (характер и содержание его ценностей и соответствующих форм деятельности в различных сферах культурной жизни – художественной, духовно-нравственной, экологической и т.д.), а также его способность максимально использовать социокультурную среду и сферы жизнедеятельности в качестве пространства развития и реализации своих творческих сил и способностей.

При анализе образа жизни в процессе проектирования характеризуются проблемы развития человека как субъекта социально-культурной деятельности, т.е. выявляется мера овладения им созданным человечеством миром культуры, определяется уровень сформированности художественной, социально-психологической или духовно-нравственной культуры личности, социальной группы.

Таким образом, социально-культурные проблемы, связанные с образом жизни, возникают как “точки напряженности” в системах отношений: “человек – искусство”, “человек – история”, “человек – социум”, ”человек – человек”, “человек – природа”, “человек – политика”, “человек – здоровье”, “человек – труд”. Независимо от сферы проявления, источника и степени выраженности этих проблем, их носителем является личность, ее ценности, идеалы, образ жизни и деятельности.

Связь между социокультурной средой, сферами жизнедеятельности и образом жизни неоднозначная – в одних и тех же условиях могут формироваться различные модели образа жизни. Здесь сказывается множество факторов, в том числе и характер личностных проблем – их нерешенность или отсутствие в среде условий для их разрешения деформирует образ жизни.

Охарактеризованная выше структура ситуации является своеобразной аналитической моделью, которая отражает конкретное пространство жизнедеятельности человека и уже на первом этапе формирования концепции культурной политики позволяет: проследить взаимосвязи между условиями формирования и реализации образа жизни людей (социально-культурная среда и сферы жизнедеятельности человека) и содержанием и способами организации человеческой жизнедеятельности в этой среде; наметить пути и средства оптимизации среды как основного пространства личностного развития и самореализации, способы корректировки образа жизни личности, социальной группы.

Проблема – ключевая категория в анализе ситуации. Эта категория включает несколько граней смысла. С одной стороны, проблема рассматривается как объективная трудность, преграда, факт неблагополучия, с другой – как результат осознания ситуации, видения в ней определенного противоречия (несоответствие реального и желаемого, сущего и должного, целей и результатов, т.е. реального положения и принятых в обществе нормативных предписаний), на разрешение которого и должны быть направлены мероприятия, разрабатываемые и реализуемые в рамках культурной политики

Проблемы формулируются на основе анализа социокультурной ситуации, которая понимается как совокупность условий и факторов, в которых функционирует личность, социальная группа, общность. Проблемное поле включает, помимо социально-культурных проблем, неблагоприятные обстоятельства социального, социально-демографического характера, а также отраслевые проблемы, связанные с дисфункционированием институтов и учреждений (культуры, досуга, образования и др.).

Проблемы можно классифицировать по нескольким основаниям.

Классификация по радиусу действия (или локализации) дает нам возможность вычленить в общем проблемном поле общенациональные проблемы (т.е. типичные для большинства регионов России), региональные, территориальные (характерные только для данного города, района) и проблемы конкретной социальной общности или группы населения.

Радиус (или масштаб) проблем определяет радиус действия проекта: одни решаются в рамках федеральных программ, территориальные проблемы находят отражение в региональных программах, локальные проблемы (личностные проблемы определенной группы) решаются с помощью целевых проектов и программ.

Основным критерием классификации проблем является сфера их проявления. В этом случае их содержание соответствует, как правило, основным составляющим социокультурной среды и образа жизни: проблемы художественной среды и развития художественной культуры, проблемы сохранения и использования культурно-исторического населения и формирования исторической культуры, проблемы социально-психологической среды и социально-психологической культуры и т.д.

Если классификацию проблем осуществлять по характеру их проявления (или уровням жизнедеятельности), то в таком случае мы получаем четыре группы проблем: а) социальные (т.е. неблагоприятные обстоятельства социального, социально-демографического характера); б) социально-культурные, которые характеризуют неблагоприятное состояние тех или иных составляющих среды или образа жизни и возникают как субъективно воспринимаемое несоответствие между оптимальным уровнем культурного развития и его реальным состоянием. Острота переживания ситуации культурно обусловлена, она задается представлением о норме, эталоне и является результатом восприятия и оценки культурной ситуации субъектом (управления, проектирования), который принимает на себя ответственность за данное состояние и доступными ему способами пытается оптимизировать культурную жизнь личности, социальной группы, самодеятельной общности, территории в целом; в) личностные или социально-психологические; г) отраслевые проблемы, связанные с дисфункционированием институтов и учреждений основных сфер жизнедеятельности (культуры, досуга, образования и др.).

Социально-культурные проблемы, как правило, не осознаются личностью. Человек или социальная группа, являясь носителями этих проблем, не всегда ощущают несоответствие или неблагополучие, характерное для художественной, духовно-нравственной, экологической культуры (общества, личности), как проблему. Формулировка социально-культурных проблем осуществляется субъектом управления, проектирования – в зависимости от его видения и понимания ситуации. Иными словами, социокультурные проблемы – это оценка специалистом состояния объекта своей деятельности, зоны своей компетенции.

Личностные (или социально-психологические, жизненные) проблемы – это прежде всего субъективная оценка человеком – адресатом программы – своих жизненных условий и обстоятельств. Они переживаются человеком как внутренний дискомфорт, дефицит чего-то субъективно значимого (например, одиночество, отсутствие круга друзей, непонимание со стороны близких и т.д.), как обеспокоенность и неудовлетворенность (социальным статусом, профессией, отношениями с другими людьми). С другой стороны, личностные проблемы – это степень понимания субъектом проектирования реальных жизненных трудностей, носителем которых является человек или социальная группа – адресат программы (т.е. ее реальная или потенциальная аудитория).

Следовательно, социокультурные и личностные проблемы – это характеристика социально-культурной ситуации с двух точек зрения – со стороны субъекта культурной политики и со стороны социальных групп, составляющих ее социальную базу. Между этими двумя группами проблем существует весьма тесная связь: нерешенность социокультурных проблем усиливает личностную проблематику, Например, отсутствие условий для профессионального самоопределения, роста и самореализации рождает неудовлетворенность человека профессией, условиями труда, вызывает комплекс социальной и личностной неполноценности; трудности социализации, возникающие у подростка в среде неформального общения, приводят к аномальному развитию личности, формируют чувство неуверенности в себе, становятся источником асоциальных форм самоутверждения. И наоборот, “точки напряжения” в субъективной плоскости ведут к трансформации личностных проблем в социально значимые проблемные ситуации (аутсайдерство подростка в классе или неформальной группе – в рост преступности, отсутствие условий для этнокультурного самоопределения – в межэтнические конфликты и рост социальной напряженности). И это естественно, ибо явления объективного и субъективного, внешнего и внутреннего мира находятся в таких связях и взаимодействиях, при которых действие одного явления (причина) определяет, производит или влечет изменение другого (следствие).

По результатам анализа ситуации составляется проблемное поле, которое по возможности должно включить весь перечень проблем, различных по характеру (социальные; социально-демографические; социально-культурные; личностные или социально-психологические; отраслевые); радиусу действия или локализации (общенациональные; региональные; территориальные, характерные только для данного города, района, проблемы конкретной социальной общности или группы населения); по содержанию или сферам социально-культурной проблематики (проблемы в сфере художественной, исторической, духовно-нравственной, экологической, политический культуры и т.д.).

После анализа ситуации (т.е. характеристики всего проблемного поля) проблемы ранжируются: по степени значимости, актуальности (по тенденции сохранения или изменения проблемной ситуации – роста, сокращения), причинно-следственной зависимости. При этом следует иметь в виду, что между проблемами, находящимися в причинно-следственной зависимости, существует не только прямая, но и обратная связь – следствие также воздействует на свою причину, меняя ее параметры и характеристики. Следовательно, в зависимости от точки отсчета та или иная группа проблем может выступать и как причина, и как следствие. В этой связи целевая ориентация проекта будет зависеть от того, какая проблема рассматривается в качестве причины и какая – в качестве следствия.

Причинно-следственные связи характерны и для проблем, находящихся внутри одной группы. Например, низкий уровень художественной культуры населения, неразвитость художественных вкусов, художественно-образного восприятия и мышления можно рассматриваться и как самостоятельную проблему, требующую своего решения в рамках проекта, и как следствие воздействия других проблем того же блока: например, недоступности для жителей художественных ценностей вследствие сокращения бюджетного финансирования учреждений культуры, ориентации учреждений профессионального искусства и концертных организаций на коммерческий репертуар, на развлекательные представления низкого художественного уровня, обеспечивающие массового зрителя, вызванная необходимостью поиска средств существования. Естественно, и область проектирования, и аудитория проекта, и его основная идея будут существенно отличаться в зависимости от того, на решение какой группы проблем он будет ориентирован.

В некоторых случаях формулировка одной проблемы уже содержит в себе различные грани и аспекты, акцентировка которых в рамках проекта может существенно изменить все его содержание (например, снижение уровня художественного развития детей и подростков вследствие резкого сокращения детской художественной самодеятельности в связи с коммерциализацией культурно-досуговых учреждений; или: утрата технологий народных ремесел и промыслов, традиционных форм семейного художественного творчества, превращение изделий народного творчества в разновидность массовой сувенирной продукции за счет унификации центров народных ремесел и промыслов, создания на их базе промышленных предприятий).

Степень актуальности и причинно-следственная зависимость проблем позволяют определить те из них, решение которых признается первоочередным и возможным с учетом финансовых, кадровых, материально-технических и других ресурсов культурной политики.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...