Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Влияние водной среды на организм человека




Введение

школьный плавание двигательный

Актуальность темы исследования:Физические упражнения для полных детей не отличаются от двигательной активности детей с нормальным весом. Но поскольку, дети с избыточным весом в большинстве своем либо малоподвижны, либо избегают движений, необходимо особо настойчиво подойти к занятиям физической культурой.

Обязательно введение упражнений в режим дня ребенка с целью развития двигательных качеств и снижения избыточного веса. Следовательно, цель не только в том, чтобы снизить избыточный вес, но и в том, чтобы укрепить двигательный аппарат и выработать красивую осанку, походку, правильное дыхание, навыки правильного выполнения различных упражнений, сформировать привычку к рациональному режиму двигательной активности.

Люди, страдающие ожирением, имели в 80% случаев избыточный вес в детском возрасте. Поэтому внимание медицинских работников в последнее время обращено на исследование ожирения у детей (Бубенкова О.М., 2004). В младшем школьном возрасте родители стремятся приобщить ребенка ко всем сокровищам мировой культуры (Грецов А.Г., 2009). Что приводит к уменьшению двигательной активности и как следствие гиподинамии и излишнему весу, что, в свою очередь, ведет к ожирению и всем возможным осложнениям.

У детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста существует высокая потребность в движениях. Двигательная активность для них - естественное состояние, которое, к сожалению, не всегда оказывается возможным в силу разных обстоятельств: плохо организованная игровая среда, отсутствие времени и желания у родителей заниматься своим ребенком, большое количество давящей на него телевизионной информации (Грецов А.Г., 2009).

Среди разнообразных средств физической культуры, применяемых в занятии с людьми разных возрастов, одно из ведущих мест занимает плавание (Беляев Б.Т., 1968).

Однако, вопросы, касающиеся дифференциации особенностей освоения подготовительных упражнений в воде и элементов техники плавания у детей с избыточным весом и ожирением, в литературе отражены недостаточно исчерпывающе.

Сомнение вызывает целесообразность «автоматического» подхода к начальному обучению детей с избыточным весом и ожирением на основе имеющихся методик обучения плаванию.

Проблема исследования состоит в отсутствии на современном этапе развития теории и методики плавания научной информации о влиянии избыточного веса на успешность начального обучения плаванию.

Цель исследования - установить особенности формирования начального плавательногонавыкау детей с избыточным весом.

Объект исследования - педагогический процесс, направленный на формирование навыка плавания у детей с избыточным весом.

Предмет исследования - обучаемость подготовительным упражнениям по освоению с водой детей с избыточным весом.

Гипотезой данного исследования послужило предположение о том, что обучаемость навыку начального плавания отличается у детей с различной степенью избыточного веса. Учет особенностей обучаемости данного контингента детей позволит разработать практические рекомендации для повышения эффективности процесса начального обучения плаванию.

 


 

Литературный обзор

Влияние водной среды на организм человека

Являясь одним из естественных видов двигательной деятельности, плавание в то же время представляет собой уникальное средство физического воспитания.

По мнению Л.Д. Назаренко (2002) благодаря специфическим свойствам воды (высокой плотности, насыщенности кислородом, более низкой температуры), человек испытывает состояние, близкое к невесомости. Действие силы тяжести в воде значительно снижается.

Благодаря состоянию невесомости или «подвешенности» в воде опорно-двигательному аппаратугораздо легче работать. Плавание - прекрасное решение для людей с травмами и болями в суставах (Степанов А.А., 2003).

Плавание, так же, прекрасный способ снизить массу тела (Степанов А.А., 2003; Л.Д. Назаренко, 2002).

Булгакова Н.Ж. (2005) отмечает, что оздоровительная роль плавания по сравнению с другими видами физических упражнений заключается в разнообразном воздействии воды на организм человека, которое связано с физическими, термическими, химическими и механическими свойствами водной среды. Вследствие высокого сопротивления воды на метр проплыва расходуется в 4 раза больше энергии, чем при ходьбе с одинаковой скоростью.

Вестибулярный аппарат. Тренировки в плавании повышают функциональную устойчивость вестибулярного аппарата, статокинетическую устойчивость, улучшают чувство равновесия.

Сердечно - сосудистая система. Во время плавания, в виду горизонтального положения тела и отсутствия статического напряжения мышц, облегчается работа сердца, устанавливается правильное сочетание движения и дыхания, что ведет к улучшению кровообращения в целом. Увеличивается пропускная способность сердца - 3-4 раза больше крови проходит через сердце во время плавания, чем в состоянии покоя. При этом сердце не испытывает перегрузок. Давление воды обеспечивает приток крови к сердцу, что полезно при заболеваниях сердечно сосудистой системы (Булгакова Н.Ж., 2005; Аикина Л.И., 2008).

Дыхательная система. Плавание является профилактики легочных заболеваний. При плавании в процесс дыхания включаются самые отдаленные участки легких, что исключает застойные явления в них; укрепляются и тренируются дыхательные мышцы (Булгакова Н.Ж., 2005; Гутерман В.А., 1970).

Воздействие на кожу. Водные процедуры очищают кожу от пыли, выделений потовых и сальных желез, что способствует улучшению кожного дыхания (Булгакова Н.Ж., 2000).

Содержащийся в воде хлор оказывает бактерицидное воздействие. Обычное содержание хлора в воде бассейнов 0,3-0,5 мг/л. Активный хлор, вступая во взаимодействие с водой, образует в ней хлорноватистую кислоту, соляную кислоту, которые губительно воздействуют на микробную флору кожи и слизистых, тем самым повышая иммунитет. (Гутерман В.А., 1970).

Нервная система. Гидростатическое давлениеводы воздействует на точки акупунктуры и зоны Захарьина - Геда, которые связаны с внутренними органами нервными окончаниями и стимулируют их работу. Это повышает обмен веществ, облегчает кровоток, укрепляют нервную систему.

Обмен веществ. Ни для кого не секрет, что занятия плаванием активизируют обмен веществ. При плавании расходуется больше энергии, чем в наземных видах спорта. Этот факт можно использовать для снижения веса тела, для поддержания оптимального соотношения активной и пассивной массы тканей.

В зависимости от температуры воды энерготраты организма варьируются180-400 ккал/час. (И.А. Калюжнова, 2008).

Опорно-двигательный аппарат. При плавании в работу включается большое количество мышц, что очень часто используется при лечении и профилактике нарушений осанки и плоскостопии.

Это подтверждают многие авторы: Епифанов В.А. (2012) и Попов С.Н. (2014) отмечают, что лечебное плавание показано практически всем детям страдающим сколиозом. Оно противопоказано только при нестабильности позвоночника, когда разница между углом искривления на рентгенограммах в положении лежа и стоя составляет более 150, а так же по рекомендациям врача специалиста. При лечении и профилактике плоскостопия плавание полезно с попеременной работой ног: кролем на груди и кролем на спине.

Выделительная система. При регулярных занятиях плаванием нормализуется секреторная, моторная, всасывающая функция органов пищеварения. Мышечная деятельность способствует лучшему оттоку желчи из печени и желчного пузыря и улучшает эвакуацию содержимого толстых кишок.

Занятия плаванием усиливают обмен веществ, что вызывает образование повышенного количества конечных продуктов обмена - мочевины, мочевой кислоты, углекислого газа. Активизируется деятельность органов выделения (Дьякова Е.Ю., 2013)

Теория ожирения

 

Еще в четвертом веке до нашей эрыАристотель сказал: «Ничто так не истощает и не разрушает человека, как бездействие».

В современном мире большое количество выпускаемой техники и электроники с огромной легкостью освободило нас от наших повседневных задач, снизив, тем самым, нашу двигательную активность.

Это мнение широко распространено и находит всеобщую поддержку (Бенеке Р., 2009).

Даже у взрослого поколения это вызвало гиподинамию и, как следствие, проблемы с избыточным весом. Большое количество фастфуда и энергетических напитков усугубило это положение. В результате взрослые и дети страдают от избыточного веса и ожирения.

Избыточный вес и ожирение определяются как аномальные и излишние жировые отложения, которые могут нанести ущерб здоровью.

С 1948 г. ожирение включено самостоятельной рубрикой в Международную классификацию болезней и в настоящее время определяется как хронически прогрессирующее нарушение обмена веществ, характеризующееся избыточным накоплением жировой ткани, рецидивирующее после прекращения лечения (А.А. Поцелуев, 2014).

В организме человека содержится большое количество жира и жироподобных веществ - липидов. В основном это нейтральные жиры, представляющие собой соединения жирных кислот с трехатомным спиртом - глицерином. Эти вещества откладываются в жировой ткани, которая состоит из особых клеток, заполненных жиром. Подкожный жир образуются из нескольких источников, прежде всего из пищевых жиров под воздействием ферментов организма и дальнейшим накоплением в жировых тканях. Жиры могут синтезироваться из углеводов и белков. Углеводы, являющиеся важным источником энергии при напряженной мышечной работе, а так же источником энергии для работы головного мозга не могут накапливаться организмом в большом объеме (не более 200г. гликогена у взрослого человека). Избыток углеводов, поступающих с пищей, может быть легко сохранен путем перевода углеводов в жир. (И.А. Корниенко, 1979).

Различают первичное и вторичное ожирение. Первичное ожирение, алиментарное, усугубляющееся малой физической активностью.

Вторичное ожирение проявляется при заболеваниях желез внутренней секреции и ЦНС. Ожирение служит фактором риска для возникновения атеросклероза, сахарного диабета и гипертонии. (Л. Шельмина, 2013; С.В. Хрущев, 1984; Н.Г. Соколова, 2010).

При первичном ожирении различают четыре степени:

Iстепень - масса тела на 15-29% выше нормального

II степень - на 30-49%

III степень - на 50-100%

IV степень - более 100% (Л. Шельмина, 2013; Попов С.Н., 2014; С.В. Хрущев., 1984; Н.Г. Соколова, 2010)

Так же под избыточным весом и ожирением понимается нарушение обмена веществ с избыточным отложением жировой ткани в организме и, как следствие повышение массы тела. Также понятие ожирения включает нарушение питания, при котором увеличение массы тела ребенка на 20% превышает условную норму, а содержание жира в организме достигает 30% массы тела (И.А. Корниенко, 1979, Н.Г. Соколова, 2010).

Избыточный вес и ожирение в изолированном виде встречается редко, зачастую сопутствуют такие болезни, как гипертония, сахарный диабет, болезни суставов, дефекты развития соединительной ткани, особенно связочного и фасциального аппаратов, а так же нарушения гуморального статуса. Более трех миллионов взрослых людей ежегодно умирают в результате излишнего веса и ожирения. Кроме того ожирение является причиной 44% случаев диабета, 23% случаев ишемической болезни сердца и 7% - 41% случаев некоторых видов рака (И.А. Калюжнова, 2008; Н.Г. Соколова, 2010).

У людей с избыточным весом также чаще развиваются желчнокаменная болезнь, тромбофлебит вен нижних конечностей, лимфостазы, деструкция суставов, костей и позвоночника, подагра, одышка, кислородная недостаточность (Милюкова И.В., 2007).

По данным ВОЗ (Всемирной Организации Здравоохранения):

Более 1,4 миллиарда взрослых людей в возрасте 20-ти лет и старше страдают от избыточного веса, из них свыше 200 миллионов мужчин и почти 300 миллионов женщин, что составляет 10% взрослого населения.

В 2013 году более 42 миллионов детей в возрасте до 5 лет имели избыточный вес или ожирение. Считавшиеся ранее характерными для стран с высоким уровнем доходов, избыточный вес и ожирение теперь получают все большее распространение в странах с низким и среднем уровнем дохода, особенно в городах. В развивающихся странах детей с избыточным весом насчитывается более 30 миллионов, а в развитых - 10 миллионов.

На глобальном уровне избыточный вес и ожирение связаны с большим числом смертных исходов, чем пониженная масса тела.

Лечение ожирения и борьбу с избыточным весом необходимо проводить в виде макроцикла (в течение нескольких месяцев), который разделяется на два периода: подготовительный и основной (Каштанова Г.В., 2006; Попов С.Н., 2014). Целью подготовительного периода является: адаптация организма к физической нагрузке, восстановление двигательных навыков и физической работоспособности, а так же, воспитание желания активно и систематически заниматься физической культурой.

В этот период применяются упражнения для крупных мышечных групп: дозированная ходьба в сочетании с дыхательными упражнениями, массаж. Постепенно больной подводится к основному периоду занятий.

Дыхательные упражнения имеют очень важную роль, так как для «сжигания» жиров возможно только при наличии достаточного количества кислорода (Милюкова И.В., 2007)

При лечении ожирения могут использоваться различные виды физических упражнений: бег, плавание, езда на велосипеде, гребля, катание на лыжах (Попов С.Н., 2014)

Целесообразно увеличивать число физических упражнений на выносливость - средней и выше средней интенсивности, способствующих усиленному расходу углеводов и активизации энергетического обеспечения за счет расщепления жиров. Дети, страдающие избыточным весом, зачастую имеют длительные перерывы в занятиях спортом и физкультурой, физическая работоспособность снижена, а их двигательные навыки не соответствуют возрастному уровню. Поэтому необходимо строго соблюдать принципы постепенности и систематичности в занятиях, использовать приемы поощрения, отмечать даже незначительные успехи ребенка (Г.В. Каштанова, 2006; Белозерова Л.М., 2006).

Но даже при выполнении упражнений необходимо придерживаться правильного питания. Так как у людей предрасположенных к ожирению превышение калорийности рациона всего лишь на 100 ккал в сутки может привести к прибавке веса на 5 кг в год.

И.А. Калюжнова (1979) отмечает, что в возрасте 8-10 лет у девочек с избыточным жироотложением наблюдаются повышенные темпы прироста данного показателя. Так же отмечается смещение периода полового созревания на 1-2 года, первые признаки полового созревания наблюдались уже в 8-10 лет. Абсолютная сила мышц кисти и туловища как у мальчиков, так и у девочек в младшем школьном возрасте практически не отличается.

Так же отмечается, что в младшем школьном возрасте дети с избыточным жироотложением существенно отличаются по показателям длины тела.

В письме Минздравсоцразвития России от 15.01.2008 №206-ВС содержатся четкие рекомендации по борьбе с избыточным весом и расстройствами питания. Наибольший эффект мероприятий при борьбе с избыточным весом наблюдается в возрасте 7-11 лет, пока у ребенка не развились осложненные формы ожирения. Детям с избыточной массой тела рекомендуются такие виды спорта как: плавание, лыжи, коньки, велосипед, игры требующие высокой двигательной активности.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...