Методика обучения плаванию
Плавание широко используется при оздоровлении и реабилитации после травм, при лечении заболеваний связанных с нарушением обмена веществ (Н.Ж. Булгакова, 2002). Дети, регулярно занимающиеся плаванием, заметно отличаются от сверстников, не занимающихся спортом: они выше ростом, имеют более высокие показатели ЖЕЛ, гибкости и силы, меньше подвержены простудным заболеваниям. Плавание широко рекомендуется для работы с детьми школьного и дошкольного возраста (Ю.С. Герасимова, 2009). Необходимо отметить, что условия водной среды предъявляют к организму ряд своеобразных требований. Овладение навыками плавания невозможно без предварительного ознакомления занимающегося с новой для него водной средой и без образования у него, вследствие этого, специфических условных рефлексов (Н.Ж. Булгакова, 2002; А.Д. Котляров, 1989). По мнению В.А. Быкова (2011) начальное обучение плаванию можно условно разделить на два этапа: первый этап - обучение навыку удержания на воде; второй - обучение передвижению в воде. В ускоренной методике обучения автор предлагаетразделить весь период на пять этапов. На каждом этапе решать конкретные задачи, в зависимости от которых применяются средства и используются методы и приемы обучения. Обучение всем (четырем) способам плавания происходит одновременно, но по элементам. Продолжительность каждого этапа зависит от усвоения учебно-методического материала по спортивному плаванию. Общая продолжительность обучения составляла 3 месяца, 24 занятия по 60 минут. На первом этапе создавалось правильное представление об изучаемых способах плавания. Спортивныеспособы при этом изучались в последовательности: кроль, дельфин, спина, брасс. На первом этапе так же происходит освоение учеников с водой, обучение горизонтальному положению в воде, осваиваются упражнения для создания опорного положения в воде. Изучаются элементы техники стартов и поворотов. Устраняются ошибки.
Второй и последующий этапы: Изучение основных элементов техники спортивных способов плавания: в кроле и дельфине - движение руками и дыхание; на спине - движение руками; в брассе - движение руками и дыхание. Продолжают изучаться старты и повороты, устраняются ошибки. Изучение остальных элементов техники спортивных способов плавания: кроль - движение ногами; при плавании на спине - движения ногами; в дельфине - движения туловищем и ногами; в брассе - движение ногами. Согласование элементов техники спортивного плавания, закрепление техники стартов и поворотов в целом. Совершенствование техники спортивного плавания. При обучении плаванию в условиях глубокого бассейна важно не вызвать у обучаемого чувство страха и неприязни к воде. Активное использование специальных подготовительных упражнений на суше может существенно облегчить начальное обучение детей плаванию. Программа по начальному обучению плаванию на «глубокой воде» условно предусматривает три этапа:этап - 1 - 12 уроки. Первые 5-6 уроков ознакомление с водой. На бортике изучаются в основном имитационные и специальные упражнения, которые непосредственно будут выполняться на данном уроке в воде. Основные упражнения на задержке дыхания с выдохами в воду, погружения в воду, передвижения вдоль бортика с опорой руками за борт. Разучивание способов плавания кроль на груди и на спине.этап - 12 - 24 уроки. Дети продолжают разучивать способы плавания кроль на груди и на спине, спад вниз с бортика, старт из воды и поворот «маятник». На 24 уроке дети должны проплыть 25 метров изученными способами.- 25 - 36 уроки. Продолжается дальнейшее совершенствование навыков плавания кроль на груди и на спине, разучивание стартов и поворотов, идет ознакомление с элементами техники плавания брасс.
На 36 уроке учащиеся проплывают 50 метров. На протяжении всего времени обучения широко используются игры и развлечения на воде. (Булгакова Н.Ж., 2005; Лубова С.А., 2012). Программа 36 уроков может быть использована в любых бассейнах. При начальном обучении плаванию 1-15 занятия, когда дети не владеют навыком самостоятельного удержания на поверхности воды все занятия проходят с использованием медицинских плавательных кругов, ласт и плавательных досок. При обучении в глубоком бассейне 16-32, когда дети уже освоили навык самостоятельного удержания тела на поверхности воды, для обучения различным компонентам спортивных способов плавания необходимо применять следующие сочетания поддерживающих на воде средств: для обучения и совершенствования выполнения техники работы ног в спортивных способах плавания, кроме способа брасс: плавательная доска и плавательные ласты; для обучения спортивным способам плавания кроль на спине, кроль на груди, дельфин: плавательные ласты. Обучение при этом проводится в следующем порядке: 1-2 занятие ознакомление с водой; 3-10 занятие - формирование навыка удержания на поверхности воды, разучивание способов кроль на спине и кроль на груди (параллельно); 11-19 - брасс; 20-26 - дельфин; 27-32 занятие разучивание стартов и поворотов (В.Ю. Давыдов, 2003; Быков В.А., 2003). Зернов В.И. (1998) обучение плаванию делят на три этапа: Ознакомление со свойствами воды и представление о технике плавания; Разучивание элементов техники и способа плавания в целом; Совершенствование и закрепление плавательных навыков. Первоначальный навык формируется к моменту самостоятельного проплывания обучающимися 25 метров (Зернов В.И., 1998; Герасимова Ю.С., 2009). Зернов В.И. (2010) определяет 6 групп подготовительных упражнений: элементарные движения конечностями и передвижения по дну в воде, погружения, всплывания, лежания, скольжения, дыхание. Булгакова Н.Ж. (2014) выделяет пять групп упражнений по освоению с водой: упражнения для ознакомления со специфическими свойствами воды,
погружения под воду, ныряния, всплывание и лежание на воде, выдохи в воду и скольжения. Н.Ж. Булгакова (2001) рекомендует проводить обучение спортивным способам плавания в следующем порядке: кроль на груди, кроль на спине, брасс, баттерфляй. Техника спортивных способов плавания разучивается раздельно, по частям, с последующим соединением в целостный способ плавания; при этом освоение каждого элемента проводится в постепенно усложняющихся условиях. Постепенное усложнение условий подводит пловца к выполнению упражнений в горизонтальном безопорном положении тела, являющимся его рабочей позой (Н.Ж. Булгакова, 2014). А.И. Погребной (2001) изложил содержание инновационной методики плавания, где предложил акцентировать внимание, при обучении плаванию, не на горизонтальном, а на вертикальном положении туловища, что исключает захлестывание лица водой. Данная методика основана на разучивании при обучении плаванию опорного гребка. Параллельно с изучением упражнений для удержания на воде, автор предлагает применять упражнения для освоения с водой, игры и прыжки в воду. И когда учащиеся научатся удерживаться на поверхности за счет движений руками, можно переходить к обучению спортивным и облегченным способам плавания. Дети младшего возраста быстрее и качественнее осваивают опорный гребок в положении на спине, нежели в группировке. Рекомендация автора начинать обучение детей младшего школьного возраста плаванию способом кроль на спине. Одновременная методика обучения плаванию. Продолжительность обучения 16-18 занятий. Отличительной, особенностью, которой является то, что данная методика предусматривает увеличение времени нахождении ребенка в воде на каждом занятии, в частности, за счет сокращения длительности занятий на бортике, в спортивном зале, на спортивной площадке. Подчеркивается то, что речь идет не об уменьшении количества необходимых для обучения плаванию специальных упражнений, которые обычно проводятся на суше и сокращают время пребывания в воде, а о том, что эти упражнения могут выполняться на других занятияхфизической культурой. Кроме того сокращен период освоения с водой, за счет уменьшения числа повторений упражнений в статических положениях типа «поплавок», «медуза», лежаний на воде, скольжений без движения руками или ногами. Другая особенность этой методики отличается тем, что ребенок в первую очередь обучается тому способу, который получается у него лучше всего и на освоение которого будет потрачено меньше всего времени. Определяется этот способ при одновременном знакомстве обучающихся с элементами всех способов плавания. На основе выбранного способа легче овладеть и остальными способами. Наиболее простой способ, который усваивают большинство детей на первых занятиях - движения руками как при плавании руками брасс, ногами как при плавании кролем (с произвольным дыханием). При плавании этим облегченным способом дети быстрее овладевают умением держаться на воде и преодолевать определенные расстояния. Первое занятие посвящается проверке плавательной подготовки: каждый учащийся проплывает своим способом столько, сколько он сможет. После чего 3-5 занятий основное внимание уделяется плаванию выбранным способом. Кроме того, важно отметить, что изучение всех способов плавания начинается с освоения движений руками как основного элемента.
Пятое, девятое, двенадцатое, шестнадцатое занятия - контрольные. На этих занятиях проводится проверка овладения плавательными навыками (Т.А. Протченко, 2003). В педагогическом процессе стоит придерживаться принятой у нас методики обучения, основанной на рациональном сочетании методов целостного и раздельного изучения учебных упражнений (Н.Ж. Булгакова, 2014). Специалисты предлагают следующее деление учеников по уровню подготовленности (владения навыком плавания): -я группа - не умеют плавать, боятся воды. -я группа - могут погружаться под воду с головой, не боятся открывать глаза в воде, попытки передвижения по воде. -я группа - передвигаются по поверхности воды 10 -15 м. -я группа - проплывают неспортивными способами расстояние больше 25 метров. -я группа - дети умеющие плавать спортивными способами (Т.Н. Павлова, 2012)
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|