Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Результаты исследования и их обсуждение




Для решения задач исследования был изучен временной характер овладения детьми начального навыка плавания, составлено процентное соотношение детей освоивших данный навык в процессе обучения с 7 по 20 занятие (Рис. 1).

 

Рис. 1. Доля детей 7-10 лет, освоивших начальный навык плавания в процессе обучения с 7 по 20 занятие.

 

Примечательно, что 2/3 детей комплексно освоили навык плавания к 13 занятию.

Следующим шагом стало сравнение успешности обучения начальному навыку плавания у мальчиков и девочек с различной степенью жироотложения. Поскольку степень жироотложения определялась по ИМТ, именно по этому показателю мальчики и девочки отдельно были разделены на две численно равные подгруппы (прил. 1-4).

Естественно, по показателям ИМТ две сравниваемые подгруппы достоверно отличаются (рис. 2,3).

Рис. 2. Величина ИМТ в подгруппах мальчиков 7-10 лет.

 

При этом мальчиков в подгруппе с пониженным жироотложением ИМТ составил 16,38±1,03 единиц, а в группе с повышенным жироотложением - 21,60±2,58 единицы (Рис. 1). У девочек разделение проходило по тому же принципу, показатели в этом случае составили 16,11±1.56 и 21,18±1,29 соответственно (Рис. 3).

 

Рис. 3. Величина ИМТ в подгруппах девочек 7-10 лет


 

Для каждой группы девочек и мальчиков отдельно рассчитано процентное соотношение освоивших начальный навык плавания.

 

Рис. 4. Доля мальчиков и девочек 7-10 лет с различной степенью жироотложения освоивших начальный навык плавания

 

Из графика видно, что мальчики и девочки с высокими показателями ИМТ быстрее осваивают начальный навык плавания. Уже к 14 занятию 100% девочек, а к 16 занятию 100% мальчиков с повышенным жироотложением освоили навык начального плавания. В то же время 100% освоение этого навыка у девочек и мальчиков с пониженным жироотложением произошло к 19 и 20 занятиям соответственно.

Как отмечалось выше, успешность овладения отдельными составляющими навыка начального плавания и комплексные проявления этого навыка мы оценивали по ряду тестов (см. 2 главу).

Освоенность со специфическими свойствами воды мы оценивали по результатам теста «бег по дну бассейна» на время.

Упражнения для ознакомления со специфическими свойствами важны при обучении плаванию. Только при выполнении данных упражнений дети получают информацию о плотности, температуре, сопротивлении воды.

Передвижение с опорой на дно придает ребенку уверенность в себе, постепенно уменьшается чувство водобоязни. Элементарные гребковые движения дают элементарное представление о том, как можно опереться на воду руками. Для не умеющих плавать детей это очень важно, так как при нахождении в воде тело испытывает ряд непривычных ощущений и форсирование или игнорирование данного упражнения может усложнить процесс обучения.

По результатам измерениймальчики с высоким ИМТ выполняли данное упражнение достоверно быстрее (8,51±1,65 секунд), чем мальчики с низким ИМТ, которые показали в среднем результат в10,03±0,95 секунды (Рис. 5). У девочек наблюдались похожие показатели 9,17±0.86 секунд и 10,63±1,77 секунд соответственно. Расчеты свидетельствуют о достоверности полученных измерений (P˂0,05) (Рис. 4).

 

Рис. 5. Показатели упражнения «бег по дну бассейна» у мальчиков 7-10 лет

Рис. 6. Показатели упражнения «бег по дну бассейна» у девочек 7-10 лет

 

Как говорилось раньше, дети с избыточным жироотложением выше своих сверстников в младшем школьном возрасте. Возможно этот показатель, как и повышенная плавучесть тела, являются решающими при выполнении данного упражнения, так как жировая масса при нахождении в воде не отягощает передвижения.

Ныряние за игрушками как тест, выбрано нами, поскольку характеризует овладение сразу двумя группами упражнений по освоению с водой:

-   Погружения,

    Всплывания.

Это упражнение способствует открыванию ребенком глаз под водой, что, безусловно, является очень важным умением при обучении навыку начального плавания.

Расчеты свидетельствуют о недостоверности полученных измерений (P>0,05) (Рис. 7,8).


 

Рис. 7. Показатели упражнения «ныряние за игрушками» у мальчиков 7-10 лет

 

Рис. 8. Показатели упражнения «ныряние за игрушками» у девочек 7-10 лет

 

Упражнение «Всплывание с глубины два метра» характеризует умение детей, открывая глаза, ориентироваться в толще воды и сохранять контроль над движениями направленными на подъем тела к ее поверхности. Элементарные гребковые движения, совершаемые руками и ногами, позволяют почувствовать тяговые усилия и сопротивление воды.

Обработанные данные показали недостоверность (P>0,05) полученных измерений (Рис. 9,10).

 

Рис. 9. Различия в освоении всплывания с глубины 2 метра у мальчиков 7-10 лет

 

Рис. 10. Различия в освоении всплывания с глубины 2 метра у девочек 7-10 лет


 

«Скольжение на груди» - еще одно упражнение из группы подготовительных упражнений по освоению с водой. Во время скольжения создается ощущение движения тела в воде, формируется чувство встречного сопротивления воды, поддерживающего тело на поверхности. При выполнении данного упражнения важнейшим моментом является удержание горизонтального, равновесного положения тела в воде. Правильное выполнение этого упражнения является решающим при комплексном овладении начальным навыком плавания. У детей формируется представление о том, что по воде можно передвигаться горизонтально, а так же улучшается эмоциональная составляющая обучения.

Расчеты показали достоверность различий (P<0,05).

У мальчиков с низким ИМТ показатели составили 3,85±1,03 метра с высоким ИМТ уверенно лучше 5,47±1,53 метра (Рис. 11).

 

Рис. 11. Различия в освоении упражнения «скольжение на груди» у мальчиков 7-10 лет

 


 

Девочки в овладение данной составляющей начального навыка плавания показали 3,81±0,94 метра с низким ИМТ и 5,52±1,17 метра с высоким показателем ИМТ (Рис. 12).

 

Рис. 12. Различия в освоении упражнения «скольжение на груди» у девочек 7-10 лет

 

По данному тесту можно сделать вывод, что дети с более высокими показателями ИМТ легче и лучше выполняют данное упражнение благодаря повышенной плавучести тела. Это дает ребенку возможность не тратить внимание и мышечные усилия на удержание горизонтального, равновесного положения в воде, а позволяет расслабиться и сосредоточиться на более сильном отталкивании от бортика.

Далее нами было предложено «Комбинированное упражнение».

Комбинированное упражнение направлено на развитие у ребенка ощущений связанных с возможностью опоры на воду. При этом все усложняется вертикальным положением тела, при котором гораздо тяжелее находиться на поверхности.

Различия в освоении данного упражнения статистически достоверны (P<0,05). У мальчиков с низким ИМТ 20,18±7,67 секунд с высоким ИМТ 39,11±21,44 секунд, у девочек19,17±5,01 секунд и 28,77±9,88 секунд, соответственно (Рис. 13,14).

 

Рис. 13. Различия в освоение комбинированного упражненияу мальчиков 7-10 лет

 

Рис. 14. Различия в освоение комбинированного упражнения девочки 7-10 лет


 

Достоверность данного теста обусловливается повышенной плавучестью тела детей с более высокими показателями ИМТ. Им легче удерживать тело в вертикальном положении на поверхности воды при одинаковых условиях теста. Это говорит о том, что дети с повышенным жироотложением могут больше внимания уделить качеству выполнения данного упражнения.

Упражнение «Звездочка» на груди направленно на устранение водобоязни. При выполнении у ребенка формируется представление о действии выталкивающих его вверх сил. Ограничение возможности сделать вдох развивает морально-волевые качества. Расслабленное состояние является решающим при выполнении упражнения. Данное упражнение получилось чуть лучше у мальчиков, результат удержания составил 18,45±5,19 секунд, у девочек 20,01±5,80 секунд. У детей с более низким показателем ИМТ результаты удержания положения «звездочка» на груди 12,96±2,95 секунд и 14,63±3,71 секунд соответственно.

Различия по освоению данного упражнения статистически достоверны (P<0,05) (Рис. 15,16).

 

Рис. 15. Различия в освоении упражнения «звездочка на груди» у мальчиков 7-10 лет


 

Рис. 16. Различия в освоении упражнения «звездочка на груди» у девочек 7-10 лет

 

По нашему мнению такие различия вызваны повышенной плавучестью тела у детей с высоким ИМТ. При полном расслаблении детям с повышенным жироотложением нет необходимости создавать мышечные усилия на удержание положения тела, они могут сосредоточиться на длительности выполнения задания, а так же на расслаблении.

Еще одной составляющей приобретения начального навыка плавания является дыхание, правильность и своевременность выполнения выдоха в воду и вдоха облегчает овладение данным навыком (см. 2 главу). Осложнением, возникающим при выполнении данного упражнения, является заливание воды в носовую полость, что в свою очередь вызывает неприятные ощущения.

В данном упражнении при расчетах статистической достоверности не выявлено (P>0,05) (Рис. 17,18).

 

 


 

Рис. 17. Различия в освоении упражнения «выдох в воду» у мальчиков 7-10 лет

 

Рис. 18. Различия в освоении упражнения «выдох в воду» у девочек 7-10 лет

 

Тест «Проплывание отрезка 25 метров на время» направлен на выявление детей освоивших начальный навык плавания. А так же для сравнения возможностей детей с различной степенью жироотложения, овладевших начальным навыком плавания в скорости преодолении отрезка 25 метров любым доступным способом.

Расчеты показали недостоверность измерений (P>0,05), все дети показали примерно одинаковые результаты. У мальчиков время прохождения дистанции составило: с низким ИМТ 40,73±8,22 секунд, с высоким показателем ИМТ 40,10±9,65 секунд. У девочек 46,18±8,27 секунд и 44,35±5,47 секунд соответственно (Рис. 19,20).

 

Рис. 19. Различия в проплывании отрезка 25 метров на время у мальчиков 7-10 лет

 


 

Рис. 20. Различия в проплывании отрезка 25 метров на время у девочек 7-10 лет

 

Важнейшим показателем обучаемости начальному навыку плавания, на наш взгляд, является количество занятий, затраченных на обучение проплыванию 25 метрового отрезка любым доступным способом. По этому показателю нам удалось выявить статистически значимые различия (P<0,05) между мальчиками с различной степенью жироотложения. Так, мальчики с высоким значением ИМТ затратили на обучение начальному навыку плавания 11,80±1,74 занятий, а с низким - 14,47±2,92 занятий в среднем (Рис. 21).

 

 


 

Рис. 21. Различия в обучаемости проплывания 25 метров любым способом у мальчиков 7-10 лет

 

У девочек наблюдались похожие показатели: 11,40±1,59 занятий и 13,80±2,62 занятий соответственно (Рис. 22).

 

Рис. 22 Различия в обучаемости проплывания 25 метров любым способом у девочек 7-10 лет

На основании результатов последних измерений нам удалось выявить, что детям с повышенным ИМТ потребовалось меньшее количество занятий для обучения начальным навыкам плавания, чем детям с низким показателем ИМТ.

Можно сделать вывод: благодаря более высокой плавучести тела, детям с повышенным жироотложением легче освоить навык начального плавания. При этом более высокая плавучесть тела обусловливает преимущество девочек с повышенным жироотложением и в некоторых отдельных составляющих целостного навыка плавания. Преимущество достигается в следующих тестах:

    Бег по дну бассейна,

    Длина скольжения на груди,

    Комбинированное упражнение,

    Время удержания положения «звездочка» на груди,

    Скорости овладения навыком плавания (таблица).

 

Различие в обучаемости начальным навыкам плавания девочек 7-10 лет

Испытания Девочки с низким ИМТ t - критерий Девочки с высоким ИМТ
  X±у   X±у
ИМТ 16,11±1,56 9,69 21,18±1,29
бег по дну бассейна с элементами гребковых движений на отрезке 5 метров, секунды. 10,63±1,77 2,88 9,17±0,86
время погружения за пятью игрушками на 2м2, секунды. 28,24±9,34 2,02 22,45±6,00
Время всплывания с глубины 2 метра с помощью элементарных плавательных движений, секунды. 5,60±1,46 0,82 5,18±1,39
длина скольжения на груди упражнение «стрелочка», метры. 3,81±0,94 4,41 5,52±1,17
упражнение комбинированное, секунды. 19,17±5,01 3,36 28,77 ±9,88
время удержания положения «звездочка» на груди, секунды. 14,63±3,71 3,03 20,01±5,80
время выполнения 30 вдохов-выдохов, секунды. 44,36±10,00 2,04 38,3±5,31
25 м. на время любым способом, секунды. 46,18±8,27 0,72 44,35 ±5,47
25 м на время, количество занятий 13,80±2,62 3,03 11,40±1,59

 

Примечание: Подчеркнутые значения t-критерия свидетельствуют о достоверности измерений (P˂0,05).

Примечательно, что именно по такому же набору тестов имеют преимущество и мальчики с повышенным жироотложением (Таблица). Данное обстоятельство необходимо учитывать при разработке методики обучения начальным навыкам плавания детей младшего школьного возраста с повышенной степенью жироотложения.

 

Различие в обучаемости начальным навыкам плавания мальчики 7-10 лет

Испытания Мальчикис низким ИМТ t - критерий Мальчики свысоким ИМТ
  X±у   X±у
ИМТ 16,38±1,03 7,27 21,60±2,58
бег по дну бассейна с элементами гребковых движений на отрезке 5 метров, секунды. 10,03±0,95 3,07 8,51±1,65
время погружения за пятью игрушками на 2м2, с 10,91±3,36 1,70 12,97±3,29
время всплывания с глубины 2 метра с помощью элементарных плавательных движений, с 6,31±1,47 1,35 5,64±1,23
длина скольжения на груди упражнение «стрелочка», м 3,85±1,03 3,41 5,47±1,53
упражнение комбинированное, с 20,18±7,67 3,22 39,11±21,44
время удержания положения «звездочка» на груди, с 12,96±2,95 3,57 18,45±5,19
время выполнения 30 вдохов-выдохов, секунды. 47,07±11,26 0,69 44,76±6,39
25 м. на время любым способом, секунды. 40,73±8,22 0,19 40,10 ±9,65
25 м на время, количество занятий 14,47±2,92 3,03 11,80±1,74

 


 

Примечание: Подчеркнутые значения t-критерия показывают достоверность измерений (P˂0,05)

 


 

Выводы

1. Для формирования начального навыка плавания у детей младшего школьного возраста необходимо 18-20 занятий. Такое количество занятий необходимо, чтобы 100% детей оказались способными проплыть отрезок 25 метров любым доступным способом. При этом за 12 занятий обучается начальному навыку плавания 47% мальчиков и 50% девочек. 100% освоение этого навыка у девочек и мальчиков происходит к 19 и 20 занятиям соответственно.

.   В ходе проведенного нами исследования найдены достоверные различия в освоении навыка начального плавания детьми с большим показателем ИМТ. Дети с большими показателями ИМТ гораздо легче осваивают такие упражнения по освоению с водой как:

­    бег по дну бассейна с использованием элементарных гребковых движений.

­    скольжение на груди,

­    комбинированное упражнение

­    удержание положения «звездочка» на груди.

3. Мальчики и девочки с высокими показателями ИМТ быстрее осваивают начальный навык плавания. Уже к 14 занятию 100% девочек, а к 16 занятию 100% мальчиков с повышенным жироотложением освоили навык начального плавания. В то же время 100% освоение этого навыка у девочек и мальчиков с пониженным жироотложением произошло к 19 и 20 занятиям соответственно.

4. Дети с различной степенью жироотложения достоверно не отличаются по степени овладения навыками выполнения следующих подготовительных упражнений по освоению с водой: погружения, всплывания, выполнения выдохов в воду.

.   К моменту освоения начального навыка плавания мальчики и девочки с различной степенью жироотложения демонстрируют равные возможности в скорости преодоления 25 метрового отрезкалюбым доступным способом.

.   Повышенное жироотложение является фактором, обусловливающим способности к обучению начальному навыку плавания за счёт преимущества в качестве выполнения подготовительных упражнений по освоению с водой, связанных с повышенной плавучестью тела.

.   Мальчики и девочки младшего школьного возраста с повышенным жироотложением демонстрируют единый набор навыков, отвечающих за успешность освоения с водой. Данное обстоятельство позволяет рекомендовать построение процесса начального обучения плаванию детей с различной степенью жироотложения по единой программе независимо от гендерного признака.

.   Разработаны практические рекомендации для оптимизации начального обучения плаванию детей младшего школьного возраста с различной степенью жироотложения.

 


 

Практические рекомендации

1. При разработке программы начального обучения плаванию детей с повышенным жироотложением необходимо учитывать особенности овладения подготовительными упражнениями по освоению с водой. Такие дети гораздо успешнее осваивают следующие упражнения:

    Бег по дну бассейна,

    Длина скольжения на груди,

    Комбинированное упражнение,

    Время удержания положения «звездочка» на груди.

При планировании содержания учебных занятий количество времени на овладение данными упражнениями следует уменьшать.

.   Продолжительность программы начального обучения плаванию детей младшего школьного возраста с повышенным жироотложением может быть сокращена до 14 занятий у девочек и до 16 занятий у мальчиков.

.   За момент формирования начального навыка плавания принять момент в который ребенок сможет проплыть отрезок 25 метров любым доступным ему способом.

.   Процесс начального обучения плаванию детей с различной степенью жироотложения проводить по единой программе независимо от гендерного признака.

 


 

Список литературы

 

1. Аикина Л.И. Влияние занятий в водной среде на организм человека/Л.И. Аикина. // Физкультурное образование Сибири: науч.-метод. журнал / Сибгуфк; под ред. В.И. Михалева. - Омск, 2008. - Вып. 2 (23). - С. 57-58.

2. Беляев, Б.Т., Плавание и долголетие. - Л.: Знание, 1968. -38 с.

.   Бенеке Р. Методы оценки физической активности в детском возрасте/Р. Бенеке, Р.М. Ляйтхойзер // ЛФК и спортивная медицина. -2009. - №6. - С. 41-50.

.   Бубенкова., О.М. Эффективность применения игрового метода на ранних стадиях ожирения у детей/О.М. Бубенкова. // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. -2007. - №3. - С. 8.

.   Бубенкова., О.М., Восстановительный комплекс упражнений для детей с ожирением/ О.М., Бубенкова. // ЛФК и массаж - 2007. - №3. - С. 43-45.

.   Бубенкова., О.М., Соматические особенности детей с избыточным весом/ О.М. Бубенкова. // Сборник научных трудов молодых ученых /Смолен., ин-т физ. Культуры. - Смоленск, 2003., - вып. 10. - С. 21-23

.   Бубенкова., О.М., Избыточный вес-актуальная медико-биологическая проблема/ О.М. Бубенкова. // Спорт. Олимпизм. Гуманизм: межвуз. сб. научн. тр./ Смолен. ин-т физ. культуры., - Смоленск, 2004. - вып. 5. - С. 35-38.

.   Булгакова Н.Ж. Спортивное плавание: состояние и пути развития/ Н.Ж. Булгакова, О.И. Попов. // Теория и практика физической культуры. - 2005. - №6.-С. 28-30.

.   Булгакова Н.Ж. Игры у воды, на воде, под водой/Н.Ж. Булгакова. - М.: Физкультура и спорт, 2000. - 76 с.

.   Булгакова Н.Ж. Познакомьтесь - плавание: Первые шаги в спорте/Н.Ж. Булгакова. - М.:Аст: Астрель, 2002. - 159 с. рис.

.   Булгакова Н.Ж. Теория и методика плавания: учеб. для студентов вузов по направлению «Пед. образование» профиль «Физ. культура»/Н.Ж. Булгакова, О.И. Попов, Е.А. Распопова; под ред. Н.Ж. Булгаковой.-М.: Академия, 2014. -320 с. - (Высш. проф. образование. Бакалавриат).

.   Быков В.А. Общие закономерности активного обучения спортивным двигательным действиям студентов вуза физической культуры: учеб.-метод. пособие/В.А. Быков, А.В. Куделин, Д.Ф. Палецкий. - Смоленск: [б.и.], 2011. - 88 с.

.   Быков В.А. Инновационная система ускоренного обучения плаванию, спортивной тренировки и оздоровления студентоквысших учебных заведений физической культуры: автореф. дис. д-ра пед. наук/ В.А. Быков.-М., 2003.-48 с.

.   Васильева В.В. Физиология человека: учеб. пособие для учащихся сред. физкультур. учеб. заведений/ В.В. Васильева, Э.Б. Коссовская, Н.А. Степочкина. - М.: Физкультура и спорт, 1973. -191 с.

.   Ганчар И.Л. Теория преподавателя плавания: технологии обучения и совершенствования: учебник/ И.Л. Ганчар - Одесса: Друк Ч. 2., 2006 - 696 с.

.   Гарбуз Г.Е. Совместный с родителями проект «Плавание - это здоровье»/ Г.Е. Гарбуз. // Инструктор по физкультуре. -2013.- №1. - С. 82-87.

.   Герасимова Ю.С. Начальное обучение плаванию детей дошкольного возраста с использованием сюжетно-ролевых игр автореф. дис. канд. пед. наук/Ю.С. Герасимова. - Спб. 2009. -24 с.

.   Грецов А.Г., Возрастные особенности развития и педагогического взаимодействия в сфере физического воспитания: метод. пособие/ А.Г. Грецов, Е.Г. Попова. - Спб.: [б, и]. - (Федерал. Целевая программа «Комплексные меры противодействия злоупореблению наркотиками и их незаконному обороту на 2005-2009 г.» Кн. 2: младшие школьники. -2009. -70

.   Гутерман В.А. Секреты Нептуна/В.А. Гутерман.-М.: Физкультура и спорт, 1970. - 78 с. - (Физкультура и здоровье).

.   Давыдов В.Ю. Методика начального обучения плаванию девочек 7-10 лет в условиях глубокого открытого плавательного бассейна/ В.Ю. Давыдов, Д.А. Косьяненко. // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2003. - №1. - С. 29-34

.   Давыдова И.А. Этапы начального обучения детей плаванию в условиях глубокого бассейна/И.А. Давыдова; Л.И. Вовченко. // Проблемы оптимизации учебно-воспитательного процесса в ИФК: материалы научн. - метод. конф. - Челябинск, 1993. - Вып.3. - С. 135-136.

.   Дьякова Е.Ю. Физиологические особенности организма детей младшего школьного возраста, занимающихся по программе ускоренного обучения плаванию/ Е.Ю. Дьякова, А.Н. Захарова // Вестник Томского государственного университета. - 2013. - №367. - С. 147-150.

.   Епифанов В.А. Лечебная физическая культура и массаж учеб. для мед. училищ и колледжей/В.А. Епифанов. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Гэотар-Медиа, 2012. - 528 с.

.   Ерегина С.В. Двигательные умения и навыки как предмет обучения/С.В. Ерегина. // Детский тренер. -2009. - №3. - С. 12-20.

.   ЕрмаковаМ.В. Особенности обучения плаванию в разновозрастной группе/М.В. Ермакова, Т.Н. Павлова, Н.А. Чистова. // Детский тренер. -2009. - №3. - С. 21-34

.   Зернов В.И. Практикум для изучения техники движений в спортивных способах плавания/В.И. Зернов. - 4-е изд., перераб. и доп. - Минск: Изд-во БГУФК, 2010.-51 с.

.   Зернов В.И. Плавание: метод. пособие; Практикум по разделу «Методика обучения» (700 упражнений для обучения навыку плавания)/ В.И. Зернов, В.Г. Ярошевич. - Минск: Промпечать, 1998.-88 с.

.   Калюжнова И.А. Лечебная физкультура/И.А. Калюжнова, О.В. Перепелова. - Ростов н/Д: Феникс, 2008. - 349 с. - (Будь здоров!).

.   Корниенко И.А. Возрастные изменения энергетического обмена и терморегуляции/ И.А. Корниенко. - М.:Наука, 197. - 157 с.

.   Каштанова Г.В. Медицинский контроль за физическим развитием дошкольников и младших школьников: практ. пособие/Г.В. Каштанова, Е.Г. Мамаева. - М.: АРКТИ, 2006. - 64. (Развитие и воспитание).

.   Котляров А.Д. Дифференцирование средств обучения технике плавания детей дошкольного возраста: автореф. дис..канд. пед. наук/А.Д. Котляров. - Омск, 1989. -19 с.

.   Куртев С.Г. Руководство к практическим занятиям по курсу спортивной медицины: учебное пособие/ С.Г. Куртев [и др.].-2е издание., доп. - Омск: Изд-во СибГУФК, 2008. - 148 с.

.   Лечебная физическая культура: учеб. для студентов вузов / под ред. С.Н. Попова. - 10-е изд., испр.-М.:Академия, 2014. -416 с. - (Высш. проф. Образование).

.   Лукьяненко В. Основные положения теории Н.А. Бернштейна/В.П., Лукьяненко. // Спорт в школе. -2008. - №10 (16-31 мая). - С. 35-42.

.   Милюкова И.В. Большая энциклопедия оздоровительных гимнастик/И.В. Милюкова, Т.А. Евдокимова; под ред. Т.А. Евдокимовой. - М. [и др.]:АСТ [и др.], 2007.-911 с.

.   Назаренко Л.Д. Оздоровительные основы физических упражнений/Л.Д. Назаренко. - М.:Владивос-Пресс, 2002. - 239. - (Б-ка учителя физ. культ.).

.   Обучение плаванию детей 5-6 лет в условиях глубокого бассейна/ С.А., Лубова, [и др.]. // Детский тренер. -2012. - №3. - с. 4-13.

.   Павлова Т.Н. в помощь школьному учителю: рекомендации по обучению плаванию/Т.Н. Павлова, С.М. Никитина. // Детский тренер. -2012. - №1. - С. 14-20.

.   Погребной А.И., Инновационная методика обучения плаванию/ А.И., Погребной. // Физическая культура, спорт-наука и практика. - Краснодар, 2001.- №1-4 с. 46-50

.   Протченко Т.А. Обучению плаванию дошкольников и младших школьников: метод. пособие/Т.А. Протченко, Ю.А. Семенов. - М.: Айрис-Пресс, 2003. -77 с. - (Методика).

.   Семенов, В.Г. Методы математической статистики в исследованиях по физической культуре и спорту: Учеб.пособие для студ., асп. и преп. акад. и ин-тов физ. культ./ В.Г. Семенов, В.А. Смольянов, Е.П. Врублевский. - Смоленск: Б.и., 1998. - 72 с.

.   Степанов А.А. Крепкое здоровье в любом возрасте/А.А. Степанов. - Спб.:Невский проспект, 2003. - 160 с. - (Мой опыт).

.   Шельмина Л. Лечебная физкультура/Л. Шельмина, Н. Балашов. - Спб. [и др.]: Питер, 2013.-176 с. - (Семейный доктор).

44. URL: http://www.who.int/mediacentre/factsheets/fs311/ru/

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...