Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Задачи, методы и организация исследования




Задачи исследования

Целью нашего исследования является установление обучаемость формированию начального плавательного навыка детей с различной степенью избыточного веса.

Для достижения цели в работе нами были поставлены следующие задачи исследования.

. Изучить временной характер овладения начальным навыком плавания у мальчиков и девочек младшего школьного возраста в процессе обучения.

. Выявить различия в сформированности начального навыка плавания у мальчиков и девочек с различной степенью жироотложения.

. Дать практические рекомендации для оптимизации начального обучения плаванию детей младшего школьного возраста с различной степенью жироотложения.

 

Методы исследования

 

Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования:

.   Теоретический анализ, обобщение данных научно-методической литературы.

.   Педагогические контрольные испытания.

.   Антропометрия.

.   Расчётные методы

.   Тестирование.

.   Метод хронометрирования.

.   Математико-статистическая обработка материалов исследования.

Анализ и обобщение данных научно-методической литературы проводился путем изучения научно-методических пособий, монографий, статей из сборников, научных трудов. Авторефератов, периодической печати. В ходе исследования было проанализировано 43 источников.

В ходе изучения литературы нами были рассмотрены вопросы:

    Влияние водной среды на организм человека

    Формирование излишних жировых отложений

    Формирование двигательных навыков и значения двигательной активности

    Особенности физиологического развития детей младшего школьного возраста

    Особенности методики обучения плаванию детей младшего школьного возраста.

Педагогические контрольные испытания проводились с целью определения величины показателей, характеризующих степень избыточной массы тела, а так же уровень сформированности начального навыка плавания. Для оценки уровня сформированности начального навыка плавания было использовано 9 показателей, каждый из которых оценивал преимущественно разные стороны начальной плавательной подготовленности.

Антропометрия. Для получения сопоставимых данных о размерах тела человека, пригодных для последующего анализа, необходимо придерживаться общепринятой методики антропометрии.

Методика антропометрии: антропометрические измерения следует проводить в утреннее время натощак, в одни и те же часы. Инструмент должен быть стандартным и проверенным.

Рост стоя измеряют ростомером или антропометром. Ростомер представляет собой укрепленную на подставке вертикальную линейку с подвижной планкой, откидным сидением для измерения роста сидя.

Рост стоя измеряют так: обследуемый становится босыми ногами на площадку ростомера, выпрямляет осанку, касается вертикальной линейки ростомера пятками, ягодицами, спиной между лопаток. Затылком касаться линейки необязательно, но требуется следить за тем, чтобы наружный угол глаз и козелки ушных раковин находились на горизонтальной линии (правило немецкой горизонтали)

Вес тела определяется взвешиванием на медицинских весах. Исследуемый без обуви и одежды (разрешается только трусы и бюстгальтер) встает на середину площадки весов при закрытом замке коромысла. Большой гирей на нижней планке устанавливается приблизительный вес обследуемого, после чего замок открывается и вес уточняется сначала большой гирей, а потом передвижением малой гирьки по верхней планке коромысла. Записывают вес в килограммах, суммируя показания большой гири на нижней планке и малой гирьки на верхней планке. Точность измерения должна быть на уровне 50г. (С.Г. Куртев, 2008).

Антропометрия проводилась с целью определения индекса массы тела.

Расчетные методы. Использовались для определения показателя (ИМТ).

Индекс массы тела (ИМТ) - величина, позволяющая оценить степень соответствия массы человека и его роста и тем самым косвенно оценить, является ли масса недостаточной, нормальной или избыточной (Корниенко И.А., 1979; Белозерова Л.М., 2006). Данный индексважен при определении показаний для необходимости лечения. В нашем исследовании ИМТ использовался для разделения детей на подгруппы.

Расчетная формула для определения ИМТ.

 

ИМТ=m/h2, где:

 

m - масса тела в килограммах,

h - рост в метрах.

Тестирование. Для проведения эксперимента нами был разработан тест из набора упражнений по освоению с водой. Испытания проводились до момента овладения начальным навыком плавания, т.е. до момента проплывания ребенком 25 метров любым способом. Дети обучались плаванию индивидуально, либо группами до трех человек.

По мере освоения упражнений проводились контрольные измерения. Для оценки обучаемости детей начальному навыку плавания с различной степенью избыточной массы тела были выбраны следующие упражнения, которые на контрольных уроках одновременно являлись тестами:

.   Бег по дну бассейна с использованием элементарных гребковых движений руками.

Бег по дну бассейна с использованием элементарных гребковых движений руками оценивался следующим образом: было необходимо пробежать по дну бассейна отрезок длиною пять метров на время.

.   Время погружения за пятью игрушками

Ныряние за игрушками проводилось следующим образом: пять игрушек равномерно распределялись на дне бассейна по площади в два квадратных метра, на мелкой части бассейна, после чего ребенку было предложено собрать игрушки со дна как можно быстрее.

.   Время всплывания с глубины два метра

Время всплывания с глубины 2 метра оценивалось по следующим критериям: шест длиной около трех метров с предварительно нанесенными отметками 0 и 2 метра опускался в воду, после чего испытуемые опускались по шесту на глубину 2 метра, затем отпускали руки и при помощи элементарных движений всплывали на поверхность. Время всплывания определялось по секундомеру. За начало отсчета нами был принят момент, в который испытуемый отпускал шест.

.   Длина скольжения на груди

Скольжение на груди оценивалось по следующим критериям: измерялось расстояние, которое ребенок смог преодолеть, оттолкнувшись от стенки бассейна, сохранив горизонтальное положение «стрелочка».

.   Комбинированное упражнение

Суть этого упражнения состояла в том, чтобы ребенок мог удерживать вертикальное положение телана глубокой части бассейна, не опуская голову под воду, при помощи движений руками и ногами. Испытание заканчивалось в момент погружения головы под воду. Время удержания вертикального положения тела фиксировалось секундомером.

.   «Звездочка» на груди.

Данное упражнение выполнялось на мелкой части бассейна. Ученик занимал горизонтальное положение в воде на задержке дыхания, широко раскинув в стороны руки и ноги. Основная задача заключается в том, чтобы как можно дольше удержаться в неподвижном положении.

.   Время выполнения 30 выдохов в воду.

Тест на освоение еще одной группы упражнений по освоению с водой - дыхание. Данный тест проводился следующим образом: от испытуемых требовалось совершить тридцать полноценных глубоких вдохов на поверхности с последующими выдохами в воду. Скорость выполнения данного упражнения являлась определяющим критерием: слишком быстрое выполнение вдоха могло вызвать удушье и, как следствие, сбой в выполнении упражнения. Очень быстрый выдох в воду мог оказаться неполноценным, что могло вызвать «застой» выдыхаемого углекислого газа в легких, вследствие чего была необходима остановка упражнения для восстановления дыхания.

.   Время проплывания отрезка 25 метров любым способом.

Проплывание отрезка 25 метров на время нами было определено, как последний тест, оценивающий комплексное развитие начального навыка плавания. Испытуемым было предложено проплыть 25 метров любым возможным способом. По команде начинался отсчет времени, и ребенок приступал к выполнению задания.

Также для оценки обучаемости нами был использован следующий показатель: количество занятий, требуемых для обучения проплывания дистанции 25 метров любым способом.

Метод хронометрирования проводился для определения времени выполнения тестовых упражнений и проплывания отрезка 25 метров на время при помощи секундомера MADWAVEStopwatch 100. Время фиксировалось с точностью до 0,01 секунды.

Математико-статистическая обработка материалов исследования.

При статистической обработке полученных данных, использовались общепринятые методы:

X - средняя арифметическая величина,

у - среднее квадратическое отклонение,

доверительный интервал по t критерию Стьюдента при Pдов.=0,95.

Определение арифметического.

 

X = ∑X1/n, где n - число вариант в ряду.

 

Определение среднего квадратического отклонения

 

у = ∑(X1 - X)2/n-1 (Семенов, В.Г., 1998).

 

Оценка достоверности различия определялась при помощи выкладки математических формул в программе MicrosoftOfficeExcel 2010.

Организация исследования

 

Исследовательская работа проводилась на базе БОУ ОО ДОД «СДЮСШОР», в период с сентября 2011 г. - по январь 2015 г. в бассейне «Коралл», 25 метров, глубина мелкой части 1,2 метра, глубокой части - 3,8 метра.

Организация исследования в соответствии с поставленными задачами исследования была разделена на три этапа:

Первый этап (сентябрь 2011 - декабрь 2013) проводился сбор и анализ информации, изучались литературные источники, устанавливались цели задачи и методы исследования.

Второй этап (январь 2014 - ноябрь 2014). Были проведены педагогические исследования, в которых принимали участие30 мальчиков и 30 девочек младшего школьного возраста (7 - 10 лет). Для стандартизации программы начального обучения был составлен план-график учебных и тестовых занятий.

Шесть групп подготовительных упражнений по освоению с водой были распределены на 12 занятий, при этом проверка овладения различными составляющими навыка начального плавания осуществлялась в виде тестирования после прохождения соответствующего учебного материала. С 7 и до последнего занятия занимающимся предлагалась попытка продемонстрировать конечный уровень овладения навыком начального плавания, а именно проплыть 25 м любым доступным способом. После проведения 12 уроков не все занимающиеся овладели навыком начального плавания, поэтому программа обучения продолжалась до тех пор, пока все дети не освоили данный навык. С 13 по 20 занятие дети совершенствовали отдельные элементы комплексного овладения навыком начального плавания.

Занятия проводились в индивидуальном порядке, либо в группах с максимальным количеством детей до трех человек, что позволяло обеспечить безопасность проводимых занятий и облегчить контроль выполнения заданий со стороны педагога. В занятиях сохранялась классическая форма проведения урока, принятая в теории физического воспитания. Каждый урок состоит из трех частей: подготовительной, основной и заключительной. Подготовительная часть 15-20 минут, из них 5-10 минут занятия на суше, 5-10 минут - в воде. В основной части урока сконцентрированы упражнения для развития основных двигательных навыков плавания. Длительность основной части урока 15-20 минут. Заключительная часть занятия 5-10 минут предполагает включение обучающих игр, время для свободного купания, а так же содержит комплекс мероприятий по восстановлению ЧСС.

Третий этап (сентябрь 2014 - январь 2015). На основе зафиксированных показателей формирования начального навыка плавания выявлялись особенности этого процесса у детей с различной степенью жироотложения. Для этого группа девочек была разделена на 2 численно равные подгруппы: с более низким и с более высоким показателем индекса массы тела. Аналогичная процедура была проведена для группы мальчиков.


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...